Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по природоведению 5 класс | 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы основного общего образования по природоведению, и авторской программы основного общего образования по природоведению 5 класс А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.
Рабочая программа составлена с учётом следующего учебно-методического комплекса:
1.А.А.Плешаков, Сонин Н.И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство Дрофа,2009 г.
2.Авторская программа основного общего образования по природоведению 5 класс А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. М.: издательство Дрофа,2009 г.
3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю, 35 учебных недель.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Структура программы
Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле».
Распределение резервного времени:
5 часов резервного времени распределены следующим образом:
-1 ч.добавлен к теме «Изучение природы» в связи с практической направленностью обучения;
-на проведение контрольно-обобщающих уроков добавлены часы к темам:
- Вселенная-1ч;
- Земля-1ч;
- Жизнь на Земле-1ч;
- Человек на Земле-1ч.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- Работа в малых группах ( 2-5 человек);
- Проектная работа;
- Подготовка рефератов;
- Исследовательская деятельность;
- Информационно-поисковая деятельность;
- Выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Методические аспекты преподавания курса природоведения
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
Учебно-тематический план
Название темы | Общее количество часов | Практических работ. |
Тема 1. Изучение природы | 4 | 3 |
Тема 2. Вселенная | 15 | 2 |
Тема 3. Земля | 19 | 5 |
Тема 4. Жизнь на Земле | 15 | 4 |
Тема 5. Человек на Земле | 17 | 2 |
ИТОГО | 70 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Изучение природы (3ч+1ч. резерва)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
■ Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Великие естествоиспытатели.
Тема 2. Вселенная (14ч+1 ч резерва)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.
Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
■ Демонстрации
Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
■ Практические работы
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3. Земля (18ч +1ч.резерва)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюф-фон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подъемные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
■ Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
■ Практические работы
Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (14ч+1ч резерва)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление
клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
■ Практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле (16ч.+ 1ч резерва)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды.
Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
■ Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
■ Практические работы
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время: 5 часов
Календарно-тематическое планирование учебного материала
курса «Природоведение» в 5 классе на 201__-201__ учебный год.
70 часов (2 часа в неделю) -35недель в год.
Программа | Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 кл. М.: Дрофа, 2009. | |
Основная литература | Базовый учебник | Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2009г. |
Методическое пособие для ученика |
|
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Д/З | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||
Тема 1. Изучение природы (4 уроков)
| |||||||
| Природоведение – комплекс наук о природе. П\Р Великие естествоиспытатели. | Урок изучения нового материала | Естественные науки, астрономия, физика, химия и т.д. | Записи в тетради, рассмотреть весь учебник | |||
| Методы изучения природы. | Комбинированный | Наблюдение, эксперимент, измерение. | 6-11, с.14 в.1 | |||
| Оборудование для научных исследований. П/Р Знакомство с оборудованием для научного исследования. | Урок -практикум | Колба, штатив, микроскоп. | 15-17 | |||
| П\Р Проведение наблюдений, опытов и измерений. | Урок -практикум | Термометр, весы, лупа. | 18-19 | |||
Тема 2. Вселенная (15 уроков) | |||||||
| Представления о Вселенной древних людей. | Урок изучения нового материала | Вселенная, Аристотель, Птолемей. | 24-25 | |||
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Комбинированный | Солнечная система, системы мира. | 26-28 | |||
| Н. Коперник, его модель Вселенной. | Комбинированный | Модель Вселенной по Копернику. | 29-30 | |||
| Д. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника. | Комбинированный | Д. Бруно и Г.Галилей. | 30-33 | |||
| Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. | Комбинированный | Планеты земной группы. | 34-35 | |||
| Планета Земля и ее соседи. | Урок изучения н/м | Меркурий, Венера, Земля, Марс. | 36-38 | |||
| Планеты-гиганты и маленький Плутон. | Комбинированный | Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. | 39-42 | |||
| Спутники планет | Комбинированный | Ганимед, Титан. | 43-44 | |||
| Небесные тела: астероиды и кометы. | Комбинированный | Астероиды, кометы. | 45-46 | |||
| Метеоры и метеориты. | Комбинированный | Метеоры и метеориты. | 48-49 | |||
| Звёзды. Многообразие звёзд. | Комбинированный | Звёзды, сверхгиганты, гиганты. | 49-50 | |||
| Созвездия. П\Р Нахождение созвездий | Урок -практикум | Созвездия. | 50-51 | |||
| Солнце как ближайшая к нам звезда. П\Р Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. | Комбинированный | Карлик | ||||
| Галактики. Многообразие галактик. Световой год. | Урок изучения нового материала | Галактики. Световой год. | 51, сочинение | |||
| Обобщающий урок по теме «Вселенная» | Урок контроля | Повторение | ||||
Тема 3. Земля 19 уроков | |||||||
| Представления людей о возникновении Земли. | Урок изучения нового материала | Гипотезы Канта, Шмидта. | 54-55 | |||
| Внутренне строение Земли. | Комбинированный | Ядро,мантия,земная кора | 56-58 | |||
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Комбинированный | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | 60 | |||
| Вещества в окружающем мире. П/Р «Описание и сравнение признаков веществ» | Комбинированный | Вещества,тела,признаки веществ. | 61-62 | |||
