Рабочая программа по природоведению , 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Косенкова Жанна Александровна

Рабочая программа по природоведению , 5 класс

Программно-методические материалы. «Природа живая и неживая» авторов В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой. Издательство «Дрофа» 2013г., рекомендованной Министерством образования российской Федерации.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  предусматривает обучение природоведению в объёме 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._prirodov._5_klass_2013.doc.doc121.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №29

Рассмотрена на заседании
МО
.биологии, географии, химии

протокол №______

от «_____» _________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ лицея №29

_____________А.И. Мексичев

приказ № ____от______20__ г.

Рекомендована к утверждению

педагогическим советом

протокол № __

от «_____» ____________ 20__ г.

Рабочая программа по
природоведению                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Для 5 класса

на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Настоящая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной школы, примерной программы по природоведению для общеобразовательных учреждений для 5 класса, в соответствии с требованиями программы развития МАОУ лицей №29 г.Тамбова.

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно-правовой базе:

  • Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 г. N 2643  «Стандарт  общего образования по природоведению»
  • Лицейский компонент по программе Основ Безопасности Жизнедеятельности.

Программно-методические материалы. «Природа живая и неживая» авторов В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой. Издательство «Дрофа» 2007г., рекомендованной Министерством образования российской Федерации.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  предусматривает обучение природоведению в объёме 2 часа в неделю.

Формы контроля: контрольные работы, тестирование.

Содержание программы:

  1. Введение – 2ч.
  2. Вселенная – 6ч
  3. Строение свойство вещества – 11ч
  4. Воздух – 7ч
  5. Вода – 3ч
  6. Горные породы – 3ч
  7. Почва – 3ч
  8. Организмы - 5ч
  9. Растения – посредники между небом и Землёй. – 7ч
  10. Грибы – 2ч
  11. Животные –6ч
  12. Человек. Его здоровье и безопасность жизни.-4ч
  13. ОБЖ – 7 ч
  14. Резервное время – 2 ч.

Итого: 70 часов

Результаты обучения направлены на реализацию деятельностного, практико – ориентированного и личностно ориентированного подходов. Для осуществления указанных подходов в рабочую программу включены требования к уровню подготовки учащихся согласно требованиям государственного стандарта.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать:

- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь:

- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Введение.

Человек и природа. Природа живая и неживая (экскурсия)

Вселенная.

Звёзды на небе. Земля - наш дом. Оболочки Земли. Луна – естественный спутник Земли. Солнце. Солнечная система.

          Знать:

  • состав Солнечной системы;
  • различие звёзд по яркости, цвету;
  • форму и размеры Земли;
  • два вида движения Земли;
  • стороны горизонта;
  • спутник Земли;

Уметь:

  • ориентироваться по Солнцу,  звёздам;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса, по Солнцу в полдень, по часам, по местным признакам;
  • определять лунные фазы;
  • работать с глобусом, картой.

Строение свойство вещества.

Тела и вещества. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Вещества и смеси. Молекулы, атомы, элементы. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц .Разнообразие веществ. Физические и химические явления. Горение. Окисление. Строение и свойство вещества.

Знать:

  • три состояния вещества;
  • строение и свойства твёрдых тел, жидкостей и газов;
  • простые и сложные , органические и неорганичкские вещества, смеси;
  •  явления природы: физические, химические, биологические;

Уметь:

  • самостоятельно объяснять явления живой и неживой природы;
  • различать вещества и смеси.

Воздух.

Воздух – смесь различных газов .Свойства воздуха. Вес воздуха и атмосферное давление. Изменение давления воздуха с высотой. Погода и её предсказание. Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.

          Знать:

  • свойства воздуха, его состав, значение для живых организмов, меры по охране;
  • как изменяется вес и давление воздуха с высотой;
  • устройство ртутного барометра и барометра – анероида;
  • местные признаки устойчивой и неустойчивой погоды;

Уметь:

  • наблюдать погоду ( измерять температуру воздуха по термометру, определять направление ветра по флюгеру, облачность, виды осадков)
  • обозначать явления природы условными знаками;
  • обрабатывать материалы наблюдений;

Вода.

