Конспект открытого урока природоведения в 5 классе на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Таиса Михайловна Киреева

Конспект открытого урока природоведения в 5 классе на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока природоведения в 5 классе

на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

I. Организационный момент

II. Актуализация ранее изученного материала

У: мы продолжаем изучение Солнечной системы и я предлагаю отгадать несколько загадок о небесных телах, входящих в её состав:

1) Эта желтая звезда   Согревает нас всегда,

Все планеты освещает, От других звезд защищает. (Солнце)

2) Бегают вокруг огонечка Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни, Но не встретятся они. (Планеты)

3) Крохотулечка-планета Первой Солнышком согрета,

И проворна – год на ней Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)

4) Только Солнце и Луна В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты  В Солнечной системе нету. (Венера)

5) На планете чудеса: Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере, Дышат люди им и звери. (Земля)

6) То худеет, то полнеет, Светит с неба, но не греет,

И на Землю лишь одной Вечно смотрит стороной. (Луна)

7) Над планетой красной кружат Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете Выше, чем на той планете. (Марс)

8) Меж Юпитером и Марсом Не мешало бы прибраться –

Там осколки от планеты, А вот веника-то нету. (Фаэтон и Пояс астероидов)

10) Великан-тяжеловес Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка, Жаль худеет понемножку. (Юпитер)

11) Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)

12) Он уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку. (Уран)

13) На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима. (Нептун)

У: Что объединяет такие планеты, как Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун? (К какой группе относятся эти планеты?) Слайд №1

Рассказ учащихся о планетах:

Слайд №2.        Юпитер

Слайд №3.        Сатурн

Слайд №4.        Уран и Нептун

Задание в рабочей тетради: с.23 №1-4

Взаимопроверка. 1-9 – «2»        10-13 – «3»        14-16 – «4»        17-19 – «5»

  1. Изучение нового материала

У: кроме Солнца, планет и их спутников, какие ещё небесные тела входят в состав Солнца? (Астероиды, кометы, метеоры, метеориты)

Слайд №5.

Тема урока: Астероиды. Кометы.  Метеоры.  Метеориты.

Слайд №6.

Астероиды

1 января 1801 года итальянский астроном Джузеппе Пиацци в свой телескоп обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как звезда. Оно и подобные ему тела были названы астероиды, что означает «звездноподобные» (от греческих слов «астер» – звезда и «оидос» - вид).

В настоящее время обнаружено более 5 тысяч астероидов.

Это небесные тела неправильной формы диаметром от одного до нескольких десятков километров.

Слайд №7.

Астероиды – это не звезды. Как и планеты, они не испускают собственного света  и обращаются вокруг Солнца. Поэтому их называют малыми планетами.

Происхождение астероидов еще не выяснено. Предполагают, что это остатки вещества, из которого когда-то образовались планеты Солнечной системы.

Слайд №8. Учебник стр. 46 Сравнительные размеры крупнейших астероидов.

Учебник стр. 43 астероиды Ида, Гаспра

Слайд №9. У: Зарисуйте схему в тетрадь:

                                                    «Звёздоподобные»

  Неправильной формы                  Астероиды               Не испускают света

              Обращаются вокруг Солнца           Малые планеты

                

Слайд №10. О каком небесном теле идёт речь?

У: На ночном небе, среди привычных фигур созвездий вдруг появляется яркая новая звезда, окруженная туманной оболочкой и украшенная длинным серебристым хвостом. От ночи к ночи она медленно движется, меняет свой внешний вид. Просияв несколько недель или дней, слабеет и пропадает среди звезд или исчезает в лучах Солнца. Это конечно не звезда, а яркая … комета. Люди замечали их с незапамятных времен - летописи, исторические хроники, устные сказания донесли до нас сведения об их появлении на небе в самых разных сторонах света. Яркие кометы - это редкое событие - они появляются три-четыре раза в столетие.

Слайд №10.

Кометы

Эти небесные тела получили свое название от греческого слова «кометес», что означает «волосатая». Издавна кометы пугали людей. Их считали предвестниками различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Сейчас мы знаем, что кометы – это часть Солнечной системы.

У: послушаем стихотворение

Ученик: Комета

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

И хочется думать:

 — Откуда

Явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:

 — Это лёд!

А хвост её — пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда!                  Римма Алдонина

У:Что вы узнали из этого стихотворения о строении кометы?

