Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по природоведению 5 класс | 79.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по природоведению для 5 класса 2013 − 2014 учебный год
Пояснительная записка
Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова
1.Цели курса.
Федеральная программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по природоведению авторов: В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой .
На основании федерального базисного учебного плана 2004 года отведённое время на изучение предмета составляет – 70 часов ( 35 недель, 2 ч в неделю). На основании годового календарного учебного графика на 2013-2014 учебный год, учебного плана школы на 2013-2014 учебный год, Устава школы фактически учебное время на 2013-2014 учебный год составляет 67 часов.
Цель программы обучения:
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мьппление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
2.Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
Знать:
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
Уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определение сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
3. Особенности организации учебного процесса.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю.
Весь учебный материал разделен на 11 тем, которые рассматривают вопросы:
- строения Вселенной,
- строения и свойств вещества,
- свойств воздуха, воды, горных пород, почвы,
- разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных,
- связь живого и неживого.
- здоровье человека и безопасность жизнедеятельности.
4. Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы МО РФ и УМК В.В.Пасечника. Календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2011 г.
Основное содержание курса
Природа. Живая и неживая.
5 класс
Введение (1 ч)
Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа.
Зачем и как изучают природу.
Задачи темы: ознакомить детей с содержанием, формами деятельности, средствами обучения; нарисовать перспективу изучения окружающей природы; актуализировать имеющиеся у детей знания, показать их необходимость и действенность, что будет являться хорошим стимулом в дальнейшем учении; дать задания по проведению длительных наблюдений в природе, за домашними растениями и животными, культурными растениями на своих огородах, учебно-опытном участке, подготовить простейшие опыты, которые могут провести дети как в школе, так и дома; продолжить традицию начальной школы — ведение фенологических наблюдений и дневников наблюдений.
- Вселенная (6 ч)
Вселенная. История развития представления о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия.
Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли.
Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).
Луна — спутник Земли.
Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса.
- Наблюдение за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца.
- Лабораторные работы
1.Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.
2. Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.
Задачи темы: сформировать знания о Солнечной системе, ее составе. Познакомить учащихся со спутником Земли — Луной. Научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы. Ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом, картой, ориентироваться на местности
2. Строение и свойства вещества (11 ч)
Тела и вещества.
Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных
тел.
Вещества чистые и смеси. Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.
Простые и сложные вещества.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и
химические явления. Химические реакции. Использование человеком физических и
химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация
Электризация тел путем трения.
- Лабораторные работы
- Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
Задачи темы: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия: молекулы, атомы, элементы. Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах. Сформировать представления о физических и химических явлениях в природе.
3. Воздух (6ч)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разряженность воздуха.
Атмосферное давление. Барометр.. Нагревание воздуха от поверхности Земли.
Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.
Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер.
Погода. Типичнее признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды.
Влияние погоды на организм человека.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
- Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера).
Наблюдения: систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья в неблагоприятные дни.
Задачи темы: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов
осадков, образования ветра, его работу в признаках ее предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить учащихся с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения.
4. Вода 4 ч)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Задачи темы: продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах. Раскрыть значение воды в жизни природы и человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продолжить экологическое воспитание школьников.
5. Горные породы (4 ч)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень).
Использование человеком обломочных пород.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.
Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
- Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
- Лабораторные работы
1.Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.
2. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
Задачи темы: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и разнообразии горных пород, об их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями выветривание, обломочные горные породы, руда, рудные и нерудные полезные ископаемые, черные и цветные металлы, свойства металлов.
6. Почва (5ч)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
- Д Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности, почв с разной структурой.
Задачи темы: углубить знания учащихся о почве, ее составе; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходимость охраны почв.
7. Организмы (7 ч)
Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.
Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
- Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Задачи темы: обобщить конкретные знания школьников о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщения.
- Растения (7 ч)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.
Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.
Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.
Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др.
- Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
- Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, за приспособлением к различным условиям размножения.
- Лабораторная работа.
- Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. Определение названия растений с помощью атласа-определителя.
