Материал к уроку 10 великих путешественников
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Рогожин Яков Юрьевич

Материал к уроку 10 великих путешественников по учебнику Сонина.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Десять великих путешественников

Слайд 2

Васко да Гама

Слайд 3

Роберт Пири

Слайд 4

Афанасий Никитин

Слайд 5

Марко Поло

Слайд 6

Фернан Магеллан

Слайд 7

Витус Беринг

Слайд 8

Давид Ливингстон

Слайд 9

Николай Пржевальский

Слайд 10

Рауль Амундсен

Слайд 11

Иван Крузенштерн



Предварительный просмотр:

Биография Васко да Гама (Vasco da Gama)

Васко да Гама (примерно 1460 – 1469, 1524) - путешественник, первый европеец, побывавший в Индии.

Точной даты рождения Васко да Гама не известно. Считается, что он родился в 1469 году в португальском городе Синеш. Достоверных фактов первых лет биографии Васко да Гама нет. Историки полагают, что экспедиция в Индию, которую возглавил известный путешественник, изначально была поручена его отцу.

В 1497 году Васко да Гама отправился из Лиссабона вместе с экспедицией на 3-х кораблях в Индию. Он обошел Африку, проплыл мимо мыса Доброй Надежды, обогнув затем Африку с восточной стороны. В Мозамбике к путешественникам присоединился араб Ахмад ибн Маджида, помог экспедиции направиться прямо к полуострову Индостан, не плывя больше вдоль берегов Африки. 20 мая 1498 года в биографии Васко да Гама состоялось важнейшее событие. Его эскадра достигла порта Каликут. Затем, загрузившись пряностями, отправилась в обратную дорогу.

Экспедиция прибыла на родину в 1499 году и принесла Васко да Гама не только славу, а еще денежное вознаграждение. За свою биографию Васко да Гама был в Индии трижды.. В 1519 году известный путешественник стал обладателем графского титула. Скончался Васко да Гама 24 декабря 1524 года в индийском городе Кочин.

Роберт Пири

Роберт Эдвин Пири родился 6 мая 1856 года в американском городе Крессон штата Пенсильвания. В 1877 году он окончил колледж и получил диплом инженера. Вскоре после окончания учебы Пири вступил в ряды ВМФ США и некоторое время служил в Никарагуа.

В свою первую арктическую экспедицию будущий покоритель Северного полюса отправился в 1886 году. Это было пробное путешествие в Гренландию, продлившееся всего три месяца. Пири поставил перед собой цель: первым пересечь этот остров, но сделать это не сумел. Первым человеком, пересекшим Гренландию, в 1888 году стал норвежец Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen). Самому Пири удалось это сделать лишь в 1892 году. И если в 1886 году он действовал как частное лицо, то в этот раз его поддерживали Американское географическое общество и Филадельфийская академия наук. В этой экспедиции также участвовал врач Фредерик Кук (Frederick Cook), будущий соперник Пири за звание первого человека, достигшего Северного полюса.

По итогам этих ранних путешествий американский исследователь формулирует несколько правил, которые в дальнейшем способствовали успеху его экспедиций. Так, он тщательно изучает опыт эскимосов по выживанию в арктических условиях, а затем отказывается от палаток и спальных мешков. Вместо них Пири использует построенные из снежных блоков куполообразные дома — иглу. Кроме того, он разработал систему перевалочных баз, на которых оставлялись запасы продовольствия.

В 1895 году Пири совершил очередную поездку по Гренландии, и впервые попытался достичь Северного полюса. Во время этой экспедиции американский исследователь из-за обморожения лишился 8 пальцев на ногах и в течение 11 дней мог передвигаться только на санях. Но хотя никакие трудности не могли сломить его волю, добраться до самой северной точки планеты он так и не сумел. Зато его добычей стали привезенные из Гренландии метеориты. В честь огромного метеорита Анигито, который исследователь доставил в Нью-Йорк, получила второе имя его дочь Мэри Анигито Пири.

В 1905 году состоялась новая экспедиция, также не принесшая желаемого успеха. Но в этот раз Пири зашел дальше, чем все его предшественники, и установил рекорд — 87°06`` северной широты. Лишь сильные шторма помешали ему продвинуться дальше.

