Конспект викторины о зимующих и перелетных птицах
план-конспект по природоведению на тему

Винокурова Галина Альбертовна

Конспект итогового мероприятия на закрепление  у детей 5-6 лет представлений о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ (для детей 5-6 лет)

Цель: Закрепление и обобщение знаний учащихся о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.

Задачи:

Обучающая. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах,   устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями.

Развивающая. Развивать способность анализировать внешний облик птиц, их поведение.                                                                                               Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, любить их, беречь.                                                                                                                              Словарная работа: зимующие , перелетные, стая, вожак, корм, кося, клин.                                                                                    Предворительная работа: изучение  характерных особенностей  внешнего вида и жизнедеятельности птиц, подготовкаребенка к исполнению роли сороки.                                                                                         Демонстрационный материал: карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.                                                                                                Форма проведения: групповая.

Ход мероприятия:

Педагог: Ребята, сегодня на адрес нашего центра пришла телеграмма от сороки, но она попала под дождь и ее немного размыло. Помогите мне ее прочитать. (Дети разгадывают ребус «Стертые буквы», на котором написана фраза: «Помогите птицам зимой»)

Педагог: Как вы думаете, почему сорока прислала нам такую тревожную просьбу? (Дети отвечают)

В зал вбегает ребенок в костюме сороки.

Сорока:Ча-ча-ча! Что за шум, что за гам. Зачем вы все слетелись сюда?                                                                                                                  Педагог: Здравствуй сорока. Подожди, не трещи. Мы получили твою телеграмму и обсуждаем почему ты просила помочь птицам зимой. Нужно решить много вопросов.                                                                                    Сорока: Какие вопросы, вы все равно ничего не знаете. У вас только игры, забавы, драки на уме.

Педагог: Тише, тише сорока, не трещи! А лучше присоединяйся к нам. Мы собирем птичий совет и решим как птицам выжить зимой. Я предлагаю вам, разделится на две стаи. Одна перелетная, другая зимующая. Для этого на столе лежат перевернутые картинки, каждый ребенок должен подойти и взять одну. Рассмотрите изображение птицы  и скажите как она называется и к какой группе она относится. (Дети называют птиц и делятся на две группы. Выбирают названия для свои команд).

Дорогие стаи, скажите про какую птицу говорят «Мудрая»? (Сова)

Ваши ответы сегодня будут оценивать совет «Мудрой совы». (Представляет Совет — жюри, которое будет подводить итоги). За правильный ответ «Совет Мудрой Совы» командам будет давать  зерна и гусеницы.  Зерна для зимующих птиц. Гусеницы для перелетных птиц.  

Внимание, внимание начинаем наш совет.

1 задание. «Вопросы Мудрой Совы»

  1. Как называются птицы, которые на зимний период отправляются в тёплые края? (Перелетные птицы)
  2.  Как называются птицы, которые на зимний период остаются на родине?
    (Зимующие птицы)
  3. Назовите  перелетных птиц. (Грач, жаворонок, журавль, скворец, зимородок, стриж, ласточка )
  4. Почему птицы улетают в другие страны? (Перелетные птицы улетают в теплые края в поисках корма)
  5. Назовите водоплавающих перелетных птиц? (Лебеди, гуси, утки)
  6. Назовите зимующих птиц? (Снегирь, дятел, воробей, синица, голубь, ворона, свирестель, сорока)
  7. Чем питаются птицы, которые остаются на зиму? (Ягодами, семенами, жучками из под коры)
  8. Что позволяет птицам долго лететь, не опускаюсь на землю? (Птицы едят, спят на лету)
  9. Какие птицы летят совершают перелет не в стаях, а в одиночку? (Орел,  кулик, ястреб, кукушка)
  10.  Какие птицы дольше всех находятся в воздухе при перелете? (Стрижи)

2 задание. «Убери лишнее». Детям предлагаются перемешанные карточки зимующих и перелетных птиц. Необходимо убрать несоответствующие группе.

3 задание. «Найди птицу». Детям дается задание найти в кабинете рназвешанные изображения перелетных птиц.

4 задание. «Три подсказки» Детям одной команды дается задание изобразить птицу, ведущий зачитывает три подсказки.  Другая команда старается ее отгадать.

Воробей.                                                                                                                         -Серенькая, маленькая, подвижная птичка.                                                                            - Эта птичка издаёт призывное " чив..., чив...", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.                                                                          - В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Ворона. 

- Эта птица крупная, у нее продолговатое туловище. Она ходит широкими шагами. Имеет крепкий клюв.

- Основной цвет оперения птицы черный.

- Ей нравится подбирать блестящие предметы.

Дятел.

- Эта птица имеет пестрое  оперение.                                                                          - Эту птицу называют «лесным доктором».