Задачи темы: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие организм растения, научить учащихся ставить простейшие опыты по выявлению условий прорастания семян и пользоваться атласом-определителем для определения названия растений, распознавать наиболее распространенные дикорастущие, лекарственные, ядовитые и охраняемые растения своей местности.
9. Грибы (2 ч)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
- Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
- Лабораторная работа.
1. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.
Задачи темы: познакомить с представителями особого царства природы — грибами. Сформировать знания о строении, размножении грибов, об их значении для человека. Научить учащихся узнавать наиболее распространенные в данной местности съедобные и ядовитые грибы.
10. Животные (6 ч)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной, и почвенной среде обитания.
Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги.
Охрана диких животных.
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
- Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
- Наблюдения за животными в природе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке.
- Лабораторная работа
1. Узнавание наиболее распространненых животных своей местности ( в том числе редких, охраняемых, ядовитых видов) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
Задачи темы: продолжить развитие знаний о животных, об их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека. Научить учащихся узнавать животных своей местности.
11. Ваши любимые растения и животные (3 ч)
Растения и животные уголка живой природы. Создание благоприятных условий для жизни обитателей. Уход за ними.
- Демонстрация комнатных растений, животных-любимцев.
- Наблюдения за развитием растений, жизнью животных в домашних условиях.
Задачи темы: расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных; об их разнообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспитывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней.
12. Природа едина (2 ч)
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.
Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Задачи темы: продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры; обобщить и углубить знания о неживой и живой природе.
13. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (3 ч)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.)
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливня, под градом и др.)
Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
- Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки.
- Лабораторные работы
- Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
- Овладение простейшими способами первой помощи при травмах.
Задачи темы: познакомить учащихся с взаимоотношениями организма человека с окружающей средой, сформировать знания о физических, химических, биологических факторах окружающей человека среды и их влиянии на организм человека: солнечных ударах, обморожении, переохлаждении, ожогах и т. п., о приемах оказания первой доврачебной помощи при различных травмах, о вредных привычках и их предупреждении. Сформировать умения определять показатели развития своего организма и оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях и кровотечениях.
Календарно-графическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки изучения тем | Лабораторные работы | Проверочные работы | Дата контроля |
Введение | 1 | 02.09.2013 | - | |||
1 | Вселенная | 6 | 06.09-23.09 | 2 | 1 | 23.09.13 |
2 | Строение и свойства вещества | 11 | 27.09-11.11 | 1 | 1 | 8.11.13 |
3 | Воздух | 6 | 15.11-2.12 | 1 | 2.12.13 | |
4 | Вода | 4 | 6.12-16.12 | 1 | 16.12.13 | |
5 | Горные породы | 4 | 20.12-10.01 | 2 | 1 | 27.12.13 |
6 | Почва | 5 | 13.01-27.01 | 1 | 27.01.14 | |
7 | Организмы | 7 | 31.01-21.02 | 1 | 21.02.14 | |
8 | Растения | 7 | 24.02-21.03 | 3 | 1 | 21.03.14 |
9 | Грибы | 2 | 31.04-04.04 | 1 | ||
10 | Животные | 6 | 07.04-25.04 | 1 | 1 | 25.04.14 |
11 | Ваши любимые растения и животные | 3 | 28.04-12.05 | |||
12 | Природа едина | 2 | 16.05-19.05 | |||
13 | Человек. его здоровье и безопасность жизни. | 3 | 23.05-30.05 | 4 | 1 | 23.05.14 |
Итого: | 67 | 14 | 10 |
График лабораторных, практических работ
№ п/п | Дата | Тема лабораторных, практических работ |
