Рабочая программа по природоведению 5 класс (Плешаков)
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Программа разработана на основе программы основного общего образования по природоведению для 5 класс.
Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_ab.docx | 293.15 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
5 класс
Составитель Коршун Татьяна Ивановна
Программа разработана на основе программы основного общего образования по природоведению для 5 класс.
Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2010г.
г. Дзержинск
2014 г.
Пояснительная записка.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по природоведению в 5 классе. Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Москва. «Дрофа», 2010 год.
На изучение отводится 70 часов, 2 часа в неделю, 5 часов – резервное время.
Общая характеристика учебного предмета
«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, ОБЖ.
Курс по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».
В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Третий раздел «Здоровье человека и безопасность жизни» включает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Кол-во часов | Практические работы | |
Тема 1 | Изучение природы | 5 | 3 |
Тема 2 | Вселенная | 14 | 2 |
Тема 3 | Земля | 18 | 2 |
Тема 4 | Жизнь на Земле | 14 | 4 |
Тема5 | Человек на Земле | 16 | 2 |
Итого: | 65+5 (резерв) | 13 |
Тема 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
■ Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Великие естествоиспытатели.
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.
Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения П. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
■ Демонстрации
Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
■ Практические работы
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3. Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Сути планеты. Материки, острова. Характеристик» природных условий материков. Атмосфера. Сопим воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подъемные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
■ Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
■ Практические работы
Описание и сравнение признаков 2—3 веществ.
Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане-, леса каменноугольного периода-, расцвет древних пресмыкающихся - птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление
клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
■ Практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян JПримеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле (16 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели дм диких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьбы с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
- Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
- Практические работы
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время — 5 часов.
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщений (2—3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Учебно-методический комплект
1. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Программа для общеобразовательных учреждений. Программа основного общего образования по природоведению. Москва. «Дрофа». 2010 год.
2. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Учебник «Природоведение, 5 класс», М.: Дрофа, 2009 год
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема и тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Текущий и промежуточ-ный контроль | Дата | Деятельность учащихся | Материалы к уроку | ||||||||||
ЦОР | |||||||||||||||||
ТЕМА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ (3ч) | |||||||||||||||||
1. | Изучение природы человеком Урок изучения новых знаний | Что изучают естественные науки (астрономия, физика, химия, физическая география, биология, экология) | 1ч | Знать естественные науки | Беседа. Работа с текстом учебника и тематическими картами Практическая работа № 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований | А,б | Определяют разнообразные тела, вещества и явления природы (приводят примеры) Подготавливают презентацию «Естественные науки» Выполняют пр.р. | Презентация «Естественные науки» | Иллюстрации Глобус | ||||||||
2 | Естественные науки Комбинированный | Естественные науки и их классификацию (астрономия, физика, химия, физическая география, биология, экология). | 1ч | Уметь классифицировать различные науки | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника Практическая работа № 2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы | А,б | Обсуждают презентации Составляют классификацию естественных наук Выполняют пр.работу | Презентация «Семья биологических наук» | Иллюстрации | ||||||||
3 | Методы изучения природы Комбинированный | Основные методы изучения природы (наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.) Великие естествоиспытатели Оборудование для различных методов изучения | 1ч | Анализировать и знать основные методы изучения | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника Практическая работа № 3. Великие естествоиспытатели | А,б | Приводят примеры различных методов изучения природы (наблюдение, эксперимент (опыт), измерение), и приборы для их изучения Знакомятся с оборудованием для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Анализируют текст учебника Подготавливают презентацию «Как представляли себе Вселенную древние люди» Выполняют пр.работу | Презентация «Великие естествоиспытатели» | Иллюстрации Портреты естествоиспытателей Оборудование для лабораторных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы | ||||||||
