Презентация "Живые клетки"
презентация к уроку по природоведению (5 класс) на тему

Дранкина (Розина) Юлия Владимировна

Презентация по теме "Живые клетки" 

Предмет: Природоведение, 5 класс по учебнику А.А. Плешаков, Н.И.Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_kletki.pptx621.68 КБ
Файл Цели урока13.38 КБ
Файл stsenariy_uroka.docx17.56 КБ
Файл prilozhenie_1.docx15.19 КБ
Файл prilozhenie_2.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Клетка это - ? Какие три главные части содержит каждая клетка - ?

Слайд 3

Все клетки сложно устроены Клетки живые Все они одинаковы по строению, но могут отличаться - по форме - по размерам - п о цвету

Слайд 4

ЦЕЛЬ: узнать о многообразии клеток и их роли в организме (функциях) Клетки различаются по выполняемым функциям

Слайд 5

Название клеток Внешний вид (рисунок) Роль в организме (функции)

Слайд 8

При слиянии образуют ЗИГОТУ – новый организм Функция - оплодотворение Половые клетки

Слайд 9

Название клеток Внешний вид (рисунок) Роль в организме (функции) Половые Оплодотворение, т.е. дают начало новому организму

Слайд 10

Нервная система человека Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит нервной системе. Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности (мышления, речи, сложных форм социального поведения). Основу нервной системы составляют нервные клетки – нейроны. Они выполняют функции восприятия, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний. Тела клеток могут быть различны по форме, а отростки – разной длины: короткие называются дендритами, длинные – аксонами. Скопления тел нейронов в головном и спинном мозге образуют серое вещество. Отростки нейронов (нервные волокна) составляют белое вещество головного и спинного мозга, а также входят в состав нервов. Длинные отростки нервных клеток (аксоны) пронизывают организм и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела. Разветвления отростков нейронов имеют нервные окончания – рецепторы. Это особые структуры, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы. Нервные клетки в местах соединения друг с другом образуют особые контакты – синапсы. Нейроны, контактируя друг с другом, складываются в цепи. По таким цепям нейронов и распространяются нервные импульсы. Статья из научно-информационного журнала «В мире науки» выпуск декабрь, 2012

Слайд 11

Название клеток Внешний вид (рисунок) Роль в организме (функции) Половые Оплодотворение, т.е. дают начало новому организму 2. Нервные Восприятие, передача, хранение информации Преобразование раздражения в нервные импульсы

Слайд 12

Строение и функции кожи человека Кожа – это ткань: эластичная, пористая, прочная, водонепроницаемая, антибактериальная, чувствительная, которая может поддерживать тепловой баланс (сохранение тепла), предохранять от пагубного воздействия внешней среды, выделять жир, обеспечивать сохранность кожи, производить пахучие вещества и восстанавливаться (регенерировать), а так же поглощать одни необходимые химические элементы и отторгать другие, обеспечивать защиту нашего организма от неблагоприятного воздействия солнечных лучей. На поверхности кожи человека находится примерно 5 миллионов волосков. На каждый квадратный сантиметр кожи человека приходится в среднем 100 пор и 200 рецепторов. Статья из журнала « Science time » №3 2013

Слайд 13

Название клеток Внешний вид (рисунок) Роль в организме (функции) Половые оплодотворение, т.е. дают начало новому организму 2. Нервные Восприятие, передача, хранение информации Преобразование раздражения в нервные импульсы 3. Клетки к ожи Обеспечивает чувствительность Способна восстанавливаться Защита организма Сохранение тепла

Слайд 14

Скелет человека. Скелет человека состоит из головного и туловищного отделов. Головной отдел делится на мозговую и лицевую части. Мозговая часть состоит из 2 височных костей, 2 теменных костей, 1 лобной, затылочной, и частично решетчатой костей. В состав лицевого скелета входит парная верхняя челюсть и нижняя кости, в лунках которых закреплены зубы. Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок. Наконец, подвижно соединяются суставы. Кости скелета выполняют следующие функции : — опорную функцию — кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы; — функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления скелетных мышц); — защитную функцию — формирование костных образований для защиты важных органов: головного и спинного мозга; сердца, легких. В полости таза располагаются половые органы. В самих костях находится красный костный мозг. Это интересно: Материал кости в 30 раз прочнее кирпича и в 2,5 раза прочнее гранита. Журнал «Наука и жизнь» № 9, 2008

