Открытый урок по географии по теме:"Жизнь на разных материках" (с применением элементов сингапурской методики обучения)
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемно-ориентированного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать инновационные подходы в обучении младших школьников.
Использование обучающие структуры сингапурского метода обучения и электронные образовательные ресурсы дают возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы; приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействие ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по природоведению в 5 классе.
Учитель географии и биологии: Воронова Наталья Васильевна
Тема: Урок-путешествие. Жизнь на различных материках.
Цели и задачи:
1. Начать формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования, со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Начать формирование умения работать с географическими картами и другими дополнительными источниками информации.
2. Показать вклад ученых и путешественников в открытие и исследование материков. Дать возможность учащимся систематизировать знания о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли.
3. Воспитывать любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство
взаимопомощи.
Учебно – наглядный комплекс:
Физическая карта мира, политическая карта мира, карта Таймыра, Иллюстрации растений, портреты путешественников, глобусы, учебные картины, карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы, энциклопедии разных издательств, зоологическая карта, иллюстрации животных, в/фильм «Чудеса природы», «Южная Америка», мультимедийный проектор, атласы для 5 класса, рабочие тетради.
Методы и формы:
Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа; групповая, индивидуальная, коллективная.
Тип урока:
Урок усвоения нового материала.
Межпредметные связи:
Сведения об открытии материков, о географических открытиях конца XV – начала XVI в., XVIII- XIX веков.
Термины и понятия:
Новый Свет, эндемики.
Номенклатура:
Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Крайний Север, Таймыр.
Имена:
Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Джеймс Кук, Н. Пржевальский, Давид Левингстон, Лазарев и Беллинсгаузен.
Справочно – информационный материал:
1492-1498 г.г. Х. Колумб Экспедиции – открытие островов
Карибского моря, Побережья Южной Америки.
17 век Абел Янсзон Тасман Открытие острова Тасмания
1770 г. Джеймс Кук Открытие восточных берегов Австралии
1500-1502 г.г. А. Веспуччи Открытие побережья Бразилии, устья
Амазонки.
1799- 1804 г.г. А. Гумбольдт Исследование реки Ориноко, Льяноса, Анд
1819г. М.П.Лазарев Открытие Антарктиды
Ф.Ф. Беллинсгаузен
XIX – XX в.в. П.П. Семенов –Тян- Исследование Центральной Азии
Шанский, Н.М.
Пржевальский.
Ход урока.
- Организационный этап.
Сигнал тишины (поднятие вверх руки) – хай файв
Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Поздоровайтесь друг с другом по лицу, по плечу!
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
1.Беседа.
Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок – путешествие.
Географическое Общество гимназии №96 поручает вам создать несколько экспедиций и побывать на далеких неизведанных материках, познакомиться с их природой, растительным и животным миром, провести исследования и результаты заполнить в свои отчеты – таблицы, которые находятся у вас на партах. За работу на уроке вы получите смайлики в виде солнышка. Так как солнце – это звезда. А дотянуться, добраться до звезды можно только лишь открыв что-то новое, неизвестное , интересное, а следовательно вы пополнили свои знания новыми открытиями.
2.Работа с физической картой мира и глобусами.
- Посмотрите на физическую карту мира и глобусы, которые стоят у вас на партах
и скажите, сколько нам понадобится таких экспедиций и почему?
- Назовите и покажите их на карте.
3. Создание команд. Определение маршрута.
- Мы с вами уже изучали горы, равнины, реки озера материков. А сейчас наша задача изучить растительный и животный мир и рассказать о них. Итак, экспедиции готовы.
- А вот какая экспедиция и на какой материк отправится, вы сами определитесь, отгадав загадки – стихи, ответив на вопросы.
1) Мы живем на Занзибаре
В Калахаре и в Сахаре
На горе Фернандо – По
Где гуляет гиппо-по
По широкой Лимпопо. (А Ф Р И К А)
2) Какой материк самый маленький и самый сухой на Земле? (А В С Т Р А Л И Я )
3) На каком материке протекает река Амазонка? (ЮЖНАЯ АМЕРИКА)
4) Где находятся горы Кордильеры и река Миссисипи? (С. АМЕРИКА)
5) Какой материк является кладовой пресной воды? (АНТАРКТИДА)
6) Самые высокие в мире горы – Гималаи и самая большая по территории наша страна - Россия находятся на материке… ( ЕВРАЗИЯ)
- Во главе каждой экспедиции стоят капитаны, которые познакомят нас с географическими особенностями своего материка, сведения об открытии и изучении материков дадут историки, о растительном мире – биологи, а о животных – зоологи. Материал у вас на партах.