ТЕМА 2. ВСЕЛЕННАЯ (14 ч.) | |||||||||||||||||
4 | Представления о Вселенной у древних индейцев, шумеров, греков Урок изучения новых знаний | Вселенная Как накапливались знания и представления о Вселенной | 1ч | Приводить примеры представления о Вселенной у др. людей | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника Анализ иллюстраций | А,б | Обсуждают презентации Анализируют текст учебника, Приводят примеры. Анализируют иллюстрации | Презентации «Как древние люди представляли себе Вселенную» | Иллюстрации | ||||||||
5. | Взгляды Пифагора на форму Земли Комбинированный | Пифагор – великий математик (ок. 580-500 до н.э.) | 1ч | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника | А,б | Анализируют текст учебника и знакомятся со взглядами Пифагора на форму Земли | |||||||||||
6 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею Комбинированный | Взгляды на Вселенную великих ученых Аристотеля и Птолемея | 1ч | Приводить примеры различных систем мира | Фронтальный опрос. Беседа Анализ текста и иллюстраций | А,б | Анализируют текст учебника и иллюстрации | Иллюстрации | |||||||||
7 | Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Комбинированный | Географические открытия к 14-17 вв. и их влияние на развитие астрономии | 1ч | Приводить примеры открытий мореходов Португалии и Испании | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника Анализ иллюстраций | А,б | Анализируют текст учебника и иллюстрации Приводят примеры географ. открытий Подготавливают презентацию | Иллюстрации | |||||||||
8 | Система мира по Копернику Комбинированный | Создание новой модели Вселенной | 1ч | Приводить примеры взглядов на Вселенную (Пифагор, Аристотель, Птолемей, Аристарх Самосский) | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника Анализ иллюстраций | А,б | Принимают участие в обсуждении презентаций Анализируют текст учебника и иллюстрации | Презентация «Ученые, перевернувшие мир» | Иллюстрации | ||||||||
9 | Роль Д.Бруно и Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника Комбинированный | Создание телескопа Галилеем. Учения Н. Коперника | 1ч | Приводить примеры взглядов на Вселенную Н. Коперника | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника Анализ иллюстраций | А,б | Анализируют текст учебника и иллюстрации Обсуждают учения Н. Коперника Подготавливают презентацию | Иллюстрации | |||||||||
10 | Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы Урок изучения новых знаний | Соседи Солнца Планеты земной группы | 1ч | Знать состав Солнечной системы | Беседа. Анализ текста учебника Анализ иллюстраций Работа с глобусом и тематическими картами, к.картами | А,б | Принимают обсуждение презентации «Планеты земной группы» Анализируют текст учебника и иллюстрации Выполняют работу на к.к. Подготавливают презентации «Планеты-гиганты» Дают характеристику планет по плану: а) удаленность от Солнца б) размеры в) атмосфера г) поверхность д) спутники | Презентация «Планеты земной группы» | Иллюстрации Контурные карты Атлас Глобус | ||||||||
11 | Планеты – гиганты Комбинированный | Соседи Солнца Плутон. | 1ч | Знать строение Солнечной системы Составлять характеристику планет по плану | Беседа. Анализ текста учебника, иллюстраций | А,б | Принимают участие в обсуждении презентаций и выделяют черты сходства и различий планет С. системы. Составляют сравнительную характеристику планет по плану | Презентация «Планеты-гиганты» | Иллюстрации Контурные карты Атлас Глобус | ||||||||
12 | Спутники планет Комбинированный | Естественные спутники | 1ч | Знать планеты Солнечной системы | Беседа. Анализ текста учебника, иллюстраций | А,б | Анализируют текст учебника, карты атласа и иллюстрации | Иллюстрации Атлас | |||||||||
13 | Астероиды. Кометы Комбинированный | Небесные тела Джузеппе Пиацци- итальянский астороном. Астероид Церера Кометы – часть Солнечной системы Комета Галлея | 1ч | Отличие планет от астероидов. Строение комет | Беседа. Анализ текста учебника, иллюстраций | А,б | Обсуждают презентации Анализируют текст учебника, карты атласа и иллюстрации и характеризуют черты сходства и различия между планетами и астероидами, различие астероидов по массе и размерам | Презентация «Небесные тела» | Иллюстрации Атлас | ||||||||
14 | Метеоры и метеориты Комбинированный | Метеоритный дождь. Метеориты: каменные, железные и железокаменные Тунгусский метеорит Метеоритные кратеры | 1ч | Знать отличительные черты метеоров и метеоритов. Способы защиты Земли от падения метеоритов и метеоритов | Беседа. Анализ текста учебника, Иллюстраций | А,б | Анализируют иллюстрации, текст учебника: классифицируют метеориты по составу, размерам и массе. Определяют самый большой метеоритный кратер (США, штат Аризона – диаметр 1200м, глубина – 200м) Подготавливают презентации «Звезды и созвездия» | Презентация «Небесные тела» | Иллюстрации Атлас | ||||||||
15 | Звезды. Многообразие звезд Урок изучения новых знаний | Звезды – огромные пылающие шары, расположенные далеко от Земли Различие звезд Полярная звезда – ориентир звездного неба | 1ч | Знать: Солнце – источник света, энергии и жизни на Земле | Беседа. Анализ текста учебника, Иллюстраций Практическая работа № 4. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд | А,б | Принимают участие в обсуждении презентаций. Анализируют текст учебника и иллюстрации и делают вывод, что все звезды отличаются друг от друга по температуре, цвету, размерам ,массе и удаленности от Земли. Выполняют практическую работу Знакомятся с подвижной картой звездного неба | Презентация «Звездное небо» | Иллюстрации Атлас Подвижная карта звездного неба | ||||||||
