Тема урока «Подземные воды»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме
Предмет: Природоведение, английский язык.
сформировать представления о подземных водах и их видах, об особенностях подземных вод своей местности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_binarnyy.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ОУ: МОУ гимназия №69 им.С.Есенина
2.ФИО учителя: Суханова Ирина Анатольевна
Сердюкова Елена Ивановна
3.Предмет: Природоведение, английский язык.
4.Класс: 5
5.УМК: учебник «Природоведение» 5 класс, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, -
«Дрофа» 2009г, учебник для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей, И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева, - Москва «Просвещение» 2010г.
Тема «Подземные воды»
Тип: изучение нового материала
Форма: бинарный
Цели:
дидактические – сформировать представления о подземных водах и их видах, об особенностях подземных вод своей местности;
развивающие – способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи при характеристике образования разных видов подземных вод;
воспитательные – прививать интерес к изучению природы родного края; развивать основы экологического мышления
Оборудование: опросные листы на каждого ученика, оборудование для проведения опытов (по 3 одноразовых стаканчика на парту, питьевая вода, минеральная вода «Липецкая» и «Ессентуки», нитрат серебра, пробирки, штатив), компьютер, проектор.
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
То, что мы находимся в этнографическом музее не новость, мы привыкли к тому, что нас окружают предметы и фотографии г. Липецка. И пусть знания о нашем городе помогут получить знания о воде. Из всего важного, что можно сказать о гидросфере, мы более подробно рассмотрим особенности формирования пресных вод.
1. Что мы знаем о воде?
TEACHER: Now it is the turn of the English language. Today we are having an integral lesson, as we combine two subjects: English and Nature Study. Today we are going to speak about water.
Firstly, water problems are up-to-day problems of the world and they are included in many subjects.
Secondly, a lot of ecological problems are connected with water and people should solve them together and of course people all over the world need a common language. You know, English is considered to be a language of science.
Let’s speak about water. We have already learnt a lot about it. I would like to suggest you a plan:
- Water is the foundation of the life;
- There is much water on our planet and at the same time there is little water on it.
- In many rivers and lakes water is very dirty nowadays.
- Mineral water is useful for the health.
На данном этапе урока дети демонстрируют свои знания на английском языке по теме «WATER», полученные ими на предыдущих уроках.
You have done a great job in English and now it’s the turn of the Russian language and Nature Study.
2. Из всего важного, что можно сказать о гидросфере, мы более подробно рассмотрим особенности формирования пресных вод. Вода входит в состав водной оболочки-гидросферы.
Из каких частей состоит гидросфера? (Слайд №1). Выполните задание №1 по рабочим конспектам. Указать соотношение различных частей гидросферы:
Части гидросферы:
? (МО) ? (воды суши)
Океаны, Реки, озёра, ледники подземные воды
моря
Воды суши составляют менее 4% всей воды, находящейся на нашей планете. (Слайд №2). Примерно половина их количества содержится в ледниках и постоянных снегах, остальное — в реках, озёрах, болотах, искусственных водоёмах, подземных водах и подземных льдах вечной мерзлоты (Слайд №3). Все природные воды Земли называются водными ресурсами.
Поскольку Липецк далек от океанов, на своей территории не имеет ледников, логично предположить, что речь пойдет о водах суши. Я раскрою вам тему урока: воды суши, подземные воды.
3. Рассмотрим условия формирования подземных вод. (Слайд № 4)
Подземные воды образуются потому, что одни горные породы пропускают воду, а другие задерживают. Атмосферные осадки, выпадающие на поверхность Земли, просачиваются сквозь трещины, пустоты и поры водопроницаемых пород (торф, песок, гравий и др.), а водоупорные горные породы (глина, мергель, гранит и др.) задерживают воду. (Слайд № 5)
Можно ли увидеть подземные воды? Но рассматривать этот аспект мы будем через историю своего города. Предлагаю вам прослушать фрагмент экскурсии по экспозиционному залу «Красота, которую не сберегли». Это истории 2 храмов: Древне-Успенского и Вознесенского.
ДРЕВНЕ – УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Расположена на территории бывшего монастыря. (Отсюда и улица Монастырская). Церковь в конце 18 века имела другое название - храм Живоносного Источника и святого Николая. Замечателен при этом монастыре ключ минеральных вод, которым пользовался и государь Пётр Великий.