Обеспечение последней экспедиции Пири к Северному полюсу взяли на себя Военно-морские силы США. Президент Теодор Рузвельт, прощаясь с исследователем, назвал его надеждой нации, и неудивительно, ведь к этому времени в гонке за Северный полюс принимали участие многие страны мира.

Экспедиция стартовала 6 июня 1908 года, а 6 апреля 1909 года 52-летний Роберт Пири достиг своей цели и установил звездно-полосатый флаг над самой северной точкой планеты. Его финальный отряд состоял из четырех эскимосов и слуги-негра. Считается, что такой выбор спутников не был случаен: Пири не хотел ни с кем делить славу первого белого человека, ступившего на Северный полюс.

Обратный путь экспедиции был довольно легким, но дать телеграмму о своем достижении исследователь смог лишь в сентябре 1909 года. Здесь Пири ждал неприятный сюрприз: оказалось, что незадолго до него сходную телеграмму прислал другой американец, Фредерик Кук. Причем доктор Кук утверждал, что добрался до полюса почти на целый год раньше. Пири был шокирован и возмущен, он утверждал, что его соперник никогда не был на Северном полюсе. Разразился настоящий скандал, по итогам которого Кук был признан мошенником. В 1911 году Роберт Пири получил звание контр-адмирала и стал национальным героев.

Впрочем, ни Кук, ни Пири не смогли предоставить достаточных доказательств своему открытию. Более того, признание заслуг Пири было во многом связано с тем, что на его сторону встал созданный им Арктический клуб, в состав которого входили многие влиятельные люди страны, в том числе владельцы газет. Есть даже мнение, согласно которому Пири решился на грандиозную фальсификацию лишь тогда, когда узнал, что его опередил Кук.

Тем не менее, до конца своей жизни Роберт Пири получал правительственную пенсию и пользовался многими привилегиями. Он скончался 20 февраля 1920 года в Вашингтоне. Причиной его смерти стала продолжительная болезнь.

Афанасий Никитин

Афанасий Никитин (?-1475) — русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» — ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

Год рождения Афанасия Никитина неизвестен. Родился в семье крестьянина Никиты (таким образом, «Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). Скончался весной 1475 года.

Маршруты Никитинского «хожения»

Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий торговать вместе со своими земляками. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» — меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Северного Кавказа. Под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Из Баку он отплыл в Мазандеран.

Проведя в Иране более двух лет, Афанасий двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 года купец сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи, терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 года Афанасий пришел в священный город Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» пров. Райчур, где принял решение вернуться на родину.

Результаты путешествия разочаровали Никитина: «... для нашей земли нет ничего... перец да краска, то дешево... А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много».

Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го годов. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия («разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся»).

В январе 1473 года Никитин сел в Дабхоле (Дабул) на судно, которое почти после трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский полуострова доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, посетив кочевых «белобаранных» туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 года  достиг Трабзона. Власти этого черноморского порта арестовали все его товары, в том числе индийские самоцветы, приняв Никитина за туркмена; дневник при этом не тронули.

5 ноября Никитин прибыл в Феодосию, где перезимовал и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной 1475 года он двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к запискам Афанасия Никитина, включенным в «Львовскую летопись» под 1475, следует, что он «умер, Смоленска не дойдя, весной или в начале 1475. А записи он своей рукой писал, и те тетради... привезли купцы в Москву».

Марко Поло 

Родился около 1254 года, то ли в Венеции, то ли на острове Корчула (территория современной Хорватии). Его отец Николо и дядя Маффео были купцами, много лет вели торговлю со странами Востока, бывали на Волге и в Бухаре. 

В 1271 году отец и дядя берут семнадцатилетнего Марко Поло в следующее путешествие. Папа Григорий X отправил их в Азию. Конечной целью маршрута был Китай – город Камбала (Пекин), исходной точкой – Венеция. Путь был длинным: лишь в 1275 году купцы прибыли в Пекин. Много лет они торговали в Китае, а Марко Поло состоял на службе у великого хана Кублая и пользовался большим расположением правителя. 

Занимая свою должность, Марко Поло объездил почти весь Китай. В общей сложности Марко, Николо и Маффео Поло пробыли в Китае около семнадцати лет. 

Уехав из Китая, Марко ведет активную жизнь. В 1297 году участвует в морском сражении между Венецией и Генуей. Попадает в плен. В тюрьме он диктует другому заключенному, пизанцу Рустичану, свои воспоминания о далеком странствии. Так появилась «Книга о разнообразии мира».