- Капитаны, вам необходимо следить за тем, чтобы члены команды правильно проводили наблюдения и исследования, и правильно заполняли отчеты – таблицы. Слушая материал, записывайте представителей растительного и животного мира вашего материка в таблицы.
№ п/п | Название материка | Кто открывал и исследовал | Растения материка | Животный мир |
1. | Австралия | |||
2. | Африка | |||
3. | Южная Америка | |||
4. | Северная Америка | |||
5. | Антарктида | |||
6. | Евразия |
- Самостоятельная работа.
Музыкальное сопровождение (голоса птиц или шум моря).
- Представление своих материков (Заполнение таблицы)
- Капитаны (представляют свои материки)
- Историк
- Биолог
- Зоолог
Идут слайды (контуры материка, портрет исследователей и путешественников, растений и животных)
1. Австралия С Л А Й Д
2. Африка С Л А Й Д
3. Южная Америка С Л А Й Д
4. Северная Америка С Л А Й Д
5. Антарктида С Л А Й Д
6. Евразия С Л А Й Д
- Итак, мы познакомились с интересными растениями и животными
материков.
- Работа с политической картой.
Краеведческий материал
На каком материке мы живем?
- Покажите Россию на политической карте.
А сейчас мы с вами отправляемся на самый большой полуостров нашей страны. Это – п-ов Таймыр
- Это самый большой полуостров в России.
- А какие растения и животные здесь обитают и как они приспособились суровым условиям проживания? Видеоролик о выдре
7. Работа с иллюстрациями. С Л А Й Д (животные и растения Таймыра)
- Посмотрите на слайд и скажите, как же они приспособились к таким суровым природным условиям?
(Низкорослая растительность, чтобы не вырывал ветер с корнями, а у животных толстый слой жира и теплая шерсть)
- В чем сходство и отличие представителей животного мира Антарктиды и нашего Крайнего Севера (Арктики)? Сходство: (толстый слой жира). Отличие: (В Антарктиде не живут белые медведи, а на Крайнем Севере нет пингвинов).
Физминутка
Музыкальное сопровождение (голоса птиц).
- Закройте глаза, наклоните головы на парты и представьте, что вы в прибрежном австралийском лесу)
.
- Этап закрепления новых знаний.
1.Просмотр фрагмента видеофильма «Чудеса природы».
- Просмотрите фрагмент и скажите, животные какого материка здесь представлены?
2.Игра «Животное заблудилось» .
- Представители какого материка изображены на доске и какое животное здесь заблудилось?
(На доске физическая карта мира, названия животных.)
- Зоологи выйдите к доске и отправьте заблудившееся животное на свой
материк.
Д О С КА
Австралия кенгуру, коала, ехидна, зебра,
Африка слон, жираф, медведь, бегемот,
Южная Америка ленивец, пингвин, броненосец, муравьед,
Северная Америка носорог, скунс, волк – койот, бизон
Антарктида пингвин, горбатый кит, тюлень, белый медведь
Евразия лось, панда, собака-динго, зубр
3. Тест.
1.Количество материков на Земле:
а) четыре; б) шесть; в) пять;
2.Самый большой материк:
а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия;
3. Самый маленький материк:
а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка;
4. Баобаб растет в:
а) Африке; б) Северной Америке; в) Евразии;
5. Слоны, жирафы, бегемоты обитают:
а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке;
6. Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:
а) Антарктиды; б) Евразии; в) Северной Америки;
7. Деревья – гиганты в Северной Америке:
а) секвойя; б) эвкалипт; в) баобаб;
4. Взаимопроверка.(обменяйтесь судовыми журналами(рабочими тетрадями) с вашими соседями по плечу)
На доске ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в,7-а.
5. Итоговые вопросы
- Что нового вы узнали на уроке?
- С какими интересными животными вы познакомились на этом уроке?
- Природа каких материков очень сходна? (С.А. и Евразии)
IV. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.
Прочитать статью в учебнике «Жизнь на разных материках», в рабочих тетрадях на к/к отметить названия животных, о которых мы сегодня узнали на уроке.
Материал для «австралийцев»:
- Капитан
Австралия – самый маленький, засушливый и самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.
- Историк.
В 17 веке Абел Янсзон Тасман обогнув Австралию, не приблизившись к ее берегам, но открыл остров, который впоследствии был назван Тасманией. Впервые восточных берегов Австралии достиг английский мореплаватель капитан Джеймс Кук.
- Биолог
Австралия самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: из 12000 видов растений более 9000 – эндемики, которых не встретишь больше нигде, ни на одном материке. К ним относятся многие виды эвкалиптов.
Эвкалипт – высокое дерево, листья которого ребром повернуты к солнцу, чтобы не испарять влагу. Для Австралии характерны акации и бутылочное дерево. В пустынях распространены заросли сухих кустарников.
