КТП по природоведению 5 класс .Автор А.А.Вахрушев.Образовательная система 2100
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Таиса Михайловна Киреева

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 А класс Вахрушев А.А. за 2013-2014 учебный год,Образовательная система 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 А класс Вахрушев А.А. за 2013-2014 учебный год

№ П/П

Название темы урока

Количество

часов

Тип урока

Контроль.

Практические и лабораторные работы

Программное и учебно-методическое обеспечение

Планируемый результат

Основные понятия

Д/З

Дата

знания

умения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Книга 1.История Земли и жизни на ней

35

1

Вперед, в прошлое!

1

Вводный-ознакомительный

Коллекция ископаемых орг,спил современного дерева

Презентация

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология.законы природы,

1

Доп

матер

2

Как появилась на свет наша планета

1

Формирование новых знаний

Устный опрос

Видео «Рождение Земли»

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Существование Солнца и планет,их вращение,методы изучения происхождения Земли,работу универсальных природных часов,происхождение Солнечной системы,формы воды.

Газово-пылевая туманность,планеты,Земля,орбиты,звёзды,ядерная реакция,солнечная система,радиоактивный метод,метеориты,небесные тела.

§2

Доп

матер

3

Что происходит в недрах нашей планеты

Входная контрольная работа за курс 4 класса

1

Формирование новых знаний

Анализ проблемной ситуации

Презентация

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.внутреннее строение Земли

Ядро, мантия, земная кора,сила тяготения,осадочные породы,гранит,базальт,вулканы.

Доп

матер

4

Откуда на Земле вода и воздух

1

Формирование новых знаний

Решение проблемной ситуации

Видео «Происхождение воды»

Интерактив-ная  доска,проек-тор,компьютер

Образование газов,состав атмосферы,появление воды в океане,расположение запасов воды,природные явления,атмосфера луны.

Атмосфера, гидросфера,вулканические газы,угарный газ,метан,сероводород,кислород,поваренная соль.

§4 Доп

матер

5

Превращение горных пород

1

Формирование новых знаний

Работа с коллекцией горных пород

Тесты КИМ

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Образование оболочек Земли,группы горных пород,выветривание,образование горных рород,магматические породы.

Горные породы,литосферапороды:магматические,осадочныеметаморфические,выветривание,гнейс,мрамор.

5 Доп

матер

6

Как менялась поверхность нашей планеты

1

Формирование новых знаний

Работа с картой. Тесты КИМ

Презентация

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

Горы, равнины,тепловое перемещение,ледяные торосы.

§6 Доп

матер

7

Как читают палеонтологическую летопись

1

Формирование новых знаний

Анализ геохронологической шкалы Тесты КИМ

Интерактив-ная  доска,проек-тор,компьютер

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи

Палеонтологическая летопись,эры,ископаемые представители.

7 Доп

матер

8

Как и почему живые существа изменяются

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний.

Сообщение о Ч. Дарвине

Презентация

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

находить значение указанных терминов в справочной литературе,борьба за существование,совершенствования организмов,современная теория эволюции,естественные отбор,что такое сорт,приспособленность живлтных,зависимость домашних животных от человека.

Живые организмы,эволюция,приспособления,борьба за существование

§8 Доп

матер

9

Как и почему живые существа изменяются

1

Формирование новых знаний

Анализ рисунков . Тесты КИМ

Презентация

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера; выделять его главную мысль

Живые организмы,изменчивость,наследственность.

8 Доп

матер

10

Предки и потомки

1

Формирование новых знаний

Таблицы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях, признаки кошачьих,родословное древо,примеры биологических видов,родство животных  с растениями,понятия гибриды.

Родословное древо,виды,гибриды.

§9 Доп

матер

11

Когда и как появилась жизнь на Земле

1

Формирование новых знаний

Тесты КИМ

Таблицы. Рисунки.

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь,период истории Земли,

Гипотеза ,следы жизни,гомункулус.

 Доп

матер

12

На заре жизни: мир микроорганизмов

1

Формирование новых знаний

Анализ схемы в учебнике

Схемы. Таблицы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь,состав атмосферы,появление первых животных,понятие экосистема, «кислородная революция» ,фотосинтез,микроорганизмы,строматолины.

Фотосинтез, бактерии,микроорганизмы,мат,строматолит,экосистема,хемосинтез,кислородная  революция.

