Открытый урок по географии по теме:"Жизнь на разных материках" (с применением элементов сингапурской методики обучения)
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Воронова Наталья  Васильевна

Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит  групповая форма работы, работа в парах.

 

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.

 Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемно-ориентированного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать инновационные  подходы  в обучении младших школьников.

      Использование    обучающие структуры сингапурского метода обучения и электронные образовательные ресурсы дают возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы; приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействие ученика с учеником. С помощью  взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по природоведению в 5 классе.

Учитель географии и биологии: Воронова Наталья Васильевна

Тема: Урок-путешествие. Жизнь на различных материках.

Цели и задачи:

1.        Начать формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования, со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Начать формирование умения работать с географическими  картами и другими дополнительными источниками информации.

2.        Показать вклад ученых и путешественников в открытие и исследование материков. Дать возможность учащимся систематизировать знания о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли.  

3.        Воспитывать любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство  

взаимопомощи.    

Учебно – наглядный комплекс:

        Физическая карта мира, политическая  карта мира, карта Таймыра, Иллюстрации растений, портреты путешественников, глобусы, учебные картины, карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы,  энциклопедии разных издательств, зоологическая карта, иллюстрации животных, в/фильм «Чудеса природы», «Южная Америка»,  мультимедийный проектор, атласы для 5 класса, рабочие тетради.          

Методы и формы:

Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа; групповая, индивидуальная, коллективная.

Тип урока:

Урок усвоения нового материала.

Межпредметные связи:

Сведения об открытии материков, о географических открытиях конца XV – начала XVI в., XVIII- XIX веков.

 Термины и понятия:    

Новый Свет, эндемики.

Номенклатура:

Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Крайний Север, Таймыр.

Имена:

Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Джеймс Кук, Н. Пржевальский, Давид Левингстон, Лазарев и Беллинсгаузен.

Справочно – информационный материал:

1492-1498 г.г.        Х. Колумб                        Экспедиции – открытие островов

Карибского моря, Побережья Южной Америки.

17 век                        Абел Янсзон Тасман         Открытие острова Тасмания

1770 г.                        Джеймс Кук                        Открытие восточных берегов Австралии  

1500-1502 г.г.        А. Веспуччи                        Открытие побережья Бразилии, устья

Амазонки.

1799- 1804 г.г.        А. Гумбольдт                        Исследование реки Ориноко, Льяноса, Анд

1819г.                        М.П.Лазарев                        Открытие Антарктиды

Ф.Ф. Беллинсгаузен

XIX – XX в.в.        П.П. Семенов –Тян-                Исследование Центральной Азии

Шанский, Н.М.

Пржевальский.              

Ход  урока.

  1. Организационный  этап.

Сигнал тишины (поднятие вверх руки) – хай файв

Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Поздоровайтесь друг с другом по лицу, по плечу!

  1. Этап подготовки учащихся  к активному усвоению знаний.

1.Беседа.

Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок – путешествие.  

Географическое Общество гимназии №96 поручает вам создать несколько экспедиций и побывать на далеких неизведанных материках, познакомиться с их природой, растительным и животным миром, провести исследования и результаты  заполнить в свои отчеты – таблицы, которые находятся у вас на партах.  За работу на уроке вы получите смайлики в виде солнышка. Так как солнце – это звезда. А дотянуться, добраться до звезды можно только лишь открыв что-то новое, неизвестное , интересное, а следовательно вы пополнили свои знания новыми открытиями.

2.Работа с физической картой мира и глобусами.

- Посмотрите на физическую карту мира и глобусы, которые стоят у вас на партах  

и скажите, сколько нам понадобится таких экспедиций и почему?

 - Назовите и покажите их на карте.

3. Создание команд. Определение маршрута.

 - Мы с вами уже изучали горы, равнины, реки озера  материков. А сейчас наша задача изучить  растительный и животный мир и рассказать о них. Итак, экспедиции готовы.

  • А вот какая экспедиция и на какой материк отправится, вы сами определитесь, отгадав загадки – стихи, ответив на  вопросы.

1)              Мы живем на Занзибаре

В Калахаре и в Сахаре

На горе Фернандо – По

Где гуляет гиппо-по

По широкой Лимпопо.        (А Ф Р И К А)

2) Какой материк самый маленький и самый сухой на Земле? (А В С Т Р А Л И Я )

3) На каком материке протекает река Амазонка?  (ЮЖНАЯ АМЕРИКА)

4) Где находятся горы Кордильеры и река Миссисипи? (С. АМЕРИКА)

5) Какой материк является кладовой пресной воды? (АНТАРКТИДА)

6) Самые высокие в мире горы – Гималаи и самая большая по территории наша страна  - Россия находятся на материке… ( ЕВРАЗИЯ)

  • Во главе каждой экспедиции стоят капитаны, которые  познакомят нас с географическими особенностями своего материка,  сведения об открытии и изучении материков дадут историки, о растительном мире – биологи, а о животных – зоологи. Материал у вас на партах.
  • Капитаны, вам необходимо следить за тем, чтобы члены команды правильно проводили наблюдения и исследования, и правильно заполняли отчеты – таблицы. Слушая материал, записывайте представителей растительного и животного мира вашего материка в таблицы.

