КТП по природоведению 5 класс .Автор А.А.Вахрушев.Образовательная система 2100
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 А класс Вахрушев А.А. за 2013-2014 учебный год,Образовательная система 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 А класс Вахрушев А.А. за 2013-2014 учебный год
№ П/П | Название темы урока | Количество часов | Тип урока | Контроль. Практические и лабораторные работы | Программное и учебно-методическое обеспечение | Планируемый результат | Основные понятия | Д/З | Дата | ||
знания | умения | план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Книга 1.История Земли и жизни на ней | 35 | ||||||||||
1 | Вперед, в прошлое! | 1 | Вводный-ознакомительный | Коллекция ископаемых орг,спил современного дерева Презентация Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | Астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология.законы природы, |
Доп матер | ||||
2 | Как появилась на свет наша планета | 1 | Формирование новых знаний | Устный опрос | Видео «Рождение Земли» Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Существование Солнца и планет,их вращение,методы изучения происхождения Земли,работу универсальных природных часов,происхождение Солнечной системы,формы воды. | Газово-пылевая туманность,планеты,Земля,орбиты,звёзды,ядерная реакция,солнечная система,радиоактивный метод,метеориты,небесные тела. | §2 Доп матер | |||
3 | Что происходит в недрах нашей планеты Входная контрольная работа за курс 4 класса | 1 | Формирование новых знаний | Анализ проблемной ситуации | Презентация Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.внутреннее строение Земли | Ядро, мантия, земная кора,сила тяготения,осадочные породы,гранит,базальт,вулканы. | Доп матер | |||
4 | Откуда на Земле вода и воздух | 1 | Формирование новых знаний | Решение проблемной ситуации | Видео «Происхождение воды» Интерактив-ная доска,проек-тор,компьютер | Образование газов,состав атмосферы,появление воды в океане,расположение запасов воды,природные явления,атмосфера луны. | Атмосфера, гидросфера,вулканические газы,угарный газ,метан,сероводород,кислород,поваренная соль. | §4 Доп матер | |||
5 | Превращение горных пород | 1 | Формирование новых знаний | Работа с коллекцией горных пород Тесты КИМ | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Образование оболочек Земли,группы горных пород,выветривание,образование горных рород,магматические породы. | Горные породы,литосферапороды:магматические,осадочныеметаморфические,выветривание,гнейс,мрамор. |
матер | |||
6 | Как менялась поверхность нашей планеты | 1 | Формирование новых знаний | Работа с картой. Тесты КИМ | Презентация Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | Горы, равнины,тепловое перемещение,ледяные торосы. | §6 Доп матер | |||
7 | Как читают палеонтологическую летопись | 1 | Формирование новых знаний | Анализ геохронологической шкалы Тесты КИМ | Интерактив-ная доска,проек-тор,компьютер | использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи | Палеонтологическая летопись,эры,ископаемые представители. |
матер | |||
8 | Как и почему живые существа изменяются | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. | Сообщение о Ч. Дарвине | Презентация Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | находить значение указанных терминов в справочной литературе,борьба за существование,совершенствования организмов,современная теория эволюции,естественные отбор,что такое сорт,приспособленность живлтных,зависимость домашних животных от человека. | Живые организмы,эволюция,приспособления,борьба за существование | §8 Доп матер | |||
9 | Как и почему живые существа изменяются | 1 | Формирование новых знаний | Анализ рисунков . Тесты КИМ | Презентация Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера; выделять его главную мысль | Живые организмы,изменчивость,наследственность. |
матер | |||
10 | Предки и потомки | 1 | Формирование новых знаний | Таблицы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, признаки кошачьих,родословное древо,примеры биологических видов,родство животных с растениями,понятия гибриды. | Родословное древо,виды,гибриды. | §9 Доп матер | ||||
11 | Когда и как появилась жизнь на Земле | 1 | Формирование новых знаний | Тесты КИМ | Таблицы. Рисунки. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь,период истории Земли, | Гипотеза ,следы жизни,гомункулус. |
матер | |||
12 | На заре жизни: мир микроорганизмов | 1 | Формирование новых знаний | Анализ схемы в учебнике | Схемы. Таблицы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь,состав атмосферы,появление первых животных,понятие экосистема, «кислородная революция» ,фотосинтез,микроорганизмы,строматолины. | Фотосинтез, бактерии,микроорганизмы,мат,строматолит,экосистема,хемосинтез,кислородная революция. | §11 Доп матер | |||
