Конспект викторины о зимующих и перелетных птицах
план-конспект по природоведению на тему
Конспект итогового мероприятия на закрепление у детей 5-6 лет представлений о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект итогового занятия (викторина) по теме: "Перелетные и зимующие птицы" | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепление и обобщение знаний учащихся о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.
Задачи:
Обучающая. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями.
Развивающая. Развивать способность анализировать внешний облик птиц, их поведение. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, любить их, беречь. Словарная работа: зимующие , перелетные, стая, вожак, корм, кося, клин. Предворительная работа: изучение характерных особенностей внешнего вида и жизнедеятельности птиц, подготовкаребенка к исполнению роли сороки. Демонстрационный материал: карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Форма проведения: групповая.
Ход мероприятия:
Педагог: Ребята, сегодня на адрес нашего центра пришла телеграмма от сороки, но она попала под дождь и ее немного размыло. Помогите мне ее прочитать. (Дети разгадывают ребус «Стертые буквы», на котором написана фраза: «Помогите птицам зимой»)
Педагог: Как вы думаете, почему сорока прислала нам такую тревожную просьбу? (Дети отвечают)
В зал вбегает ребенок в костюме сороки.
Сорока:Ча-ча-ча! Что за шум, что за гам. Зачем вы все слетелись сюда? Педагог: Здравствуй сорока. Подожди, не трещи. Мы получили твою телеграмму и обсуждаем почему ты просила помочь птицам зимой. Нужно решить много вопросов. Сорока: Какие вопросы, вы все равно ничего не знаете. У вас только игры, забавы, драки на уме.
Педагог: Тише, тише сорока, не трещи! А лучше присоединяйся к нам. Мы собирем птичий совет и решим как птицам выжить зимой. Я предлагаю вам, разделится на две стаи. Одна перелетная, другая зимующая. Для этого на столе лежат перевернутые картинки, каждый ребенок должен подойти и взять одну. Рассмотрите изображение птицы и скажите как она называется и к какой группе она относится. (Дети называют птиц и делятся на две группы. Выбирают названия для свои команд).
Дорогие стаи, скажите про какую птицу говорят «Мудрая»? (Сова)
Ваши ответы сегодня будут оценивать совет «Мудрой совы». (Представляет Совет — жюри, которое будет подводить итоги). За правильный ответ «Совет Мудрой Совы» командам будет давать зерна и гусеницы. Зерна для зимующих птиц. Гусеницы для перелетных птиц.
Внимание, внимание начинаем наш совет.
1 задание. «Вопросы Мудрой Совы»
- Как называются птицы, которые на зимний период отправляются в тёплые края? (Перелетные птицы)
- Как называются птицы, которые на зимний период остаются на родине?
(Зимующие птицы) - Назовите перелетных птиц. (Грач, жаворонок, журавль, скворец, зимородок, стриж, ласточка )
- Почему птицы улетают в другие страны? (Перелетные птицы улетают в теплые края в поисках корма)
- Назовите водоплавающих перелетных птиц? (Лебеди, гуси, утки)
- Назовите зимующих птиц? (Снегирь, дятел, воробей, синица, голубь, ворона, свирестель, сорока)
- Чем питаются птицы, которые остаются на зиму? (Ягодами, семенами, жучками из под коры)
- Что позволяет птицам долго лететь, не опускаюсь на землю? (Птицы едят, спят на лету)
- Какие птицы летят совершают перелет не в стаях, а в одиночку? (Орел, кулик, ястреб, кукушка)
- Какие птицы дольше всех находятся в воздухе при перелете? (Стрижи)
2 задание. «Убери лишнее». Детям предлагаются перемешанные карточки зимующих и перелетных птиц. Необходимо убрать несоответствующие группе.
3 задание. «Найди птицу». Детям дается задание найти в кабинете рназвешанные изображения перелетных птиц.
4 задание. «Три подсказки» Детям одной команды дается задание изобразить птицу, ведущий зачитывает три подсказки. Другая команда старается ее отгадать.
Воробей. -Серенькая, маленькая, подвижная птичка. - Эта птичка издаёт призывное " чив..., чив...", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев. - В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Ворона.
- Эта птица крупная, у нее продолговатое туловище. Она ходит широкими шагами. Имеет крепкий клюв.
- Основной цвет оперения птицы черный.
- Ей нравится подбирать блестящие предметы.
Дятел.