У: посмотрите видеофрагмент: «Движение кометы» и ответьте на вопросы:

Как движется комета? (По какой орбите?)

В какую сторону направлен хвост кометы, куда он направлен?

Слайд №11.

Главная часть кометы – ядро. Состоит из льда, замерзших газов и твердых частиц разных веществ.

По мере приближения к Солнцу, ядро нагревается и его вещества начинаются испаряться. Вокруг ядра образуется оболочка, появляется длинный хвост. Он может вытягиваться на миллионы километров и всегда направлен в сторону Солнца.

Со временем под действием солнечного тепла многие кометы полностью

разрушаются. Кометы можно увидеть на небе, но появляются редко.

Слайд №12.

Кометы движутся по вытянутым эллиптическим орбитам. Обратите внимание на два различных хвоста.

Хвосты небесных странниц комет различаются длиной и формой. У некоторых комет они тянутся через всё небо. Например, хвост кометы, появившейся в 1944 г, был длиной 20 млн км. А комета C/1680 V1 имела хвост, протянувшийся на 240 млн км.

Слайд №13.

Комета Галлея — самая старая периодическая комета. Она наблюдалась 31 раз, причём первый раз — в 446 до н. э. Комета Галлея обращается вокруг Солнца с периодом около 76 лет.

У: пользуясь учебником, стр.43, зарисуйте строение кометы

У: посмотрите следующий видеофрагмент и ответьте на вопрос, о каких небесных телах и явлениях идёт речь?

Слайд №14.

Метеоры

В межпланетном пространстве движется огромное количество космической пыли. В большинстве случаев  это остатки разрушенных комет.

Временами они врываются в атмосферу Земли и вспыхивают, проносясь по небу яркой светящейся черточкой: кажется, что падает звезда. Эти вспышки на небе называют метеорами.

От греческого слова «метеорос» – парящий в воздухе.

Слайд №15.

Космические частицы раскаляются в результате трения об атмосферу, вспыхивают и сгорают. Обычно это происходит на высоте 80-100 км.

В народе метеоры называют «падающими звездами». Очень яркие метеоры называют болидами.

Слайд №16.

Слайд №17.

Метеориты

Кроме космической пыли, в межпланетном пространстве движутся и более крупные тела, в основном это обломки астероидов.

Попадая в атмосферу Земли, они не успевают сгореть. Их остатки попадают на поверхность Земли.

Упавшие на Землю космические тела называют МЕТЕОРИТАМИ.

Слайд №18.

Падение крупных метеоритов на Землю – явление довольно редкое.

Обычно их масса колеблется от 100 г до нескольких кг.

Самый большой из найденных метеоритов весил более 60 тонн.

У: в учебнике стр. 45 найдите ответ на вопрос: какие бывают метеориты?

Слайд №19. Зарисуйте схему в тетрадь

Стр.47 рисунок  Кратер от падения метеорита (штат Аризона, США)

Слайд 20, 21

        Тунгусский метеорит (Тунгусский феномен) — тело, вероятно, кометного происхождения, которое, предположительно, послужило причиной воздушного взрыва, произошедшего в районе реки Подкаменная Тунгуска 17 (30) июня 1908 года в 7 часов по местному времени. Мощность взрыва оценивается в 10 - 40 мегатонн, что соответствует энергии крупной водородной бомбы.

           Около 7 часов утра над территорией бассейна Енисея с юго-востока на северо- запад пролетел большой огненный шар. Полёт закончился взрывом на высоте 7-10 км над незаселённым районом тайги. Взрывная волна была зафиксирована обсерваториями по всему миру, в том числе, в западном полушарии. В результате взрыва были повалены деревья на территории  более 2000 км², стёкла были выбиты в нескольких сотнях километров от эпицентра взрыва. В течение нескольких дней на территории от Атлантики до центральной Сибири наблюдалось интенсивное свечение неба и светящиеся облака.

           В район катастрофы были направлены несколько исследовательских экспедиций, начиная с экспедиции под руководством Л. А. Кулика. Вещество Тунгусского метеорита не было найдено в сколь-нибудь значительном количестве; однако были обнаружены микроскопические силикатные и магнетитовые шарики, а также повышенное содержание некоторых элементов, указывающее на космическое происхождение вещества.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд №22

1. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли.