16 | Созвездия Комбинированный | Легенды и мифы о созвездиях | 1ч | Знать: зодиакальные созвездия | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника, Иллюстраций Практическая работа № 5 Работа с подвижной картой звездного неба | А,б | Обсуждают презентации Характеризуют названия созвездий и выделяют 88 участков звездного неба. Выполняют практическую работу . Работают с картой подвижного неба | Презентация «Созвездия» | Иллюстрации Атлас Подвижная карта звездного неба | ||||||||
17 | Солнце – как ближайшая к нам звезда Обобщения знаний | Солнце – раскаленное небесное тело - звезда | 1ч | Знать: значение Солнца для жизни на Земле (приводить примеры) | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника, Иллюстраций Тест | А,б | Анализируют текст учебника и иллюстрации и выявляют механизм влияния Солнца на нашу планету, дают сравнительную характеристику Солнца и других звезд по различным признакам. Выполняют тестовые задания | Презентация «Звезда по имени Солнце» | Иллюстрации Атлас | ||||||||
ТЕМА 3. ЗЕМЛЯ (18 ч.) | |||||||||||||||||
18. | Представления людей о возникновении Земли Урок изучения новых знаний | Земля – наш дом. Земля - шар | 1ч | Знать: формы и размеры Земли.(Расчеты Эратосфена, 3 в. до н.э.) Вращение Земли вокруг Солнца и своей оси.(Учение Н.Коперника о вращении небесных тел) Расстояние Земли до Солнца и Луны Путешествия Ф.Магеллана | Беседа. Анализ текста учебника, иллюстраций | А,б | Работают с глобусом – моделью Земли Обсуждают презентации. Выявляют значение вращения Земли вокруг Солнца и своей оси (смена времен суток и времен года) | Презентация «Планета Земля» | Иллюстрации Атлас Глобус | ||||||||
19 | Гипотезы возникновения Земли. Комбинированный | Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы | 1ч | Знать: представления древних и современных людей о возникновении Земли | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника, иллюстраций | А,б 1 | Анализируют текст учебника и знакомятся с гипотезами возникновения Земли и сравнивают их, находят черты сходства и различия (И.Кант, П. Лаплас, Ж. Бюффон, О.Ю. Шмидт). Характеризуют современные взгляды на возникновение Земли Работают с источниками географической информации | Иллюстрации Источники географической информации | |||||||||
20. | Внутренне строение Земли Урок изучения новых знаний | Ядро, мантия, земная кора | 1ч | Уметь анализировать источники географических знаний, текст учебника и иллюстрации | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника, карт атласа и иллюстраций | А,б | Анализируют текст учебника и иллюстрации, источники географических знаний и делают вывод о внутреннем строении Земли: Ядро делится на два слоя – внутренне и внешнее. Т 6000 градусов. Состоит из железа и никеля. Мантия различается по составу (жидкая и твердая). Земная кора различается по мощности (материковая и океаническая) | Презентация «Внутренне строение Земли» | Атлас Иллюстрации Источники географических знаний | ||||||||
21 | Горные породы. Минералы. Комбинированный | Литосферные плиты. Природные ископаемые «Маленькая экскурсия в мир камней»: -магматические, осадочные, метаморфические | 1ч | Знать: отличие горных пород от минералов | А,б | Определяют, что земная кора – источник самых разнообразных ПИ. Классифицируют ПИ по происхождению: магматические, осадочные, метаморфические Анализируют иллюстрации о движении ЛП. Работая с коллекций ГП, определяют их различие: по цвету, блеску и другим свойствам | Презентация «Горные породы и минералы» | Атлас Иллюстрации Источники географических знаний Коллекция горных пород и минералов | |||||||||
22 | Природные явления землетрясения, извержения вулканов, гейзеры: Комбинированный | Сейсмические районы Земли. Землетрясения, извержения вулканов, гейзеры | 1ч | Уметь находить на карте вулканы и определять зоны землетрясений | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника, карт атласа и иллюстраций | А,б | Принимают участие в обсуждении презентации Работают с физ. и контурными картами (наносят вулканы) | Презентация «Камчатка – страна вулканов и гейзеров» | Атлас Контурные карты Иллюстрации | ||||||||
23. | Вещества в окружающем мире. Урок изучения новых знаний | Использование веществ человеком Классификация веществ на простые и сложные,примеси. | 1ч | Знать отличие тела от вещества Уметь приводить примеры. Отличие и сходство тел живой и неживой природы | Беседа. Анализ текста учебника, карт атласа и иллюстраций Практическая работа № 6. Описание и сравнение 2-3 веществ. Наблюдение признаков хим.реакций. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности и т.д.) | А,б | Выполняют практическую работу. Анализируют схему и делают вывод, что тела различаются формой, цветом, размерами, состоянием. | Иллюстрации Схемы. Оборудование для опыта: стеклянный стакан с водой, гвоздь, мячик, проволока | |||||||||
24. | Многообразие явлений природы. Комбинированный | Физические и химические явления | 1ч | Знать простые и сложные вещества. Уметь распознавать хим. и физ. явления. Приводить примеры физ. и хим. явлений | Беседа. Анализ текста учебника, карт атласа и иллюстраций Проведение опыта Анализ схем: простых и сложных, органических и неорганических веществ | А,б | Анализируют текст учебника, схемы и иллюстрации и определяют черты сходства и различия физ.явлений (это изменение по состоянию и форме вещества; они делятся на тепловые, электрические, световые, звуковые, электрические и магнитные) и хим. явлений (это образование одного или нескольких новых веществ). Проводят опыт | Презентация «Разнообразие явлений природы» | Иллюстрации Оборудование для опыта: Сера, железо, пробирка, держатель, спиртовка | ||||||||
