Урок по теме "Жизнь на разных материках"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Урок природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_urok.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Жизнь на разных материках». 5 класс
Цель урока:
познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли; сформировать представления о растениях и животных, обитающих на разных материках планеты.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для расширения представлений учащихся о многообразии животного и растительного мира различных материков наше планеты.; формировать умение ценить красоту природы.
Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии растительного и животного мира; формировать умение ценить красоту природы.
Воспитательная: развивать сознание необходимости бережного отношения к живым организмам нашей планеты, исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле; прививать интерес к предмету через развитие творческой активности учащихся.
Планируемые образовательные результаты, в том числе и формирование УУД:
Предметные. Учащийся научатся сравнивать условия обитания в различных природных зонах; будет знать основные среды обитания живых организмов, природные зоны нашей планеты, их обитателей
Личностные. Будут сформированы: навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук
Метапредметные. Регулятивные- научится: составлять план работы с учебником, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные- научится: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные- научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы обучения. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные( беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические( составление таблиц , поиск информации); дедуктивные( анализ, применение знаний, обобщение)
Средства обучения и УМК.
Технические средства обучения.
- Компъютер.
- Проектор.
- Экран проекционный.
Информационно- вербальные средства обучения.
1.Карта.
2.Учебник.
Наглядные.
- Рисунки.
А.Плешаков , Н.И.Сонин. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2010.
2) А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 класс.- М.: Дрофа, 2010.
3) Т.В. Иванова, Г,С, Калинова, Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешаков и Н.И. Сонин «Природоведение. 5 класс». М.: Дрофа, 2010
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
1.Актуализация опорных знаний урока. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. | Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Проводит терминологический диктант по теме «Среды обитания живых организмов» -Как вы сегодня добрались до школы? Ответы учащихся -Что вас окружало? Ответы учащихся -Окружала вас природа. Давайте вспомним: часть природы, в которой живёт организм. Ответы учащихся – среда обитания -Как вы думаете, какие следующие вопросы я хочу вам задать? Ответы учащихся - Сколько сред обитания существует? Какие? Вставьте пропущенные слова( терминологический диктант по теме «Среды обитания живых организмов»» Мы с вами повторили д\з. Молодцы! | Учащиеся должны знать: среды обитания живых организмов, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах. | познавательные -анализ объектов с целью выделения признаков. регулятивные- целеполагание, коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнение одноклассников. Сталкиваются с проблемой незнания. Озвучивают причину. Ставят цели, формулируют тему урока, называют качества достижения цели. Сравнивают. Устанавливают причинно- следственные связи. | Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока - Ребята, сегодня нам предстоит большое и интересное кругосветное путешествие. Что необходимо иметь, чтобы отправиться в путешествие?(Ответы учащихся) - средства передвижения - нужна карта Вы хорошо знаете карту? Давайте проверим! - Чем представлена суша на нашей планете?(Ответы учащихся) -Сколько материков на Земле? (Шесть материков.) -Назовите самый большой материк. (Евразия). -Какой из материков самый маленький? (Австралия). -Назовите самый жаркий материк. (Африка). -Какой материк является самым холодным? (Антарктида). -Самый влажный материк? (Южная Америка) -Какой материк мы не назвали? (Северная Америка - Земля - уникальная планета. А в чем ее уникальность? (Ответы учащихся) В настоящее время только на ней обнаружена жизнь. -Скажите, а что способствует существованию жизни на нашей планете?(Ответы учащихся) -У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Но вот беда, они как герои мультфильма «Мадагаскар», пытаются найти дорогу домой! Давайте им поможем вернуться на свои материки. -А что для этого нам надо сделать?(Ответы учащихся) - Надо выяснить, где обитают эти организмы. - Как мы можем это сделать? (ответы учащихся) (Учащимся предлагается выйти к доске и передвинуть организмы на материки. Попытка распределить животных и растения по материкам оказывается неудачной. Приходим к заключению о недостаточности знаний) -Для того, чтобы вернуть животных и растения на материки, нам нужно с вами добыть знания, для этого я предлагаю вам совершить кругосветное путешествие Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Ответы учащихся «Жизнь на разных материках» Тема сегодняшнего урока «Жизнь на разных материках». Записали тему урока в тетрадь. На полях число. -Тему определили. Давайте поставит для себя цель урока. Для чего, зачем на ваш взгляд мы будем изучать эту тему? Ответы учащихся -Вы правы, цель сегодняшнего урока: «Рассмотреть органический мир на материках нашей планеты Земля, почему он различен на материках» Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. -Ребята , а какие качества помогут достижению цели (составление схемы на доске) | Учащийся должен знать: материки Земли, их особенности, условия существования живых организмов. | Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. , коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Усвоения новых знаний и способов действия | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают в группах с материалами учебника. Фиксируют в тетради новые термины и понятия. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Ребята, у нас мало времени и мы не сможем путешествовать вместе. Я предлагаю разделиться на группы- экспедиции по числу материков. Экспедициям предстоит собрать материал и подготовить отчет для тех ребят, кто не побывал на вашем материке. Путешествие наше будет долгим, и чтобы нам не забыть и рассказать своим одноклассникам, что мы услышали и увидели, я прошу вас открыть тетрадь путешественника, которая поможет нам в определенном порядке записать сведения о животном и растительном мире своего материка (таблица приложение 1). И, так в путь. Как все путешественники мы с вами обязаны быть собранными, наблюдательными, не отвлекаться, не отставать, вести дневник наблюдений, которым сегодня выступает наша рабочая тетрадь на стр. 70 задание №2, вы должны составить таблицу, указав характерные растения и животные материка Класс делится на 6 групп по количеству материков. Каждая группа готовит сообщение о растительном и животном мире материка (используя карту, материал учебника стр. 123-125) Каждая группа рассказывает, о растениях и животных своего материка. (передвигают изображения животных и растений на свой материк ). -Материк, о котором будет идти речь, узнаем из загадки.(Приложение2) По мере получения информации все учащиеся работают над заполнением таблицы в рабочей тетради. .(Рабочая тетрадь стр. 70, задание №2) | Учащийся научится сравнивать условия обитания животных и растений на разных материках; будет знать обитателей разных материков | познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации регулятивные – планирование, прогнозирование |