§11 Доп

матер

13

Как живые организмы перестали быть микроорганизмами

1

Формирование новых знаний

Решение проблемной ситуации

Рисунки. Таблицы. Схемы.

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь,  

появление многоклеточных растений и животных,

Многоклеточные организмы одноклеточныеконцентрация.

12 Доп

матер

14

Как живые организмы обзавелись скелетом

1

Урок формирования и совершенствования знаний. Практический.

Тесты КИМ

Схемы. Таблицы. Рисунки.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Палеонтологическая летопись,причины появления скелета,значение скелета,историю древнего человека.

Скелет,скелетная революция,криптозой,палеозой.

§13 Доп

матер

15

Жизнь в древних морях

1

Формирование новых знаний

Примеры приспособлений организмов к среде их обитания

Таблицы Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер.

Сформировать у учащихся о гидросфере, ее составных частях, их взаимосвязи, познакомить с крупными морями, океанами

Обосновать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рационального использования природных ресурсов.

Пищевые цепи,царства,археоциаты,трилобиты,

Доп

матер

16

Жизнь в древних морях

1

Формирование новых знаний

Примеры приспособлений организмов к среде их обитания. Тесты КИМ

Таблицы. Схемы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Сформировать у учащихся о гидросфере, ее составных частях, их взаимосвязи, познакомить с крупными морями, океанами

Обосновать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рационального использования природных ресурсов.

Пищевые цепи,панцирные рыбы,головоногие,динихтис,коралловые рифы.

§14 Доп

матер

17

Как живые организмы вышли на сушу

1

Урок обобщения и систематизации

Сообщения «Кистеперые рыбы». Тесты КИМ

Диафильм. Таблицы. Схемы. Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на земле,  познакомить с основными царствами живой природы.

Почва,ультрафиолетовые лучи,сила тяжести,лишайники,печёночники.

 Доп

матер

18

Как растения изменили облик суши

1

Земля (14ч.)

Сообщение о зверозубых ящерах

Интерактив-ная  доска,проек-тор,компьютер

Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на земле,  познакомить с основными царствами живой природы ландшафты, палеозой,сосудистые растения и их преимущества, «сосудистая революция».

 Ландшафт,риниофиты,сосудистые растения,биосфера,береговая линия.

§16 Доп

матер

19

Как основали сушу первые позвоночные

1

Формирование новых знаний

Сообщения о динозаврах. Тесты КИМ

Рисунки. Схемы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компью-тер

Живое ископаемое,переход                 ные формы,риниофиты,образование каменного угля,карбон,

Земноводные ,кистепёрые рыбы,латимерия,карбо,каменный уголь,холоднокровные.

17 Доп

матер

20

Наши далекие предки-зверозубые ящеры

1

Формирование новых знаний

Сообщения учащихся

Рисунки. Схемы.

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по  которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете.

Пресмыкающиеся ,голосеменные,хвойные,зверозубые ящеры,роговые чешуи,динозавры.

§18 Доп

матер

21

Когда владыками суши были драконы

1

Формирование новых знаний

Работа с гербарием

Таблицы. Схемы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по  которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете.строение pe,зверозубых ящеров,

Значение кожного покрова.

Динозавры ,птерозавры,обмен веществ,теплокровные.

19 Доп

матер

22

Завоевание моря и неба

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический.

Решение проблемной ситуации. Тесты КИМ

Таблицы. Коллекции полезных ископаемых.

Интерактив-ная  доска,проек-тор,компью-тер

Сформировать представления о среде  обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселения их различными организмами, расположением природных зон, особенности растительного и животного мира в них

Динозавры,ихтиозавры,плезиозавры,палеонтология.

§20 Доп

матер

23

Ростки нового мира

1

Тесты КИМ

Таблицы. Схемы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по  которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете.

Строение цветка ,великое вымирание,птеродонт,мезозойские экосистемы

21 Доп

матер

24

Великое вымирание

1

Формирование новых знаний

Решение проблемных ситуаций

Таблицы. Схемы.

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

познакомить с причинами экологических проблем, пути решения экологических проблем, сохранения жизни на Земле.

Гипотеза ,мезозой,кайнозой

§22 Доп

матер

25

Великое вымирание

1

Формирование новых знаний

Приспособленность живых организмов . Тесты КИМ

Таблицы. Глобус. Карты.

