Конспект урока чтения и развития речи на тему: «М.М.Зощенко «Великие путешественники»
план-конспект урока (7 класс)
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для восприятия обучающимися и первоначального осознания нового текста, осмысление и осознание связей в нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya_na_temu_m.m.zoshchenko_velikie_puteshestvenniki.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения и развития речи
Тема урока: «М.М.Зощенко «Великие путешественники»
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для восприятия обучающимися и первоначального осознания нового текста, осмысление и осознание связей в нём.
Цели.
Образовательные:
-Повторение и закрепление знаний о творчестве М.Зощенко
- знакомство обучающихся с содержанием произведения “Великие путешественники”;
Коррекционно-развивающие:
-Развитие навыков выразительного, беглого чтения;
- Развитие речи, слуховой и зрительной памяти, восприятия, мыслительных навыков на основе операций анализа и синтеза, сравнения
Воспитательная:
– повышение интереса к чтению рассказов М.М. Зощенко;
- воспитание интереса к чтению.
Оборудование: наглядность к уроку с использованием ИКТ, учебник для 7 класса «Чтение» А.К.Аксёнова Москва «Просвещение» 2007г.
Структура урока:
1. Орг. момент- 2мин
2.Подготовка к основному этапу
- Речевая разминка -2 мин.
- Проверка домашнего задания- 8 мин.
- Актуализация знаний – 2 мин.
- Сообщение темы урока- 2 мин.
3. Основной этап
- Чтение рассказа учителем-10 мин.
- Физ. пауза – 3 мин.
- Первичное усвоение нового материала- 10мин.
4.Итог урока. Рефлексия- 2мин.
5. Информация о домашнем задании.- 1мин.
Ход урока:
- Орг. момент.
Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Молодцы. Садитесь.
- Как называется урок, на котором вы сейчас присутствуете?
- Чему вы учитесь на чтении? (учимся хорошо читать, пересказывать, рассуждать, понимать причины поступков главных героев, разбирать новые и непонятные слова).
- А в жизни чтение вам пригодится? Где? (свободные ответы детей).
II. Подготовка к основному этапу
- Речевая разминка.
Работа с логическим ударением
За ГЛУпость всегда приходится расплачиваться.
За глупость всегДА приходится расплачиваться.
За глупость всегда приХОдится расплачиваться.
За глупость всегда приходится распЛАчиваться.
III. Актуализация знаний
С творчеством какого писателя мы с вами начали знакомиться на прошлом уроке?
Задание: Из предложенных портретов выбрать портрет М.М. Зощенко.
- Проверка домашнего задания
Какое домашнее задание у вас было? (записать биографию Зощенко в тетрадь).
Кем были его родители? Удалось ли Михаилу Михайловичу закончить школу? Почему?
Участвовал ли в Первой мировой войне и в Гражданской войне?
Кем работал после военных действий? К чему призывает писатель в своих рассказах?
Как называется сборник рассказов, в которых писатель вспоминает свое детство? («Леля и Минька»).
С кем участвовал маленький Минька в различных происшествиях? (с сестрой Лелей). Кто был старше?
- Постановка цели урока
- Мы с вами уже начали читать рассказ на прошлой неделе. Давайте вспомним, что же мы узнали.
Какой по характеру этот рассказ?
Назовите имена героев? (Степка, Леля и Минька).
- Что стало причиной путешествия детей? (Минька узнал, что Земля круглая и, что ёё можно обойти, вернувшись в то же место).
Почему Степка не хотел брать с собой Миньку?
Что изменило его решение?
Давайте вспомнил, что взяли собой юные путешественники?
Игра «Мешок».
(хлеб, сахар, сало, посуду: тарелки, стаканы, вилки и ножи, фонарик, глиняный рукомойник, увеличительное стеклышко, 2 одеяла, подушка от тахты) (еще 3 рогатки, удочка и сачок) .
На каком моменте мы закончили чтение?
Сегодня, мы продолжим знакомиться с творчеством писателя, дочитаем рассказ «Великие путешественники» из сборника «Лёля и Минька»
III Основной этап
-Чтение рассказа учителем.
Сейчас я прочитаю рассказ «Великие путешественники», а вы внимательно слушаете и потом ответим на вопросы.