13 | Как живые организмы перестали быть микроорганизмами | 1 | Формирование новых знаний | Решение проблемной ситуации | Рисунки. Таблицы. Схемы. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь, появление многоклеточных растений и животных, | Многоклеточные организмы одноклеточныеконцентрация. |
матер | |||
14 | Как живые организмы обзавелись скелетом | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. Практический. | Тесты КИМ | Схемы. Таблицы. Рисунки. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Палеонтологическая летопись,причины появления скелета,значение скелета,историю древнего человека. | Скелет,скелетная революция,криптозой,палеозой. | §13 Доп матер | |||
15 | Жизнь в древних морях | 1 | Формирование новых знаний | Примеры приспособлений организмов к среде их обитания | Таблицы Интерактивная доска,проек-тор,компьютер. | Сформировать у учащихся о гидросфере, ее составных частях, их взаимосвязи, познакомить с крупными морями, океанами Обосновать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рационального использования природных ресурсов. | Пищевые цепи,царства,археоциаты,трилобиты, |
матер | |||
16 | Жизнь в древних морях | 1 | Формирование новых знаний | Примеры приспособлений организмов к среде их обитания. Тесты КИМ | Таблицы. Схемы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Сформировать у учащихся о гидросфере, ее составных частях, их взаимосвязи, познакомить с крупными морями, океанами Обосновать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рационального использования природных ресурсов. | Пищевые цепи,панцирные рыбы,головоногие,динихтис,коралловые рифы. | §14 Доп матер | |||
17 | Как живые организмы вышли на сушу | 1 | Урок обобщения и систематизации | Сообщения «Кистеперые рыбы». Тесты КИМ | Диафильм. Таблицы. Схемы. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на земле, познакомить с основными царствами живой природы. | Почва,ультрафиолетовые лучи,сила тяжести,лишайники,печёночники. |
матер | |||
18 | Как растения изменили облик суши | 1 | Земля (14ч.) | Сообщение о зверозубых ящерах | Интерактив-ная доска,проек-тор,компьютер | Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на земле, познакомить с основными царствами живой природы ландшафты, палеозой,сосудистые растения и их преимущества, «сосудистая революция». | Ландшафт,риниофиты,сосудистые растения,биосфера,береговая линия. | §16 Доп матер | |||
19 | Как основали сушу первые позвоночные | 1 | Формирование новых знаний | Сообщения о динозаврах. Тесты КИМ | Рисунки. Схемы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компью-тер | Живое ископаемое,переход ные формы,риниофиты,образование каменного угля,карбон, | Земноводные ,кистепёрые рыбы,латимерия,карбо,каменный уголь,холоднокровные. |
матер | |||
20 | Наши далекие предки-зверозубые ящеры | 1 | Формирование новых знаний | Сообщения учащихся | Рисунки. Схемы. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете. | Пресмыкающиеся ,голосеменные,хвойные,зверозубые ящеры,роговые чешуи,динозавры. | §18 Доп матер | |||
21 | Когда владыками суши были драконы | 1 | Формирование новых знаний | Работа с гербарием | Таблицы. Схемы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете.строение pe,зверозубых ящеров, Значение кожного покрова. | Динозавры ,птерозавры,обмен веществ,теплокровные. |
матер | |||
22 | Завоевание моря и неба | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический. | Решение проблемной ситуации. Тесты КИМ | Таблицы. Коллекции полезных ископаемых. Интерактив-ная доска,проек-тор,компью-тер | Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселения их различными организмами, расположением природных зон, особенности растительного и животного мира в них | Динозавры,ихтиозавры,плезиозавры,палеонтология. | §20 Доп матер | |||
23 | Ростки нового мира | 1 | Тесты КИМ | Таблицы. Схемы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете. | Строение цветка ,великое вымирание,птеродонт,мезозойские экосистемы |
матер | ||||
24 | Великое вымирание | 1 | Формирование новых знаний | Решение проблемных ситуаций | Таблицы. Схемы. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | познакомить с причинами экологических проблем, пути решения экологических проблем, сохранения жизни на Земле. | Гипотеза ,мезозой,кайнозой | §22 Доп матер | |||
25 | Великое вымирание | 1 | Формирование новых знаний | Приспособленность живых организмов . Тесты КИМ | Таблицы. Глобус. Карты. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | познакомить с причинами экологических проблем, пути решения экологических проблем, сохранения жизни на Земле. | Климат , Гипотеза ,мезозой,кайнозой Палеонтологи, |
матер | |||
26 | Мир травянистых экосистем | 1 | Формирование новых знаний | Тесты КИМ | Таблицы. Схемы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | раскрыть влияние деятельности человека на окружающую среду, с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ | Климат ,злаки,копытные, верхушечный и вставочный рост,хищники,пастбищный комплекс,колыбель численности. | §23 Доп матер | |||