25 | Суша планеты Урок изучения новых знаний | Материки и океаны. Части света. Острова | 1ч | Уметь работать с тематическими картами и находить материки, океаны и острова | Беседа. Работа с тематическими и контурными картами, иллюстрациями | А,б | Обсуждают презентацию Анализируют физические карты и наносят на к.к материки, острова и океаны Определяют черты сходства и различия материков и океанов., материков и частей света | Презентация «Суша планеты» | Физ. карта мира и полушарий Атлас Конт. Карты Иллюстрации | ||||||||
26. | Характеристика природных условий материков Комбинированный | Особенности природных условий материков | 1ч | Уметь работать с тематическими картами | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с тематическими и контурными картами, иллюстрациями | А,б | Анализируют тематические карты, иллюстрации и выявляют разнообразие природы материков (рельефа, климата, внутренних вод и т.д.) и наносят изучаемые объекты на к.к. | Презентация «Уникальность природы материков» | Физ. карта мира и полушарий Атлас Конт. Карты Иллюстрации | ||||||||
27 | Атмосфера Урок изучения новых знаний | Состав воздуха. Облака и их типы | 1ч | Уметь классифицировать облака (перистые, кучевые, слоистые) | Беседа. Работа с текстом учебника, схемами и иллюстрациями, климатической картой атласа | А,б | Анализируют текст учебника, схемы и климатическую карту и делают вывод о строении облаков. Классифицируют облака (перистые, слоистые, кучевые) и выявляют особенности осадков и погодных условий | Презентация «Облака» | Иллюстрации Атлас Климатическая карта Схема строения облаков | ||||||||
28 | Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Комбинированный | Типы ветров. Причины образования | 1ч | Знать причину образования ветров | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника и источников географической информации Обсуждение презентаций | А,б | Анализируют текст учебника, схемы и климатическую карту. Оценивают влияния погодных условий на самочувствие людей Выявляют причины образования ветров.(из – за разности АД) Ураганы Смерчи Принимают участие в обсуждении презентаций | Презентация «Типы ветров» | Иллюстрации Атлас Кл. карта | ||||||||
29. | Погода Комбинированный | Прогноз погоды Метеорологические станции | 1ч | Уметь работать с календарем погоды, измерять температуру воздуха Знать устройство и принцип работы флюгера | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с климатической и синоптическими картами Практическая работа № 7 Наблюдение погоды, измерение температуры, направления скорости ветра | А,б | Знакомятся с принципом работы флюгера (определяют направление ветра), анализируют данные календаря погоды и характеризуют ее зависимость от температуры, влажности, облачности, направлении и скорости ветра, осадков. Определяют, что за погодой следят метеорологические службы различных стран и делают прогнозы на ближайший и более длительный срок) | Синоптическая и климатическая карта Атлас Календарь погоды Флюгер | |||||||||
30 | Гидросфера Урок изучения новых знаний | Части гидросферы. Соленость вод. | 1ч | Знать: составные части Г: Мировой океан, воды суши и воды в атмосфере. Уметь выделять океаны и части океанов, вдающихся в сушу (моря) Воды суши Уметь анализировать схему: круговорот воды в природе | Беседа. Работа с текстом учебника. Схемой «Круговорот воды в природе» | А,б | Анализируют физическую карту и карты атласа и выделяют океаны ( в том числе и Южный океан), части океанов, вдающихся в сушу (моря), выделяют и наносят на к.к. (крупнейшие моря: Филиппинское, Аравийское и Коралловое) и воды суши (реки, озера, болота, ледники и подземные воды) | Презентация «Гидросфера – водная оболочка» | Физическая карта полушарийКонтурные карты Карты атласа Схема «Круговорот воды в природе» | ||||||||
31 | Водяной пар в воздухе Комбинированный | Вода в атмосфере Круговорот воды в природе | 1ч | Уметь анализировать схему круговорота воды в природе | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ схемы «Круговорот воды в природе» | А,б | Анализируют схему круговорота воды в природе и делают вывод, что водяной пар, капельки воды, кристаллики льда –все вместе они составляют доли процента от общего количества воды на Земле, но без них невозможен был бы круговорот воды | Презентация «Круговорот воды в природе» | Физическая карта полушарий.Карты атласа Схема «Круговорот воды в природе» | ||||||||
32 | Воды суши Комбинированный | Реки, озера, болота, ледники и подземные воды | 1ч | Уметь составлять классификацию вод суши (реки, озера, болота, ледники, и подземные воды) | Беседа. Работа с текстом учебника. | А,б | Принимают участие в обсуждении презентаций, анализируют текст учебника и физ. карту и наносят изучаемые объекты на к.карты. | Презентация «Воды суши» | Физическая карта полушарийкарты атласа Иллюстрации Контурные карты | ||||||||
33 | Уникальность планеты Земля Урок изучения новых знаний | Планета Земля – как среда обитания живых организмов | 1ч | Уметь выделять особенности нашей планеты для существования жизни | Беседа. Работа с текстом учебника, иллюстрациями | Принимают участие в обсуждении презентаций, анализируют текст учебника, иллюстрации, схемы | Презентация «Земля – как среда обитания живых организмов» | Иллюстрации, схемы | |||||||||