- Зоолог
В Австралии обитают 162 вида сумчатых, здесь отсутствуют представители отрядов обезьян и копытных. Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие – ехидна и утконос. Они выводят детенышей из яиц.
Ехидна – млекопитающее с самой низкой температурой тела + 22 градуса.
Сумчатые животные – это кенгуру (от гигантских до карликовых), коала, сумчатый дьявол. В Австралии водится страус эму, черный лебедь – птица с наибольшим количеством перьев (до 25000).
Это интересно.
Австралийцы очень любят и охраняют своих животных. Например, страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос и птица – лирохвост – на австралийских монетах.
Материал для «африканцев»:
Капитан
Африка – самый жаркий материк. Здесь находится самая большая в мире пустыня сахара. На материке никогда не бывает зимы.
Историк.
Впервые Африку посетили португальцы в 15 веке. А в 19 веке среди европейцев, исследовавших территорию Африки, был англичанин Давид Ливингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, который назвал Виктория, дал описание реки Конго, озера Ньяса.
Биолог
В Африке произрастают экваториальные леса, одних только деревьев насчитывается до 1000 видов: фикусы, пальмы, очень много видов папоротников и лиан. А в саваннах растет удивительное дерево баобаб, диаметр его ствола- до 55 метров.
Его мягкая и легкая древесина не боится огня и запасает до 120 литров воды. Живет баобаб до 4-5 тысяч лет.
Бананы - трава, вырастает в высоту 7-8 м всего за 8 месяцев.
2.Биолог
Финиковая пальма – «королева» оазисов и главное дерево в них. Достигает 20-30 м в высоту, начинает плодоносить к 5 годам и дает очень вкусные плоды. Финики называют «хлебом пустыни»: их едят сырыми, жареными, вареными, вялеными.
Большие пространства саванн в Африке занимает слоновая трава, высотой от 3-5 м. Большие пространства саванн в Африке занимает слоновая трава, высотой от 3-5 м. В сухой период, когда погибают от солнца все травы, листья и стебли слоновой травы поедают только слоны – отсюда и ее название.
Зоолог
Нигде в мире нет такого скопления животных, как в африканской саванне. На плоских и открытых равнинах травоядные животные в целях защиты живут группами, которые движутся по равнинам в поисках пищи. Вместе у них гораздо больше глаз, ушей и носов, чтобы почуять опасность. Это зебры, антилопы – гну, слоны (весом до 12 тонн), носороги, гиппопотамы, жирафы (самые высокие животные)
Здесь же обитают и хищники – львы, гепарды, леопарды, гиены. В реках обитают крокодилы, наиболее крупные – нильские – длиной до 5- 6 метров. Очень много пернатых – птица марабу, птица – секретарь, но самая крупная птица страус – его вес более 100 кг.
Материал для «южноамериканцев»:
Капитан
Южная Америка – самый влажный материк на Земле. Если сопоставить Южную Америку и Африку, то видно, что они были единым материком. Здесь протекает самая полноводная река Амазонка, возвышаются одни из высочайших гор мира – Анды.
Историк.
Среди первых ученых – исследователей Южной Америки был немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт. Он создал первую карту материка, описал течение рек, изучал и описывал растительный и животный мир материка.
Биолог
Природа здесь очень интересна. В труднодоступных амазонских лесах растут такие деревья как сейба, разные виды пальм, дынное дерево, какао. Здесь много эндемиков, например, амазонская кувшинка – виктория-регия , её диаметр 2 м и выдерживает на своём листе вес до 72 кг. В лесах много красиво цветущих орхидей.
А еще интересно то, что Южная Америка является родиной таких растений как: помидоры, картофель, кукуруза, табак.
Зоолог
Особенно богат животный мир, которые приспособились к жизни на деревьях: цепкохвостые обезьяны, ленивцы. Даже ящерицы и лягушки живут на деревьях, много змей, в том числе и самая большая змея на Земле – анаконда, весит до 230 кг. У воды обитают тапиры и водосвинка – капибара.
В саваннах живут муравьеды, броненосцы. Богат и мир пернатых: крохотные колибри, попугаи. Много вымирающих видов, таких как малый синий ара – попугай. Их сохранилось всего 10 штук
Материал для «североамериканцев»:
Капитан
Материк Северная Америка интересен тем, что здесь очень много природных климатических явлений таких как: торнадо, смерчи, наводнения.
Историк.