Не исключено, что она возникла в годы монголо-татарского нашествия, тогда на Руси появилось множество монастырей. Не случайно возраст Древне – Успенской церкви археологи связывают с 12-13 веками.
На снимке видна часовня, выстроенная в прошлом веке над источником, где по преданию явилась икона Божьей Матери. «Живоносный Источник» почитался чудотворным. Снимок послеоктябрьских лет. Вот-вот, и взлетит на воздух часовня. Церковь, как ни странно, уцелела до наших дней.
Современный вид Древне – Успенской церкви после реставрации 1991 года (со стороны территории водоканала, бывшего Верхнего Петровского пруда). Ныне церковь находится по улице Салтыкова – Щедрина. В настоящее время в Древне – Успенской церкви ведётся богослужение.
Свято-Вознесенский храм
Один из самый первых храмов в древнем Липецке, не считая забытых деревянных, Свято- Вознесенский. Строительство начато еще при Петре Великом. Открыт Свято-Вознесенский кафедральный собор в 1728 году. Поставлен был на красной (красивой) площади и улица была названа Церковной (ныне Толстовской). И площадь от храма называлась Вознесенско - Базарная. Работая в архиве, была обнаружена фотография с занимательной судьбой. В углу надпись, когда она была сделана – 1932 год. В одном из документов архива сказано, что направляется фотограф, чтобы снять все местные храмы - снаружи и внутри. Имя его не сохранилось, но то, что он сделал воистину ценно. Второй сохранившийся снимок-это внутренний вид Никольской церкви. Из архивных документов интересен этот, датируемый 2 сентября 1931 года: «Считаясь с пожеланиями большинства населения г. Липецка, выраженного в постановлениях обших собраний и наказах Липецкому Государству,…в связи с быстрым ростом рабочего населения, с развертыванием Липецкстроя, закрыть Вознесенскую и Соборную церковь … для переоборудования под жилища и культурные учреждения для рабочих.»
Свято-Вознесенский храм посещала вся просвещенная Россия: приезжавшие на липецкий железистый курорт- Анна Петровна Бунина и Василий Алексеевич Жуковский, Александр 1 и отец Лермонтова, Наталья Николаевна Гончарова, Анна Петровна Керн. Знаменит храм тем, что здесь крестили, венчали, хоронили и отпевали Пушкиных, предков великого поэта.
Эти церкви находятся в разных частях города, но характерная ландшафтная особенность одна - территория с небольшим уклоном.
(Слайд № 6)
На поверхность Земли подземные воды выходят в оврагах, речных долинах в виде источников — родников или ключей. Они образуются там, где водоносный горизонт горных пород выходит на земную поверхность. С научной точки зрения понятно, почему забил источник воды у подножия холма. Причем, такая природная особенность нашла отражение и в названии улиц города - параллельно улице, где находилась Вознесенская церковь до сего времени находится улица с поэтическим название Малые Ключи. Религиозная составляющая тоже понятна, во всех религиях мира, будь то Библия христиан, или Суры Корана, говорится, что вода – это один из путей поступления божьей благодати на человека. Значение воды для верующих передают слова молитвы: «Окропи меня иссопом и очищусь я, умой меня и паче снега убелюсь я». Даже в светской передаче – это слушается очень проникновенно.
4. Особенности подземных вод г. Липецка.
Если двигаться от территории Верхнего парка, внизу которого находится Древне-Успенская церковь по улице Монастырской (ныне это улица Салтыкова-Щедрина), то попадаешь в Нижний парк к источнику с минеральной водой.
(Слайд № 7). Внимание на экран! (демонстрация ролика «Липецкий бювет»)
Проходя сквозь различные горные породы, подземные воды растворяют минералы, насыщаются солями.
Две природные особенности в истории города Липецка сыграли его градообразующую роль: это железная руда и минеральная вода. Что поразительно, они оказались между собой еще и тесно связанны. В начале 18 века открытие месторождения железной руды на территории Липецка привело в глубинку царя Петра Великого. По преданию, обнаружив здесь целебный источник, государь лечился водами сам, и даже составил правила пользования водами. На что его остроумный денщик заметил: «Это господа пьют мерой, а простой народ – верой».
5.Особенности минерализации подземных вод.