Три состояния воды. Тепловое расширение воды. Вода – растворитель. Работа воды в природе.

          Знать:

  • свойства воды;
  • значение воды,  использование и охрана.

Уметь:

  • отличать раствор от взвеси;

Горные породы.

Внутреннее строение Земли. Горные породы. Разрушение горных пород.

Полезные ископаемые. Металлы. Нерудные полезные ископаемые.

          Знать:

  • внутренне строение Земли;
  • различие горных пород по образованию;
  • признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их  свойства, использование в хозяйстве, меры по охране недр;

Уметь:

  • описывать минералы и горные породы, определять их свойства;

Почва.

Образование почв и их разнообразие. Состав и свойства почвы. Уход за почвой. Влияние растений на почву. Разрушение почв

          Знать:

  •  состав и свойства почвы, её отличие от горной породы;
  • образование, структуру почв;
  • типы почв;
  • влияние растений на почву;
  •  причины разрушения  и меры охраны почв.

Уметь:

  • отличать структурную и бесструктурную почву;
  • ухаживать за почвой.

Организмы.

Организм и его свойства. Где живут организмы.  Увеличительные приборы.

Строение организмов.

          Знать:

  • свойства живых организмов;
  • факторы среды обитания;
  • виды и строение увеличительных приборов;
  • строение организмов.

Уметь:

  • вести наблюдение за растениями и животными; описывать жизнь наблюдаемых организмов по сезонам года.

Растения – посредники между небом и Землёй.

Признаки растений. Разнообразие растительного мира. Строение цветковых растений. Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека».

Красная книга растений. Многообразие культурных растений.

          Знать:

  • о многообразии растений; условий, необходимых для их жизни; использование их человеком, меры по охране живой природы;
  • правила сбора лекарственных растений;
  • строение цветковых растений.

Уметь:

  • распознавать органы цветкового растения;
  • проводить опыты в домашних условиях по проращиванию семян.

Грибы.

Разнообразие грибов. Шляпочные грибы.

          Знать:

  • о разнообразии, значение грибов в природе,; съедобные и ядовитые грибы;
  • правила сбора грибов.

Уметь:

  • отличать съедобные и ядовитые грибы;

  • правильно собирать грибы;

Животные.

Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных.

Значение диких животных и их охрана. Домашние животные. Связи живого и неживого.

          Знать:

  • о многообразии  животных; условий, необходимых для их жизни; использование их человеком, меры по охране живой природы;

Уметь:

  • узнавать животных своей местности;

Человек. Его здоровье  и безопасность жизни.

Человек и окружающая среда.  Как беречь здоровье и жизнь. Вредные привычки и их предупреждение.

          Знать:

  • как беречь здоровье и жизнь;
  • как предупредить вредные привычки;
  • физические, химические и биологические факторы среды обитания человека.

Уметь:

  • определять показатели развития своего организма;
  • владеть простейшими способами оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжении связок, при капиллярном и венозном кровотечении.

ОБЖ

  1. Пожар в жилище и причина его возникновения. Основные правила пожарной безопасности в жилище
  2. Особенности природной среды в городе. Природные и антропогенные факторы формирования микроклимата города.
  3. Опасные природные явления.( гололед, снежный занос, метель.).
  4. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, сели, оползни, обвалы. Обеспечение личной безопасности.
  5. Чрезвычайные ситуации природного характера ( наводнения, ураганы, бури, смерчи ).
  6. Опасные ситуации техногенного характера. Безопасное обращение  с электричеством.
  7. Потенциальные возможности человека как части живой природы.

Источники информации:

  1. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова « Природа. Живая и неживая» 5 класс. Учебник для общеобразовательных заведений.-М.: Дрофа, 2010 г
  2. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова « Природа. Живая и неживая» 5 класс. Учебник для общеобразовательных заведений.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику.-М.: Дрофа, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...