Конспект урока "Подземные воды и ледники"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Конспект составлен по УМК серии "Полярная Звезда" 2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Подземные воды и ледники.

Цель урока: Формирование представления о подземных водах и ледниках, как о части системы – гидросферы.

Задачи урока:

Образовательная:

  • узнать, что такое и как образуются подземные воды, ледники;
  •  познакомиться с их видами и условиями залегания;
  •  узнать каково значение подземных вод и ледников для человека;

Развивающие:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к истории своей Родины.

Необходимость охраны внутренних вод;

Поддержание осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности.

Умение работать самостоятельно и в группах.

Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения

Коллекция горных пород, химические стаканы, мультимедийный проектор, компьютер, лист самоконтроля и   творческими заданиями.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные:  

Понимание важность подземных вод и ледников, как одной из составляющих частей гидросферы (часть системы).

Понимание, что подземные воды и ледники подвержены   влиянию    человека.

Воспитание патриотизма, чувства ответственности, чувства товарищества.

Метапредметные:

Развитие умения определять понятия.

Выявлять причинно-следственные связи. 

Развитие умения работать индивидуально и в группе.

Развитие творческих способностей через выполнение самостоятельной работы.

Предметные:

Умение объяснять условия залегания и свойства подземных вод.

Определять подземные воды как часть системы. Находить черты сходства, связи с другими частями гидросферы и оболочками Земли.

Умение объяснять характер взаимного влияния подземных вод и человека друг на друга.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Доброе утро ребята. Я очень рада видеть вас. Давайте отметим отсутствующих на уроке. Начнем урок. Сегодня тема нашего урока «Подземные воды. Ледники.»

2. Проверка знаний: Фронтальный опрос.

- Найдите в теме урока понятие, с которым вы уже хорошо знакомы.

 -Гидросфера.

- Что такое гидросфера?

- Водная оболочка Земли.

- Что входит в состав гидросферы?

- вода в атмосфере, воды Мирового океана и воды суши.

3.  Постановка целей и задач: - -Вы сказали, что подземные воды являются частью вод суши и частью гидросферы, значит они являются частью водной системы?

- Части системы имеют строение, обладают свойствами, связаны между собой, влияют друг на друга и выполняют общую функцию.

-В чем особенность понятия система? Когда мы говорим: «это - система!»  

-Значит, сегодня какая будут цель нашей работы?

- Определить подземные воды и ледники, как часть системы, выяснить особенности строения, свойства, связь с другими частями гидросферы и функцию.

4. Изучение нового материала.

-Сформулируйте определение понятия «подземные воды».

-Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. - в земной коре

-  Воды, находящиеся в земной коре, называют подземными водами.

- А, как она туда проникла ?

- Просочилась

- Какие условия необходимы для образования подземных вод?

- Атмосферные осадки в достаточном количестве. Способность горных пород пропускать воду.

- Перед нами   три стакана, три воронки, три разные горные породы. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий

- Как вы думаете, какой опыт я хочу провести? Сделайте предположение, что я могу увидеть?

 Наливаем одновременно во все воронки воду.

- Что мы наблюдаем?

- Какой вывод мы можем сделать?

- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы?  

-С одинаковой ли скоростью проникает вода через горные  породы.

- Как назвать горные породы, через которые вода проницает?

- А горные породы, которые не пропускают воду

- Глина воду не пропускает

-Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые её задерживают.

- Составьте определение понятия «водопроницаемые породы» и «водонепроницаемые или водоупорные»

- выполним задание №1 проверим результат работы.  Прочитайте, как вы составили определение понятия «водопроницаемые породы» и «водонепроницаемые или водоупорные». 

 - Проверим,  верно ли вы составили определения понятий. Те пары, чьи ответы совпали с ответами на слайде, пожмите друг другу руки. Остальные не расстраиваемся, работаем дальше.

-Есть горные породы, которые растворяются водой, их называют-  легкорастворимые породы. И тогда в земной коре образуются коридоры, пещеры, а в некоторых из них есть даже озера и реки. В таких пещера с потолка свисают сосульки из гипса, их называют сталактиты. А с пола пещеры вверх растет сталагмит. Такое явление встречается в Уральских горах.

- Как мы уже знаем, на поверхности земли есть осадочные породы различной водопроницаемости. Очень часто  водопроницаемы и водоупорные слои чередуются.

-Что получится в результате такого чередования?

- выполните задание №2 на листе самоконтроля

- проверка задания№2  - Подземные воды отличаются по своим характеристикам. Посовещайтесь, назовите признаки, характеризующие подземные воды.

- Проверка ответов по слайду.

- Подумайте и скажите, где и как человек может использовать свойства подземные воды?

- Что такое ледники?

- Как образуются ледники?

- Какие бывают ледники?

- Как используются ледники человеком.

5.  Закрепление:

- И так, давайте обратимся к листу самоконтроля.

Ответьте на вопросы шпаргалки.

-Можем ли мы утверждать, что подземные воды являются важной частью гидросферы?

- Назовите признаки, по которым мы можем сказать, что подземные воды – часть системы.

- С какими оболочками Земли связаны подземные воды?

-А раз уж подземные воды так важны, значит, мы должны к ним относиться по –особенному?  

6. Подведение итогов: 

- Оцените участие вашего соседа в работе на уроке. Поставьте смайлик своему соседу в первой рамке.

- Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку  себе сами во второй рамке.

- Оцените и мою работу смайликом. Если тема была вам понятна, было интересно работать и  вы узнали новое на уроке –нарисуйте улыбающийся смайл.   Если вы ничего не узнали нового и вам было на уроке не комфортно нарисуйте грустный смайл. А если вам все равно – нарисуйте равнодушный смайл.

7 Домашнее задание: Параграф 34.  зарисовать в тетрадь схему.  Объясните понятия, выделенные в тексте жирным шрифтом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.

разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вода на Земле 5 класс

Формирование знаний о гидросфере;знакомство с составом воды...

Воды суши: ледники

Презентация по теме "Воды суши: ледники"...

План-конспект урока « Подземные воды и ледники».

Тема урока. «Подземные воды и ледники»Дата проведения.26.10.2017Тип урока.  Комбинированный.Технология урока. Традиционная технологияЦель урока.  — сформировать понятие &la...

Презентация к уроку Подземные воды и ледники

Презентация к уроку по географии 6 класс...

«Подземные воды и ледники»

Цель урока. — сформировать понятие «подземные воды»;выявить причины образования подземных вод;выявить причины образования ледников;провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на ...