2. Космическое тело, упавшее на Землю.

3. Малая планета.

4. «Волосатая» звезда.

V. Подведение итогов. Д/з с. 43-25 пересказ, 46 - чит

Вечер потупил взоры

 Страстных и бледных лиц

 И опустил на кровы

 Черные перья птиц..

 В небе ночном и темном

 Тает во мгле луна.

 Путь освещая звездам

 Мчится в пространстве она.

 Девять больших планет

 На миллионы лет

 Нас разделяет вокруг

 Солнца системы круг.

 Первым от солнца "стоит",

 Медленно в небе кружит

 С глубоким морем зноя

 И без атмосферного слоя

 Планета Меркурий,

 Сын Солнца и Бури..

 Венера, небесная красавица,

 Сияет светом голубым..

 Но мне она совсем не нравится

 Составом воздуха плохим..

 И парниковым злым эффектом,

 Как выразился некто..

 А за Венерой и Земля.

 Ее забыть никак нельзя.

 Она - родимая моя -

 Планета -мать ко мне добра.

 На ней одной могу я жить.

 Одну ее могу любить.

 На ней одной могу дышать

 И с неба звезды созерцать.

 За ней плывет планета Марс -

 Неповторимый снежный барс..

 С ужасными морозами

 И пылевыми грозами.

 Затем великий Зевс

 Сквозь пелену завес -

 Юпитер-грозный бог -

 Планеты превозмог..

 И Красное пятно

 Нам с Космоса видно

 На нем уж много лет.

 И третий спутник вслед,

 Огромный Ганимед,

 Планете шлет привет.

 Вот гордый принц Сатурн

 С короной из колец..

 Вокруг него "беглец"

 Титан себе вращается -

 Так спутник называется..

 За ним "стоит" Уран

 Во весь широкий план..

 Потом - о, тайна средь небес!

 Бог океанов, темный бес!

 Планету открыли Адамс и Ливерье

 "на кончике пера".

 "Нептун" -название дала

 Научная семья..

 Последнюю крошку планету

 Плутоном назвала Земля..

 Так долго бродили по свету

 В планетах поэт и Луна..

(загадки о планетах для детей)

Солнце:

Эта желтая звезда

 Согревает нас всегда,

 Все планеты освещает,

 От других звезд защищает.

Планеты:

Бегают вкруг огонечка

 Шесть сыночков и две дочки,

 Промелькнут года и дни,

 Но не встретятся они.

Меркурий:

Крохотулечка-планета

 Первой Солнышком согрета,

 И проворна – год на ней

 Восемьдесят восемь дней.

Венера:

Только Солнце и Луна

 В небе ярче, чем она.

 Да и горячей планеты

 В Солнечной системе нету.

Земля:

На планете чудеса:

 Океаны и леса,

 Кислород есть в атмосфере,

 Дышат люди им и звери.

Луна:

То худеет, то полнеет,

 Светит с неба, но не греет,

 И на Землю лишь одной

 Вечно смотрит стороной.

Марс:

Над планетой красной кружат

 Каменюки Страх и Ужас.

 Нет горы нигде на свете

 Выше, чем на той планете.

Фаэтон и Пояс астероидов:

Меж Юпитером и Марсом

 Не мешало бы прибраться –

 Там осколки от планеты,

 А вот веника-то нету.

Юпитер:

Великан-тяжеловес

 Мечет молнии с небес,

 Полосат он, словно кошка,

 Жаль худеет понемножку.

Сатурн:

Пышный газовый гигант

 Брат Юпитера и франт

 Любит он, чтоб рядом были

 Кольца изо льда и пыли.

Уран:

Он уже который век

 Среди братьев-римлян грек,

 И сквозь космоса тоску

 Мчится, лежа на боку.

Нептун:

На планете синей-синей

 Дует ветер очень сильный.

 Год на ней велик весьма -

 Длится 40 лет зима.

Плутон:

Нужно пять часов, чтоб свету

 Долететь до той планеты,

 И поэтому она

 В телескопы не видна.

Знайте, дети, наше Солнце,

 Что нам светит сквозь оконце –

 Шаровидная звезда,

 А не как сковорода.

 И горячий Солнца мячик

 По вселенной лихо скачет.

 И дарует миру свет

 Вместе с выводком планет.