№ п/п

Название материка

Кто открывал и исследовал

Растения материка

Животный мир

1.

Австралия

2.

Африка

3.

Южная Америка

4.

Северная Америка

5.

Антарктида

6.

Евразия

  1. Самостоятельная работа.             

Музыкальное сопровождение    (голоса птиц или шум моря).

  1. Представление своих материков (Заполнение таблицы)
  • Капитаны (представляют  свои материки)
  • Историк
  • Биолог
  • Зоолог

Идут слайды (контуры материка, портрет исследователей и путешественников, растений и животных)

1. Австралия                        С Л А Й Д

2. Африка                        С Л А Й Д

3. Южная Америка                С Л А Й Д

4. Северная Америка        С Л А Й Д

5. Антарктида                С Л А Й Д

6. Евразия                        С Л А Й Д

  • Итак, мы познакомились с интересными растениями и животными  

материков.

  1. Работа с политической картой.

Краеведческий материал              

На каком материке мы живем?

  • Покажите Россию на политической карте.

А сейчас мы с вами отправляемся на самый большой полуостров нашей страны. Это – п-ов Таймыр

- Это самый большой полуостров в России.

  • А какие растения и животные здесь обитают и как они приспособились суровым условиям проживания? Видеоролик о выдре

7. Работа с иллюстрациями. С Л А Й Д (животные и растения Таймыра)

  • Посмотрите на слайд и скажите, как же они приспособились к таким суровым природным условиям?

(Низкорослая растительность, чтобы не вырывал ветер с корнями, а у животных толстый слой жира и теплая шерсть)  

- В чем сходство и отличие представителей животного мира Антарктиды и нашего Крайнего Севера (Арктики)? Сходство: (толстый слой жира). Отличие: (В Антарктиде не живут белые медведи, а на  Крайнем Севере нет пингвинов).

Физминутка  

Музыкальное сопровождение (голоса птиц).

- Закройте глаза, наклоните головы на парты и представьте, что вы в прибрежном  австралийском лесу)

.

  1. Этап закрепления  новых знаний.

1.Просмотр фрагмента видеофильма «Чудеса природы».

  • Просмотрите фрагмент и скажите, животные какого материка здесь  представлены?        

2.Игра «Животное заблудилось» .

  • Представители какого материка изображены на доске и какое животное здесь заблудилось?

(На доске физическая карта мира, названия животных.)

  • Зоологи выйдите к  доске и отправьте заблудившееся животное на свой

материк.

Д О С КА

Австралия                        кенгуру, коала, ехидна, зебра,

Африка                        слон, жираф, медведь, бегемот,

Южная Америка                ленивец, пингвин,  броненосец, муравьед,

Северная Америка                носорог, скунс, волк – койот, бизон 

Антарктида                        пингвин, горбатый кит, тюлень, белый медведь                  

Евразия                        лось, панда, собака-динго, зубр

3. Тест.

1.Количество материков на Земле:

а) четыре;                б) шесть;                        в) пять;

2.Самый большой материк:

а) Африка;                б) Северная Америка;        в) Евразия;

3. Самый маленький материк:

а) Антарктида;        б) Австралия;                        в) Южная Америка;

4. Баобаб растет в:

а) Африке;                б) Северной Америке;        в) Евразии;

5. Слоны, жирафы, бегемоты обитают:

а) Австралии;                б) Южной Америке;                в) Африке;

6. Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:

а) Антарктиды;        б) Евразии;                        в) Северной Америки;

7. Деревья – гиганты в Северной Америке:

        а) секвойя;                б) эвкалипт;                        в) баобаб;

 

4. Взаимопроверка.(обменяйтесь судовыми журналами(рабочими тетрадями) с вашими соседями по плечу)

На доске ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в,7-а.

5. Итоговые вопросы

-  Что нового вы узнали на уроке?

- С какими интересными животными вы познакомились на этом уроке?

- Природа каких материков очень сходна? (С.А. и  Евразии)

IV. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Прочитать статью в учебнике «Жизнь на разных материках», в рабочих тетрадях на к/к отметить названия животных, о которых мы сегодня узнали на уроке.

Материал для «австралийцев»:

  • Капитан

Австралия – самый маленький, засушливый и самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.

  • Историк.

В 17 веке Абел Янсзон Тасман обогнув Австралию, не приблизившись к ее берегам, но открыл остров, который впоследствии был назван Тасманией. Впервые восточных берегов Австралии достиг английский мореплаватель капитан Джеймс Кук.