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

познакомить с причинами экологических проблем, пути решения экологических проблем, сохранения жизни на Земле.

Климат , Гипотеза ,мезозой,кайнозой

Палеонтологи,

22 Доп

матер

26

Мир травянистых экосистем

1

Формирование новых знаний

Тесты КИМ

Таблицы. Схемы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

раскрыть влияние деятельности человека на окружающую среду, с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ

Климат ,злаки,копытные, верхушечный и вставочный рост,хищники,пастбищный комплекс,колыбель численности.

§23 Доп

матер

27

Происхождение человека

1

Формирование новых знаний

Сообщения о вымирающих живых организмах

Схемы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Сформировать представление о происхождении человека, его древних предках; о постепенном развитии различных наук о природе, методах их изучения

Предки человека ,австралопитеки,каменные орудия труда,человек умелый,полуденный хищник,человек прямоходящий,человек разумный,неандерталец,кроманьёнец.

24 Доп

матер

28

Великое оледенение

1

Формирование новых знаний

Приспособленность живых организмов. Тесты КИМ

Рисунки. Схемы.

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

История определения Земли,Образование Морен,экосистемы тундры,изменения уровня океана.

Погода и климат,валуны,ледниковый рельеф,эпохи,

§25 Доп

матер

29

Великое оледенение

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический.

Приспособленность живых организмов. Тесты КИМ

Таблицы. Схемы.

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Разницу температур между экватором и полюсом,зональный климат,астрономические причины.

Погода и климат валуны,ледниковый рельеф,эпохи,

25 Доп

матер

30

Как и почему менялся климат нашей планеты

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический.

Сообщение учащихся. Тесты КИМ

Глобус. Карты. Таблицы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

раскрыть влияние деятельности человека на окружающую среду, с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ, познакомить с причинами экологических проблем, пути решения экологических проблем, сохранения жизни на Земле.

Погода и климат,природная зональность,экватор,полюса,причины:земные астрономические.

§26 Доп

матер

31

Прошлое-ключ к будущему

1

Урок совершенствования ЗУН.

Сообщения о вымирающих живых организмах

Глобус. Таблицы. Схемы.

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по  которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете.

Основные понятия темы:бокситы,железистые кварциты,антропо-ген,СПИД.

27 Доп

матер

32

Прошлое-ключ к будущему

1

Урок обобщения и систематизации

Фронтальный Индивидуа-льный.

Карты. Глобус. Схемы. Таблицы. Рисунки.

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по  которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете.

Основные понятия темы: бокситы,железистые кварциты,антропо-ген,СПИД.

§27 Доп

матер

33

Контрольная работа № 1.Тесты КИМ

1

Проверочная письменная работа. Тесты КИМ

 поторение

«История Земли и жизнь на ней»

Формирование новых знаний. Практический.

Фронтальный опрос

Коллекции ископаемых остатков организмов. Таблицы.

Презентация к уроку

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по  которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете.

География,физическая карта,единый мировой океан,географические объекты,условные знаки,рельеф Земли,шкала глубин и высот,

Доп матер

34

Геологическая и биологическая история нашего района, села

1

Формирование новых знаний

Фронтальный опрос

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

35

Экскурсия в музей

1

Формирование новых знаний. Практический.

Экскурсия в музей

Книга 2.Часть 2 Как люди открывали Землю и создавали карту

Глава 1 География древнего мира. Понятие о плане и карте

36

Введение

1

Формирование новых знаний

Фронтальный опрос

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Мифы  и легенды Древней Греции

География,физическая карта,единый мировой океан,географические объекты,условные знаки,рельеф Земли,шкала глубин и высот,

введение Доп

матер

37

Наша Земля на карте

1

Формирование новых знаний. Практический.

 Анализ физической карты мира                                                                      Пр. № 1 Знакомство и рассмотрение карты

Интерактив-ная  доска,проек-тор,компьютер

Глобус.Карта

Находить на карте  путь путешественников, рассказывать об открытиях Познакомить учащихся с различными гипотезами о возникновении Земли, с учеными, внесших вклад в основу современного представления о происхождении солнечной системы

Карта ,единый  мировой-океан,географические объекты,условные знаки,рельеф,шкала глубин ивысот,равнины,течения,ледники,атлас,пролив

1 Доп

матер

38

Первые государства и первые плавания

1

Формирование новых знаний

Работа с к/картой .Тесты КИМ

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Глобус.Карта

Называть имена 3 – 5 великих путешественников, характеризовать их заслуги

Исток,русло, речная долина,половодьенаводнение,каналы,дельта,устье,пороги.