 А планеты-шалунишки,

 Словно мячики-малышки,

 Рядом с солнышком всегда,

 Как праматерь им звезда.

 Резво бегают по кругу.

 Чтобы не мешать друг другу,

 Выбирают свой маршрут:

 Там сегодня, завтра – тут.

 Самый первый к Солнцу мячик –

 Очень шустрый мальчик-с-пальчик,

 То Меркурий, младший сын,

 Самый быстрый из детин.

 Дальше девочка-Венера.

 За вуалью-атмосферой

 Прячет личико свое.

 Полюбуйтесь на нее!

 Третьей мчит планета наша.

 В целом мире нету краше!

 Это милая Земля,

 У нее своя семья.

 Всюду водит за собою

 Дочку, что зовут Луною.

 А за ними – красный Марс,

 Грозный, как могучий барс.

 Он спешит с двумя сынами.

 Не планета, а цунами.

 Злой, коварнейший старик,

 Хоть и ростом невелик.

 Следом катится Юпитер –

 Самый рослый небожитель.

 А за ним Сатурн, Уран.

 Каждый – тоже великан.

 И у каждого излишек

 Очень маленьких детишек.

 Скачут пред своим отцом,

 Окружая их кольцом.

 Если вы устали, дети,

 Слушать про планеты эти,

 Потерпите, верьте мне:

 Их осталось только две.

 За планетою Ураном

 Мчит Нептун орбитой странной.

 Он такой же исполин,

 Много деток рядом с ним!

 Наконец, девятый шарик

 И последний планетарик

 Называется Плутон.

 Рядом сын его – Харон.

 В нашей солнечной системе

 Все устроено по теме.

 Вы запомните, друзья,

 Это дружная семья:

 И проказницы-планеты,

 Астероиды, кометы,

 И пустой межзвездный газ –

 Всё интересует нас!

Задачи:

сформировать представление о происхождении и особенностях комет, астероидов, метеоритов, метеоров на основе гипотезы о происхождении Солнечной системы;

развивать навыки работы с образами и представлениями, созданными на основе текста учебника, рассказа учителя, изображений презентации;

показать механизм установления внутренних связей в рамках одной темы и межтемных связей;

воспитывать культуру учебного труда: навыки аккуратного ведения записей в тетради, выполнения схематичных рисунков, оформления таблицы.

Оборудование:

презентация (Приложение 1),

опорные листы (Приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. приветствие. Объявление задач урока и порядка работы.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Слайд 1

Учитель природоведения:

- Мы продолжим сегодня работу по изучению Солнечной системы. А начать наш урок я хочу с воспоминаний очевидца одного необычного явления.

Чтение отрывка из книги “Хрестоматия по природоведению” о падении Тунгусского метеорита.

“Странные вещи творились на свете в ясное, тихое утро 30 июня 1908 года. С ужасом и недоумением следили жители Сибири за полетом внезапно появившегося огненного тела, похожего на Солнце. С гулом и грохотом стремительно пронеслось оно по безоблачному небу и скрылось за горизонтом.

… А вокруг тряслась земля. Все завершилось ослепительно яркой вспышкой и оглушительным грохотом. Огненное тело упало в бассейне правого притока Подкаменной Тунгуски. На огромной площади были повалены деревья, они как бы показывали место падения космического пришельца”.

Беседа

О каком небесном теле говорится в рассказе?

Какие еще небесные тела, кроме планет, вы знаете в Солнечной системе?

Обсуждение ответов учеников.

3. Новая тема.

Слайд 2

Объявление темы урока.

Организация работы с опорным листом.

Учитель Рассказ учителя о гипотезе происхождения Солнечной системы. Работа учащихся со схемой: заполнение ее по ходу рассказа.

Слайд 3

По современной гипотезе наша Солнечная система образовалась из большого газопылевого облака, которое вращалось вокруг общего центра.

Слайд 4

В результате вращения образовалось несколько уплотнений. Из центрального уплотнения произошло наше Солнце.

Слайд 5

Из других уплотнений образовались планеты.

Слайд 6

Оставшееся вещество газа и пыли, не вошедшее в состав Солнца и планет, назвали “космическим мусором”. Из него возникли кометы и астероиды.

Учитель природоведения

- Давайте познакомимся с кометами и астероидами подробнее.

Организация работы с учебником с. 43-45 по вариантам. I вариант – текст об астероидах, II вариант – текст о кометах.