  • Биолог  

Австралия самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: из 12000 видов растений более 9000 – эндемики, которых не встретишь больше нигде, ни на одном материке. К ним относятся многие виды эвкалиптов.

Эвкалипт – высокое дерево, листья которого ребром повернуты к солнцу, чтобы не испарять влагу. Для Австралии характерны акации и бутылочное дерево. В пустынях распространены заросли сухих кустарников.

  • Зоолог

В Австралии обитают 162 вида сумчатых, здесь отсутствуют представители отрядов обезьян и копытных. Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие – ехидна и утконос. Они выводят детенышей из яиц.

Ехидна – млекопитающее с самой низкой температурой тела  + 22 градуса.

Сумчатые животные – это кенгуру (от гигантских до карликовых), коала, сумчатый дьявол. В Австралии водится страус эму, черный лебедь – птица с наибольшим количеством перьев (до 25000).

Это интересно.

Австралийцы очень любят и охраняют своих животных. Например, страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос и птица – лирохвост – на австралийских монетах.

Материал для «африканцев»:

Капитан

Африка – самый жаркий материк. Здесь находится самая большая в мире пустыня сахара. На материке никогда не бывает зимы.

Историк.

Впервые Африку посетили португальцы в 15 веке. А в 19 веке среди европейцев, исследовавших территорию Африки, был англичанин Давид Ливингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, который назвал Виктория, дал описание реки Конго, озера Ньяса.

Биолог

В Африке произрастают экваториальные леса, одних только деревьев насчитывается до 1000 видов: фикусы, пальмы, очень много видов папоротников и лиан. А в саваннах растет удивительное дерево баобаб, диаметр его ствола- до 55 метров.

Его мягкая и легкая древесина не боится огня и запасает до 120 литров воды. Живет баобаб до 4-5 тысяч лет.

Бананы - трава, вырастает в высоту 7-8 м всего за 8 месяцев.

2.Биолог

Финиковая пальма – «королева» оазисов и главное дерево в них. Достигает 20-30 м в высоту, начинает плодоносить к 5 годам и дает очень вкусные плоды. Финики называют «хлебом пустыни»: их едят сырыми, жареными, вареными, вялеными.

Большие пространства саванн в Африке занимает слоновая трава, высотой от 3-5 м. Большие пространства саванн в Африке занимает слоновая трава, высотой от 3-5 м. В сухой период, когда погибают от солнца все травы, листья и стебли слоновой травы поедают только слоны – отсюда и ее название.

Зоолог

Нигде в мире нет такого скопления животных, как в африканской саванне. На плоских и открытых равнинах травоядные животные в целях защиты живут группами, которые движутся по равнинам в поисках пищи. Вместе у них гораздо больше глаз, ушей и носов, чтобы почуять опасность. Это зебры, антилопы – гну, слоны (весом до 12 тонн), носороги, гиппопотамы, жирафы (самые высокие животные)

Здесь же  обитают и хищники – львы, гепарды, леопарды, гиены. В реках обитают крокодилы, наиболее крупные – нильские – длиной до 5- 6 метров. Очень много пернатых – птица марабу, птица – секретарь, но самая крупная птица страус – его вес более 100 кг.

Материал для «южноамериканцев»:

Капитан

Южная Америка – самый влажный материк на Земле. Если сопоставить Южную Америку и Африку, то видно, что они были единым материком. Здесь протекает самая полноводная река Амазонка, возвышаются одни из высочайших гор мира – Анды.

Историк.

Среди первых ученых – исследователей Южной Америки был немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт. Он создал первую карту материка, описал течение рек, изучал и описывал растительный и животный мир материка.

Биолог

Природа здесь очень интересна. В труднодоступных амазонских лесах растут такие деревья как сейба, разные виды пальм, дынное дерево, какао. Здесь много эндемиков, например, амазонская кувшинка – виктория-регия , её диаметр 2 м и выдерживает на своём листе вес до 72 кг. В лесах много красиво цветущих орхидей.

А еще интересно то, что Южная Америка является родиной таких растений как: помидоры, картофель, кукуруза, табак.

Зоолог

Особенно богат животный мир, которые приспособились к жизни на деревьях: цепкохвостые обезьяны, ленивцы. Даже ящерицы и лягушки живут на деревьях, много змей, в том числе и самая большая змея на Земле – анаконда, весит до 230 кг.  У воды обитают тапиры и водосвинка – капибара.

В саваннах живут муравьеды, броненосцы. Богат и мир пернатых: крохотные колибри, попугаи. Много вымирающих видов, таких как малый синий ара – попугай. Их сохранилось всего 10 штук

Материал для «североамериканцев»:

Капитан

Материк Северная Америка интересен тем, что здесь очень много природных климатических явлений таких как: торнадо, смерчи, наводнения.