- Эта птица имеет пестрое оперение. - Эту птицу называют «лесным доктором».
- Верхняя часть тела черная, а низ белый. У самцов на затылке красное пятно. На крыльях белые пятна.
Снегирь.
- Эта перелетная птица появляется в нашем регионе в начале зимы в большом количестве.
- Нижняя часть тела самцов красная, спина - серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный.
- Птица носит снежное название.
Сорока.
- Ловкая, суетливая птица.
- Голова, крылья, хвост - чёрные, на крыльях есть белые пятна. Хвост длинный, будто стрела.
- В народе про нее говорят, что она трещит.
Синица.
- Очень подвижная и ловкая птичка размером с воробья.
- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желтая и брюшко желтое, а щеки и пятно на затылке белые.
- В зимний солнечный денек звонко поет:«Синь-синь-синь!»
Поползень.
- Окраска спинки у этой птички голубовато-серая, брюшко белое. От клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте - белые пятна.
- Лазает по стволу дерева лучше других птиц.
- Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.
Молодцы все правильно!
5 задание. «Летят перелетные птицы».
Как готовятся птицы к перелету? (Тренеруют молодняк, наедаются)
Как называется птица, которая выполняет ведущую роль в стае? (Вожак)
Какие птицы добираются до теплых стран пешком? (Перепела и коростыли)
6 задание. Как летят птицы при перелете?
«Косяком» — летят гуси. Утки — прямой линией, рядом. Журавли — «клином». Ласточки, скворцы — кучей в виде облака. Командам предлагается продемонстрировать принцип полета птиц.
6 задание. «Птичьи голоса»
Птиц по щелканью и свисту различают,
Их по гомону и пенью узнают,
И поют они, когда им не мешают,
Ну, а если им мешают – не поют.
Как вы думаете, почему когда птицы летят, они кричат? (В стае кричат птицы, которые летят последними. Своими криками они подбадривают впереди летящих.)
Давайте пойграим с вами в птичью стаю. Сейчас мы все превращаемся в ворон, как кричат вороны? Ворона – кар-кар. Дятел – тра-та-та. Синица – пили-пили. Голубь – чуф — фы. Зяблик – рю-рю-рю. Сорока – ча-ча-ча. Грач – кра –кра. Дрозд – филипп — филипп. Овсянка – зинь –зинь. Иволга – фиу-тиу-лиу. Пеночка – тинь, тинь. Горихвостка – фи-ить. Кукушка – ку-ку. Воробей чик-чирик.
7 задание. Загадки.
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
(Сорока).
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее…
(Ворона)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом.
(Клест)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет?
(Дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик – чирик!»
(Воробей)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Спереди - шильце
Сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)
Днем спит, ночью летает.
(Сова)
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
На шесте - дворец, во дворце - певец.
(Скворец)
Педагог: А теперь пока наш Мудрый Совет подводит итоги, чья команда набрала больше корма, давайте и мы с вами обобщим все, что мы сегодня вспомнили о зимующих и перелетных птицах. Каким птицам мы должны помогать зимой? Почему мы — люди, должны помогать птицам? Почему важно, чтобы птицы не погибли зимой? Как мы можем им помочь? Какой корм мы можем предложить птичкам? После подведения итогов и награждения команд педагог читает детям стихотворение «Покормите птиц зимой!»
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».
Тема: Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи: Коррекционно-образова...
конспект логопедического занятия по теме: "Перелетные птицы"
Логопедическое занятие для детей подготовительного к школе возраста по теме: "Перелетные птицы"....
Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы».
Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы».Цели:1.Упражнять детей в дифференциации глаголов единственного и множественного числа; в образовании существительных с уменьшительно- ласкате...
Урок развития речи в 4 классе по теме "Зимующие и перелетные птицы"
Открытый урок развития речи в 4 классе Специальной(коррекционной) школы- интернат 8 вида Республики Алтай...
Викторина "Перелетные птицы"
Данная викторина предназначена для дополнительных занятий для учащихся 5-6 класса...
Викторина «Перелетные птицы» (водоплавающие) подготовительная группа
Викторина о перелетных птицах, для детей подготовительной группы...
Развитие режиссерской игры у дошкольников с общим недоразвитием речи на примере лексической темы: «Зимующие и перелетные птицы»
Своеобразие речевого общения, характерное для детей с речевой патологией делает необходимым поиск способов его активизации, эффективной коррекции. Одним из результативных средс...