§2 Доп

матер

39

Земли и города библейских преданий

1

Формирование новых знаний

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Глобус.Карта

Земли и города библейских преданий,реки

Климат, засуха ,месопотамская низменность

3 Доп

матер

40

Географические планы в древности и сегодня

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический.

Анализ плана  и карты. Работа  с контурными картами. Тесты КИМ

Интерактив-ная  доска,проек-тор,компью-тер

Глобус.Карта

Отличие плана от карты,масштаб плана,масштаб карты мира,,кремля,Москвы

План и карта,аэрофотоснимки,условные знаки,масштаб

§4 Доп

матер

41

Географические открытия древней Греции

1

Формирование новых знаний

Работа  с контурными картами

Анализ карты Эратосфена

Видео «Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Глобус.Карта Эратосфен»

познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете;

План и карта,мысы,бухты,степи,экспедиции,приливы,отливы.

5 Доп

матер

42

Географические знания в Римской империи

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический.

Работа  с контурными картами. Тесты КИМ

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Глобус.Карта

познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете;

Столица,вулканы,кратер,водопад,хребты,перевалы,осадки,

§6 Доп

матер

43

География в античном мире. План -карта- урок обобщение закрепления и проверки знаний.

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний.

Анализ карты Эратосфена Работа  с контурными картами

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Глобус.Карта

познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете;

Карта,глобус.

повторение гл1

Глава 2 Средневековые путешествия и открытия

44

Путешествия викингов и арабов

1

Урок обобщения и систематизации

    Работа  с контурными картами                                         Пр. № 3 Составление модели путешествия на контурной карте

Видео о путешественниках Интерактив-ная  доска,проек-тор,компью-тер

Глобус.Карта

познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете;

Ветер ,гейзеры,айсбергикомпас,муссон

7 Доп

матер

45

Путешествия европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай

1

Работа с картой .  Работа  с контурными картами.  Тесты КИМ

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Глобус.Карта

познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете;

Материк, компас,климат-континентальный,джунгли.

§8 Доп

матер

46

Походы и открытие русских на Севере Европы и Западной Сибири

1

Формирование новых знаний

Работа с картой .  Работа  с контурными картами.  

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Глобус.Карта

познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете;

Горы,равнины,тайга,речной бассейн,приток,

 Доп

матер

47

Урок-практикум составления модели путешествия по контурной карте

1

Формирование новых знаний

Работа с картой .  Работа  с контурными картами. Тесты КИМ

Видео о путешественниках Интерактив-ная  доска,проек-тор,компьютер

Познакомить учащихся с материками и островами, составляющие сушу планеты раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли;

Карта,глобус.

Доп

матер

Глава 3 Великие географические открытия. Градусная сетка на глобусе и картах

48

Великие географические открытия

1

Формирование новых знаний

Работа с картой .  Тесты КИМ

Видео о путешественниках Интерактив-ная  доска,проек-тор,компьютер

Морской путь в Индию,открытие Америки,плавание Христофора Колумба, наносить географические объекты на карту.

Карта ,Африка,Васко да Гама,Америка,Христофор,Колумб.

§10 Доп

матер

49

Открытия в Америке

1

Формирование новых знаний

Работа с картой .  Работа  с контурными картами.  

Видео о путешественниках Интерактив-ная  доска,проек-тор,компьютер

Познакомить учащихся с материками и островами, составляющие сушу планеты раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли;

Океаны,растительность,горы.

11 Доп

матер

50

Первые кругосветные плавания

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний. Практический.

   Работа с картой .  Работа  с контурными картами.                                          Пр. №4 Работа с картой-кругосветное путешествие

Презентация

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Познакомить учащихся с материками и островами, составляющие сушу планеты раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли;

Фернан Магелан,

Огненная Земля,

«»Всеобщая география»

§12 Доп

матер

51

Глобус параллели и мередианы

1

Формирование новых знаний

Работа с картой .  Работа  с контурными картами.  Тесты КИМ

Презентация

Интерактив-ная  доска,проек-тор,компью-тер

познакомить с особенностями  внутреннего строения земли, особенностями земной коры.