Историк.

        Еще в 15 веке никто из европейцев не знал о существовании новых земель Северной и Южной Америки. Христофор Колумб, путешествуя в Индию, сделал крупнейшую ошибку, и величайшее открытие в истории освоения планеты. Увидев острова, он назвал их Восточной Индией. Четырежды переплыв через Атлантический океан, он так и не понял, что открыл новый континент – Америку, названную Новым Светом. Мысль о существовании новых материков высказал мореплаватель Америго Веспуччи, в честь которого и названа Америка.

Биолог

Растительный мир Северной Америки очень разнообразный, на севере – мхи и лишайники, камнеломка – самое северное растение на Земле – о. Гренландия. В лесах растут дубы, березы, ели, пихты, но самое высокое и стройное хвойное дерево – это секвойя гигантская высота ее 88 м,  диаметр ствола 35 м, толщина ветвей 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т. Много видов кактусов.

Зоолог

В северных районах материка обитают овцебыки и северный олень карибу. Здесь водятся как хищники: рыси, скунсы, волки – койоты, медведи так и травоядные: олени, лоси, бизоны. Кадьяк – бурый медведь с Аляски, самый крупный хищник на суше. Длина   его туловища 3 м, высота до 1,5 м, вес  до 700 кг. Сагуаро – самый большой кактус, достигает высоты 24 м.

Антарктида

Капитан

Антарктида – самый высокий и холодный материк, покрыт ледниковым панцырем толщиной 2-3 км, здесь нет постоянного населения.

Историк.

Антарктиду открыли позднее всех материков. В 1819 г. русская экспедиция под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.  

Биолог

Природа Антарктиды неразрывно связана с природой прилегающих океанов. Летом растут мхи и лишайники, микроскопические грибы и водоросли.

Зоолог

Животный мир связан с океаном,  который является базой питания для китов, тюленей, рыб. Только в Антарктиде обитают пингвины, подкожный слой жира и тысячи тонких перышек помогают им переносить холод. У них есть ласты, которыми они пользуются, как крыльями, чтобы «летать» в воде, а ноги служат рулем.

Материал для «евразийцев»:

Капитан

Евразия – величайший материк, на котором мы живем. Он по площади равен Африке и Северной Америке вместе взятым. Протянулся он от Северного Ледовитого океана до экватора, поэтому природа в Евразии самая разнообразная.

Историк.

В исследовании Евразии велики заслуги русских путешественников Петра Петровича Семенова – Тян-Шанского и Николая Михайловича Пржевальского. Они изучали высокогорные районы Центральной Азии. Все увиденное они описывали в своих трудах, наносили на карту не изученные горы.  

Биолог

На севере Евразии растут тундровые растения: карликовые березка ива, мхи, лишайники, южнее находится тайга- лес с хвойными деревьями. На материке много лесов, степей, пустынь, есть даже экваториальные леса. Люди здесь  выращивают чай, рис, мандарины, разные виды орехов.

Здесь растет бамбук – самая высокая трава в мире, достигающая 35 м и самое быстрорастущее растение. Некоторые виды вырастают за сутки на 94 м.

Зоолог

        На севере Евразии на островах Северного Ледовитого океана водятся белые медведи – самые крупные животные Арктики. Зимой охотятся они на тюленей, хватают их, когда те подходят близко к поверхности проруби, чтобы подышать. В тайге обитает бурый медведь – хозяин леса. В бамбуковых лесах живет медведь – панда. Из птиц самый красивый павлин.

Редкие и исчезающие животные и растения

1.Американский белый  журавль – сохранилось около 100 особей в дикой природе и 26 – в зоопарке.

2. Дикий рыжий волк - сохранилось около 80 особей.

3. Императорский дятел – последний экземпляр видели в Мексике в 1977 году.

4. Темный прибрежный воробей – обитал в болотах Флориды, последний представитель умер в 1987 году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы урока по теме "Жизнь на разных материках"

Урок проводится в форме путешествия по материкам. учащиеся выступают с проектами по характеристика материка, которые они подготовили в своих презентациях. данный материал может использоваться на уроке...

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Конспект урока по английскому языку с элементами сингапурской методики обучения.

Конспект урока английского языка с элементами сингапурской методики обучения позволит сделать урок более продуктивным и запоминающимся. Новововедения в преподавании английского языка дают большой резу...

Открытый урок по природоведению с применением элементов сингапурской методике. Тема "Суша земли. Материки".

Открытый урок по природоведению с применением элементов сингапурской методике.  Тема "Суша земли. Материки"....

Использование элементов сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы.

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы....

Применение элементов сингапурской методики в обучении физике.

В последнее время сингапурская методика стала очень популярной в области образования. Эта методика, которая была разработана в Сингапуре, считается одной из лучших в мире. Она применяется во многих ст...