Это произведение на тот момент являлось едва ли единственным источником знаний Запада о Центральной, Южной и Восточной Азии. Марко Поло не был географом, поэтому расстояния в его описании оказались намного завышены, вследствие чего картографы составили не совсем точные карты. Зато описания жизни восточных народов, искусно изложенные наблюдения оказались бесценны. 8 января 1324 года Марко Поло умер в Венеции. 

Фернан Магеллан

Фернан Магеллан (примерно 1480 - 1521) – мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие.

Родился Магеллан в Португалии, первые свои морские экспедиции совершил под контролем португальского короля Франсишку Алмейды. Так Магеллан в биографии участвовал в двух крупных путешествиях до того, как обошел вокруг света. В 1509-1512 годах он принимал участие в экспедиции в Индийский океан, два раза доходил до полуострова Малакка: в 1509, а также в 1511.

После этого Фернан Магеллан в биографии был твердо намерен дойти до Молуккских островов (Индонезия). Но португальский король не одобрил эту экспедицию, так что Магеллан решил отправиться с тем же проектом к испанскому королю. Эмигрируя в Испанию и начав там службу, Магеллан получил одобрение короля Карла I в 1517 году на путешествие к островам Молукко.

После этого в биографии Ф.Магеллана началась подготовка к экспедиции. Было решено отправить флотилию из пяти кораблей: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория», «Сантьяго». 20 сентября 1519 года они отправились в путь. Команда обогнула восточный берег Южной Америки. В марте 1520 года часть моряков выразила желание вернуться в Испанию, но Магеллан поборол назревавший мятеж. В мае 1520 года был потерян корабль «Сантьяго», так что экспедиция продолжалась на четырех суднах. А в сентябре Фернандо Магеллан в своей биографии вместе с флотилией прошел пролив, названный позже Магеллановым. Сразу после этого корабль «Сан-Антонио» возвратился в Испанию.

Затем более трех месяцев команда проходила тихий океан. За все это время не было ни одной бури, поэтому Магеллан и назвал океан Тихим. Прибыв к островам (позже названы Филиппинскими), Магеллан решил подчинить население испанскому королю. Но в итоге сам был убит. Краткая биография Магеллана оборвалась 27 апреля 1521 года. Без него оставшиеся судна флотилии добрались до Молуккских островов, где закупили пряностей. С островов вышли два корабля – «Тринидад» и «Виктория». Первый отправился на восток, но был вынужден вернуться к островам Молукко, где его захватили португальцы по приказу короля, назвавшего Магеллана дезертиром. Лишь судно «Виктория» вернулось на родину, обогнув Африку.

Так было совершено первое кругосветное путешествие, в итоге которого 4 из 5 кораблей не вернулись, зато был найден путь к Островам Пряностей.

Витус Йонассен Беринг (или Иван Иванович – как его звали в России) родился по одной из версий 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс. В 1703 году он окончил морской кадетский корпус в Амстердаме и вскоре в чине подпоручика поступил на службу в Российский флот. 
До 1724 года Беринг служил на Балтийском и Азовском морях, командовал различными судами, участвовал в Северной войне, дослужился до капитана 1 ранга. Витус был одним из образованнейших моряков своего времени – он прекрасно знал мореходную астрономию, навигацию, картографию и другие морские науки. Петр I лично знал и высоко ценил Беринга. 
В 1725 году Берингу поручили возглавить Первую Камчатскую экспедицию, целью которой было выяснить наличие перешейка или пролива между Азией и Америкой. Летом 1728 года экспедиция на судне «Святой Гавриил», обойдя Камчатку и берега Чукотки, прошла проливом (названный впоследствии Беринговым), где потеряла из виду землю, и вернулась обратно, не разрешив вопроса о проливе. 
В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 км, выявить Авачинскую бухту и залив. Впервые он выполнил съемку свыше 3500 км западной береговой черты моря, позже названного Беринговым. Он обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии, открыл полуостров Озерный, заливы Креста, Камчатский и Карагинский, бухту Провидения и остров Св.Лаврентия. 
Вернувшись в Петербург в 1730 году, Беринг представил правительству свои карты и докладные записки, в которых высказал уверенность в близости Америки к Камчатке. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён, что здесь можно добывать железную руду и соль, выращивать хлеб и разводить скот, строить заводы. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья Азии, разведки морского пути к устью Амура, Японским островам и к американскому континенту.
В том же году исследователь был по высочайшему повелению произведен в капитан-командоры, его предложения были одобрены Сенатом и Адмиралтейской коллегией, и в 1732 году было принято решение об учреждении новой экспедиции, руководителем которой был вновь назначен Беринг. 
Второй камчатской экспедиции предписывалось исследовать земли Сибири и Дальнего Востока, окончательно определить существование пролива между Азией и Америкой. В сентябре 1740 года пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Охотска. Выполнив первую часть своей задачи, судам пришлось зазимовать у Авачинской губы в бухте, которую участники экспедиции назвали Петропавловской в честь своих судов. Здесь было заложено поселение, которое ныне – город Петропавловск-Камчатский
Летом 1741 года суда экспедиции прошли морем, названным впоследствии Беринговым, и достигли побережья Аляски. Но вскоре во время шторма и густого тумана суда потеряли друг друга и продолжали плавание самостоятельно. На обратном пути Беринг открыл часть Шумагинских и Алеутских островов, также на карту были нанесены остров Туманный (Чирикова), Евдокеевские острова, горы Алеутского хребета на Аляске. 
В ноябре 1741 года пакетбот Беринга зашел для пополнения запасов воды на остров Авача (сегодня – остров Беринга), где сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от болезней погибли несколько человек, а (8) 19 декабря 1741 года скончался и Витус Беринг. Его спутники похоронили своего командира, а над могилой поставили деревянный крест (сегодня на этом месте стоит четыре памятника). 

