Рабочая программа по природоведению , 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по природоведению , 5 класс
Программно-методические материалы. «Природа живая и неживая» авторов В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой. Издательство «Дрофа» 2013г., рекомендованной Министерством образования российской Федерации.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение природоведению в объёме 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._prirodov._5_klass_2013.doc.doc121.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №29
Рассмотрена на заседании протокол №______ от «_____» _________________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ лицея №29 _____________А.И. Мексичев приказ № ____от______20__ г. | |
Рекомендована к утверждению | ||
педагогическим советом протокол № __ от «_____» ____________ 20__ г. | ||
Рабочая программа по
природоведению
Для 5 класса
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Настоящая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной школы, примерной программы по природоведению для общеобразовательных учреждений для 5 класса, в соответствии с требованиями программы развития МАОУ лицей №29 г.Тамбова.
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно-правовой базе:
- Закон об образовании
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004г. №03-51-10/14-03»О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Обязательный минимум содержания основного образования (Приложение к Приказу Минобразования России) №1236 от 19.05.98г.
- Базисный учебный план (БУП-98).
- Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 г. N 2643 «Стандарт общего образования по природоведению»
- Лицейский компонент по программе Основ Безопасности Жизнедеятельности.
Программно-методические материалы. «Природа живая и неживая» авторов В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой. Издательство «Дрофа» 2007г., рекомендованной Министерством образования российской Федерации.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение природоведению в объёме 2 часа в неделю.
Формы контроля: контрольные работы, тестирование.
Содержание программы:
- Введение – 2ч.
- Вселенная – 6ч
- Строение свойство вещества – 11ч
- Воздух – 7ч
- Вода – 3ч
- Горные породы – 3ч
- Почва – 3ч
- Организмы - 5ч
- Растения – посредники между небом и Землёй. – 7ч
- Грибы – 2ч
- Животные –6ч
- Человек. Его здоровье и безопасность жизни.-4ч
- ОБЖ – 7 ч
- Резервное время – 2 ч.
Итого: 70 часов
Результаты обучения направлены на реализацию деятельностного, практико – ориентированного и личностно ориентированного подходов. Для осуществления указанных подходов в рабочую программу включены требования к уровню подготовки учащихся согласно требованиям государственного стандарта.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать:
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Введение.
Человек и природа. Природа живая и неживая (экскурсия)
Вселенная.
Звёзды на небе. Земля - наш дом. Оболочки Земли. Луна – естественный спутник Земли. Солнце. Солнечная система.
Знать:
- состав Солнечной системы;
- различие звёзд по яркости, цвету;
- форму и размеры Земли;
- два вида движения Земли;
- стороны горизонта;
- спутник Земли;
Уметь:
- ориентироваться по Солнцу, звёздам;
- ориентироваться на местности с помощью компаса, по Солнцу в полдень, по часам, по местным признакам;
- определять лунные фазы;
- работать с глобусом, картой.
Строение свойство вещества.
Тела и вещества. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Вещества и смеси. Молекулы, атомы, элементы. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц .Разнообразие веществ. Физические и химические явления. Горение. Окисление. Строение и свойство вещества.
Знать:
- три состояния вещества;
- строение и свойства твёрдых тел, жидкостей и газов;
- простые и сложные , органические и неорганичкские вещества, смеси;
- явления природы: физические, химические, биологические;
Уметь:
- самостоятельно объяснять явления живой и неживой природы;
- различать вещества и смеси.
Воздух.
Воздух – смесь различных газов .Свойства воздуха. Вес воздуха и атмосферное давление. Изменение давления воздуха с высотой. Погода и её предсказание. Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.
Знать:
- свойства воздуха, его состав, значение для живых организмов, меры по охране;
- как изменяется вес и давление воздуха с высотой;
- устройство ртутного барометра и барометра – анероида;
- местные признаки устойчивой и неустойчивой погоды;
Уметь:
- наблюдать погоду ( измерять температуру воздуха по термометру, определять направление ветра по флюгеру, облачность, виды осадков)
- обозначать явления природы условными знаками;
- обрабатывать материалы наблюдений;
Вода.