34. | Особенности расположения Земли в Солнечной системе Комбинированный | Земля – планета Солнечной системы | 1ч | Знать особенности расположения Земли | Фронтальный опрос. Беседа и работа со схемами «Вращения З. вокруг своей оси и Солнца» | Анализируют схемы вращения Земли вокруг своей оси и Солнца и делают выводы о смене времени суток и года | Иллюстрации, схемы | ||||||||||
35. | Обобщение и систематизация знаний | 1ч | Выполнение письменного теста | ||||||||||||||
ТЕМА 4. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (14 ч.) | |||||||||||||||||
35 | Развитие жизни на Земле Урок изучения новых знаний | Жизнь в древнем океане. Леса каменноугольного периода | 1ч | Знать особенности развития жизни на Земле. Что представляли из себя леса каменногоугольно- го периода | Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями | Анализируют текст учебника и приходят к выводу, что развитие жизни продолжалось несколько миллиардов лет. | Иллюстрации | ||||||||||
37 | Рассвет древних пресмыкающихся Комбинированный | Птицы и звери прошлого | 1ч | Знать: когда и где началось развитие жизни на Земле. Динозавры | Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями | Анализируют текст учебника и иллюстрации Обсуждают презентации Динозавры: их рассвет и вымирание | Презентации «Развитие жизни на Земле» | Иллюстрации | |||||||||
38 | Клеточное строение организмов Урок изучения новых знаний | Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клетки. Английский ученый Роберт Гук | 1ч | Знать: строение клетки: наружную мембрану, цитоплазму и ядро | Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями Знакомство с устройством микроскопа | Обсуждают презентации Анализируют текст учебника и иллюстрации и делают вывод о разнообразии клеток растительного и животного происхождения: их строении и значения для развития организма | Презентация «Живые клетки» | Иллюстрации Микроскоп | |||||||||
39. | Разнообразие клеток растительного и животного организмов Комбинированный | Половые клетки, Клетка кости, клетка крови, нервная клетка, клетка кожи Органоиды: лизосомы, хлоропласты, митохондрии. | 1ч | Знать свойства клетки: они дышат, питаются, растут и размножаются. Различие клеток: по форме и размерам Значение клеток | Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника и иллюстрациями | Анализируют текст учебника и иллюстрации и делают вывод о разнообразии клеток растительного и животного происхождения: их строении и значения для развития организма | Иллюстрации | ||||||||||
40 | Разнообразие живых организмов Комбинированный | Царства природы: Бактерии, Грибы, Растения и Животные | 1ч | Уметь работать с текстом учебника и иллюстрациями | Анализ текста учебника и иллюстрации . Устный опрос. Беседа | Обсуждают презентации. Анализируют текст учебника и иллюстрации и делают вывод о делении организмов на большие группы (царства). Классифицируют животных на беспозвоночных и позвоночных; простейших, одноклеточных и многоклеточных | Презентация «Царства живого» | Картины Иллюстрации Гербарий | |||||||||
41 | Одноклеточные организмы Комбинированный | Бактерии.: их виды и формы Среда обитания – вода, воздух, почва, тела других организмов Простейшие: разнообразие, среда обитания, особенности | 1ч | Уметь работать с текстом учебника и иллюстрациями | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с иллюстрациями | Анализируют текст учебника и иллюстрации и определяют, что известно 2500 бактерий и все они имеют разнообразную форму: палочек, спиралей, шариков и др. Одноклеточные организмы есть среди грибов, растений, животных. Одноклеточные жив. составляют группу – простейшие. Многие живут в воде: инфузория туфелька, амеба, эвглена зеленая Обсуждают презентации | Презентация «Одноклеточные организмы» | Иллюстрации | |||||||||
42. | Многоклеточные организмы Комбинированный | Грибы, растения, животные | 1ч | Знать отличительные черты многоклеточных организмов от одноклеточных | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с иллюстрациями, гербарием | Анализируют текст учебника, иллюстрации, гербарий и определяют, что Ученые выделяют более 100 тысяч видов грибов (их особенности и , значение и среда обитания). Более 350 тысяч видов растений и классифицируют на крупные группы: водоросли, мхи, хвощи, папоротники, хвойные, цветковые. Более 2 млн. видов животных – Их различие, среда обитания, условия жизни. Обсуждают презентации | Презентация «Многоклеточные организмы» | Иллюстрации Гербарий | |||||||||
43 | Беспозвоночные и позвоночные животные Комбинированный | Классификация животных: беспозвоночные и позвоночные | 1ч | Уметь определять черты сходства и различия беспозвоночных и позвоночных животных | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с иллюстрациями, | Анализируют текст учебника иллюстрации и выделяют огромное разнообразие животных. Составляют классификацию беспозвоночных :(членистоногие более 1,5 млн. видов – насекомые, паукообразные, ракообразные. Моллюски более 100 тыс. видов. Иглокожие -6 тысяч видов. Черви б. 500 тыс. видов. Кишечнополостные- 10 тысяч видов). Позвоночных (млекопитающие 4,5 тыс.видов. Птицы 8,6 тыс. видов. Пресмыкающиеся 6 тыс. видов. Земноводные 3,4 тыс. видов. Рыбы -более 20 тысяч видов). | Презентация «Беспозвоночные и позвоночные животные» | Иллюстрации | |||||||||
44 | Три среды обитания Урок изучения новых знаний | Наземно – воздушная, водная и почвенная среда обитания | 1ч | Уметь выделять условия жизни организмов в различных средах обитания | Беседа. Работа с текстом учебника, иллюстрациями Устный опрос | Анализируют текст учебника, иллюстрации и делают вывод, что каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде. | Иллюстрации | ||||||||||