Давид Ливингстон родился 19 марта 1813 года в деревеньке Блантайр (графство Ланарк, Шотландия). Уже с десяти лет он пошел на работу на ткацкую фабрику. Давид самостоятельно обучился латинскому и греческому языкам, выучил математику. Это помогло ему при поступлении в Университет Глазго. 
Там Ливингстон в течение двух лет обучался теологии и медицине, а потом получил степень доктора. В 1838 году он стал священником. В этом же году Давид был принят в миссионерское общество. В 1840 году он уехал в Китай с религиозной миссией. С ноября того же года на протяжении 15 лет Ливингстон путешествовал по Африке.
В 1856 году он вернулся в Великобританию, став национальным героем. В 1857 году вышла книга Ливингстона «Путешествия и исследование миссионера в Южной Африке». Правительство Англии воспользовалось его авторитетом у африканцев и назначило Давида консулом в Замбези. В 1858 году Ливингстон с женой и детьми уезжает в Африку.
В 1864 году, вернувшись в Англию, Ливингстон совместно с братом Чарльзом написал вторую книгу под названием: «Повесть об экспедиции к Замбези и ее притокам».
1 мая 1873 года Давид Ливингстон умер в Читамбо (сегодня Замбия). Его сердце было похоронено там же. А тело отправлено и захоронено в Великобритании. В 1874 году были изданы «Последние дневники Давида Ливингстона».

Николай Михайлович Пржевальский родился (31 марта12 апреля1839 года в деревне Кимбирово Смоленской губернии. Его родители были мелкопоместными дворянами, отец – потомок запорожского казака. Отец его умер, когда мальчику было 7 лет, и воспитанием ребенка занимался дядя – страстный охотник и путешественник.
В 1855 году Николай окончил Смоленскую гимназию и поступил на военную службу в пехоту, получил чин унтер-офицера, а через год стал учиться в Академии Генштаба Российской армии и был блестящим студентом. После окончания учебы Пржевальский был преподавателем истории и географии в юнкерском училище города Варшавы. 
В конце 1866 года он был включен в состав экспедиции Генштаба в Восточную Сибирь. С тех пор и началась его жизнь как путешественника, географа и исследователя. В 1867-1869 годах он занимался изучением Уссурийского края, именно там была собрана его знаменитая орнитологическая коллекция. В 1870-1873 годах он занимался исследованием Монголии, Китая и Тибета. Тогда же Пржевальского настигла мировая слава, он был награжден Большой Константиновской медалью, которая являлась высшей наградой Географического общества.
В 1876-1879 и 1879-1880 годах он возглавлял вторую и третью Центральноазиатские экспедиции. В свою четвертую, последнюю экспедицию 1883-1885 годов Пржевальский поехал уже будучи тяжело больным, однако и в ней он сделал много интересных и значимых открытий. На осень 1888 года была назначена очередная поездка в Центральную Азию, но (20 октября1 ноября 1888 года Николай Пржевальский скончался в Караколе (Киргизия).
Во время экспедиций Пржевальским были собраны богатейшие орнитологические, зоологические, ботанические и минералогические коллекции, открыто несколько видов животных. Он был награжден несколькими почетными наградами и премиями. Его именем названы город, горный хребет, ледник в горах Алтая, несколько видов животных и растений. 