1 | 06.09.13 | Лаб. работа №1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария» |
2 | 09.09.13 | Лаб.работа №2 «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий» |
3 | 30.10.13 | Лаб. работа №3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел» |
4 | 20.12.13 | Лаб.работа №4 «Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств». |
5 | 23.12.13 | Лаб.работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» |
6 | 03.03.14 | Лаб.работа №6 «Распознавание органов цветкового растения» |
7 | 03.03.14 | Лаб.работа №7 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян (опыты в домашних условиях)» |
8 | 14.03.14 | Лаб.работа №8 «Определение названия растений» |
9 | 04.04.14 | Лаб.работа №9 «Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов» |
10 | 18.04.14 | Лаб.работа№10 «Узнавание животных своей местности» |
11 | 26.05.14 | Лаб.работа №11 «Определение показателей развития своего организма (работа выполняется в парах) |
12 | 30.05.14 | Лаб. работа №12 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах» |
13 | 30.05.14 | Лаб. работа №13 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок» |
14 | 30.05.14 | Лаб. работа №14 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении». |
Календарно-тематическое планирование уроков
«Природа неживая и живая» 5 класс
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Содержание | Оборудование | Наглядные и практические пособия | Д/З |
1 | 02.09 | Изучение природы. Что такое природоведе ние. | Разнообразие природы, воздействие чел. на природу. Метод, наблюдение, эксперимент, измерение | Таблицы с изображением растений, животных, бактерий, грибов, набор тел живой и неживой природы Измерительные приборы, инструменты | Демонстр. тел нежив. и жив. природы, картинки, табл. с изображением тел природы. Демонстрация приборов, измерительных инструментов | Статья на с. 3-5, сообщение о влиянии человека на природу Статья «Как изучают природу» Стр. 7-10 | |
Вселенная (6 ч) |
2 | 06.09 | Вселенная. Звезды на небе. | Звезды, созвездия, Полярная звезда; Большая Медведица, Малая Медведица; яркость звезд. Лаб. работа №1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.» | Таблицы по астрономии | Демонстр. фото, рис., карт, атласов звездного неба. Определение на карте созвездий Северного полушария. | §1, вопросы, наблюдение |
3 | 09.09. | Земля – наш дом. | Лаб. работа №2 «Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.» | Глобус, карта полушарий, атласы. | Демонстр. глобуса, физ. карты полушарий, фото Земли. (ТСО) Презентация «Земля - наш дом» | §2, вопросы | |
4 | 13.09 | Оболочка земли. | Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. | таблица "Биосфера" | Демонстрация табл. «Сферы Земли» (ТСО) Презентация «Структура биосферы» | §3, вопросы | |
5 | 16.09 | Луна – естественный спутник Земли. | Луна – естественный спутник Земли, кратеры, лунный фазы. | Рисунки, фотографии Луны, лунохода | Демонстр. глобуса, рис., фото Луны, лунохода. | §4, вопросы | |
6 | 20.09 | Солнце. Солнечная система. | Солнце – звезда ближайшая к Земле. Солн. система, планеты, кометы, метеоры, метеориты. | Таблицы по астрономии. | Демонстр. табл. «Солнечная система» Наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. | §5, вопросы, повторить §1-4. Наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. | |
7 | 23.09 | проверочная работа по теме Вселенная | |||||
Строение и свойства веществ (11 ч) | |||||||
8 | 27.09 | Тела и вещества. | В-ва, состояния в-в. Тв. в-во, жидкое и газовое. Свойства в-в. | Ножницы, стакан, мяч, комнатные растения | Демонстр. в-в в тв. жидком и газообразном состоянии. Демонстр. опыта «Три состояния воды» | §6, вопросы, | |
9 | 30.10 | Свойства твердых тел, жидкостей и газов. | Св-ва тв. тел, св-ва жидкостей и газов. Лаб. работа №3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел» | Брусок, колбы, воздушный шарик, резиновая лента с делениями, гирька, штатив, пружина, пластилин | Демонстр. упругости и пластичности тел. | §7, вопросы, | |
10 | 4.10 | Вещества и смеси. | Вещества, смеси. | Порошок серы, порошок железа, магнит, стакан | Демонстр. св-в серы и железа в виде в-в и смеси. | §8, | |