Вернемся к опросным листам - задание № 2.Перед вами 3 стаканчика с водой: питьевая вода, минеральная вода 2-х видов, так называемая и известная «Липецкая»,а также природная кавказская вода «Ессентуки». Определите на вкус и подпишите, какая вода находится в сосудах, если знаем, что минеральная вода - это насыщенная солями подземная вода.
Липецкая вода - 4 гр. на литр,
Ессентуки -18 гр.на литр.
1гр. 4 гр. 18 гр.
1 2 3
MATCH: На современном этапе развития общества необходимо знать и международную классификацию минеральной воды:
Water which contains (has) 2 gr of salt per 1 litter Medicinal-table water
Water which contains (has) 2-8 gr of salt per 1 litter Curative mineral water
Water which contains (has) 8-20 gr of salt per 1 litter Table water.
В зависимости от минерализации, все минеральные воды делятся на три большие группы:
- лечебные; от 8 до 12 г/л,
- лечебно-столовые; 2 до 8 г/л.
- столовые; менее 2 г/л
Определите, к какой группе относится каждая представленная вода?
- лечебные; от 8 до 18 г/л, обычная вода
- лечебно-столовые; 2 до 8 г/л. «Ессентуки»
- столовые; менее 2 г/л «Липецкая вода»
6.Особенности химического состава. (Слайд № 8)
В состав минеральной воды входят многие химические элементы. Более подробно остановимся на двух - железо и хлор. Еще царь Петр отметил наличие в воде железо, назвав курорт железистым. Если взять воду из источника в Нижнем парке и дать воде отстояться, то можно увидеть осадок красновато-оранжевого оттенка, это и есть наличие примесей железа. А вот увидеть присутствие хлора можно только опытным путем. Добавим в пробирку с минеральной липецкой водой нитрат серебра - выпавший осадок и будет означать присутствие хлора (проводится опыт).
7.Подведение итогов. Да или нет.“TRUE” or “FALSE
1.Воды суши содержат более 5% всей пресной воды суши -
2.Water is very important for life on the Earth.+
3.Some people’s activities do a lot of harm to water.+
4.Липецкий курорт был открыт около 400 лет назад. -
5.There is much good and clean water on our planet.-
6.Липецкая вода относится к категории лечебно-столовой воды. +
7.Петру принадлежит знаменитая фраза «Господа пьют мерою, а простой народ с верою». -
8.Mineral water helps people with stomachache.+
9.Липецкая минеральная вода содержит около 4 гр. соли на литр. +
10.You can drink Nature Mineral Curative water as much as you want.-
11.Липецкая вода добывается с территории Древне-Успенской церкви. -
12.Подземные воды образуются в результате просачивания только атмосферных осадков. -
13.You can drink Table water as much as you want+.
14.Подземные воды осуществляют питание только рек. +
15.Родники - это выход минеральной воды на поверхность. -
8.Вывод. Определите, где допущена ошибка в высказывании Антуана де Сент-Экзюпери.
Ошибка-вода имеет и вкус, и цвет, и запах.
Правильно - «... Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь... Ты самое большое богатство на свете...».
- Заключительная часть.
1 учитель: Сегодня вы получили определенные знания, мы оценили их, и пусть сама жизнь поставит не менее жизнеутверждающие оценки, чем те которые мы поставили вам.
2 учитель: Мастерство учителя определяется успешностью ученика, и пусть нам скажут, что мы не зря проделали свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС
Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...
Открытый урок " Подземные воды"
В данном материале речь пойдет о видах и образовании подземных вод: грунтовых и межпластовых, минеральных и термальных; минеральных водах Краснодарского края ; О загрязнении и необходимости охра...
Тема урока: Гидросфера. Вода на Земле.
Аудиовизуальные средства обучения применяются на этапе изучения нового материала.Тема урока: Гидросфера. Вода на Земле. Цель: Сформировать у учащихся понятие гидросфера, изучить ее свойства и зна...
План-конспект урока « Подземные воды и ледники».
Тема урока. «Подземные воды и ледники»Дата проведения.26.10.2017Тип урока. Комбинированный.Технология урока. Традиционная технологияЦель урока. — сформировать понятие &la...
Конспект урока "Подземные воды и ледники"
Конспект составлен по УМК серии "Полярная Звезда" 2020...
Презентация к уроку Подземные воды и ледники
Презентация к уроку по географии 6 класс...
Урок по биологии. Тема урока: «Транспирация воды растениями».
Урок по биологии. Тема урока: «Транспирация воды растениями»....