Научные заслуги

Крупнейшими заслугами Пржевальского является географическое и естественно-историческое исследование горной системы Куэнь-Луня, хребтов Северного Тибета, бассейнов Лоб-Нора и Куку-Нора и истоков Жёлтой реки. Кроме того, им был открыт целый ряд новых форм животных: дикий верблюдлошадь Пржевальскоготибетский медведь, ряд новых видов других млекопитающих, а также собраны громадные зоологические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, описанных потом специалистами. Академия наук и ученые общества всего света приветствовали открытия Пржевальского. Британское Королевское географическое общество назвало Николая Пржевальского «самым выдающимся путешественником» мира. Петербургская Академия наук наградила Пржевальского медалью с надписью: «Первому исследователю природы Центральной Азии».

Н. М. Пржевальский, по мнению А. И. Воейкова, был одним из крупнейших климатологов XIX века.

Личность

В зрелом возрасте Н. М. Пржевальский был абсолютно равнодушен к чинам, званиям и наградам и столь же неравнодушен к живой исследовательской работе. Страстью путешественника была охота, а сам он был блестящим стрелком.

Будучи хорошо образованным натуралистом, Пржевальский был в то же время прирождённым путешественником-скитальцем, предпочитавшим одинокую степную жизнь всем благам цивилизации. Благодаря своему настойчивому, решительному характеру он преодолел противодействие китайских чиновников и сопротивление местных жителей, иногда доходившее до открытых нападений и стычек.

Личная жизнь

Николай Михайлович Пржевальский так и прожил всю жизнь холостым, не оставив после себя потомства. Однако в его жизни было месту чувству. В доме-музее путешественника, который находится на месте его бывшего имения Слобода в Смоленской области, сохранилась фотография некой Таси Нуромской. Эта статная и красивая девушка познакомилась с Пржевальским, когда была студенткой, и они оба, несмотря на разницу в возрасте увлеклись друг другом. По преданию перед последней поездкой Николая Михайловича она отрезала свою роскошную косу и подарила на прощание своему возлюбленному. Вскоре Тася неожиданно умерла от солнечного удара во время купания. Пржевальский ненадолго пережил ее.

Интересна и другая фотография, на которой изображена нарядная, пышноволосая женщина. Точнее интересна стихотворная надпись на ее обороте:

Взгляни на мой портрет —

ведь нравлюсь я тебе?

Ах, не ходи в Тибет!

В тиши живи себе

с подругой молодой!

Богатство и любовь

я принесу с собой!

Но Пржевальский пожертвовал своей личной жизнью ради абсолютной свободы, которую ему давала жизнь путешественника, где «у дела по душе, конечно, буду стократ счастливее, нежели в раззолоченных салонах, которые можно приобрести женитьбою», — так он писал позднее. Кто знает, может быть и не стал он великим первооткрывателем, если бы связал свою жизнь с одной из влюбленных в него женщин. Он распорядился своей судьбой, как считал нужным.

