Конспект урока чтения и развития речи на тему: «М.М.Зощенко «Великие путешественники»
план-конспект урока (7 класс)

Ромашова Валентина Николаевна

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для восприятия обучающимися и первоначального осознания нового текста, осмысление  и осознание связей в нём. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока чтения и развития речи

Тема урока: «М.М.Зощенко «Великие путешественники»  

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для восприятия обучающимися и первоначального осознания нового текста, осмысление  и осознание связей в нём.  

Цели.

Образовательные:

-Повторение и закрепление  знаний о творчестве М.Зощенко 

- знакомство обучающихся с содержанием произведения “Великие  путешественники”;

Коррекционно-развивающие:

-Развитие навыков выразительного, беглого чтения;

- Развитие  речи,  слуховой  и зрительной памяти, восприятия, мыслительных навыков на основе операций анализа и синтеза, сравнения

Воспитательная:

– повышение интереса к чтению рассказов М.М. Зощенко;

- воспитание интереса к чтению.

Оборудование: наглядность к уроку с использованием  ИКТ, учебник  для 7 класса  «Чтение» А.К.Аксёнова Москва «Просвещение» 2007г.  

Структура урока:

1. Орг. момент- 2мин

 2.Подготовка к основному этапу

  • Речевая разминка -2 мин.
  • Проверка домашнего задания- 8 мин.
  • Актуализация знаний – 2 мин.
  • Сообщение темы урока- 2 мин.

  3. Основной этап

  • Чтение рассказа учителем-10 мин.
  • Физ. пауза – 3 мин.
  • Первичное усвоение нового материала- 10мин.

     4.Итог урока.  Рефлексия- 2мин.

     5. Информация о домашнем задании.- 1мин.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку.  Молодцы. Садитесь.

- Как называется урок, на котором вы сейчас присутствуете?

- Чему вы учитесь на чтении? (учимся хорошо читать, пересказывать, рассуждать, понимать причины поступков главных героев, разбирать новые и непонятные слова).

- А в жизни чтение вам пригодится? Где? (свободные ответы детей).

II. Подготовка к основному этапу

- Речевая разминка.  

 Работа с логическим ударением

За ГЛУпость всегда приходится расплачиваться.

За глупость всегДА приходится расплачиваться.

За глупость всегда приХОдится расплачиваться.

За глупость всегда приходится распЛАчиваться.

III. Актуализация знаний

С творчеством какого писателя мы с вами начали знакомиться на прошлом уроке?

Задание: Из предложенных портретов выбрать портрет М.М. Зощенко.

- Проверка домашнего задания

Какое домашнее задание у вас было? (записать биографию Зощенко в тетрадь).

Кем были его родители? Удалось ли Михаилу Михайловичу закончить школу? Почему?

Участвовал ли в Первой мировой войне  и в Гражданской войне?

Кем работал после военных действий? К чему призывает писатель в своих рассказах?

Как называется сборник рассказов, в которых писатель вспоминает свое детство? («Леля и Минька»).

С кем участвовал маленький Минька в различных происшествиях? (с сестрой Лелей). Кто был старше?

- Постановка цели  урока

- Мы с вами уже начали читать рассказ на прошлой неделе. Давайте вспомним, что же мы узнали.

Какой по характеру этот рассказ?

Назовите имена героев? (Степка, Леля и Минька).

- Что стало причиной путешествия детей? (Минька узнал, что Земля круглая и, что ёё можно обойти, вернувшись в то же место).

Почему Степка не хотел брать с собой Миньку?

Что изменило его решение?

Давайте вспомнил, что взяли собой юные путешественники?

Игра «Мешок».

(хлеб, сахар, сало, посуду: тарелки, стаканы, вилки и ножи, фонарик, глиняный рукомойник, увеличительное стеклышко, 2 одеяла, подушка от тахты) (еще 3 рогатки, удочка и сачок) .

На каком моменте мы закончили чтение?

 Сегодня, мы продолжим знакомиться с творчеством писателя,  дочитаем рассказ «Великие путешественники» из сборника «Лёля и Минька»

III Основной этап

   -Чтение рассказа учителем.