Слайд 7

Работа оформляется в таблице на опорных листах.

Слайд 8

План самостоятельной работы учащихся:

Прочитайте текст в учебнике.

Сделайте рисунок астероида (кометы).

Сделайте рисунок положения небесного тела в Солнечной системе.

Параллельно с самостоятельной работой учащихся учителями осуществляется консультативная работа, выделяются учащиеся, наиболее успешно справившиеся с заданием. Наиболее удачные рисунки предлагается выполнить на доске.

Учитель астрономии

Выступления учащихся по результатам работы.

Коррекция ответов, уточнения.

Слайд 9

Обсуждение результатов работы. Дополнение опорного листа информацией другого варианта.

Учитель природоведения

Беседа.

1. Что может произойти с этими телами через много миллиардов лет?

Ответы учащихся. Обсуждение. Организация работы с учебником с. 45.

Учитель

2. Что происходит с астероидами?

3. Что происходит с кометами?

Слайд 10

Выступления учащихся. Коррекция рассказов учащихся о метеоритах и метеорах. Параллельно учащиеся работают в таблице на опорном листе.

Слайд 11

Предлагается вернуться к схеме, с которой начинался урок. Схема заполняется до конца.

4. Обобщение знаний.

Учитель астрономии

Сообщение учителя о количестве космического вещества, ежегодно попадающего на Землю.

Слайд 12

Беседа.

1. Как вы считаете, могут ли небесные тела быть опасными для Земли? Когда они могут быть опасны? Можно ли избежать этих опасностей?

2. Зачем ученые изучают состав метеоритов и других небесных пришельцев?

Выступления учащихся. Обсуждение.

5. Домашнее задание (по выбору).

Учитель природоведения

Слайд 13

Подготовка к уроку-панораме:

учебник с. 43 – 46, читать;

сообщения о кометах, астероидах, метеоритах;

рисунки по теме с комментариями,

рассказ об изучении небесных тел,

рассказ о книге по астрономии и др.

Сатурн

 У каждой планеты есть что-то своё,

 Что ярче всего отличает её.

 Сатурн непременно узнаешь в лицо — Его окружает большое кольцо.

 Оно не сплошное, из разных полос.

 Учёные вот как решили вопрос:

 Когда-то давно там замёрзла вода,

 И кольца Сатурна из снега и льда.

Комета

 Какое роскошное диво!

 Почти занимая полсвета,

 Загадочна, очень красива

 Парит над Землёю комета.

 И хочется думать:

 — Откуда

 Явилось к нам светлое чудо?

 И хочется плакать, когда

 Оно улетит без следа.

 А нам говорят:

 — Это лёд!

 А хвост её — пыль и вода!

 Неважно, к нам Чудо идёт,

 А Чудо прекрасно всегда!

Римма Алдонина

 ***

 Раскинув свой огнистый хвост,

 Комета мчится между звёзд.

 — Послушайте, созвездья,

 Последние известия,

 Чудесные известия,

 Небесные известия!

 Несясь на диких скоростях,

 Была у Солнца я в гостях.

 Я Землю видела вдали

 И новых спутников Земли.

 Я уносилась от Земли,

 За мной летели корабли!

Г.Сапгир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "We know the ABC". Презентация для урока.

Данный урок подготовлен для обобщения изученного алфавита во втором классе. К уроку прилагается презентация для интерактивной доски. На уроке используются раздаточные карточки для проверки умений и на...

Итоговый тест по теме: Астероиды.Кометы.Метеоры.Метеориты. Природоведение 5 класс А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Тест составлен по материалам статьи учебника Природоведение 5 класс А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Задания теста подробно  отбражают содержание  статьи учебника. Тест содержит 2 варианта одних и т...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."

Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина».                    ...

Технологическая карта интегрированного урока географии и математики в 5 классе по теме "Астероиды, кометы, метеоры, метеориты и их движение"

Интегрированный урок географии и математики в 5 классе по теме "Астероиды, кометы, метеоры, метеориты и их движение" . Технология сотрудничества, Урок построен в виде ролевой игры - команды ...

Презентация по географии на тему "Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты" 5 класс

Презентация по географии на тему "Астероды. Кометы. Метеоры. Метеориты" (5 класс) позволит структурировать урок и наглядно продемонстрировать космические объекты ученикам. Они всегда привлек...