Урок по биологии. Тема урока: «Транспирация воды растениями».
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок по биологии. Тема урока: «Транспирация воды растениями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_biologii_tema_transpiratsiya_vody_rasteniyami.docx | 46.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 9классе.
Учитель биологии: Курносенкова С.А.
Тема урока: «Транспирация воды растениями».
Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, их роли и значении в жизни растений. Исследовать процесс транспирации.
Задачи урока:
1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, их роли и значении в жизни растений.
2. Осуществлять исследовательскую деятельность;
3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Личностные: Формировать познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно - смысловые установки по отношению к растительному миру.
Метапредметные:Получать возможность пиобрести навыки исследовательской деятельности, умения наблюдать за жизнедеятельностью растений: фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений. Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные:Получать возможность овладеть биологической терминологией, способностями характеризовать процессы жизнедеятельности растений. Научатся определять значение испарения воды и его зависимость от факторов внешней среды. Овладеть навыками проведения биологического эксперимента;
Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.
Оборудование: компьютерная презентация, лабораторное оборудование:колба (опережающие опыты), комнатные растения, инструктивные карты к лабораторным работам, цифровая лаборатория (биология),микроскоп цифровой.
Формы работы на уроке: практическая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Здравствуйте. Ребята, давайте этот урок проведем как урок - исследование, Вы будете не просто ученики, а юные исследователи, которым предстоит решать важные научные задачи. Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.
(Слайд 2).Сфера исследований нашей лаборатории – это жизнедеятельность растений.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
- Давайте вспомним функции листа.(фотосинтез, дыхание).
(Слайд 3-4)
Эти процессы противоположны друг другу.
Заполним устно таблицу,отвечая на вопросы.
Молодцы! Знания у вас есть, вы можете стать настоящими учеными.
III .Мотивация.
Учитель:А сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа и познакомимся с одной ещё очень важной его функцией, а какой именно, вы сами попробуете назвать.
Опережающие опыты:
- - Обратимся к опыту под № 1 и проанализируем его.
- Рассказать порядок проведения опыта
Опыт 1: Три дня назад в три сосуда на одинаковый уровень была налита вода. В первом воду не покрывали ни чем, дав ей свободно испаряться; во втором сверху воды налили слой масла, чтобы предотвратить испарение с поверхности воды – этот сосуд контрольный; в третьем сосуде в воду поставили ветку растения с листьями, чтобы вода не испарялась тоже покрыли её тонким слоем масла. Уровень воды отметили фломастером. Через некоторое время наблюдали, что вода не испарилась, только в контрольном сосуде; в двух других сосудах вода испарилась, причём больше всего в сосуде с растением. Вывод: Вода в третьей пробирке испарилась растением.
- Какой идет процесс (идет процесс испарения, транспирация).
-Испарение по научному называют словом транспирация, поэтому употребление обоих терминов равнозначно.
IV. Постановка цели и задач урока/
- Итак, какова же тема урока?
(Слайд 6) «Транспирация (испарение) воды растениями »
(слайд 7)- Сформулируем задачи:
(Как происходит этот процесс?
При каких условиях происходит испарение воды с поверхности растения?
Каково её значение для растения?
Через какие структуры испаряется вода? Строение устьиц.)
Можете ли вы сразу решить поставленные задачи? (нет, нам не хватает наших знаний.)
А что необходимо сделать, чтобы успешно справиться с предложенной вам работой? (Нам нужно изучить новый для вас материал и тогда мы сможем выполнить предложенные задачи.)
V. Первичное усвоение новых знаний.
1.(Слайд 8) -Что же такое испарение?
Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар.
Пар – это вода в газообразном состоянии.
(Слайд 9) - Запишем в тетрадь: Транспирация у растений - потеря влаги в виде испарения воды с поверхности листьев или других частей растения.
Большая часть воды, поступающей в растение через корни, теряется при транспирации.
2.Давайте вспомним, через какие устройства растения к их клеткам поступает кислород во время дыхания и углекислый газ во время фотосинтеза? (через устьицы).
- Через что испаряется вода? (через устьицы).
(Слайд 10-11) Вспомним строение устьиц.
Устьице — это отверстие (щель), ограниченная двумя замыкающими клетками.
