Урок по природоведению в пятом классе "Астрономия. Кометы. Астероиды. Метеоры.Метеориты."
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Нина Григорьевна Ленкова

Данный урок проводят в 5м классе по программе   авторов  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина, «Природоведение», раздел «Астрономия».  Формируются  представления о разнообразии небесных тел. Кроме содержательной части урока,   обучающиеся приобретают знания и умения работы с разными источниками информации, а также правильно указывать источник информации.

Урок  проводится совместно с библиотекарем, который помогает и объясняет, как работать с литературой (энциклопедией, словарями и др.)

Технологии: фасилитация (групповая форма работы для выработки решений при создании необходимого продукта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 414

Красносельского  района Санкт-Петербурга

 Конспект урока по теме:

«Кометы. Астероиды. Метеоры. Метеориты»

в курсе « Природоведение» 5 класс.

Технологии: развивающее обучение, здоровье сберегающие

Выполнила:

Учитель химии, биологии

средней школы № 414

Красносельского района

Ленкова Нина Григорьевна

Санкт- Петербург

2014

Пояснительная записка

Данный урок проводят в 5м классе по программе   авторов  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина, «Природоведение», раздел «Астрономия».  Формируются  представления о разнообразии небесных тел. Кроме содержательной части урока,   обучающиеся приобретают знания и умения работы с разными источниками информации, а также правильно указывать источник информации.

Урок  проводится совместно с библиотекарем, который помогает и объясняет, как работать с литературой (энциклопедией, словарями и др.)

Тема:         «Кометы. Астероиды. Метеоры. Метеориты».                5 класс

Цель: учащиеся узнают, что  в космическом пространстве существуют и другие небесные тела

Задачи:

Знать названия небесных тел и их характеристику

Объяснять таинственные явления природы

Самостоятельный поиск информации, выбор и умение представить её

Развитие коммуникативных  навыков

Урок: комбинированный

Метод: поисковый,  проблемный, репродуктивный, презентационный.

Технологии: развивающее обучение, здоровье сберегающие

ССО:  анализ, обобщение

Совместно с библиотекарем  реализуется проект «Учись  учиться»

«Как  работать с литературой?»  «Подготовить сообщение»  «Чем отличается доклад от сообщения?»

1.Организационный момент

        1. Подготовить  литературный ряд по теме «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

( что имеется в библиотеке)

Создать группы учащихся.  4-5 человек  в группе, определить тему (сделать можно заранее)

Определить цели работы, распределить обязанности внутри группы

2. Выступление  библиотекаря.  5 мин. «Как работать с литературой и указать исходные данные»

3. Найти  информацию

4. Выписать  нужную информацию. Записать правильно данные источника  информации.

5. Определить, что  нужно рассказать.

6. Выступление учащихся.

(План работы на уроке представлен на доске)

2. Содержание урока

2.1 Выступление библиотекаря. (Примерный круг вопросов) 5 мин.

Объясняет учащимся, как выбрать нужную книгу, как найти нужную информацию и указать источник. Что такое сообщение? Как коротко изложить главное. Для чего используют разные источники информации.

Сообщение - наименьший элемент языка,

имеющий идею или смысл, пригодный для общения. Также, форма предоставления информации, совокупность знаков или первичных сигналов, содержащих информацию.

/ru.wikipedia.org /

Как указать источник: Детская энциклопедия./ Том 2,  ред. Б.А.  Воронцов – Вельяминов,  

А.И. Маркушевич,  М., 1972.

Тема  урока:  

Записывают тему в тетради.

???  Правда ли, что космическое пространство – это пустота?

2.2  Организация работы  учащихся.

Каждая группа получает карточки с заданиями. На карточках алгоритм действий учащихся

( приложение № 1)

  1.  Через 10 минут от начала работы  провести физкультурную паузу. Играем в игру «Небо – Земля».

 Ученики  встают около своих мест. Учитель называет слово «Небо» - ученики поднимают руки вверх, «Земля»  -  присаживаются на корточки и руками касаются пола (1 мин)

  1.  Самостоятельная работа в группах. (20 мин)

Основной источник информации учебник. Дополнительно используют другую литературу.

  Перед учащимися в группе задачи: изучить текст учебника по данному вопросу. Подготовить рассказ по вопросам и дополнить его информацией из другого источника (книги). Распределить в группе кто и что рассказывает. На выступление 2 -3мин.

1я группа   -   Комета

Изучить текст учебника по данному вопросу. Ответить на вопросы. Составить свой рассказ (сообщение), дополнив его из другого источника (книги) интересной информацией. Распределить в группе  кто и что будет рассказывать. Решите задачу. Запишите текст  своего выступления в тетради и укажите источник информации.

Тема:  комета                 

1. Что такое комета? Наблюдение за кометами. Какое строение имеет комета? Почему «хвост»  кометы может исчезнуть?

2.  Почему её называют «видимая пустота», а греки говорили о «волосатых  звездах»?

3. Опасна ли для жизни на Земле встреча с кометой?

4. Яркая комета – одно из красивейших явлений в природе, но люди видели в кометах «вестников Божьего гнева», грозные небесные знамения, которые предрекали несчастья отдельным людям и целым народам. Как вы думаете, почему?

5. Что вы знаете о комете Галлея?

ЗАДАЧА

Можно ли рассчитать время появления комет?

Например, комета Галилея возвращается к солнцу через 76 лет. В очередной раз  она вернулась  в 1986 году, рассчитайте  время её следующего  возвращения.

