Урок по биологии. Тема урока: «Транспирация воды растениями».
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

Урок по биологии. Тема урока: «Транспирация воды растениями».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок по биологии в 9классе.

Учитель биологии:  Курносенкова С.А.

Тема урока: «Транспирация воды растениями».

Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, их роли и значении в жизни растений. Исследовать процесс транспирации.

Задачи урока:

1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, их роли и значении в жизни растений.

2. Осуществлять исследовательскую деятельность;

3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Планируемые результаты:

Личностные: Формировать познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно - смысловые установки по отношению к растительному миру.

Метапредметные:Получать возможность пиобрести навыки исследовательской деятельности, умения наблюдать за жизнедеятельностью растений: фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений. Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные:Получать возможность овладеть биологической терминологией, способностями характеризовать процессы жизнедеятельности растений. Научатся определять значение испарения воды и его зависимость от факторов внешней среды. Овладеть навыками проведения биологического эксперимента;

Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.

 Оборудование: компьютерная презентация, лабораторное оборудование:колба (опережающие опыты), комнатные растения, инструктивные карты к лабораторным работам, цифровая лаборатория (биология),микроскоп цифровой.

Формы работы на уроке: практическая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Здравствуйте. Ребята, давайте этот урок проведем как урок - исследование, Вы будете не просто ученики, а юные исследователи, которым предстоит решать важные научные задачи. Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.

(Слайд 2).Сфера исследований нашей лаборатории – это жизнедеятельность растений.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

- Давайте вспомним функции листа.(фотосинтез, дыхание).

(Слайд 3-4)

  Эти процессы противоположны друг другу.

 Заполним устно таблицу,отвечая на вопросы.

Молодцы! Знания у вас есть, вы можете стать настоящими учеными.

III .Мотивация.

Учитель:А сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа и познакомимся с одной ещё очень важной его функцией, а какой именно, вы сами попробуете назвать. 

Опережающие опыты:

  1. - Обратимся к опыту под № 1 и проанализируем его.

- Рассказать  порядок проведения опыта

Опыт 1: Три дня назад в три сосуда на одинаковый уровень была налита вода. В первом воду не покрывали ни чем, дав ей свободно испаряться; во втором сверху воды налили слой масла, чтобы предотвратить испарение с поверхности воды – этот сосуд контрольный; в третьем сосуде в воду поставили ветку растения с листьями, чтобы вода не испарялась  тоже покрыли её тонким слоем масла. Уровень воды отметили фломастером. Через некоторое время наблюдали, что вода не испарилась, только в контрольном сосуде; в двух других сосудах вода испарилась, причём больше всего в сосуде с растением.  Вывод: Вода в третьей пробирке испарилась растением.

-  Какой идет процесс (идет процесс испарения, транспирация).

-Испарение по научному называют словом транспирация, поэтому употребление обоих терминов равнозначно. 

IV. Постановка цели и задач урока/

- Итак, какова же тема урока?

лайд 6) «Транспирация (испарение) воды растениями »

(слайд 7)- Сформулируем  задачи: 

(Как происходит этот процесс?

При каких условиях происходит испарение воды с поверхности растения?

Каково её значение для растения?

Через  какие  структуры испаряется вода? Строение устьиц.)

Можете ли вы сразу решить поставленные задачи? (нет, нам не хватает наших знаний.)

А что необходимо сделать, чтобы успешно справиться с предложенной вам работой? (Нам нужно изучить новый для вас материал и тогда мы сможем выполнить предложенные задачи.)

V. Первичное усвоение новых знаний.

 1.(Слайд 8)  -Что же такое испарение? 

Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар.

Пар – это вода в газообразном состоянии.

(Слайд 9) - Запишем в тетрадь: Транспирация у растений - потеря влаги в виде испарения воды с поверхности листьев или других частей растения.

 Большая часть воды, поступающей в растение через корни, теряется при транспирации.

2.Давайте вспомним, через какие устройства растения к их клеткам поступает кислород во время дыхания и углекислый газ во время фотосинтеза? (через устьицы).

- Через что испаряется вода? (через устьицы).

(Слайд 10-11)  Вспомним строение устьиц.   

 Устьице — это отверстие (щель), ограниченная двумя замыкающими клетками.