Биография Руаля Амундсена - молодые годы
Руаль Энгельберт Гравнинг Амундсен родился 16 июля 1872 года в Норвегии, в городе Борге провинции Эстфолл. Отец его был потомственным мореплавателем. По воспоминаниям Амундсена, идея стать полярным исследователем впервые посетила его в возрасте 15 лет, когда он познакомился с биографией исследователя канадской Арктики Джона Франклина. После окончания гимназии в 1890 году Руаль поступил на медицинский факультет университета Христиании, но по окончании двух курсов прервал обучение и устроился матросом на промысловое парусное судно. Еще через два года Руаль сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. В 1897-1899 годах Амундсен участвовал в бельгийской антарктической экспедиции в качестве штурмана судна «Бельжика». После возвращения из экспедиции сдал экзамен вновь, став капитаном дальнего плавания.
В 1900 году Руаль делает одно важное приобретение – он покупает промысловую яхту «Йоа». Яхта была построена в Розендалене судовым мастером Куртом Скаале и первоначально использовалась для ловли сельди. Амундсен сознательно приобретал небольшое судно, готовясь к будущей экспедиции: он делал ставку не на многолюдную команду, для которой потребуются значительные припасы провизии, а на небольшой отряд, который мог бы сам добывать себе пропитание охотой и рыболовством. 
В 1903 году экспедиция стартовала из Гренландии. Экипаж яхты «Йоа» продолжал странствие по морям и проливам Канадского арктического архипелага в течение трех лет. В 1906 году экспедиция достигла Аляски. Во время плавания на карту было нанесено более ста островов, сделаны многие ценные открытия. Руаль Амундсен стал первым человеком, прошедшим Северо-западным морским проходом из Атлантики в Тихий океан. Однако это было лишь начало удивительной биографии норвежского мореплавателя.
Антарктика, где Амундсен побывал в юности, привлекала его своей неизведанностью. Скованный льдами материк таил в своих просторах Южный полюс Земли, где еще не ступала нога человека. 1910 год стал переломным в биографии Руаля Амундсена. Он возглавил экспедицию, конечной целью которой должно было стать покорение Южного полюса. Для экспедиции избрана была парусно-моторная шхуна «Фрам», созданная кораблестроителем Колином Арчером - самое прочное деревянное судно в мире, принявшее до этого участие в арктической экспедиции Фритьофа Нансена и плавании Отто Свердрупа к Канадскому арктическому архипелагу. Экипировка и подготовительные работы продолжались до конца июня 1910 года. Примечательно, что среди участников экспедиции был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. 7 июля 1910 года экипаж «Фрама» отправился в плавание. 14 января 1911 года корабль достиг Антарктики, войдя в Китовую бухту.
Экспедиция Руаля Амундсена проходила в острейшей конкурентной борьбе с английской экспедицией «Терра Нова», возглавляемой Робертом Фалконом Скоттом. В октябре 1911 года команда Амундсена начала продвижение на собачьих упряжках вглубь материка. 14 декабря 1911 года в 15 часов Амундсен с товарищами достигли Южного полюса, опередив на 33 дня команду Скотта. 
Биография Руаля Амундсена - зрелые годы
Покорив Южный полюс Земли, Амундсен загорелся новой идеей. Теперь он устремляется в Арктику: в его планах – трансполярный дрейф, плавание по Северному Ледовитом океану до Северного полюса. Для этих целей по чертежам «Фрама» Амундсен строит шхуну «Мод», названную так в честь королевы Норвегии – Мод Уэльской (в ее честь Амундсен окрестил и открытые им горы в Антарктиде). В 1918-1920 годах на «Мод» было совершено плавание Северо-восточным проходом (в 1920 году экспедиция, стартовавшая из Норвегии, достигла Берингова пролива), а с 1922 по 1925 годы продолжался дрейф в Восточно-Сибирском море. Северный полюс, однако, экспедицией Амундсена достигнут не был. В 1926 году капитан Амундсен возглавил первый беспосадочный трансарктический перелет на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген – Северный полюс – Аляска. По возвращении в Осло Амундсена ожидал торжественный прием; по его собственным словам, это был самый счастливый момент в его жизни. 
Руаль Амундсен вынашивал планы по исследованию культур народов Северной Америки и Северной Азии, были в его планах и новые экспедиции. Но 1928 год стал финальным в его биографии. Итальянская экспедиция Умберто Нобиле, одного из участников перелета «Норвегии» 1926 года, потерпела катастрофу в Северном Ледовитом океане. Экипаж дирижабль «Италия», на котором путешествовал Нобиле, оказался на дрейфующей льдине. Значительные силы были брошены на спасение экспедиции Нобиле, в поисках принял участие и Руаль Амундсен. 18 июня 1928 года он вылетел из Норвегии на французском самолете «Латам», но потерпел воздушное крушение и погиб в Баренцевом море.
Биография Руаля Амундсена – яркий пример героической жизни. С ранней юности, ставя перед собой амбициозные цели, казавшиеся другим несбыточными, он непреклонно шел вперед – и побеждал, становясь первопроходцем в суровых льдах арктических морей или снежных просторах Антарктиды. Фритьоф Нансен замечательно сказал о своем выдающемся земляке: "Он навеки займет особое место в истории географических исследований... В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе".
В честь Амундсена названы море, гора и ледник в Антарктиде, а также кратер на Луне. Свой опыт полярного исследователя Рауль Амундсен изложил в написанных им книгах «Моя жизнь», «Южный полюс», «На корабле «Мод». «Сила воли — первое и самое важное качество искусного исследователя, - утверждал первооткрыватель Южного полюса. - Предусмотрительность и осторожность одинаково важны: предусмотрительность - чтобы вовремя заметить трудности, а осторожность - чтобы самым тщательным образом подготовиться к их встрече…Победа ожидает того, у кого все в порядке, и это называется удачей».