11 | 7.10 | Молекулы. Атомы. Элементы. | Молекулы, св-ва молекул; атомы; хим. элементы, хим. знак. | Резиновый мяч, воск, стакан, чайная ложка, соль, кусочки пластилина разных цветов | Демонстр. моделей молекул разных в-в. Демонстр. опытов, рассмотр. в учебнике. | §9, вопросы | |
12 | 11.10 | Движение частиц вещества. | Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях, тв. телах. Скорость движения. | Немного пахучего вещества, полстакана раствора марганцовки | Демонстр. опытов, доказ. диффузию в газах и жидкостях. | § 10, примеры опытов | |
13 | 14.10 | Взаимодействие частиц. | Сила притяжения, условия притяжения. | Стакан, колба, металлическая линейка, резиновый ластик | Демонстр. опытов: взаимодействие между молекулами в жидкостях. | §11,вопросы | |
14 | 18.10 | Разнообразие веществ. | Простые в-ва, сложные в-ва, неорганические в-ва, органические в-ва. Состав клеток чел. тела. | Модели молекул простых и сложных веществ, образцы неорганических и органических веществ | Демонстр. моделей молекул простых и сложных в-в. | §12, вопросы, | |
15 | 21.10 | Явления природы. Физические явления. | Физические явления природы. | Эл. плитка, посуда для кипячения, кусочки льда, порошок серы и железа, пробирка, спиртовка | Демонстр. опытов: физические явления. | §13, вопросы, | |
16 | 25.10 | Химические явления. Горение. Окисление | Горение, его значение. Топливо. Топливо жидкое, твердое и газообразное. Способы тушения горящих в-в. Окисление, медленное окисление, дыхание. | Свечи, стакан, банка, образцы жидкого и твердого топлива Ржавый гвоздь, комнатное растение | Демонстр. опыта: с химические явления, горением трех свечей. Демонстр. жидкого и твердого топлива. Демонстр. тел подверженных медленному окислению (образование ржавчины). (ТСО) Презентация «Физические, химические явления» | §14, вопросы, §15, повторить §6-14 | |
17 | 8.11 | Проверочная работа по теме Строение и свойства веществ | Горение, его значение. Топливо. Топливо жидкое, твердое и газообразное. Способы тушения горящих в-в. Окисление, медленное окисление, дыхание. | Свечи, стакан, банка, образцы жидкого и твердого топлива Ржавый гвоздь, комнатное растение | Демонстр. опыта: с химические явления, горением трех свечей. Демонстр. жидкого и твердого топлива. Демонстр. тел подверженных медленному окислению (образование ржавчины). (ТСО) Презентация «Физические, химические явления» | §14, вопросы, §15, повторить §6-14 | |
18 | 11.11 | Строение и свойства вещества. (обобщ. урок) | а) Строение в-в: молекулы, атомы, элементы; б) Разнообразие в-в: простые, сложные, неорганические и органические; в) Явления природы физические, химические. | Демонстр. моделей строения молекул простых и сложных в-в, демонстр. неорганических и органических в-в. Демонстрация свойств твердых, жидких и газообразных тел. | |||
Воздух – 6 часов | |||||||
19 | 15.11 | Воздух – смесь газов. | Состав воздуха, примеси. Свойства воздуха: сжимаемость, упругость. Использование свойств воздуха человеком. | Спиртовка, таблица Стеклянная чаша, стакан, кусочек сахара, комочек почвы, мяч | Демонстр. схемы «Состав воздуха». Демонстр. опытов, доказывающих св-ва воздуха. | §16 | |
20 | 18.11 | Свойства воздуха | Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон. | Весы, воздушный шарик, песок, газета, рейка | Демонстр. опытов, докозывающих, что воздух имеет вес. Демонстр. опытов, доказывающих, что воздух оказывает давление на предметы со всех сторон. | §17 | |
21 | 22.11 | Вес воздуха и атмосферное давление. | Изменение плотности воздуха с высотой, атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления, барометр. | Барометр, рисунок, изображающий опыт Торичелли | Демонстр. барометра, демонстр. опыта Торричелли. | §18 | |
22 | 25.11 | Изменение давления воздуха с высотой | Изменение температуры воздуха с высотой, снеговая линия, облака, осадки и их виды. | Физические и климатические карты, атласы | §19 Сообщение об осадках | ||
23 | 29.11 | Погода . Типичные признаки погоды. | Погода, признаки погоды своей местности. Предсказание погоды. | Рисунки, фотографии с признаками погоды | §20 | ||
24 | 2.12 | проверочная работа по теме Воздух | |||||
Вода – 4 часа | |||||||
25 | 6.12 | Три состояния воды. | Жидкая вода – плохой проводник тепла. Теплопроводность, св-ва твердой воды, туман, пар. Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при ŧ = 4 С. | Пробирка, кусочек льда, | Демонстр. опыта, доказ., что вода проводник тепла.