45. | Растения и животные разных материков Урок изучения новых знаний | Уникальность растений и животных, проживающих на разных материках: рис, большая панда, жираф, кенгуру, секвойя, скунс, виктория - регия и другие | 1ч | Беседа. Работа с текстом учебника, иллюстрациями, картой растений и животных Земли. Устный опрос. Выполняют практическую работу № 8 Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных средств информации | Обсуждают презентации Анализируют текст учебника, карту растительного и животного мира Земли, иллюстрации и другие средства информации, определяют, что для растений и животных необходимы определенные условия жизни Наносят на контурную карту изучаемые объекты | Презентация «Жизнь на разных материка | Карта растения и животные Земли Иллюстрации Источники географической информации Контурная карта | ||||||||||
46 | Природные зоны Земли: тундра, тайга Урок изучения новых знаний | Природные зоны Земли: тундра и тайга | 1ч | Знать: распространение ПЗ на Земле зависит от климата Уметь: работать с тематическими картами и к.к | Устный опрос. Беседа Работа с картами атласа и тематическими картами, контурной картой Практическая работа № 9 Исследования влияния температуры, света и влажности на произрастание семян | Обсуждают презентации. Анализируют текст учебника, иллюстрации, работают с тематическими картами и наносят на контурную карту природные зоны тундры и тайги, определяют виды растений и животных | Атлас Карта природных зон Контурная карта Иллюстрации | ||||||||||
47 | Природные зоны Земли: смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни Комбинированный | Природные зоны Земли: смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни | 1ч | Знать: распространение ПЗ на Земле зависит от климата Уметь: работать с тематическими картами и к.к | Устный опрос. Беседа Работа с картами атласа и тематическими картами, контурной картой | Обсуждают презентации. Анализируют текст учебника, иллюстрации, работают с тематическими картами и наносят на контурную карту природные зоны смешанных и широколиственных лесов, степи, пустыни, определяют виды растений и животных | Презентация «Природные зоны Земли» | Атлас Карта природных зон Контурная карта Иллюстрации | |||||||||
48 | Жизнь в морях и океанах Урок изучения новых знаний | Сообщество поверхности и толщи воды | 1ч | Знать цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками – мелкие рыбки, а ими – более крупные рыбы, кальмары, дельфины | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, иллюстрациями Практическая работа № 10 Примеры приспособления растений и животных к среде обитания | Выполняют практическую работу. Принимают участие в обсуждении презентации Анализируют текст учебника и иллюстрации и выделяют различные сообщества: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество | Презентации «Жизнь в морях и океанах» | Иллюстрации | |||||||||
49. | Сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество Комбинированный | Сообщество кораллового рифа, донное сообщество, глубоководное сообщество | 1ч | Знать: кораллы – маленькие морские животные. Образование рифов | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, иллюстрациями | Принимают участие в обсуждении презентации другие сообщества, определяют черты сходства и различия обитателей, их особенности во внешнем облике, способах питания | Презентации «Жизнь в морях и океанах» | Иллюстрации | |||||||||
ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (16 ч.) | |||||||||||||||||
50 | Научное происхождение человека. Древние предки человека Урок изучения новых знаний | Древние предки человека – дриопитеки «древесные обезьяны», австралопитеки – «южные обезьяны» | 1ч | Знать гипотезы происхождения человека Определять черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями | Принимают обсуждение презентации Анализируют текст учебника и иллюстрации и выделяют, что дриопитеки обитали на деревьях в африканских тропических лесах несколько миллионов лет назад, Австралопитеки – «южные обезьяны», ближайшие предшественники людей появились на Земле около 2 млн. лет назад. Определяют черты сходства и различия | Презентация «Древние предки человека» | Иллюстрации | |||||||||
51. | Человек умелый, прямоходящий. Человек разумный Комбинированный | Три вида людей: Человек умелый, прямоходящий. Человек разумный Неандерталец и кроманьонец | 1ч | Знать гипотезы происхождения человека Определять черты сходства и различия человека умелого, прямоходящего и разумного | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями | Принимают обсуждение презентации Анализируют текст учебника и иллюстрации и выделяют, что древние люди умели изготавливать орудия труда и охоты, что это отличало их от животных. Выделяют отличительные черты и черты сходства между этими видами. Сравнивают орудия труда неандертальцев и кроманьонцев | Презентация «Жизнь наших далеких предков» | Иллюстрации | |||||||||
52 | Страницы истории географических открытий Урок изучения новых знаний | Облик Земли на первых географических картах | 1ч | Знать, что первые географические карты составил древнегреческий ученый Гекатей (6 - 5 века до н.э.). Что древнегреческим ученым были известны материки и части света- Европа, Азия, Африка (Ливия) | Устный опрос. Беседа. Работа с иллюстрациями, картами атласа | Анализируют текст учебника, карты атласа и учебника, иллюстрации и выделяют, что древнегреческим ученым были известны материки и части света- Европа, Азия, Африка (Ливия), но их очертания еще очень далеки от подлинных, и что человечеству потребуются века, чтобы узнать как выглядит наша планета на самом деле | Иллюстрации Карты атласа и учебника | ||||||||||