Еще в 15 веке никто из европейцев не знал о существовании новых земель Северной и Южной Америки. Христофор Колумб, путешествуя в Индию, сделал крупнейшую ошибку, и величайшее открытие в истории освоения планеты. Увидев острова, он назвал их Восточной Индией. Четырежды переплыв через Атлантический океан, он так и не понял, что открыл новый континент – Америку, названную Новым Светом. Мысль о существовании новых материков высказал мореплаватель Америго Веспуччи, в честь которого и названа Америка.
Биолог
Растительный мир Северной Америки очень разнообразный, на севере – мхи и лишайники, камнеломка – самое северное растение на Земле – о. Гренландия. В лесах растут дубы, березы, ели, пихты, но самое высокое и стройное хвойное дерево – это секвойя гигантская высота ее 88 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т. Много видов кактусов.
Зоолог
В северных районах материка обитают овцебыки и северный олень карибу. Здесь водятся как хищники: рыси, скунсы, волки – койоты, медведи так и травоядные: олени, лоси, бизоны. Кадьяк – бурый медведь с Аляски, самый крупный хищник на суше. Длина его туловища 3 м, высота до 1,5 м, вес до 700 кг. Сагуаро – самый большой кактус, достигает высоты 24 м.
Антарктида
Капитан
Антарктида – самый высокий и холодный материк, покрыт ледниковым панцырем толщиной 2-3 км, здесь нет постоянного населения.
Историк.
Антарктиду открыли позднее всех материков. В 1819 г. русская экспедиция под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.
Биолог
Природа Антарктиды неразрывно связана с природой прилегающих океанов. Летом растут мхи и лишайники, микроскопические грибы и водоросли.
Зоолог
Животный мир связан с океаном, который является базой питания для китов, тюленей, рыб. Только в Антарктиде обитают пингвины, подкожный слой жира и тысячи тонких перышек помогают им переносить холод. У них есть ласты, которыми они пользуются, как крыльями, чтобы «летать» в воде, а ноги служат рулем.
Материал для «евразийцев»:
Капитан
Евразия – величайший материк, на котором мы живем. Он по площади равен Африке и Северной Америке вместе взятым. Протянулся он от Северного Ледовитого океана до экватора, поэтому природа в Евразии самая разнообразная.
Историк.
В исследовании Евразии велики заслуги русских путешественников Петра Петровича Семенова – Тян-Шанского и Николая Михайловича Пржевальского. Они изучали высокогорные районы Центральной Азии. Все увиденное они описывали в своих трудах, наносили на карту не изученные горы.
Биолог
На севере Евразии растут тундровые растения: карликовые березка ива, мхи, лишайники, южнее находится тайга- лес с хвойными деревьями. На материке много лесов, степей, пустынь, есть даже экваториальные леса. Люди здесь выращивают чай, рис, мандарины, разные виды орехов.
Здесь растет бамбук – самая высокая трава в мире, достигающая 35 м и самое быстрорастущее растение. Некоторые виды вырастают за сутки на 94 м.
Зоолог
На севере Евразии на островах Северного Ледовитого океана водятся белые медведи – самые крупные животные Арктики. Зимой охотятся они на тюленей, хватают их, когда те подходят близко к поверхности проруби, чтобы подышать. В тайге обитает бурый медведь – хозяин леса. В бамбуковых лесах живет медведь – панда. Из птиц самый красивый павлин.
Редкие и исчезающие животные и растения
1.Американский белый журавль – сохранилось около 100 особей в дикой природе и 26 – в зоопарке.
2. Дикий рыжий волк - сохранилось около 80 особей.
3. Императорский дятел – последний экземпляр видели в Мексике в 1977 году.
4. Темный прибрежный воробей – обитал в болотах Флориды, последний представитель умер в 1987 году
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы урока по теме "Жизнь на разных материках"
Урок проводится в форме путешествия по материкам. учащиеся выступают с проектами по характеристика материка, которые они подготовили в своих презентациях. данный материал может использоваться на уроке...
Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"
Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...
Разработка урока к учебнику природоведение 5 класс А.А. Плешаков , Н.И. Сонин по теме "Жизнь на разных материках. Евразия"
конспект урока...
Конспект урока по английскому языку с элементами сингапурской методики обучения.
Конспект урока английского языка с элементами сингапурской методики обучения позволит сделать урок более продуктивным и запоминающимся. Новововедения в преподавании английского языка дают большой резу...
Открытый урок по природоведению с применением элементов сингапурской методике. Тема "Суша земли. Материки".
Открытый урок по природоведению с применением элементов сингапурской методике. Тема "Суша земли. Материки"....
Использование элементов сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы.
Материал предназначен для учителей русского языка и литературы....
Применение элементов сингапурской методики в обучении физике.
В последнее время сингапурская методика стала очень популярной в области образования. Эта методика, которая была разработана в Сингапуре, считается одной из лучших в мире. Она применяется во многих ст...