| § 21, | |
26 | 9.12 | Тепловое расширение воды. | Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при ŧ = 4 С. | Демонстр. опытов, доказ. тепловое расширение воды. | § 22 | ||
27 | 13.12 | Вода -растворитель. Работа воды в природе. Охрана воды. | Раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые в-ва, растворы в природе; Работа воды в природе. Значение воды и ее охрана. Разрушительная и созидательная работа воды, ветра. | Набор химического оборудования, соль, сода, глина, песок , рисунки | Демонстр. картин с изобр. оврагов, пещер. Демонстр. продуктов выветривания, результатов разрушительной работы воды и ветра. | §23 | |
28 | 16.12 | проверочная работа по теме Вода | |||||
Горные породы (4 ч) | |||||||
29 | 20.12 | Внутренние строение Земли. | Внутренние оболочки Земли; горные породы. Происхождение горных пород, минералы. Лаб.работа №4 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. | Табл. «Внутреннее строение Земли» | Демонстр. схем, рис. внутреннего строения Земли. Демонстр. коллекции горных пород и минералов различных произхождения. ТСО «Горные породы.Минералы" | §24 | |
30 | 23.12 | Разрушение горных пород Полезные ископаемые. Металлы. | Разрушение горных пород под воздействием природных факторов. Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных пород чел. Руда, руды черных метал., руды цветных метал., св-ва метал., нерудные полезные ископаемые Лаб.работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» | Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. | Демонстр. коллекции горных пород и минералов различных произхождения. Демонстр. коллекции полезных ископаемых. | §25, 26 | |
31 | 27.12 | Проверочная работа по теме Горные породы | |||||
32 | 10.01 | Обобщающий урок по теме Горные породы |
| Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. | |||
Почва – 5 часов | |||||||
33 | 13.01 | Образование почв и их разнообразие | Образование почвы, структурная почва, бесструктурная почва; горизонт, кислые почвы. | Коллекция почв | Демонстр. Физ. Карты России, образцов различных почв: черноземной, подзолистой, торфяной, песчаной, глинистой. | §27 | |
34 | 17.01 | Состав и свойства почвы | Вещества, образующие почву, свойства почвы, плодородие почвы | Лаб. оборудование | Демонстр. Опытов по определению состава почв; св-в почв. | §28 | |
35 | 20.01 | Уход за почвой | Обработка почвы | Иллюстрации | влияние на почвы неправильной обработки. | §29 | |
36 | 24.01 | Влияние растений на почву. Разрушение почв. | Связь почвы и растений, эрозия почв, охрана почв | Демонстр. табл. , рис., хар-х ветровую, водную эрозию, | §30, 31 | ||
37 | 27.01 | проверочная работа по теме Почва |
| Коллекция почв | §27-31 | ||
Организмы – 7 часов | |||||||
38 | 31.01 | Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. | Организм, св-ва жив. Организмов. | Рис. с изображением организмов | Демонстр. табл. с изображением растений, грибов, животных своей местности. Демонстр. Опыта пропускание выдыхаемого воздуха через известковую жидкость. | §32 | |
39 | 3.02 | Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. | Среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой природы и живой, экология. | Гербарного материала, муляжи, табл. с изобр. растений и животных леса. | Демонстр. гербарного материала, муляжи, табл. с изобр. растений и животных леса. | §33 | |
40 | 7.02 | Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. | Разнообразие организмов, их приспособленность к условиям среды , относительный хар-р их приспособленности. | Наблюдение за разнообразием жив. организмов в лесу. | §33 | ||
41 | 10.02 | Знакомство с увеличительными приборами. | Лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, клетка. | Лупа, микроскоп, дем.материал, микропрепараты | Демонстр. Лупы, микроскопа. | §34 | |
42 | 14.02 | Клеточное строение организмов. Клетка. | Клетка, оболочка, Цитоплазма, ядро; одноклеточные, многоклеточные, неклеточные организмы; ткань. | Демонстр. Гербарных экземпляров растений, коллекций насекомых, микроприпората клетки под микроскопом. | §35 | ||