53 | Открытие Америки, Австралии, Антарктиды Комбинированный | Христофор Колумб, Вилль Янсзон, Фаддей Фаддеевич Белинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. | 1ч | Знать историю открытия Америки, Австралии, Антарктиды. Что честь открытия Антарктиды принадлежит русским (1820 год) | Фронтальный опрос Беседа. Работа с иллюстрациями, картами атласа | Принимают участие в обсуждении презентации. Анализируют текст учебника, карты атласа и учебника, иллюстрации и выделяют с какими трудностями сталкивались путешественники при открытии новых земель | Презентация «Открытие Америки» | Иллюстрации Карты атласа и учебника Портреты великих путешественников | |||||||||
54 | Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель Комбинированный | Десять великих путешественников: Марко Поло Фернан Магеллан, Роберт Пири, Васко да Гама, Н.М. Пржевальский, Давид Ливингстон, Афанасий Никитин, Витус Беринг, Иван Федорович Крузенштерн, Руаль Амундсен. | 1ч | Знать имена великих путешественников и их открытия | Фронтальный опрос Беседа. Работа с иллюстрациями, картами атласа | Принимают участие в обсуждении презентации Анализируют текст учебника, карты атласа и учебника, иллюстрации и выделяют с какими трудностями сталкивались путешественники при открытии новых земель. Определяют значение этих открытий | Презентация «Десять великих путешественников» | Иллюстрации Карты атласа и учебника Портреты великих путешественников | |||||||||
55 | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека Урок изучения новых знаний | Антропогенное воздействие человека на окружающую среду, Радиоактивные отходы | 1ч | Уметь: Приводить примеры антропогенного воздействия на окружающую среду | Устный опрос Беседа. Работа с текстом, иллюстрациями, картами атласа | Анализируют текст учебника, карты, источники географической информации и приводят примеры антропогенного воздействия. Определяют задачи, которые должно решать человечество, чтобы справиться с важнейшими экологическими проблемами Определяют чем опасны радиоактивные отходы | Иллюстрации Карты атласа | ||||||||||
56. | Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект Комбинированный | Три «подарка» человека самому себе и своей планете | 1ч | Уметь приводить примеры эк. проблем и предлагать пути их решения | Фронтальный опрос. Беседа. Анализ текста учебника, иллюстраций | Предлагают и обсуждают способы решения важнейших экологических проблем. Оценивают возможности своего собственного участия в решении эк. проблем – сохранения всего многообразия живых существ на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнения | Презентация «Три подарка человека себе» | Иллюстрации Карты атласа и учебника | |||||||||
57 | Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения Урок изучения новых знаний | Редкие, исчезающие и исчезнувшие виды растений и животных Заповедники, заказники, национальные парки Красная книга | 1ч | Уметь приводить примеры редких, исчезающих и исчезнувших видов растений и животных Знать причины исчезновения живых существ – нарастающее воздействие человека на природу | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника, иллюстраций | Принимают участие в обсуждении презентации. Обсуждают факты (с.162), приведенные в учебнике. Определяют значимость Красной книги. Выделяют важнейшую задачу человечества – сохранение биологического разнообразия, выделенную в международном документе «Конвенция о биологическом разнообразии. 1992 год» Определяют значимость создания заповедников, национальных парков | Презентация «Красная книга России и Международная Красная книга» | Иллюстрации Источники географической информации | |||||||||
58 | Опустынивание и его причины Урок изучения новых знаний | Борьба с опустыниванием | 1ч | Уметь приводить примеры территорий, где быстрыми темпами идет процесс опустынивания (пустыня Сахара и другие) | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника, иллюстраций | Анализируют текст учебника и приводят примеры, как можно остановить или хотя бы замедлить процесс опустынивания. Выделяют основные причины опустынивания – распашка земель и чрезмерный выпас скота, и предлагают , что нужно прекратить распашку, навести порядок в животноводстве, сеять травы и сажать леса. Обсуждают примеры на с.165 | Иллюстрации Источники географической информации | ||||||||||
59 | Важнейшие экологические проблемы Урок изучения новых знаний | Экологическое бедствие | 1ч | Знать экологические проблемы: водных, минеральных ресурсов, голода и других | Устный опрос. Беседа. Анализ текста учебника, иллюстраций Практическая работа № 11. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | Анализируют текст учебника, источники географической информации и приходят к выводу, что Земля претерпевает эк.бедствие. Люди загрязняют планету, уничтожают животных и растения, добывают ПИ, распахивают земли, загрязняют воздух и воду – все это приводит к болезням и смерти живому и призывают сберечь жизнь, делая все, что мы можем Выполняют практическую работу | Презентация «Экологические проблемы» | Иллюстрации Источники географической информации | |||||||||