 У плавающих листьев на нижней части листа устьица отсутствуют, так как они могут впитывать воду через кутикулу. У подводных листев устьица отсутствуют совсем.

Устьица хвойных растений обычно спрятаны глубоко, что позволяет сильно снизить расход воды зимой на испарение, а летом — во время засухи.

У папоротников и мхов устьица отсутствуют.

Щель может расширяться и сужаться, регулируя транспирацию и газообмен. 3. Выясните от чего зависит испарение воды растениями.

- Что же влияет на испарение? (Слайд 12)

Запишем факторы, влияющие на испарение: (влажность, температура, солнечное освещение, ветер, площадь листа)?

 - Какое значение, по вашему мнению, имеет испарение для растения? (учащиеся предполагают ответы).

4.(Слайд 13)Значение испарения:

- способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,

- охлаждает лист,

- предохраняет от перегрева.

(Слайд14) Физкультминутка.

 - Давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

VI. Первичная проверка понимания знаний.

5. Лабораторные работы. 

(Микроскопы на партах и инструктивные карточки)

-Теперь вам предстоит настоящее исследование.

– Сегодня на уроке мы  проведём одновременно две лабораторные работы. Девочки парами  выполняют лабораторную работу: « Изучение устьиц клеток традесканций».

 Мальчики  выполняют лабораторную работу: «Испарение воды листьями до и после полив», используя датчики влажности и температуры цифровой лаборатории.

 (Слайд 11)  

На ваших партах лежат  инструкции к лабораторным работам (см. приложение). Выполните задания лабораторной работы и сделайте вывод.

  Затем вызываю по одному представителю от группы и   рассказываете о проведенных работах.  Удачно приготовленные микропрепараты посмотрим на цифровом микроскопе. На выполнение работы даётся  не более12минут.

 -Повторим правила работы  с микроскопом.

Чтобы успешно работать с микроскопом, необходимо соблюдать порядок работы.

  1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола
  2. Включить свет.
  3. На предметный столик поместить препарат так, чтобы луч света просвечивал его, и прикрепить зажимами.

  1. Смотря в микроскоп, макровинт поворачивать в сторону от себя, чтобы предметный столик отдалялся от объектива, пока не появится чёткое изображение предмета (Если вращать винт в противоположном направлении, то можно повредить препарат или объектив).

  1. После просмотра убрать препарат. Микроскоп поставить малым объективом вниз, выключить свет.

Инструктивная карточка

6. Лабораторная работа:  Изучение устьиц клеток традесканций .

1. Приготовим микропрепарат. Возьмем кусочек листа традесканции, надломим его и осторожно снимем с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы

2. Рассмотрим под микроскопом при малом, а затем при большом увеличении микропрепарат «Эпидермис листа традесканции».

3. Найдем бесцветные клетки верхней кожицы листа. Это покровная ткань.

4. Найдем на микропрепарате устьица. Рассмотрим их форму и строение.

5. Подсчитаем количество устьиц в поле зрения микроскопа и сделаем фотографию.

Вывод: Кожица - один из видов покровной ткани растения. Клетки кожицы бесцветны и прозрачны, но среди бесцветных клеток встречаются расположенные парами зеленые замыкающие клетки. Между ними находится щель. Эти клетки и щель между ними называют устьицем. Через устьичную щель внутрь листа проникает воздух и выходят в атмосферу пары воды, кислород и углекислый газ.Щель может расширяться и сужаться, регулируя транспирацию.

7.Выясним, как влияет полив растения на количество испаряемой воды.

Ф.И.О обучающегося_______________________________________________

Лабораторная работа. Испарение воды листьями до и после полива. Цель работы: Выяснить как влияет полив растения на количество испаряемой воды.

Теоретические основы работы:

Вода необходима для жизни любого растения. Растение получает воду главным образом из почвы. Наземные части растения, в основном листья через устьица испаряют значительное количество воды. Бывает, что в жаркие часы дня расход воды испарением превышает её поступление. Тогда у растения листья увядают. При сухой почве интенсивность испарения меньше, чем при влажной.

На интенсивность процесса транспирации оказывает влияние влажность почвы. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается. Чем меньше воды в почве, тем меньше ее в растении. Уменьшение содержания воды в растительном организме автоматически снижает процесс транспирации в силу устьичной и внеустьичной регулировки. 