27 | Происхождение человека | 1 | Формирование новых знаний | Сообщения о вымирающих живых организмах | Схемы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Сформировать представление о происхождении человека, его древних предках; о постепенном развитии различных наук о природе, методах их изучения | Предки человека ,австралопитеки,каменные орудия труда,человек умелый,полуденный хищник,человек прямоходящий,человек разумный,неандерталец,кроманьёнец. |
матер | |||
28 | Великое оледенение | 1 | Формирование новых знаний | Приспособленность живых организмов. Тесты КИМ | Рисунки. Схемы. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | История определения Земли,Образование Морен,экосистемы тундры,изменения уровня океана. | Погода и климат,валуны,ледниковый рельеф,эпохи, | §25 Доп матер | |||
29 | Великое оледенение | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический. | Приспособленность живых организмов. Тесты КИМ | Таблицы. Схемы. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Разницу температур между экватором и полюсом,зональный климат,астрономические причины. | Погода и климат валуны,ледниковый рельеф,эпохи, |
матер | |||
30 | Как и почему менялся климат нашей планеты | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический. | Сообщение учащихся. Тесты КИМ | Глобус. Карты. Таблицы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | раскрыть влияние деятельности человека на окружающую среду, с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ, познакомить с причинами экологических проблем, пути решения экологических проблем, сохранения жизни на Земле. | Погода и климат,природная зональность,экватор,полюса,причины:земные астрономические. | §26 Доп матер | |||
31 | Прошлое-ключ к будущему | 1 | Урок совершенствования ЗУН. | Сообщения о вымирающих живых организмах | Глобус. Таблицы. Схемы. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете. | Основные понятия темы:бокситы,железистые кварциты,антропо-ген,СПИД. |
матер | |||
32 | Прошлое-ключ к будущему | 1 | Урок обобщения и систематизации | Фронтальный Индивидуа-льный. | Карты. Глобус. Схемы. Таблицы. Рисунки. Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете. | Основные понятия темы: бокситы,железистые кварциты,антропо-ген,СПИД. | §27 Доп матер | |||
33 | Контрольная работа № 1.Тесты КИМ | 1 | Проверочная письменная работа. Тесты КИМ |
| |||||||
«История Земли и жизнь на ней» | Формирование новых знаний. Практический. | Фронтальный опрос | Коллекции ископаемых остатков организмов. Таблицы. Презентация к уроку Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете. | География,физическая карта,единый мировой океан,географические объекты,условные знаки,рельеф Земли,шкала глубин и высот, | Доп матер | |||||
34 | Геологическая и биологическая история нашего района, села | 1 | Формирование новых знаний | Фронтальный опрос | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | ||||||
35 | Экскурсия в музей | 1 | Формирование новых знаний. Практический. | Экскурсия в музей | |||||||
Книга 2.Часть 2 Как люди открывали Землю и создавали карту Глава 1 География древнего мира. Понятие о плане и карте | |||||||||||
36 | Введение | 1 | Формирование новых знаний | Фронтальный опрос | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Мифы и легенды Древней Греции | География,физическая карта,единый мировой океан,географические объекты,условные знаки,рельеф Земли,шкала глубин и высот, | введение Доп матер | |||
37 | Наша Земля на карте | 1 | Формирование новых знаний. Практический. | Анализ физической карты мира Пр. № 1 Знакомство и рассмотрение карты | Интерактив-ная доска,проек-тор,компьютер Глобус.Карта | Находить на карте путь путешественников, рассказывать об открытиях Познакомить учащихся с различными гипотезами о возникновении Земли, с учеными, внесших вклад в основу современного представления о происхождении солнечной системы | Карта ,единый мировой-океан,географические объекты,условные знаки,рельеф,шкала глубин ивысот,равнины,течения,ледники,атлас,пролив |
матер | |||
38 | Первые государства и первые плавания | 1 | Формирование новых знаний | Работа с к/картой .Тесты КИМ | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер Глобус.Карта | Называть имена 3 – 5 великих путешественников, характеризовать их заслуги | Исток,русло, речная долина,половодьенаводнение,каналы,дельта,устье,пороги. | §2 Доп матер | |||
39 | Земли и города библейских преданий | 1 | Формирование новых знаний | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер Глобус.Карта | Земли и города библейских преданий,реки | Климат, засуха ,месопотамская низменность |
матер | ||||
40 | Географические планы в древности и сегодня | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический. | Анализ плана и карты. Работа с контурными картами. Тесты КИМ | Интерактив-ная доска,проек-тор,компью-тер Глобус.Карта | Отличие плана от карты,масштаб плана,масштаб карты мира,,кремля,Москвы | План и карта,аэрофотоснимки,условные знаки,масштаб | §4 Доп матер | |||