| Многообразие явлений природы. | Комбинированный | Явления природы. | 61-62 | |||
| П\Р «Наблюдение признаков химических реакций» | Урок -практикум | Химические реакции | 64-7172 | |||
| П\Р «Исследование физических реакций» | Урок -практикум | Физические явления. | ||||
| Природные явления: землетрясения. | Урок изучения нового материала | Землетрясения,эпицентр,очаг землетрясения. | 75-73-7476 к/к | |||
| Природные явления: вулканы и гейзеры. | Комбинированный | Вулканы,очаг магмы,лава. | 78-79 к/к | |||
| Суша планеты. Материки, острова. | Комбинированный | Материки, острова. | 80-81 | |||
| Характеристика природных условий материков. | Комбинированный | Погода,климат. | к/к, с. 84 в. 1-9 | |||
| Атмосфера Земли. | Комбинированный | Атмосфера,облака,ветер. | 85-86 | |||
| П\Р Наблюдение погоды в течение одного дня» | Урок -практикум | Погода. Климат | 86-87 | |||
| Погода. Климат. П\Р «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей» | Урок -практикум | Погода. Климат | 88-89 | |||
| Ураганы. Смерчи. | Урок изучения н/м | Ураганы,смерчи | 91 | |||
| Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. | Комбинированный | Гидросфера | 93 | |||
| Воды суши. | Комбинированный | Мировой океан,ледники. | 97-98 | |||
| Уникальность планеты Земля. | Комбинированный | Уникальность планеты . | 99-100 | |||
| Обобщающий урок по теме «Земля» | Урок контроля | |||||
Тема 4. Жизнь на Земле 15 уроков | |||||||
| Развитие жизни на Земле. | Урок изучения нового материала | Юрский период. | 102 | |||
| Животные прошлого. | Комбинированный | Динозавры. | 103-104 | |||
| Клеточное строение организмов | Комбинированный. | Цитоплазма.ядро,мембрана. | 107-108 | |||
| Царства живой природы Одноклеточные организмы. | Комбинированный | Бактерии,грибы,простейшие. | 110-114 | |||
| Многоклеточные организмы. Грибы. Растения. | Урок -практикум | Грибы. Растения. | ||||
| Беспозвоночные и позвоночные животные. | Комбинированный | Беспозвоночные и позвоночные животные. | 115-116 | |||
| П/Р « Определение растений и животных» | Урок -практикум | Царства растений и животных. | ||||
| Три среды обитания | Урок изучения нового материала | Наземно-воздушная,водная,почвенная. | 118-120 | |||
| П\Р Исследование влияний абиотических факторов среды на прорастание семян» | Урок -практикум | Свет влага,тепло. | ||||
| П\Р «Приспособленность растений и животных к среде обитания» | Урок -практикум | Наземно-воздушная,водная,почвенная | ||||
| Растения и животные разных материков | Комбинированный | Эвкалипт,рис,баобаб,жираф ит. | 123-125 | |||
| Природные зоны Земли. | Комбинированный | Тундра,тайга,смешанные и широколиственные леса. | 131, 129-130 | |||
| Жизнь в морях и океанах | Комбинированный | Сообщества поверхности воды,толщи воды. | 135-137 | |||
| П\Р «Экологические проблемы нашей местности и способы их решения» | Урок -практикум | Экологические проблемы | ||||
| Обобщающий урок по теме « Жизнь на Земле» | Урок контроля | |||||
Тема 5. Человек на Земле 17 уроков | |||||||
| Научные представления о происхождении человека | Урок изучения н/м | Дриопитеки, | 142-143 | |||
| Древние предки человека | Комбинированный | Австралопитеки | 144 | |||
| Первые люди. Жизнь наших предков. | Комбинированный | Человек умелый, прямоходящий. | 147,148 | |||
| История географических открытий. | Комбинированный | 149-150 | ||||
| Открытие Америки. | Комбинированный | Христофор Колумб | 149-150 | |||
| Открытие Австралии и Антарктиды. | Комбинированный | Янсзон,Беллинсгаузен,М.П.Лазарев. | 150-151 | |||
| Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | Комбинированный | Ф.Магеллан.Р.Пири,В.Беринг. | 152-153 | |||
| Как человек изменил Землю. | Урок изучения нового материала | Радиоктивные отходы | 155-157 | |||
| Три «подарка» человека самому себе и своей планете. | Урок изучения нового материала | Озоновая дыра,кислотные дожди,парниковый эффект | 157-158 | |||
| Жизнь под угрозой. | Комбинированный | Питомники,ботанические сады,заповедники. | 160-161 | |||
| Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | Урок изучения нового материала | Распашка земель,чрезмерный выпас скота. | 163-165 | |||
| Здоровье человека и безопасность жизни | Комбинированный | Здоровый образ жизни,правила безопасности. | 166-169 | |||
| П\Р «Измерение своего роста и массы тела» | Урок -практикум | 173 | ||||
| Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения | Комбинированный | Правила поведения во время грозы,сильного ветра. | 174 | |||
Простейшие способы оказания первой помощи | Урок -практикум | Первая помощь при кровотечении | 174 | ||||
П\Р «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | Урок -практикум | Растяжении связок | |||||
Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» | Урок контроля | тесты |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература :
- Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение» (Учебник). - М.: Дрофа, 2005.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природовеление (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Методическая литература:
- Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
• строение живой клетки (главные части);
• царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
• среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
• природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
• изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
• важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
• основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
• узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
• приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
• указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
• находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
• описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• находить значение указанных терминов в спра-иочной литературе;
• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
• пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
• измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
• определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
• составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
• оказания первой помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...