Значение транспирации( испарения):1.способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,2. охлаждает лист, 3. Предохраняет его  от перегрева.

Оборудование:

  •  ПК,
  • Измерительный Интерфейс,
  • датчик температуры,
  • датчик влажности.

Установка параметров измерений:

  • частота – каждую минуту;
  • замеры  300 секунд или 5 минут.

Порядок проведения эксперимента:

  1. 1.ПК для проведения опыта.

2. Провести измерения влажности и температуры воздуха,  когда земля в горшке с растением сухая.

3. Одеть целлофановый пакет на традесканцию, поместить туда датчики температуры и влажности, чтобы они не касались стенки пакета, и плотно завязать .

  а) Начать регистрацию данных влажности воздуха в течение 5 минут.

  б) Следить за изменением влажности воздуха на экране.

  в) Данные замеров занести в таблицу.

  с)  Сохранить данные опыта.

4. Проанализировать полученные данные.

II.  1.Полить растения, вылив 200 милилитров воды.

2. Одеть целлофановый пакет на традесканцию, поместить туда датчики температуры и влажности, чтобы они не касались стенки пакета и плотно завязать пакет.

3. Провести измерения после полива.

  а) Начать регистрацию данных влажности в течение 5 минут.

  б) Следить за изменением влажности воздуха на экране.

  в) Данные замеров занести в таблицу.

  с)  Сохранить данные опыта

7.Проанализировать полученные данные.

8. Сделать выводы.

Обработка и анализ результатов:

Результаты измерений запишите в таблицу

Время (с)

Температура около растения до полива (°С)

Температура около растения после полива (°С)

Влажность воздуха около растения до полива (%)

Влажность воздуха около растения после полива (%)

0

60

120

180

240

300

Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: После полива растения интенсивность испарения растением воды увеличилась, а температура около растения  стала повышаться.

VII. Первичное закрепление.

15. Вопросы для предварительного опроса и защиты ЛР:

 1.Как влияет полив на интенсивность испарения воды у растения? (После полива растения интенсивность испарения растением воды увеличилась, а температура около растения  стала повышаться.)

2.Зачем растение испаряет воду? (Испаряясь, вода охлаждает листья, стебли и другие части растения, препятствуя их перегреву и увяданию.
Испарение с поверхности листа вызывает непрерывное поступление к нему от корней воды с растворенными минеральными веществами.

3.Чем обусловлена непрерывность восходящего тока воды у растений? (транспирацией.

Проверим, как справились с выполнением работ,  защищаем лабораторную работу.

VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8. Проблемные вопросы:

 (Слайд 15-16)    

1. Как практически применить знания об испарении?

 Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Как добыть воду?

Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Надо поместить ветку в полиэтиленовый мешочек, плотно затянуть вокруг стебля. Через некоторое время в мешочке образуются капли воды. Таких устройств можно сделать несколько, и тогда наберется достаточное для питья количество чистой воды.

 (Слайд17)

 2.Известно, что листья растений засушливых районов видоизменены в колючки, покрылись воском, толстой кожицей. Какова роль этого явления? Толстая кожица  снижает испарение воды с поверхности растения, транспирация происходит только через устьица; блестящая поверхность отражает солнечный свет, снижает нагрев и соответственно снижается уровень транспирации; волоски  у растений сухих мест так же снижают уровень транспирации, т.к. вокруг таких листьев образуется зона повышенной влажности.).

лайд 18)

 3.У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Где находятся устьица у кувшинки? (у водных растений, наоборот на верхней стороне листа).

4.Сбрасывают ли хвою хвойные растения? (да).

9. Задания, если останется время.

(Слайд 19)

1 Выберите правильный ответ.

(учащиеся работают с тестами в инструктивной карте, затем меняются с соседом и проводят взаимопроверку) (слайд 20).

(слайд 23)

2.Подведение итогов

- С какой темой мы сегодня познакомились? Что такое испарение? От чего оно зависит? Каково его значение?

6.Информация о домашнем задании.( Придумайте кроссворд или ребус по параграфу, найдите загадки о листопаде )(одно из заданий на выбор).

IX. Оценивание.

        (слайд25)

X. Рефлексия:

  Ребята,   покажите цветную карточку, которой вы оцениваете сегодня вашу работу на уроке: «зелёная» – мне всё удалось, «синяя» – мне не всё удалось, «красная» – у меня ничего не получилось.