41 | Географические открытия древней Греции | 1 | Формирование новых знаний | Работа с контурными картами Анализ карты Эратосфена | Видео «Интерактивная доска,проек-тор,компьютер Глобус.Карта Эратосфен» | познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете; | План и карта,мысы,бухты,степи,экспедиции,приливы,отливы. |
матер | |||
42 | Географические знания в Римской империи | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический. | Работа с контурными картами. Тесты КИМ | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер Глобус.Карта | познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете; | Столица,вулканы,кратер,водопад,хребты,перевалы,осадки, | §6 Доп матер | |||
43 | География в античном мире. План -карта- урок обобщение закрепления и проверки знаний. | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. | Анализ карты Эратосфена Работа с контурными картами | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер Глобус.Карта | познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете; | Карта,глобус. |
| |||
Глава 2 Средневековые путешествия и открытия | |||||||||||
44 | Путешествия викингов и арабов | 1 | Урок обобщения и систематизации | Работа с контурными картами Пр. № 3 Составление модели путешествия на контурной карте | Видео о путешественниках Интерактив-ная доска,проек-тор,компью-тер Глобус.Карта | познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете; | Ветер ,гейзеры,айсбергикомпас,муссон |
матер | |||
45 | Путешествия европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай | 1 | Работа с картой . Работа с контурными картами. Тесты КИМ | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер Глобус.Карта | познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете; | Материк, компас,климат-континентальный,джунгли. | §8 Доп матер | ||||
46 | Походы и открытие русских на Севере Европы и Западной Сибири | 1 | Формирование новых знаний | Работа с картой . Работа с контурными картами. | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер Глобус.Карта | познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете; | Горы,равнины,тайга,речной бассейн,приток, |
матер | |||
47 | Урок-практикум составления модели путешествия по контурной карте | 1 | Формирование новых знаний | Работа с картой . Работа с контурными картами. Тесты КИМ | Видео о путешественниках Интерактив-ная доска,проек-тор,компьютер | Познакомить учащихся с материками и островами, составляющие сушу планеты раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли; | Карта,глобус. | Доп матер | |||
Глава 3 Великие географические открытия. Градусная сетка на глобусе и картах | |||||||||||
48 | Великие географические открытия | 1 | Формирование новых знаний | Работа с картой . Тесты КИМ | Видео о путешественниках Интерактив-ная доска,проек-тор,компьютер | Морской путь в Индию,открытие Америки,плавание Христофора Колумба, наносить географические объекты на карту. | Карта ,Африка,Васко да Гама,Америка,Христофор,Колумб. | §10 Доп матер | |||
49 | Открытия в Америке | 1 | Формирование новых знаний | Работа с картой . Работа с контурными картами. | Видео о путешественниках Интерактив-ная доска,проек-тор,компьютер | Познакомить учащихся с материками и островами, составляющие сушу планеты раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли; | Океаны,растительность,горы. |
матер | |||
50 | Первые кругосветные плавания | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический. | Работа с картой . Работа с контурными картами. Пр. №4 Работа с картой-кругосветное путешествие | Презентация Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Познакомить учащихся с материками и островами, составляющие сушу планеты раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли; | Фернан Магелан, Огненная Земля, «»Всеобщая география» | §12 Доп матер | |||
51 | Глобус параллели и мередианы | 1 | Формирование новых знаний | Работа с картой . Работа с контурными картами. Тесты КИМ | Презентация Интерактив-ная доска,проек-тор,компью-тер | познакомить с особенностями внутреннего строения земли, особенностями земной коры. | Экватор Параллели, меридианы,глобус |
матер | |||
52 | Географические координаты | 1 | Формирование новых знаний | Работа с картой . Работа с контурными картами. | Интерактив-ная доска,проек-тор,компью-тер,компас,линейки | познакомить с особенностями внутреннего строения земли, особенностями земной коры. | Параллели, меридианы,геогра Фическая долгота, Ширина,координаты,земная орбита, Солнцестояние,равноденствие. | §14 Доп матер | |||
53 | Искажения на карте и изменения во времени | 1 | Формирование новых знаний | Работа с картой . Работа с контурными картами. Анализ карт Пр. № 5 Карта-с искажениями | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Уметь пользоваться картой и глобусом, искажение Земли,вращение Земли,смену дня и ночи,нулевой меридиан,долготу и ширину. | Параллели, меридианы,линия перемены дат, |