43 | 17.02 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | табл. с изобр. грибов, растений, животных. | Демонстр. табл. с изобр. грибов, растений, животных. | §35 | ||
44 | 21.02 | проверочная работа по теме Организмы | а) Организм, его св-ва; б) Среда обитания организмов, факторы среды; в) Строение организмов. | табл. с изобр. грибов, растений, животных. | Демонстр. табл. с изобр. грибов, растений, животных. | ||
Растения – 7 часов | |||||||
45 | 24.02 | Характерные признаки растений. | Общие и отличительные признаки растений; пигменты, хлорофилл, фотосинтез. | Комнатные растения, гербарии | Демонстр. комнатных растений, гербарных образцов растений. | §36 | |
46 | 28.02 | Растения цветковые и нецветковые. | Растения цветковые и нецветковые; цветок – орган растения. «Одомашнивание» дикорастущих растений. | Гербарные образцы дикоратущих растений и культурных растений. | Демонстр. гербарных образцов дикоратущих растений и культурных растений. | §37 | |
47 | 3.03 | Цветковые растения, их органы. | Органы цветкового растения, Функции органов цветкового растения. Лаб.работа №6 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. Определение названия растений с помощью атласа-определителя.» Лаб.работа №7 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.» (в дом.условиях) | Модель цветка яблони | Демонстрация модели цветка | §38 | |
48 | 7.03 | Дикорастущие и культурные растения. | Многообразие дикорастущих растений, места обитания дикорастущих растений, аптекарские огороды, ядовитые растения. | гербарии дикорастущих и лекарственных растений. | Демонстр. гербариев дикорастущих и лекарственных растений. | §39 | |
49 | 14.03 | Охрана растений, растения Красной книги. | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Лаб.работа №8 «Определение названия растений) | гербарий дикорастущих и лекарственных растений. | ТСО «Растения Красной книги» | §40 | |
50 | 17.03 | Культурные растения, условия их жизни. | Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры, их разнообразие. | Образцы: зерновых, технических, плодовых культур или изображение. | Демонстр. образцов: зерновых, технических, плодовых культур или изображение. ТСО «Культур. растения» | §41 | |
51 | 21.03 | Проверочная работа по теме Растения | |||||
грибы – 2 часа | |||||||
52 | 31.04 | Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов. | Коллекция муляжей грибов | Демонстр. белой плесени на продуктах. Демонстр. зеленой плесени. ТСО«Грибы» | §42 | |
53 | 4.04 | Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые | Шляпочные грибы, строение шляпочных грибов. Грибы двойники. Лаб.работа №9 «Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов» | Коллекция муляжей грибов | Демонстр. свежих, консервир. грибов и их муляжей. | §43 | |
Животные – 6 часов | |||||||
54 | 7.04 | Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. | Многообразие животных по способу питания. Клетчатка. | Иллюстрации животных | Демонстр. картинок, рис. животных. | §44 | |
55 | 11.04 | Дикие животные и условия их жизни. | Условия жизни диких животных; животные одноклеточные, многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные. | Карт., рис. с изображением диких животных | Демонстр. карт., рис. с изображением диких животных. | §45 | |
56 | 14.04 | Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. | Значение животных в природе. Значение для человека. | Илл. с изобр. животных | Организация наблюдения за дикими животными в природе. | §46 | |
57 | 18.04 | Животные Красной книги. | Животные Красной книги, меры защиты диких животных. Лаб.работа№10 «Узнавание наиболее распространненых животных своей местности ( в том числе редких, охраняемых, ядовитых видов)с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.» | Илл. с изобр. животных Красной книги | ТСО «животные Красной книги» | §46 Сообщения «Животные Красной книги» | |
58 | 21.04 | Домашние животные, условия их жизни. | Сельскохозяйственные животные, животноводство. | Табл., рис. с изобр. домашних животных. | Демонстр. табл., рис. с изобр. домашних животных. | §47 | |