 Заканчивая наше сегодняшнее занятие, мне хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что надо быть биологически грамотными и мудрыми в природе. Знать и помнить, что наша жизнь зависит от всего живого вокруг!

- Спасибо всем за урок!

\

Приложение и №1

Инструктивная карточка

Лабораторная работа:  Изучение устьиц клеток традесканций .

1. Приготовим микропрепарат. Возьмем кусочек листа традесканции, надломим его и осторожно снимем с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы

2. Рассмотрим под микроскопом при малом, а затем при большом увеличении микропрепарат «Эпидермис листа традесканции».

3. Найдем бесцветные клетки верхней кожицы листа. Это покровная ткань.

4. Найдем на микропрепарате устьица. Рассмотрим их форму и строение.

5. Подсчитаем количество устьиц в поле зрения микроскопа и сделаем фотографию.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструктивная карточка

Лабораторная работа:  Изучение устьиц клеток традесканций .

1. Приготовим микропрепарат. Возьмем кусочек листа традесканции, надломим его и осторожно снимем с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы

2. Рассмотрим под микроскопом при малом, а затем при большом увеличении микропрепарат «Эпидермис листа традесканции».

3. Найдем бесцветные клетки верхней кожицы листа. Это покровная ткань.

4. Найдем на микропрепарате устьица. Рассмотрим их форму и строение.

5. Подсчитаем количество устьиц в поле зрения микроскопа и сделаем фотографию.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение и №2

Ф.И.О. обучающегося_______________________________________________

Лабораторная работа. Испарение воды листьями до и после полива.

 Цель работы: Выяснить как влияет полив растения на количество испаряемой воды.

Теоретические основы работы:

Вода необходима для жизни любого растения. Растение получает воду главным образом из почвы. Наземные части растения, в основном листья через устьица испаряют значительное количество воды. Бывает, что в жаркие часы дня расход воды испарением превышает её поступление. Тогда у растения листья увядают. При сухой почве интенсивность испарения меньше, чем при влажной.

На интенсивность процесса транспирации оказывает влияние влажность почвы. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается. Чем меньше воды в почве, тем меньше ее в растении. Уменьшение содержания воды в растительном организме автоматически снижает процесс транспирации в силу устьичной и внеустьичной регулировки. 

Значение транспирации( испарения):1.способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,2. охлаждает лист, 3. Предохраняет его  от перегрева.

Оборудование:

  •  ПК,
  • Измерительный Интерфейс,
  • датчик температуры,
  • датчик влажности.

Установка параметров измерений:

  • частота – каждую минуту;
  • замеры  300 секунд или 5 минут.

Порядок проведения эксперимента:

  1. 1.ПК для проведения опыта.

2. Провести измерения влажности и температуры воздуха,  когда земля в горшке с растением сухая.

3. Одеть целлофановый пакет на традесканцию, поместить туда датчики температуры и влажности, чтобы они не касались стенки пакета, и плотно завязать .

  а) Начать регистрацию данных влажности воздуха в течение 5 минут.

  б) Следить за изменением влажности воздуха на экране.

  в) Данные замеров занести в таблицу.

  с)  Сохранить данные опыта.

4. Проанализировать полученные данные.

II.  1.Полить растения, вылив 200 милилитров воды.

2. Одеть целлофановый пакет на традесканцию, поместить туда датчики температуры и влажности, чтобы они не касались стенки пакета и плотно завязать пакет.

3. Провести измерения после полива.

  а) Начать регистрацию данных влажности в течение 5 минут.

  б) Следить за изменением влажности воздуха на экране.

  в) Данные замеров занести в таблицу.

  с)  Сохранить данные опыта

7.Проанализировать полученные данные.

8. Сделать выводы.

Обработка и анализ результатов:

Результаты измерений запишите в таблицу

Время (с)

Температура около растения до полива (°С)

Температура около растения после полива (°С)

Влажность воздуха около растения до полива (%)

Влажность воздуха около растения после полива (%)

0

60

120

180

240

300

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

план конспект урока по биологии, тема: "Покрытосеменные или цветковые растения"

«Многообразие и организация покрытосеменных (цветковых) растений»...