- Физ. пауза Разминка для глаз, «Прогулка»
- Чтение рассказа уч-ся «по эстафете». Работа по тексту.
Читаем внимательно и находим комичные ситуации, в которые попадали дети вовремя своего похода.
-Откуда вышли наши герои?
-Через что проходила дорога, по которой они двигались?
-На что набрели наши герои, идя через лес?
- Чем решили заняться наши герои на лужайке?
-А какую ошибку они совершили?
-А почему это не получилось?
-А что надо для того чтобы разжечь костер?
-Давайте представим, что могло бы случиться, если бы они взяли спички? Почему?
-А вы знаете правила поведения в лесу?
-Откуда вы узнаете о правилах безопасного поведения в разных жизненных ситуациях?
-Правильно, молодцы! Я очень надеюсь, что вы правильно поведете себя в любых ситуации.
-Как вы думаете, что с этим делать?
-Давайте соберем!
-Молодцы. Справились с заданием. Отметьте в своих путевых листах.
-К какому отрывку иллюстрация?
-Как вы считаете, в чем был не прав в этом случае Стёпка?
-Какой прибор помогает ориентироваться на местности?
-Как герои попали обратно в деревню?
-Что подумал Стёпка, когда увидел деревню?
-Чтобы и нам быстро вернуться в деревню, необходимо исправить деформированный текст.
Дидактическая игра “Исправьте ошибки”.
Правила: Я читаю предложения из рассказа, в которых я намеренно допустила ошибки. Ваша задача – обнаружить и исправить их.
1-я часть (восприятие на слух).
“Я подарил Сашке (Степке) фонарик (ножик) и он согласился взять меня в кругосветное путешествие”.
“На другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла в аптеку за лекарствами (ушла на речку полоскать белье), мы покинули нашу деревню.
“Позади (впереди) бежала Степкина собачка Дружок (Тузик)”– правописание
“Степка сказал: “Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение волкам (муравьям”).
“Мама сказала: “Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо хорошо знать русский язык и уметь считать до десяти” (географию и таблицу умножения)”.
IV. Подведение итогов урока:
Можно ли назвать наших героев Великими путешественниками?
-Почему? (потому, что у них не было серьезного путешествия, они ничего не открыли.)
-Давайте вспомним, ВЕЛИКИЕ путешественники это значит какие? (знаменитые, известные)
-В прямом ли значении употреблено слово ВЕЛИКИЕ в названии рассказа? (в переносном)
-Автор использует иронию.
-А вы знаете, что это такое?
-Ирония – это насмешка. -Подумайте, может, кто догадался «Почему М.Зощенко назвал рассказ «Великие путешественники»? (автор посмеивается над своими героями)
Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.
-Что такое кругосветное путешествие?
-Кого называют путешественником?
-А кого называют Великими путешественниками?
- А на каких уроках вы узнаете о Великих путешественниках?
-Чему нас научил рассказ?
-А что для вас было интересного на уроке?
- Что запомнилось больше всего?
-А что для вас было трудным?
-А было что-то новое для вас?
- Сегодня вы замечательно работали и мне очень интересно, а как же вы сами оцениваете свою работу на уроке?
IV.Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок
Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?
Оценка учителя.
А теперь поднимите руку у кого все 3 оценки сошлись.
V. Информация о домашнем задании.
Подготовить выразительное чтение смешного отрывка рассказа с. 207-212.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».
Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....
Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс
Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....
План-конспект урока чтения и развития речи с комплексным применением знаний, умений и элементами ИКТ на тему: «Чудесный мир сказок»
Цель: Обобщение о ранее полученных знаниях по разделу.Задачи:1. Систематизация знаний о сказках;2. Развитие целостности восприятия на о...
Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...
Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида, на тему : Николай Алексеевич Заболоцкий. Жизнь и творчество. Стихотворение «Некрасивая девочка».
Чтение и развитие речи. 8 класс....
Конспект урока чтения и развития речи по теме «Подходящая вещь» по В. Голявкину (2 класс)
Цель: раскрыть содержание рассказа По В. Голявкину «Подходящая вещь».Образовательные задачи: - учить детей слушать внимательно рассказ;- учить связно и последовательно пересказывать ...