Экватор Параллели, меридианы,глобус

 Доп

матер

52

Географические координаты

1

Формирование новых знаний

Работа с картой .  Работа  с контурными картами.  

Интерактив-ная  доска,проек-тор,компью-тер,компас,линейки

познакомить с особенностями  внутреннего строения земли, особенностями земной коры.

Параллели, меридианы,геогра

Фическая долгота,

Ширина,координаты,земная орбита,

Солнцестояние,равноденствие.

§14 Доп

матер

53

Искажения на карте и изменения во времени

1

Формирование новых знаний

  Работа с картой .  Работа  с контурными картами.   Анализ карт                                          Пр. № 5 Карта-с искажениями

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Уметь пользоваться картой и глобусом, искажение Земли,вращение Земли,смену дня и ночи,нулевой меридиан,долготу и ширину.

Параллели, меридианы,линия перемены дат,

15 Доп

матер

54

Открытие Австралии и Океании

1

Формирование новых знаний

Работа с картой .  Работа  с контурными картами.  Тесты КИМ

Видео о путешественниках Интерактив-ная  доска,проек-тор,компьютер

Расположение Австралии,океанию,острова тихого океана,координаты Гавайских островов,открытие австралии.

Параллели, меридианы ,архипелаг.

§16 Доп

матер

55

Достижения  географии в эпоху Великих географических открытий

1

Формирование новых знаний

Нахождение географических объектов, их нанесение на контурную карту, нанесение на карту маршрутов путешествий.

Интерактиная  доска,проек-тор,компьютер

Карта,атласы,контурные карты,

Доп

Матери

ал

                                                  Глава 4

Исследования в океанах и во внутренних частях материков

56

Исследования Америки

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний.

  Работа с картой                                         Пр. № 6 Элементы моделирования

Видео фильм

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Длинные реки мира,расположение Америкии гор Кордильер,реки текущие в три океана

Залив, степь,низменности

Плоскогорья,каньоны,водопады,прерии.

17 Доп

матер

57

Открытия русских землепроходцев в Азии

1

Урок формирования и совершенст-вования знаний.

Работа с картой .  Тесты КИМ

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Крупнейшие реки Сибири,богатства Сибири,отличие тундры от степей,нахожение во

Сточного мыса России

Землепроходцы,волоки,тундра Европа,Азия.

§18 Доп

матер

58

Русские экспедиции в Ледовитом и Тихом океанах

1

Урок обобщения и систематизации

Работа с картой .  

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Отличие морского климата от континентального,вулканы Тихого океана,цунами,цель русских кругосветных путешествий,координаты мыса Челюсктн.

Пролив, географические координаты ,сопка

19 Доп

матер

59

Путешествия и открытия в Южном полушарии

1

Урок повторения

Работа с картой

Видео фильм

Интерактивная  доска,проек-тор,компью-тер

Полноводную реку Африки,водопад Виктория,изменения в горах,научные наблюдения Миклухи Маклае,отерытие Антарктиды.

Нагорья,потухшие вулканы,

§20 Доп

матер

60

Открытия в Америке и Антарктиде

1

Урок обобщения и систематизации

Работа с картой .  

Видео фильм

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Срокилета в Антарктиде,экспедиция Нансона,отерытие Северного полюса,расположение северной точки Земли,координаты Северного и Южного полюсов.

Океан ,навигация,архипелаг.

21 Доп

матер

61

Экспедиции и открытия в Мировом океане

1

Урок обобщения и систематизации

Работа с картой .  Тесты КИМ

Видео фильм

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Длину экватора,открытия на дне океана,самые длинные горы в мире,

Океаны ,хребты,впадины

§22 Доп

матер

62

Изучение Евразии

1

Работа с картой.  Сообщения учащихся

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Сходство озёр Лобнор и Эйр,высота Хибин и их координаты,солёные бессточные озёра Евразии,какие озёра пресныеа какие солёные.

Озеро ,хребты,горы,склоны.

23 Доп

матер

Контрольная работа № 2.Тесты КИМ

1

Урок контроля ЗУН

§повто

рение

«Исследование материков и океанов»

Глава 5 Современные исследования. Значение и использование карт

63

Путешествия и открытия XX-века

1

Урок обобщения и систематизации

Работа с картой .  

