План-конспект урока изобразительного искусства в пятом классе классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
"Народная глиняная игрушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_po_izo_5_klass_glinyanaya_narodnaya_igrushka.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 569
Невского района Санкт-Петербурга
План-конспект урока
изобразительного искусства
в пятом классе
Стефейкиной Татьяны Евгеньевны,
учителя изобразительной деятельности
Санкт-Петербург
2013
Тема урока: «Глиняная народная игрушка»
Цель: Ознакомление с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки рисования по представлению,
- закреплять графические навыки в изображении глиняных игрушек по народным мотивам,
- ознакомить с особенностями орнаментальной росписи глиняной игрушки,
- закреплять навыки кистевой росписи в изображении геометрического узора по народным мотивам.
Развивающие:
- развивать художественный вкус и творческие способности детей в создании самостоятельных декоративных композиций,
- углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве на примере глиняной игрушки,
- развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять общее и различное в предметах декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- создавать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов (Дымково, Филимоново, Абашево);
- воспитывать у школьников любовь и интерес к народному декоративно-прикладному искусству; бережное отношение к традициям своего народа;
- воспитывать у школьников стремление создавать красивые изделия по мотивам народных глиняных игрушек.
Оборудование:
- для учителя: репродукции и фотоматериалы с образцами народных глиняных игрушек; таблицы-схемы росписи глиняных игрушек на бумажных носителях;
- для учащихся: рисовальная бумага, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ножницы.
План урока
Организационный момент.
Целеполагание.
Рассказ учителя «Глиняная игрушка, как вид искусства, её история».
Анализ особенностей глиняных игрушек различных центров (Дымково, Филимоново, Абашево). Форма и колорит.
Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам (работа карандашом).
Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями росписи.
Самостоятельная работа учащихся.
Выставка работ учащихся.
Итог урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Все ли нужные рисовальные принадлежности есть на партах?
2. Сообщение темы урока. Целеполагание.
3. Рассказ учителя «Глиняная игрушка, как вид искусства. Её история. Народные центры».
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта – малая бытовая скульптура.
Древнейшие глиняные игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э. В славянских погребениях VI-VIII в.в н.э. обнаружены фигурки коньков и погремушки.
Несколько сотен игрушек XIV-XVII в.в было обнаружено при археологических раскопках в Москве в Замоскворечье и на территории бывшей Гончарной слободы.
Глиняную игрушку на Руси делали с незапамятных времён почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.
Мужчины – гончары делали посуду, а женщины и дети лепили и расписывали игрушки.
Самые обычные домашние животные превращались в руках мастеров в сказочные, фантастические существа:
Конечки-бегуночки
Коровушки-кормилицы
Петухи-индюки.
А барыни? Наездники? Олени?
Глиняные игрушки были самым ярким украшением ярмарок (в конце зимы-начале весны), на которых проходило праздничное народное гулянье с озорным и весёлым названием – Свистунья. На этом празднике на разные голоса звенел пересвист глиняных свистулек, и бросали друг в друга расписные глиняные шары.
Названия глиняных игрушек происходили от названия деревни или города, где их лепили.
Со временем сложились центры глиняной игрушки со своими особенностями лепки и росписи.
Игрушки этих центров неповторимы, их нельзя спутать друг с другом.
Особенно стали известны глиняные игрушки из с.Дымково (Вятская обл.), Филимоново (Тульская обл.) и Абашево (Пензенская обл.).
(Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций народных глиняных игрушек из различных центров).
4. Анализ особенностей глиняных игрушек из различных центров (форма и колорит).
- Внимательно рассмотрите глиняные игрушки из разных мест нашей страны.
- Назовите наиболее распространённые темы, которые используют мастера в глиняных игрушках (фигурки людей: барышень и всадников, коньков, оленей, баранов).
- Сравните глиняные игрушки. Что общего в их пластике, и чем они различаются?
Дымковская игрушка:
Линии игрушек плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными глиняными игрушками благодаря её колориту.
Они самые нарядные.
Белые, как сахар, а по белому яркие узоры расписаны.
Геометрические узоры из небольших кругов, овалов, точек, полос, клеток.
Цвета: малиновые, зелёные, тёмно-синие, оранжевые, жёлтые.
Филимоновская игрушка:
Весёлая и нарядная.
Поперёк туловища и шеи идут пёстрые полоски. А так же узоры из крестов, точек, полос, кругов, треугольников, ёлочки. Узоры в полосе.
У абашевских игрушечных фигурок высокие вытянутые шеи. Каждая игрушка раскрашена в один цвет: красный, т-зелёный или густой синий. Головы животных украшают красивые ветвистые рога, окрашенные золотой или серебряной краской).
- На таблицах изображены возможные схемы росписи гл. игрушек.
Круги большие и маленькие - это большие и маленькие «солнышки»;
Прямые горизонтальные линии – земля;
Волнистые линии – вода;
Круг – символ солнца;
Квадрат – символ земли;
Ромб – символ плодородия.
5-6. Создание эскиза своей игрушки по народным мотивам. Роспись эскиза игрушки в соответствии с народными традициями.
- А теперь представьте себе, что вы народные умельцы-игрушечники. И живёте в одном из сёл: Дымково, Абашево, Филимоново.
Вам предстоит создать контурное изображение своей игрушки, самостоятельно сочинить узор и расписать игрушку в соответствии с народными традициями.
- Но прежде, чем приступите к работе, вспомним основное правило работы карандашом (линии проводим еле заметными).
- Что нужно помнить при работе с красками?
7. Самостоятельная работа учащихся.
8. Выставка работ учеников (комментарий учителя).
9. Подведение итогов.
- С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?
- Сумеете теперь отличить дымковскую и абашевскую, филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока изобразительного искусства ФГОС 5 класс на тему "Пейзаж"
Данный материал позволит учителю интересно и наглядно провести урок изобразительного искусства....
План-конспект урока изобразительного искусства в третьем классе.
Тема: Роспись дымковской игрушки...
План-конспект урока изобразительного искусства во втором классе
Тема урока: Изображение морозных узоров....
План-конспект урока изобразительного искусства в первом классе
Рисуем зимние деревья...
План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе СОШ и истории ИЗО в 1 классе ДХШ и ДШИ «Особенности древнегреческой керамики».
Цели:Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики. ...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «Плакат» 7 класс
7 КЛАССТЕМА: «Современное искусство»ТЕМА УРОКА: «Плакат»ТИП УРОКА:Изучение нового материалаМЕТОДЫ:Рассказ учителя с опорой на ...
План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса "О чем нам рассказывают гербы"
План-конспект содержит технологическую карту урока с формируемыми УУД...