Иван Федорович Крузенштерн

Иван Федорович Крузенштерн (1770-1864) — русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал (1842), член-корреспондент (1803), почетный член Петербургской Академии наук (1806). Член-учредитель Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева». И. Крузенштерн впервые нанес на карту около тысячи км восточного, северного и северо-западного берега острова Сахалин. Автор «Атласа Южного моря» (т. 1-2, 1823-1826).

Иван (Адам) Крузенштерн родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1770 года, в имении Хагудис, Эстония.

Начало морской карьеры

Выходец из небогатого дворянского рода, Иван Крузенштерн в 1785-88 учился в Морском кадетском корпусе, в год окончания которого участвовал в Гогландском сражении, а в 1789 и 1790 — еще в трех морских сражениях; произведен в лейтенанты. В 1793-99 добровольцем проходил службу на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море; произведен в капитан-лейтенанты. В 1799 и 1802 Крузенштерн представил проекты кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске. В 1802 назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Первое кругосветное плавание

В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Ивана Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах — «Надежда» (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и «Нева» (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились.

От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения. Летом 1805 Иван Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин — не остров и соединен с материком перешейком. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в конце лета 1806 — в Кронштадт.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Научная и организаторская деятельность

По возвращении Иван Федорович был прикомандирован к Петербургскому порту для создания труда о кругосветном плавании. В 1811 он назначен преподавателем Морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей); около года как член дипломатической миссии путешествовал по Англии, свои впечатления изложил в записках, оставшихся в рукописи.

В течение 1809-12 Иван Крузенштерн опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света...», переведенное в семи странах Европы, и «Атлас к путешествию...», а в 1813 — избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании. Развивающаяся болезнь глаз и не сложившиеся отношения с морским министром вынудили Крузенштерна просить освобождения от работы; в декабре 1815 он был отправлен в бессрочный отпуск.

До 1836 Крузенштерн составил и издал «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827-42, постепенно повышаясь в званиях до полного адмирала, был директором Морского кадетского корпуса, инициатором создания при этом заведении высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-Морскую академию. Многие выдающиеся мореплаватели и путешественники обращались к Крузенштерну за поддержкой и советом. Он был организатором экспедиций Отто Коцебу (1815-18), Михаила Вавильева-Глеба Шишмарева (1819-22), Фаддея Беллинсгаузена — Михаила Лазарева (1819-21), Михаила Станюковича — Федора Литке (1826-29).

Крузенштер известен как один из учредителей Русского географического общества. В Петербурге в 1873 Крузенштерну поставлен памятник (скульптор Иван Николаевич Шредер, архитектор Ипполит Монигетти Монигетти).

Иван Федорович Крузенштерн скончался скончался 24 августа (12 августа по ст.ст.) 1846, на дача Асс, близ Таллина. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Великие путешественники.

Великие путешественники Эпохи Великих Географических открытий....

Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"

Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...

Воспитание нравственности на уроках географии на примере жизни и деятельности великих путешественников + презентация

Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла системы воспитания подрастающего поколения.Как же, какими путями лучше всего вырабатывать у школьников нравственную готовность к жизни? В...

Конспект урока по теме "Великие путешественники" 7 класс

Конспект урока по теме "Великие путешественники"...

Конспект урока чтения и развития речи на тему: «М.М.Зощенко «Великие путешественники»

Тип урока: комбинированныйЦель урока: создать условия для восприятия обучающимися и первоначального осознания нового текста, осмысление  и осознание связей в нём....

Дополнительный материал к уроку математики по теме: «Великие достижения. Великие люди. Великие награды»

1.Обучающая:включение новой информации в структуру прежних знаний;формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности;2. Воспитательная:привитие интереса к предмету;формирование увер...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»Цель: Формирование знаний учащихся о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники»....