Сейчас я прочитаю рассказ «Великие путешественники», а вы внимательно слушаете и потом ответим на вопросы.

 - Физ. пауза  Разминка для глаз, «Прогулка»   

- Чтение рассказа уч-ся «по эстафете». Работа по тексту.  

Читаем внимательно и находим комичные ситуации, в которые попадали дети вовремя своего похода.

-Откуда вышли наши герои?

-Через что проходила дорога, по которой они двигались?

-На что набрели наши герои, идя через лес?

 - Чем решили заняться наши герои на лужайке?

-А какую ошибку они  совершили?

-А почему это не получилось?

-А что надо для того чтобы разжечь костер?

-Давайте представим, что могло бы случиться, если бы они взяли спички? Почему?

-А вы знаете правила поведения в лесу?

-Откуда вы узнаете о правилах безопасного поведения в разных жизненных ситуациях?

-Правильно, молодцы! Я очень надеюсь, что вы правильно поведете себя  в любых ситуации.

-Как вы думаете, что с этим делать?

-Давайте соберем!

-Молодцы. Справились с заданием. Отметьте в своих путевых листах.

-К какому отрывку иллюстрация? 

-Как вы считаете, в чем был не прав в этом случае Стёпка?

-Какой прибор помогает ориентироваться на местности?

-Как герои попали обратно в деревню?

-Что подумал Стёпка, когда увидел деревню?

-Чтобы и нам быстро вернуться в деревню, необходимо исправить деформированный текст.

Дидактическая игра “Исправьте ошибки”. 

Правила: Я читаю предложения из рассказа, в которых я намеренно допустила ошибки. Ваша задача – обнаружить и исправить их.

1-я часть (восприятие на слух).

“Я подарил Сашке (Степке) фонарик (ножик) и он согласился взять меня в кругосветное путешествие”.

“На другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла в аптеку за лекарствами (ушла на речку полоскать белье), мы покинули нашу деревню.

“Позади (впереди) бежала Степкина собачка Дружок (Тузик)”– правописание

“Степка сказал: “Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение волкам (муравьям”).

“Мама сказала: “Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо хорошо знать русский язык и уметь считать до десяти” (географию и таблицу умножения)”.

IV. Подведение итогов урока:

Можно ли назвать наших героев Великими путешественниками?

-Почему? (потому, что у них не было серьезного путешествия, они ничего не открыли.)

-Давайте вспомним,   ВЕЛИКИЕ путешественники это значит какие? (знаменитые, известные)

-В прямом ли значении употреблено слово ВЕЛИКИЕ в названии рассказа? (в переносном)

-Автор использует иронию.

-А вы знаете, что это такое?

-Ирония – это насмешка. -Подумайте, может, кто догадался «Почему М.Зощенко назвал рассказ «Великие путешественники»?  (автор посмеивается над своими героями)

Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.

-Что такое кругосветное путешествие?

-Кого называют путешественником?

-А кого называют Великими путешественниками?

- А на каких уроках вы узнаете о Великих путешественниках?

-Чему нас научил рассказ?

-А что для вас было интересного на уроке?

- Что запомнилось больше всего?

-А что для вас было трудным?

-А было что-то новое для вас?

- Сегодня вы замечательно работали и мне очень интересно, а  как же вы сами оцениваете свою работу на уроке?

IV.Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок

Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Оценка учителя.

А теперь поднимите руку у кого все 3 оценки сошлись.

V. Информация о домашнем задании.

 Подготовить выразительное чтение смешного отрывка рассказа с. 207-212.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».

Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс

Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он  построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....

План-конспект урока чтения и развития речи с комплексным применением знаний, умений и элементами ИКТ на тему: «Чудесный мир сказок»

Цель: Обобщение о ранее полученных знаниях по разделу.Задачи:1.     Систематизация  знаний о сказках;2.     Развитие целостности восприятия на о...

Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...

Конспект урока чтения и развития речи по теме «Подходящая вещь» по В. Голявкину (2 класс)

Цель: раскрыть содержание рассказа По В. Голявкину «Подходящая вещь».Образовательные задачи: -  учить детей слушать внимательно рассказ;- учить связно и последовательно пересказывать ...