У плавающих листьев на нижней части листа устьица отсутствуют, так как они могут впитывать воду через кутикулу. У подводных листев устьица отсутствуют совсем.
Устьица хвойных растений обычно спрятаны глубоко, что позволяет сильно снизить расход воды зимой на испарение, а летом — во время засухи.
У папоротников и мхов устьица отсутствуют.
Щель может расширяться и сужаться, регулируя транспирацию и газообмен. 3. Выясните от чего зависит испарение воды растениями.
- Что же влияет на испарение? (Слайд 12)
Запишем факторы, влияющие на испарение: (влажность, температура, солнечное освещение, ветер, площадь листа)?
- Какое значение, по вашему мнению, имеет испарение для растения? (учащиеся предполагают ответы).
4.(Слайд 13)Значение испарения:
- способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,
- охлаждает лист,
- предохраняет от перегрева.
(Слайд14) Физкультминутка.
- Давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
VI. Первичная проверка понимания знаний.
5. Лабораторные работы.
(Микроскопы на партах и инструктивные карточки)
-Теперь вам предстоит настоящее исследование.
– Сегодня на уроке мы проведём одновременно две лабораторные работы. Девочки парами выполняют лабораторную работу: « Изучение устьиц клеток традесканций».
Мальчики выполняют лабораторную работу: «Испарение воды листьями до и после полив», используя датчики влажности и температуры цифровой лаборатории.
(Слайд 11)
На ваших партах лежат инструкции к лабораторным работам (см. приложение). Выполните задания лабораторной работы и сделайте вывод.
Затем вызываю по одному представителю от группы и рассказываете о проведенных работах. Удачно приготовленные микропрепараты посмотрим на цифровом микроскопе. На выполнение работы даётся не более12минут.
-Повторим правила работы с микроскопом.
Чтобы успешно работать с микроскопом, необходимо соблюдать порядок работы.
- Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола
- Включить свет.
- На предметный столик поместить препарат так, чтобы луч света просвечивал его, и прикрепить зажимами.
- Смотря в микроскоп, макровинт поворачивать в сторону от себя, чтобы предметный столик отдалялся от объектива, пока не появится чёткое изображение предмета (Если вращать винт в противоположном направлении, то можно повредить препарат или объектив).
- После просмотра убрать препарат. Микроскоп поставить малым объективом вниз, выключить свет.
Инструктивная карточка
6. Лабораторная работа: Изучение устьиц клеток традесканций .
1. Приготовим микропрепарат. Возьмем кусочек листа традесканции, надломим его и осторожно снимем с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы
2. Рассмотрим под микроскопом при малом, а затем при большом увеличении микропрепарат «Эпидермис листа традесканции».
3. Найдем бесцветные клетки верхней кожицы листа. Это покровная ткань.
4. Найдем на микропрепарате устьица. Рассмотрим их форму и строение.
5. Подсчитаем количество устьиц в поле зрения микроскопа и сделаем фотографию.
Вывод: Кожица - один из видов покровной ткани растения. Клетки кожицы бесцветны и прозрачны, но среди бесцветных клеток встречаются расположенные парами зеленые замыкающие клетки. Между ними находится щель. Эти клетки и щель между ними называют устьицем. Через устьичную щель внутрь листа проникает воздух и выходят в атмосферу пары воды, кислород и углекислый газ.Щель может расширяться и сужаться, регулируя транспирацию.
7.Выясним, как влияет полив растения на количество испаряемой воды.
Ф.И.О обучающегося_______________________________________________
Лабораторная работа. Испарение воды листьями до и после полива. Цель работы: Выяснить как влияет полив растения на количество испаряемой воды.
Теоретические основы работы:
Вода необходима для жизни любого растения. Растение получает воду главным образом из почвы. Наземные части растения, в основном листья через устьица испаряют значительное количество воды. Бывает, что в жаркие часы дня расход воды испарением превышает её поступление. Тогда у растения листья увядают. При сухой почве интенсивность испарения меньше, чем при влажной.
На интенсивность процесса транспирации оказывает влияние влажность почвы. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается. Чем меньше воды в почве, тем меньше ее в растении. Уменьшение содержания воды в растительном организме автоматически снижает процесс транспирации в силу устьичной и внеустьичной регулировки.
Значение транспирации( испарения):1.способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,2. охлаждает лист, 3. Предохраняет его от перегрева.