Три состояния воды. Тепловое расширение воды. Вода – растворитель. Работа воды в природе.
Знать:
- свойства воды;
- значение воды, использование и охрана.
Уметь:
- отличать раствор от взвеси;
Горные породы.
Внутреннее строение Земли. Горные породы. Разрушение горных пород.
Полезные ископаемые. Металлы. Нерудные полезные ископаемые.
Знать:
- внутренне строение Земли;
- различие горных пород по образованию;
- признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их свойства, использование в хозяйстве, меры по охране недр;
Уметь:
- описывать минералы и горные породы, определять их свойства;
Почва.
Образование почв и их разнообразие. Состав и свойства почвы. Уход за почвой. Влияние растений на почву. Разрушение почв
Знать:
- состав и свойства почвы, её отличие от горной породы;
- образование, структуру почв;
- типы почв;
- влияние растений на почву;
- причины разрушения и меры охраны почв.
Уметь:
- отличать структурную и бесструктурную почву;
- ухаживать за почвой.
Организмы.
Организм и его свойства. Где живут организмы. Увеличительные приборы.
Строение организмов.
Знать:
- свойства живых организмов;
- факторы среды обитания;
- виды и строение увеличительных приборов;
- строение организмов.
Уметь:
- вести наблюдение за растениями и животными; описывать жизнь наблюдаемых организмов по сезонам года.
Растения – посредники между небом и Землёй.
Признаки растений. Разнообразие растительного мира. Строение цветковых растений. Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека».
Красная книга растений. Многообразие культурных растений.
Знать:
- о многообразии растений; условий, необходимых для их жизни; использование их человеком, меры по охране живой природы;
- правила сбора лекарственных растений;
- строение цветковых растений.
Уметь:
- распознавать органы цветкового растения;
- проводить опыты в домашних условиях по проращиванию семян.
Грибы.
Разнообразие грибов. Шляпочные грибы.
Знать:
- о разнообразии, значение грибов в природе,; съедобные и ядовитые грибы;
- правила сбора грибов.
Уметь:
- отличать съедобные и ядовитые грибы;
- правильно собирать грибы;
Животные.
Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных.
Значение диких животных и их охрана. Домашние животные. Связи живого и неживого.
Знать:
- о многообразии животных; условий, необходимых для их жизни; использование их человеком, меры по охране живой природы;
Уметь:
- узнавать животных своей местности;
Человек. Его здоровье и безопасность жизни.
Человек и окружающая среда. Как беречь здоровье и жизнь. Вредные привычки и их предупреждение.
Знать:
- как беречь здоровье и жизнь;
- как предупредить вредные привычки;
- физические, химические и биологические факторы среды обитания человека.
Уметь:
- определять показатели развития своего организма;
- владеть простейшими способами оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжении связок, при капиллярном и венозном кровотечении.
ОБЖ
- Пожар в жилище и причина его возникновения. Основные правила пожарной безопасности в жилище
- Особенности природной среды в городе. Природные и антропогенные факторы формирования микроклимата города.
- Опасные природные явления.( гололед, снежный занос, метель.).
- Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, сели, оползни, обвалы. Обеспечение личной безопасности.
- Чрезвычайные ситуации природного характера ( наводнения, ураганы, бури, смерчи ).
- Опасные ситуации техногенного характера. Безопасное обращение с электричеством.
- Потенциальные возможности человека как части живой природы.
Источники информации:
- В.М. Пакулова, Н.В. Иванова « Природа. Живая и неживая» 5 класс. Учебник для общеобразовательных заведений.-М.: Дрофа, 2010 г
- В.М. Пакулова, Н.В. Иванова « Природа. Живая и неживая» 5 класс. Учебник для общеобразовательных заведений. Тематическое и поурочное планирование к учебнику.-М.: Дрофа, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...