матер | |||
54 | Открытие Австралии и Океании | 1 | Формирование новых знаний | Работа с картой . Работа с контурными картами. Тесты КИМ | Видео о путешественниках Интерактив-ная доска,проек-тор,компьютер | Расположение Австралии,океанию,острова тихого океана,координаты Гавайских островов,открытие австралии. | Параллели, меридианы ,архипелаг. | §16 Доп матер | |||
55 | Достижения географии в эпоху Великих географических открытий | 1 | Формирование новых знаний | Нахождение географических объектов, их нанесение на контурную карту, нанесение на карту маршрутов путешествий. | Интерактиная доска,проек-тор,компьютер | Карта,атласы,контурные карты, | Доп Матери ал | ||||
Глава 4 Исследования в океанах и во внутренних частях материков | |||||||||||
56 | Исследования Америки | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. | Работа с картой Пр. № 6 Элементы моделирования | Видео фильм Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Длинные реки мира,расположение Америкии гор Кордильер,реки текущие в три океана | Залив, степь,низменности Плоскогорья,каньоны,водопады,прерии. |
матер | |||
57 | Открытия русских землепроходцев в Азии | 1 | Урок формирования и совершенст-вования знаний. | Работа с картой . Тесты КИМ | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Крупнейшие реки Сибири,богатства Сибири,отличие тундры от степей,нахожение во Сточного мыса России | Землепроходцы,волоки,тундра Европа,Азия. | §18 Доп матер | |||
58 | Русские экспедиции в Ледовитом и Тихом океанах | 1 | Урок обобщения и систематизации | Работа с картой . | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Отличие морского климата от континентального,вулканы Тихого океана,цунами,цель русских кругосветных путешествий,координаты мыса Челюсктн. | Пролив, географические координаты ,сопка |
матер | |||
59 | Путешествия и открытия в Южном полушарии | 1 | Урок повторения | Работа с картой | Видео фильм Интерактивная доска,проек-тор,компью-тер | Полноводную реку Африки,водопад Виктория,изменения в горах,научные наблюдения Миклухи Маклае,отерытие Антарктиды. | Нагорья,потухшие вулканы, | §20 Доп матер | |||
60 | Открытия в Америке и Антарктиде | 1 | Урок обобщения и систематизации | Работа с картой . | Видео фильм Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Срокилета в Антарктиде,экспедиция Нансона,отерытие Северного полюса,расположение северной точки Земли,координаты Северного и Южного полюсов. | Океан ,навигация,архипелаг. |
матер | |||
61 | Экспедиции и открытия в Мировом океане | 1 | Урок обобщения и систематизации | Работа с картой . Тесты КИМ | Видео фильм Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Длину экватора,открытия на дне океана,самые длинные горы в мире, | Океаны ,хребты,впадины | §22 Доп матер | |||
62 | Изучение Евразии | 1 | Работа с картой. Сообщения учащихся | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Сходство озёр Лобнор и Эйр,высота Хибин и их координаты,солёные бессточные озёра Евразии,какие озёра пресныеа какие солёные. | Озеро ,хребты,горы,склоны. |
матер | ||||
Контрольная работа № 2.Тесты КИМ | 1 | Урок контроля ЗУН | §повто рение | ||||||||
«Исследование материков и океанов» | |||||||||||
Глава 5 Современные исследования. Значение и использование карт | |||||||||||
63 | Путешествия и открытия XX-века | 1 | Урок обобщения и систематизации | Работа с картой . | Презентация Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Моря носящие имена путешественников и геогрвфов, «разноцветные моря», | Полюс, гора, вершина ,морской путь. |
матер | |||
64 | Путешествия и открытия продолжаются | 1 | Урок обобщения и систематизации | Работа с картой . Тесты КИМ | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | Моря носящие имена путешественников и геогрвфов, «разноцветные моря», | Компас, план, карта,морской путь. | §24 Доп матер | |||
65 | Ориентирование по плану и на местности | 1 | Урок обобщения и систематизации | Определение азимута,работа с картой и планом Пр. № 7 Топографический планшет. План местности | Презентация Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков | Горизонт,линия горизонта,компас,азимут,рельеф,высота:абсолютная,относительная. |
матер | |||
66 | Изображение рельефа | 1 | Урок обобщения и систематизации | Определение азимута. Работа с планом и картой | Презентация Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков | Рельеф,горизонтали высота:абсолютная,относительная. | §25 Доп матер | |||
67 | Аэро-и-космические снимки | 1 | Урок обобщения и систематизации | Анализ рисунков учебника и атласа | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков | Аэрофотоснимки,дешифровка,снимки. |
матер | |||
68 | Разнообразие и значение карт | 1 | Правила оформления плана местности | Интерактивная доска,проек-тор,компью-тер | Аэрофотоснимки,прогноз погоды и космические снимки,глазомерную съёмку,азимуты объектов. | карты | §26 Доп матер | ||||