- Верхняя часть тела черная, а низ белый. У самцов на затылке красное пятно. На крыльях  белые пятна.

Снегирь.

- Эта перелетная птица появляется в нашем регионе в начале зимы в большом количестве.

- Нижняя часть тела самцов красная, спина - серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный.

- Птица носит снежное название.

Сорока.

- Ловкая, суетливая птица.

- Голова, крылья, хвост - чёрные, на крыльях есть белые пятна. Хвост длинный,  будто стрела.

- В народе про нее говорят, что она трещит.

Синица.

- Очень подвижная и ловкая птичка размером с воробья.

- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желтая и брюшко желтое, а щеки и пятно на затылке белые.

- В зимний солнечный денек звонко поет:«Синь-синь-синь!»

Поползень.

- Окраска спинки у этой птички голубовато-серая, брюшко белое. От клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте - белые пятна.

- Лазает по стволу дерева лучше других птиц.

- Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.

Молодцы все правильно!

5 задание. «Летят перелетные птицы».

Как готовятся птицы к перелету? (Тренеруют молодняк, наедаются)

Как называется птица, которая выполняет ведущую роль в стае? (Вожак)

Какие птицы добираются до теплых стран пешком? (Перепела и коростыли)

6 задание. Как летят птицы при перелете?

«Косяком» — летят гуси.  Утки — прямой линией, рядом. Журавли — «клином».   Ласточки, скворцы — кучей в виде облака.  Командам предлагается продемонстрировать принцип полета птиц.

6 задание.  «Птичьи голоса»

                                  Птиц по щелканью и свисту различают,

Их по гомону и пенью узнают,

И поют они, когда им не мешают,

                                        Ну, а если им мешают – не поют.

Как вы думаете, почему когда птицы летят, они кричат? (В стае кричат птицы, которые летят последними. Своими криками они подбадривают впереди летящих.)

Давайте пойграим с вами в птичью стаю.  Сейчас мы все превращаемся в ворон, как кричат вороны?                                                                                              Ворона – кар-кар. Дятел – тра-та-та. Синица – пили-пили. Голубь – чуф — фы. Зяблик – рю-рю-рю. Сорока – ча-ча-ча. Грач – кра –кра. Дрозд – филипп — филипп. Овсянка – зинь –зинь. Иволга – фиу-тиу-лиу. Пеночка – тинь, тинь. Горихвостка – фи-ить. Кукушка – ку-ку. Воробей чик-чирик.

7 задание. Загадки.                                                                                                

Эта птица так  болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ...

(Сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее…

(Ворона)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом.

(Клест)

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет?

(Дятел)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик – чирик!»

(Воробей)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

Спереди - шильце

Сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

Днем спит, ночью летает.

(Сова)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

(Грач)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

На шесте - дворец, во дворце - певец.

(Скворец)

Педагог: А теперь пока наш Мудрый Совет подводит итоги, чья команда набрала больше корма, давайте и мы с вами обобщим все, что мы сегодня вспомнили о зимующих и перелетных птицах.  Каким птицам мы должны помогать зимой?  Почему мы — люди, должны помогать птицам? Почему важно, чтобы птицы не погибли зимой? Как мы можем им помочь? Какой корм мы можем предложить птичкам?                   После подведения итогов и награждения команд педагог читает детям стихотворение «Покормите птиц зимой!»

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна, -

 И не страшна будет им зима.

 Сколько гибнет их - не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть

 И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

 Приучите птиц в мороз

 К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».

Тема: Закрепление произношения звука [Р]  на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи:  Коррекционно-образова...

конспект логопедического занятия по теме: "Перелетные птицы"

Логопедическое занятие для детей подготовительного к школе возраста по теме: "Перелетные птицы"....

Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы».

Конспект занятия по развитию речи  «Перелетные птицы».Цели:1.Упражнять детей в дифференциации глаголов единственного и множественного числа; в образовании существительных с уменьшительно- ласкате...

Урок развития речи в 4 классе по теме "Зимующие и перелетные птицы"

Открытый урок развития речи в 4 классе Специальной(коррекционной) школы- интернат 8 вида Республики Алтай...

Викторина "Перелетные птицы"

Данная  викторина  предназначена  для  дополнительных  занятий  для  учащихся  5-6  класса...

Викторина «Перелетные птицы» (водоплавающие) подготовительная группа

Викторина о перелетных птицах, для детей подготовительной группы...

Развитие режиссерской игры у дошкольников с общим недоразвитием речи на примере лексической темы: «Зимующие и перелетные птицы»

Своеобразие речевого общения, характерное для детей с речевой патологией делает необходимым поиск  способов его   активизации, эффективной коррекции.  Одним из результативных средс...