Слайд 15

Название клеток Внешний вид (рисунок) Роль в организме (функции) Половые оплодотворение, т.е. дают начало новому организму 2. Нервные Обеспечивает чувствительность Способна восстанавливаться Защита организма 3. Клетки кожи Обеспечивает чувствительность Способна восстанавливаться Защита организма 4. Клетки кости Опора Передвижение Защита

Слайд 16

Название клеток Внешний вид (рисунок) Роль в организме (функции) Половые оплодотворение, т.е. дают начало новому организму 2. Нервные Восприятие, передача, хранение информации Преобразование раздражения в нервные импульсы 3. Клетки кожи Обеспечивает чувствительность Способна восстанавливаться Защита организма 4. Клетки кости Опора Передвижение Защита 5. Клетки крови Перенос кислорода, углекислого газа (газообмен) Снабжение клеток питательными веществами, водой, солями, витаминами (транспорт веществ) Связь между органами и тканями Постоянная температура тела Защита

Слайд 17

Цель урока: узнать о многообразии клеток и их роли в организме (функциях)

Слайд 18

рассказ учителя у чебник н аучные статьи в идео Источники информации

Слайд 19

1. з акончить заполнение таблицы 2. выучить функции клеток 3. с. 108 – 109 читать Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Урок  формирования отдельного проектного действия

Предмет - природоведение

Класс – 5 «б»

Тема урока: «Живые клетки»

Предметная цель урока:

Формирование представления о многообразии клеток и их роли в организме (функциях)

Метапредметные цели урока:

Формирование умения анализировать, обрабатывать, структурировать информацию

Формирование умения использовать различные источники информации



Предварительный просмотр:

Давайте вспомним,  что мы изучали на прошлом уроке.

Что такое клетка? (слайд 1)

Какие три главные части имеет каждая клетка?

Все клетки нашего организма живые, они растут, питаются, дышат и делятся. Из одной клетки получается две. Благодаря этому растет и развивается весь организм.

Все клетки в организме имеют общее строение  - они имеют ядро, цитоплазму и наружную мембрану

На экране вы видите пять разновидностей клеток нашего организма (слайд 2)

Все эти клетки похожи, но, как вы видите, все они отличаются друг от друга

Чем они отличаются?

- отвечают : форма, цвет, размер (слайд 3)

Как вы считаете, зачем клеткам нужны эти отличия

 - отвечают

Для того, чтобы выполнять различные функции в нашем организме

Цель нашего урока – узнать о многообразии клеток и их роли в организме т.е. функциях (слайд 4)

Для того, чтобы сравнить клетки, я предлагаю заполнить вам таблицу

(она есть у вас на парте) (слайд 5)

Вы уже заполняли таблицы? Для чего они нужны? Где еще вы сможете столкнуться с таблицей?

Первыми мы рассмотрим особенные клетки нашего организма – половые

Они разные у мужчин и у женщин. (слайд 6)

Женскую половую клетку называют яйцеклеткой, а мужские клетки – сперматозоидами. Эти клетки дают начало новому организму, проще говоря, благодаря им, появляются дети.

Чтобы это случилось, яйцеклетка и сперматозоид должны соединиться. Их слияние называют оплодотворением  (слайд 7 )

Оплодотворенная клетка называется зиготой, она многократно делиться, и из нее развивается зародыш. Развитие человека в теле матери длится 9 месяцев, до рождения. Когда ребенок появляется на свет, трудно поверить, что жизнь ему дали две маленькие клетки.

Из моего рассказа попробуйте ответить на вопрос:  какую функцию выполняют половые клетки?

Ответили - (слайд 8)

Начинаем заполнять таблицу (слайд 9)

Где, кроме слайдов вы можете найти рисунки клеток?

Отвечают – в учебнике

Функции каких клеток мы не знаем?

Отвечают

Попробуйте найти информацию в учебнике

(информации нет)

Я подготовила для вас несколько научных статей, прочитав их, вы найдете информацию о функциях клеток .