 

2   группа  -  Астероид

Изучить текст учебника по данному вопросу. Ответить на вопросы. Составить свой рассказ (сообщение), дополнив его из другого источника (книги) интересной информацией. Распределить в группе  кто и что будет рассказывать. Запишите текст  своего выступления в тетради и укажите источник информации.

Тема: астероид

1. Астероиды - это  звезды?  Почему? Что такое астероид?

2. Кто впервые обнаружил небесные тела, которые назвали астероидами? Что означает  это термин в переводе на русский язык? Какой астероид был открыт первым?

3. Каковы их  размеры,  форма,  состав и  происхождение.

 4. Опасны ли они для Земли?

5.  В честь кого называют  малые планеты? Какие из них вы знаете?

3  группа   -  Метеоры

Изучить текст учебника по данному вопросу. Ответить на вопросы. Составить свой рассказ (сообщение), дополнив его из другого источника (книги) интересной информацией. Распределить в группе  кто и что будет рассказывать. Запишите текст  своего выступления в тетради и укажите источник информации.

Тема: метеоры

1. Найдите информацию, используя разные источники, что такое метеоры.

2. Что такое космическая пыль?

3. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы:  «Летней августовской  ночью  вы видите  «падающие  звезды»  и загадываете желание. Что вы  наблюдаете?  12  ноября  1833 года  в Европе  произошел «звездный  дождь», в секунду  «падало»  до 20, а  в час  - более  70  тысяч «звёзд». Когда «звездный дождь» кончился,  уменьшилось  ли количество  звезд  на  небе?

4.  Представьте,  Вы  астроном.  Как  бы  вы  прокомментировали  это  сообщение?  О  каких  небесных  телах  речь?   Какие  «звездные»   секреты  раскроете?

5. Наблюдали ли вы «звездный дождь?»

4  группа   Метеориты

Изучить текст учебника по данному вопросу. Ответить на вопросы. Составить свой рассказ (сообщение), дополнив его из другого источника (книги) интересной информацией. Распределить в группе  кто и что будет рассказывать. Запишите текст  своего выступления в тетради и укажите источник информации.

Тема: метеориты

1. Что такое  метеориты?

2. Раньше  метеориты  считали  священными  -  кусочки  метеорита, как пропуск на небо вкладывали в руку умершему человеку.  Большие метеориты приковывали к земле. Чтобы они  не  улетели  на небо. Как изменилось  отношение людей  к метеоритам? Подумайте,  почему  метеориты  представляют  ценность для  науки.

3. Какой самый большой  метеорит  упал  не территории  нашей  страны  в начале  20  века?  Расскажите подробнее.

4. Какие виды метеоритов встречаются в космическом пространстве? И  что  это  за небесные  тела?

5. Чем отличается метеорит от метеора?

3. Выступления учащихся. 15 мин

4. Вывод: космическое пространство не является пустотой. Существует множество небесных тел.

5.   Закрепление 2 мин.

БЛИЦ – ТУРНИР  (письменно весь класс или 1 ученик)

«Да»  или   «Нет»

  1. Метеоры  - это  вспышки  света?
  2. Комета опасна  для жизни?
  3. В  состав солнечной  системы входят  только  планеты  и солнце?
  4. Астероиды – это  малые  планеты?
  5. Все  метеориты  железные?

5.  Выставление отметок.

        Критерии  устного ответа

  1. Краткость изложения материала, четкость.
  2. Выступление каждого участника команды.
  3. Эмоциональность выступления.

Критерии письменного ответа в тетради.

  1. Аккуратность.
  2. Отсутствие ошибок.
  3. Правильное указание источника информации.

( тетради можно собрать после выполнения домашнего задания)

  1. Домашнее задание      

 Заполнение  схемы  «Строение Солнечной системы», стр. № по учебнику.

        

УМК:

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, «Природоведение», учебник 5 класс;
  2. Детская энциклопедия./ Том 2,  ред. Б.А.  Воронцов – Вельяминов, А.И. Маркушевич,  М., 1972;
  3. А.А. Гурштейн, «Извечные тайны неба, М.,1984.
  4. В.Н. Семенцова, методическое пособие, «Технологические карты уроков», природоведение, 5 класс, Санкт – Петербург,  «Паритет», 2002
  5. Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи в пятом классе (в рамках регионального компонента)

Данный урок разработан мною в рамках регионального компонента. Урок развития речи по теме: "Описание предмета". Данная тема занимает важное место в подготовке учащихся в написании сочинений, в анализе...

Открытый урок по математике в пятом классе по теме "Деление"

Урок включает в себя задания разной сложности. Отличается разнообразием заданий, включает элементы игры, соревнования между колонками....

Техологическая карта урока "Разделительные вопросы"в пятом классе.

Технологическая карта урока «Разделительные вопросы» в 5 классе по учебному предмету «Английский язык» по УМК «Enjoy English» под редакцией М.З. Биболетовой.Автор: учитель МАОУ Лицей №1 г.Балаково Сар...

Конспект открытого урока природоведения в 5 классе на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Конспект открытого урока природоведения в 5 классе на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»...

Урок английского языка в пятом классе по теме «Традиции британских, американских и русских семей» (по учебнику М.З. Биболетовой для 5-6 класса).

Данный урок проводится при изучении темы «Семья» в 5 классе. Он помогает детям познакомиться и сравнить традиции британских, американских и русских семей. Учащиеся при подготовке к уроку работают в гр...

Презентация к уроку "Тематическое рисование в пятом классе: Городская фантазия". К межпредметным связям на уроках ИЗО, МХК и русского языка.

Данный материал позволяет: • пробудить интерес к архитектуре и городскому пространству в целом через творчество;• познакомиться учащимся с известными видами городов и отдельных зданий...