60 | Здоровье человека и безопасность жизни Урок изучения новых знаний | Здоровье человека – самое главное его богатство | 1ч | Уметь приводить примеры здорового образа жизни. | Беседа. Устный опрос. Работа с источниками дополнительной информации | Работают с текстом учебника и дополнительной информацией и выделяют правила безопасности в различных ситуациях Приводят примеры правил здорового образа жизни: - соблюдать чистоту - правильно питаться -сочетать труд и отдых -больше двигаться и др. | Источники дополнительной информации | ||||||||||
61 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни Комбинированный | Здоровье и образ жизни | 1ч | Уметь приводить примеры здорового образа жизни. | Беседа. Устный опрос. Работа с источниками дополнительной информации | Принимают участие в обсуждении презентации. Анализируют текст учебника и источники дополнительной информации и приходят к выводу, что нужно вести активный и здоровый образ жизни | Презентация «Здоровье и образ жизни» | Источники дополнительной информации | |||||||||
62 | Вредные привычки и их профилактика Комбинированный | Наркомания, табакокурение, алкоголизм. Курительные смеси | 1ч | Знать и приводить примеры вредных привычек | Беседа. Устный опрос. Работа с источниками дополнительной информации, иллюстрациями | Принимают участие в обсуждении презентации. Приводят примеры из источников доп.информации и текста учебника и делают вывод о том, что избавиться от них трудно, но можно и лучше их не заводить. | Презентация «Вредные привычки» | Источники дополнительной информации Иллюстрации | |||||||||
63 | Среда обитания человека Урок изучения новых знаний | Ядовитые животные и растения | 1ч | Уметь приводить примеры ядовитых растений и животных: тарантул Каракурт Скорпион Осы и пчелы Гадюка обыкновенная Морской дракончик Скат-хвостокол (морской кот). Борщевик Сосновского Багульник болотный Паслен. Ядовитые грибы и др. | Беседа. Устный опрос. Работа с источниками дополнительной информации. Иллюстрациями. Практическая работа № 12. Измерение своего роста и массы тела | Обсуждают презентации. Анализируют текст учебника и источники доп. информации и выделяют какие животные и растения опасны для человека Выполняют практическую работу | Презентация «Ядовитые растения и животные» | Учебник Источники дополнительной информации Иллюстрации | |||||||||
64 | Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения Урок изучения новых знаний | Правила безопасного поведения при сильном ветре, грозе, граде | 1ч | Уметь приводить примеры опасных ситуаций природного происхождения | Беседа. Устный опрос. Работа с источниками дополнительной информации. Иллюстрациями. | Анализируют различные источники информации и вырабатывают правила безопасного поведения: - во время грозы нельзя купаться - нельзя укрываться под деревьями -нельзя прикрываться металлическими изделиями. -как можно быстрее спрятаться под крышей от града. - при ветре нельзя прятаться под деревьями и так далее | Источники дополнительной информации Иллюстрации | ||||||||||
65 | Простейшие способы оказания первой помощи Урок изучения новых знаний | Первая помощь при кровотечении, травмах | 1ч | Уметь приводить примеры несчастных случаев Уметь оказывать себе и другим первую помощь | Беседа. Устный опрос. Работа с источниками дополнительной информации. Иллюстрациями Практическая работа № 13. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи | Принимают участие в обсуждении презентации. Анализируют различные источники информации и учатся оказывать первую помощь при различных несчастных случаях. Разрабатывают памятку оказания первой помощи Выполняют практическую работу | Презентация «Простейшие способы оказания первой помощи» | Источники дополнительной информации Иллюстрации | |||||||||
66 | Обобщение и систематизация знаний | Итоговое тестирование | 1ч | Обобщают и систематизируют знания пройденного материала. | |||||||||||||
67 | Повторение: Суша Земли | Материки и острова Земли | 1ч | Уметь находить и показывать на карте материки, архипелаги, острова и полуострова | Беседа. Фронтальный опрос Работа с картой полушарий и картами атласа | Принимают участие в обсуждении презентации характеризуют природные условия материков Анализируют текст учебника и карты атласа | Презентации «Формы рельефа Земли» | Атлас Карта полушарий | |||||||||
68 | Повторение: Науки о природе | Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология) | 1ч | Уметь классифицировать естественные науки | Беседа Устный опрос Работа с учебником | Анализируют текст учебника и приходят к выводу, что некоторые науки исследуют природу, другие – жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику | Презентация «Науки о природе» | ||||||||||
69 | Контрольно – тестовый урок за курс природоведения | Итоговое тестирование | 1ч | ||||||||||||||
70 | Итоговый урок. | Обобщение и систематизация знаний | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 кл Плешаков, Сонин
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по природоведению Плешакова, Сонина. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на б...
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
рабочая программа по природоведению 5 класс А.А. Плешаков
Программа авторов А.А.Плешакова, Н.И.СонинаПрограмма рассчитана на 2 часа в неделю . При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 5 классе составит 68 часов.Федеральный г...
Рабочая программа по природоведению 5 класс , по учебнику А.А. Плешаков ,Н. И. Сонин,
пояснительная записка , нормы оценки, содержаие учебного курса,УМК....
Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А.Плешаков Н. И. Сонин
пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....
Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...