4.Первичное закрепление изученного материала | Выполняют задание по карте в учебнике. Находят и записывают названия животных и растений, обитающих на различных материках | Устанавливает осознанность восприятия, формирует навык обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения. Вызывает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся. Организует самостоятельную работу с учебником: -рассмотрите карту на с. 126-127. Какие еще животные и растения обитают на материках? Запишите представителей живых организмов, заселяющих эти материки. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует взаимопроверку, коллективную проверку . -Ребята, если бы вы встретились с растениями и животными, изученными сегодня, вы бы узнали их?(Ответы учащихся) -Давайте это проверим! Игра «Узнай меня!» -Молодцы, вы отлично справились с заданием! --А хорошо ли вы запомнили, на каких материках обитают эти растения и животные? ---Давайте это проверим! Игра «Откуда вы родом?». Работа тренировочного характера с последующей самопроверкой. -Ребята , а кто из вас был самый внимательный? - Давайте это проверим! Назвать недостающее слово.(Приложение 4). | Закрепляют знания о живых организмах разных материков. Научатся: давать общую животных и растений различных материков. Получат возможность научиться: «читать» карту «Растения и животные Земли» | регулятивные – прогнозирование. коррекция, коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств. регулятивные – контроль оценка, коммуникативные – управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера. познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. |
5.Рефлексия учебной деятельности | Осуществляют самоанализ деятельности | -Что нового вы узнали на уроке? -Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке? Выразите свое отношение к уроку в виде синквейна. 1 строка. Название синквейна 2 строка. 2 прилагательных 3 строка. 3 глагола 4 строка. Фраза на тему синквейна 5 строка. 1 существительное. Сегодня на уроке мне понравилось…….. Мне сегодня удалось …… До начала урока я думал (а), что…….,а сейчас знаю……. Мне не понравилось… | Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня Личностные- самоопределение. коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные –рефлексия. Личностные - смыслообразование | |
6.Подведение итогов | Слушают учителя Записывают задание. Задают уточняющие вопросы | Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности учащихся на уроке. Дает комментарии к домашнему заданию; учебник с. 123-125; дополнительно: изучить дополнительный материал и подготовить сообщения «Животные, обитающие в лесах нашей страны». |
Ресурсный материал
Приложение 1
Терминологический диктант по теме « Среды обитания живых организмов»
Вставьте пропущенные слова.
- В природе существует четыре среды обитания: … .
- Для наземно - воздушной среды характерны следующие условия: … .
- В почве обитают … .
- Большинство животных обитает в … средах.
- Животные засушливых мест имеют специальные приспособления для … .
- В водной среде ощущается нехватка … и … .
- Для почвенной среды характерны … и … .
- … и многие животные обитают в водной среде.
- В наземно- воздушной среде обитают такие животные и растения, как … .
Приложение 2 Таблица 1
Животные и растения обитающие на материках
Материк | Растения | Животные |
Евразия | ||
Африка | ||
Северная Америка | ||
Южная Америка | ||
Австралия | ||
Антарктида |
Приложение 3
Загадки о материках.
Здесь горы-великаны –
Их знает целый мир.
Здесь реки –Дон и Волга,
Лесов многообразие
В родной для нас ...
(Евразии.)
Выступление группы по Евразии.
Раскалена от жара
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны –
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики
Гуляют в жаркой ...
(Африке.)
Представление Африки.
Самые длинные, и, конечно, очень нужные,
Они почти соединили полюс северный и южный.
(Сев. и Юж. Америка)
Выступление группы по Северной Америке и Южной Америке.
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу едва ли я найти ,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ...
(Австралия)
Рассказ об Австралии .
Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом!
(Антарктида.)
Представление животных и растений Антарктиды.
Приложение 4
«Самый внимательный». Назвать недостающее слово.
1. Китай расположен на материке (Евразия)
2. Бамбуковый медведь – второе название – (панда)
3. Растение, которое в засушливые годы «худеет», а после дождей «полнеет», называется – (баобаб)
4. Птицы, которые не могут летать, зато отлично плавают и ныряют, живут в (Антарктиде) и называются (пингвины)
5. Гигантское хвойное дерево, растущее в Кордильерах, называется (секвойя)
6. Самая большая в мире бабочка, обитающая в Южной Америке, называется (агриппа)
7. Самые известные деревья Австралии (Эвкалипты)
8. В Антарктиде встречаются мхи и (лишайники).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"
Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....
материалы урока по теме "Жизнь на разных материках"
Урок проводится в форме путешествия по материкам. учащиеся выступают с проектами по характеристика материка, которые они подготовили в своих презентациях. данный материал может использоваться на уроке...
Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"
Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...
Разработка урока к учебнику природоведение 5 класс А.А. Плешаков , Н.И. Сонин по теме "Жизнь на разных материках. Евразия"
конспект урока...
Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"
Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....
План-конспект урока : "Жизнь на разных материках"
План-конспект урока : "Жизнь на разных материках". Изучение основных особенностей растительного и животного мира разных материков, особенности строения и обитания....
Открытый урок по географии по теме:"Жизнь на разных материках" (с применением элементов сингапурской методики обучения)
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. В это время осуществ...