Первыми рассмотрим  нервные клетки (слайд 10) (приложение 1)

Вам нужно выделить и вписать в таблицу функции нервных клеток (приложение 2)

На выполнение этой работы вам дается 5 минут

Читаем текст очень внимательно, обращаем внимание на функции (роль клеток в организме)

Проверим, что у нас получилось

Отвечают  (2 мин)

Нервные (слайд 10)

Следующими  рассмотрим  клетки кожи (слайд 11)

Вам нужно выделить и вписать в таблицу функции  клеток кожи

На выполнение этой работы вам дается 5 минут

Проверим, что у нас получилось

Отвечают (2 мин)

Клетки кожи (слайд 12)

Следующими Вам нужно выделить и вписать в таблицу функции клеток кости (клеток скелета человека) (слайд 13)

На выполнение этой работы вам дается 5 минут

Проверим, что у нас получилось

Отвечают (2 мин) (слайд 14)

Функций каких клеток мы не нашли в учебнике, в научных статьях, вы не услышали в моем рассказе и не видели на слайдах?

Отвечают – крови

А какие источники информации, кроме тех, которые мы использовали,  вы знаете?

Фильм (просмотр видео) – 1 мин (приложение 3)

Посмотрев видео фрагмент, заполните оставшуюся графу в таблице

Что у вас получилось? (слайд 16)

Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока

Отвечают

Узнать о многообразии клеток и их роли в организме (их функциях)

 (слайд 17)

Какую форму обобщения информации мы использовали (таблицу)

Где может вам понадобиться таблица?

Какие источники информации мы использовали? (слайд 18)

Домашнее задание (слайд 19)



Предварительный просмотр:

Нервная система человека

  Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит нервной системе.

  Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности (мышления, речи, сложных форм социального поведения).

  Основу нервной системы составляют нервные клетки – нейроны. Они выполняют функции восприятия, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний. Тела клеток могут быть различны по форме, а отростки – разной длины: короткие называются дендритами, длинные – аксонами. Скопления тел нейронов в головном и спинном мозге образуют серое вещество. Отростки нейронов (нервные волокна) составляют белое вещество головного и спинного мозга, а также входят в состав нервов.

  Длинные отростки нервных клеток (аксоны) пронизывают организм и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела. Разветвления отростков нейронов имеют нервные окончания – рецепторы. Это особые структуры, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы.

  Нервные клетки в местах соединения друг с другом образуют особые контакты – синапсы. Нейроны, контактируя друг с другом, складываются в цепи. По таким цепям нейронов и распространяются нервные импульсы.

Статья из научно-информационного журнала «В мире науки» выпуск декабрь, 2012

Строение и функции кожи человека

  Кожа – это ткань: эластичная, пористая, прочная, водонепроницаемая, антибактериальная, чувствительная, которая может поддерживать тепловой баланс (сохранять тепло), предохранять от пагубного воздействия внешней среды, выделять жир, обеспечивать сохранность кожи, производить пахучие вещества и восстанавливаться (регенерировать), а так же поглощать одни необходимые химические элементы и отторгать другие, обеспечивать защиту нашего организма от неблагоприятного воздействия солнечных лучей.

  На поверхности кожи человека находится примерно 5 миллионов волосков. На каждый квадратный сантиметр кожи человека приходится в среднем 100 пор и 200 рецепторов.

Статья из журнала «Science time» №3 2013

Скелет человека.

  Скелет человека состоит из головного и туловищного отделов. Головной отдел делится на мозговую и лицевую части. Мозговая часть состоит из 2 височных костей, 2 теменных костей, 1 лобной, затылочной, и частично решетчатой костей. В состав лицевого скелета входит парная верхняя челюсть и нижняя кости, в лунках которых закреплены зубы.

  Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок. Наконец, подвижно соединяются суставы.

  Кости скелета выполняют следующие функции :

— опорную функцию  —  кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы;

  — функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления скелетных мышц);

  — защитную функцию  —  формирование костных образований для защиты важных органов: головного и спинного мозга; сердца, легких. В полости таза располагаются половые органы. В самих костях находится красный костный мозг.

Это интересно:

Материал кости в 30 раз прочнее кирпича и в 2,5 раза прочнее гранита.

Журнал «Наука и жизнь» № 9, 2008



Предварительный просмотр:

Название клеток

Внешний вид

(рисунок)

Роль в организме (функции)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"

Открытый урок  учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить  представления о ...

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."

Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...