Оборудование:
- ПК,
- Измерительный Интерфейс,
- датчик температуры,
- датчик влажности.
Установка параметров измерений:
- частота – каждую минуту;
- замеры – 300 секунд или 5 минут.
Порядок проведения эксперимента:
- 1.ПК для проведения опыта.
2. Провести измерения влажности и температуры воздуха, когда земля в горшке с растением сухая.
3. Одеть целлофановый пакет на традесканцию, поместить туда датчики температуры и влажности, чтобы они не касались стенки пакета, и плотно завязать .
а) Начать регистрацию данных влажности воздуха в течение 5 минут.
б) Следить за изменением влажности воздуха на экране.
в) Данные замеров занести в таблицу.
с) Сохранить данные опыта.
4. Проанализировать полученные данные.
II. 1.Полить растения, вылив 200 милилитров воды.
2. Одеть целлофановый пакет на традесканцию, поместить туда датчики температуры и влажности, чтобы они не касались стенки пакета и плотно завязать пакет.
3. Провести измерения после полива.
а) Начать регистрацию данных влажности в течение 5 минут.
б) Следить за изменением влажности воздуха на экране.
в) Данные замеров занести в таблицу.
с) Сохранить данные опыта
7.Проанализировать полученные данные.
8. Сделать выводы.
Обработка и анализ результатов:
Результаты измерений запишите в таблицу
Время (с) | Температура около растения до полива (°С) | Температура около растения после полива (°С) | Влажность воздуха около растения до полива (%) | Влажность воздуха около растения после полива (%) |
0 | ||||
60 | ||||
120 | ||||
180 | ||||
240 | ||||
300 |
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы: После полива растения интенсивность испарения растением воды увеличилась, а температура около растения стала повышаться.
VII. Первичное закрепление.
15. Вопросы для предварительного опроса и защиты ЛР:
1.Как влияет полив на интенсивность испарения воды у растения? (После полива растения интенсивность испарения растением воды увеличилась, а температура около растения стала повышаться.)
2.Зачем растение испаряет воду? (Испаряясь, вода охлаждает листья, стебли и другие части растения, препятствуя их перегреву и увяданию.
Испарение с поверхности листа вызывает непрерывное поступление к нему от корней воды с растворенными минеральными веществами.
3.Чем обусловлена непрерывность восходящего тока воды у растений? (транспирацией.
Проверим, как справились с выполнением работ, защищаем лабораторную работу.
VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8. Проблемные вопросы:
(Слайд 15-16)
1. Как практически применить знания об испарении?
Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Как добыть воду?
Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Надо поместить ветку в полиэтиленовый мешочек, плотно затянуть вокруг стебля. Через некоторое время в мешочке образуются капли воды. Таких устройств можно сделать несколько, и тогда наберется достаточное для питья количество чистой воды.
(Слайд17)
2.Известно, что листья растений засушливых районов видоизменены в колючки, покрылись воском, толстой кожицей. Какова роль этого явления? Толстая кожица снижает испарение воды с поверхности растения, транспирация происходит только через устьица; блестящая поверхность отражает солнечный свет, снижает нагрев и соответственно снижается уровень транспирации; волоски у растений сухих мест так же снижают уровень транспирации, т.к. вокруг таких листьев образуется зона повышенной влажности.).
(Слайд 18)
3.У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Где находятся устьица у кувшинки? (у водных растений, наоборот на верхней стороне листа).
4.Сбрасывают ли хвою хвойные растения? (да).
9. Задания, если останется время.
(Слайд 19)
1 Выберите правильный ответ.
(учащиеся работают с тестами в инструктивной карте, затем меняются с соседом и проводят взаимопроверку) (слайд 20).
(слайд 23)
2.Подведение итогов
- С какой темой мы сегодня познакомились? Что такое испарение? От чего оно зависит? Каково его значение?
6.Информация о домашнем задании.( Придумайте кроссворд или ребус по параграфу, найдите загадки о листопаде )(одно из заданий на выбор).
IX. Оценивание.
(слайд25)
X. Рефлексия:
Ребята, покажите цветную карточку, которой вы оцениваете сегодня вашу работу на уроке: «зелёная» – мне всё удалось, «синяя» – мне не всё удалось, «красная» – у меня ничего не получилось.