Презентация

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Моря носящие имена путешественников и геогрвфов, «разноцветные моря»,

Полюс, гора, вершина ,морской путь.

 Доп

матер

64

Путешествия и открытия продолжаются

1

Урок обобщения и систематизации

Работа с картой . Тесты КИМ

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

Моря носящие имена путешественников и геогрвфов, «разноцветные моря»,

Компас, план, карта,морской путь.

§24 Доп

матер

65

Ориентирование по плану и на местности

1

Урок обобщения и систематизации

Определение азимута,работа с картой и планом                                                           Пр. № 7 Топографический планшет. План местности

Презентация

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков

Горизонт,линия горизонта,компас,азимут,рельеф,высота:абсолютная,относительная.

25 Доп

матер

66

Изображение рельефа

1

Урок обобщения и систематизации

Определение азимута. Работа с планом и картой

Презентация Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков

Рельеф,горизонтали высота:абсолютная,относительная.

§25 Доп

матер

67

Аэро-и-космические снимки

1

Урок обобщения и систематизации

Анализ рисунков учебника и атласа

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков

Аэрофотоснимки,дешифровка,снимки.

26 Доп

матер

68

Разнообразие и значение карт

1

Правила оформления плана местности

Интерактивная  доска,проек-тор,компью-тер

Аэрофотоснимки,прогноз погоды и космические снимки,глазомерную съёмку,азимуты объектов.

карты

§26 Доп

матер

69

Глазомерная съемка

1

Урок обобщения и систематизации

 Работа на местности                                     Пр№8 Глазомерная съёмка

Интерактивная  доска,проек-тор,компьютер

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

Планшет,

27 Доп

матер

70

Подведение итогов

Урок -итоговый

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению для 5- г класса «Земля и люди», авторов К.Ю. Еськов, Т.Л. Смоктунович, О.В. Бурский, А.А. Вахрушев. //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведении в объёме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Согласно  учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 5-х классах обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю (всего за год 68 часов).

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению в 5-х классах, реализуется базисный  уровень преподавания биологии.

Рабочая программа для 5 класса включает в себя сведения развитии нашей планеты и истирии жизни на ней, с появлением человека и освоением им территории Земли, созданием и развитием географических карт. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

В контексте деятельностного подхода к обучению природоведения изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:

•        воспроизведение и описание учебной информации;

•        интеллектуальный уровень;

•        творческий уровень.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим учитель предлагает учащимся для рассмотрения и изучения  вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать)  объекты, а также их части и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Содержание познавательной компетенции учащихся 5-го класса:

•        Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство.

•        Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

•        Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

•        Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса природоведения  5-ого класса.

•        Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт). Проводят фенологические наблюдения за поведением и сезонными изменениями животных.

Содержание информационной компетенции учащихся 5-го класса.

•        Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, природных объектов, моделей, коллекций.

•        Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

•         Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

•         Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

•         Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о природных объектах.

•        Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Содержание коммуникативной компетенции учащихся 5-го класса.

•        Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

•        Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

•        Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

•        Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

•        Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Содержание рефлексивной компетенции учащихся 5 -го класса.

•        Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

•        Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

•        Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

•        Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

•        Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.

Рабочая программа и тематическое планирование  составлены по  учебнику Овчаровой....

Презентация к уроку природоведения по программе " Образовательная система 2100" для 5 класса по теме "Когда владыками суши были драконы"

Презентация к уроку содержит задание для фронтальной проверки знаний учащихся, а так же основной материал к уроку по теме "Когда владыками суши были драконы" Целевая аудитория: основная шк...

Рабочая программа по природоведению 5 класс . Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,  программы основного общего образования по природоведению 5 класс.Авторы:   В.М. Пакулова, Н.В. Иванова....

Рабочая программа по природоведению для 5 класса. Автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.

В данной рабочей программе отражено: количество часов на изучение курса природоведения - 68 за учебный год, количество практических и лабораторных работ, название работ, количество экскурсий по програ...

Календарно - тематическое планирование по природоведению для 5 класса. Автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.

Здесь можно увидеть распределение часов по урокам, название тем уроков, оснащенность урока, основные понятия, формируемые на уроках, формируемые универсальные учебные действия на данном этапе урока....

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...