69 | Глазомерная съемка | 1 | Урок обобщения и систематизации | Работа на местности Пр№8 Глазомерная съёмка | Интерактивная доска,проек-тор,компьютер | следовать правилам безопасности при проведении практических работ; | Планшет, |
матер | |||
70 | Подведение итогов | Урок -итоговый |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению для 5- г класса «Земля и люди», авторов К.Ю. Еськов, Т.Л. Смоктунович, О.В. Бурский, А.А. Вахрушев. //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведении в объёме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 5-х классах обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю (всего за год 68 часов).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению в 5-х классах, реализуется базисный уровень преподавания биологии.
Рабочая программа для 5 класса включает в себя сведения развитии нашей планеты и истирии жизни на ней, с появлением человека и освоением им территории Земли, созданием и развитием географических карт. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В контексте деятельностного подхода к обучению природоведения изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:
• воспроизведение и описание учебной информации;
• интеллектуальный уровень;
• творческий уровень.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим учитель предлагает учащимся для рассмотрения и изучения вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) объекты, а также их части и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Содержание познавательной компетенции учащихся 5-го класса:
• Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство.
• Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
• Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
• Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса природоведения 5-ого класса.
• Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт). Проводят фенологические наблюдения за поведением и сезонными изменениями животных.
Содержание информационной компетенции учащихся 5-го класса.
• Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, природных объектов, моделей, коллекций.
• Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
• Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
• Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
• Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о природных объектах.
• Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Содержание коммуникативной компетенции учащихся 5-го класса.
• Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
• Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
• Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
• Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
• Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Содержание рефлексивной компетенции учащихся 5 -го класса.
• Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
• Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
• Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
• Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
• Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40658.jpg)
Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.
Рабочая программа и тематическое планирование составлены по учебнику Овчаровой....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-114165.jpg)
Презентация к уроку природоведения по программе " Образовательная система 2100" для 5 класса по теме "Когда владыками суши были драконы"
Презентация к уроку содержит задание для фронтальной проверки знаний учащихся, а так же основной материал к уроку по теме "Когда владыками суши были драконы" Целевая аудитория: основная шк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-148956-1377681244.jpg)
Рабочая программа по природоведению 5 класс . Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-377857-1389261209.jpg)
Рабочая программа по природоведению для 5 класса. Автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
В данной рабочей программе отражено: количество часов на изучение курса природоведения - 68 за учебный год, количество практических и лабораторных работ, название работ, количество экскурсий по програ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-377857-1389261209.jpg)
Календарно - тематическое планирование по природоведению для 5 класса. Автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
Здесь можно увидеть распределение часов по урокам, название тем уроков, оснащенность урока, основные понятия, формируемые на уроках, формируемые универсальные учебные действия на данном этапе урока....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-28576-1426933768.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс Автор А.А.Вахрушев ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по биологии 5 класс...
Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.
Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...