Заканчивая наше сегодняшнее занятие, мне хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что надо быть биологически грамотными и мудрыми в природе. Знать и помнить, что наша жизнь зависит от всего живого вокруг!
- Спасибо всем за урок!
\
Приложение и №1
Инструктивная карточка
Лабораторная работа: Изучение устьиц клеток традесканций .
1. Приготовим микропрепарат. Возьмем кусочек листа традесканции, надломим его и осторожно снимем с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы
2. Рассмотрим под микроскопом при малом, а затем при большом увеличении микропрепарат «Эпидермис листа традесканции».
3. Найдем бесцветные клетки верхней кожицы листа. Это покровная ткань.
4. Найдем на микропрепарате устьица. Рассмотрим их форму и строение.
5. Подсчитаем количество устьиц в поле зрения микроскопа и сделаем фотографию.
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карточка |
Лабораторная работа: Изучение устьиц клеток традесканций .
1. Приготовим микропрепарат. Возьмем кусочек листа традесканции, надломим его и осторожно снимем с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы
2. Рассмотрим под микроскопом при малом, а затем при большом увеличении микропрепарат «Эпидермис листа традесканции».
3. Найдем бесцветные клетки верхней кожицы листа. Это покровная ткань.
4. Найдем на микропрепарате устьица. Рассмотрим их форму и строение.
5. Подсчитаем количество устьиц в поле зрения микроскопа и сделаем фотографию.
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение и №2
Ф.И.О. обучающегося_______________________________________________
Лабораторная работа. Испарение воды листьями до и после полива.
Цель работы: Выяснить как влияет полив растения на количество испаряемой воды.
Теоретические основы работы:
Вода необходима для жизни любого растения. Растение получает воду главным образом из почвы. Наземные части растения, в основном листья через устьица испаряют значительное количество воды. Бывает, что в жаркие часы дня расход воды испарением превышает её поступление. Тогда у растения листья увядают. При сухой почве интенсивность испарения меньше, чем при влажной.
На интенсивность процесса транспирации оказывает влияние влажность почвы. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается. Чем меньше воды в почве, тем меньше ее в растении. Уменьшение содержания воды в растительном организме автоматически снижает процесс транспирации в силу устьичной и внеустьичной регулировки.
Значение транспирации( испарения):1.способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,2. охлаждает лист, 3. Предохраняет его от перегрева.
Оборудование:
- ПК,
- Измерительный Интерфейс,
- датчик температуры,
- датчик влажности.
Установка параметров измерений:
- частота – каждую минуту;
- замеры – 300 секунд или 5 минут.
Порядок проведения эксперимента:
- 1.ПК для проведения опыта.
2. Провести измерения влажности и температуры воздуха, когда земля в горшке с растением сухая.
3. Одеть целлофановый пакет на традесканцию, поместить туда датчики температуры и влажности, чтобы они не касались стенки пакета, и плотно завязать .
а) Начать регистрацию данных влажности воздуха в течение 5 минут.
б) Следить за изменением влажности воздуха на экране.
в) Данные замеров занести в таблицу.
с) Сохранить данные опыта.
4. Проанализировать полученные данные.
II. 1.Полить растения, вылив 200 милилитров воды.
2. Одеть целлофановый пакет на традесканцию, поместить туда датчики температуры и влажности, чтобы они не касались стенки пакета и плотно завязать пакет.
3. Провести измерения после полива.
а) Начать регистрацию данных влажности в течение 5 минут.
б) Следить за изменением влажности воздуха на экране.
в) Данные замеров занести в таблицу.
с) Сохранить данные опыта
7.Проанализировать полученные данные.
8. Сделать выводы.
Обработка и анализ результатов:
Результаты измерений запишите в таблицу
Время (с) | Температура около растения до полива (°С) | Температура около растения после полива (°С) | Влажность воздуха около растения до полива (%) | Влажность воздуха около растения после полива (%) |
0 | ||||
60 | ||||
120 | ||||
180 | ||||
240 | ||||
300 |
Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"
Тема: «Самые беспозвоночные: в воде и на суше» (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель: познакомиться с членис...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»
Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...
план конспект урока по биологии, тема: "Покрытосеменные или цветковые растения"
«Многообразие и организация покрытосеменных (цветковых) растений»...