59 | 25.04 | проверочная работа по теме Животные | |||||
Ваши любимые растения и животные – 3 часа | |||||||
60 | 28.04 | Растения в вашем доме. | Значение комнатных растений. Разнообразие комнатных растений. Экологические группы растений. Уход за комнатными растениями. | комн.растения | Демонстр. различных комнатных растений. Практическая работа №1 «Уход за комнатными растениями» | Рекомендации «Уход за комн.растениями» | |
61 | 5.05 | Животные в вашем доме. | Домашние животные, уход за домашними животными. Породы собак: служебные, декоративные. | Иллюстрации дом. животных | Демонстр. картинок собак различных пород. Демонстр. картинок кошек. | Рекомендации «Уход за дом. животными» | |
62 | 12.05 | Ваш аквариум. | Устройство аквариума. Растительный и животный мир аквариума. | Илл. аквариумных обитателей | Демонстр. аквариума, аквариумных растений и животных. | ||
Природа едина (2ч ) | |||||||
63 | 16.05 | Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. | Пищевые связи – цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое. | рис., табл. с изображением растений и животных для составления простых цепей питания. | Демонстр. рис., табл. с изображением растений и животных для составления простых цепей питания. Практическая работа №2 «Построй невидимую цепь» | §48 Рисунки «Береги природу!» | |
64 | 19.05 | Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. | Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе. | рис. отражающих правила поведения в природе. | Демонстр. рис. отражающих правила поведения в природе. ТСО «Правила поведения в природе» | ||
Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (3 ч) | |||||||
65 | 23.05 | Итоговый контроль за курс природоведения | |||||
66 | 26.05 | Человек и окружающая среда | Лаб.работа №11 «Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.» | §49 | |||
67 | 30.05 | Вредные привычки и их предупреждение | Правила поведения во время грозы, наводнения и т.д. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Лаб. работа №12 «Овладение простейшими способами первой помощи при травмах» Лаб. работа №13 «Овладение простейшими способами первой помощи при растяжении связок» Лаб. работа №14 «Овладение простейшими способами первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении» | Плакаты по правилам поведения в ЧС Табл. об оказании первой помощи | §50, §51 летние задание |
Литература
Для учителя:
- Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой, Н. В Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». - М: Дрофа, 2011.
- Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М: Дрофа, 2011.
- Тимофеева Л. Л. «Уроки природоведения к учеб. В. Н. Пакуловой, Н. В. Ивановой
«Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл.»
Для учащихся:
- Энциклопедия для детей. Т 3. География / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М: Аванта +, 2001.
- Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М: Аванта +, 2001.
- Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001.
- Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М: Дрофа, 2007.
Интернет сайты и ссылки :
- Сайт учителя биологии http://tana.ucoz.ru/
- FLORANIMAL - растения и животные http://www.floranimal.ru/
- Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c18f9c03-c7d3-1f36-55ea-baec59269170/?
- http://vostlit.narod.ru/index.htm-roomplants.virtualave.net/ - справочник комнатных растений
- http://www.9151394.ru/projects/bio/statji/mixcope/index.ahtml про микроскоп
- http://learnbiology.narod.ru/ интересная информация
- http://www.floranimal.ru/lists/p.html все о животных по алфавиту и о растениях От Мышки до слона
- http://www.kozlenkoa.narod.ru/lessons/index.htm медиа-уроки
- www.canislupus.ru/ - сайт о волках
- http://www.audit-moscow.ru/great.html великие мудрости жизни
- http://evolution.powernet.ru/history/ История развития на Земле
- http://www.sci.aha.ru/ALL/e3.htm продолжительность жизни животных
- http://www.rcio.rsu.ru/webp/works/works.htm#12 работы скачать
- http://tambov.fio.ru/vjpusk/vjp043/rabot/31/karta.html открытые уроки
- http://www.udel.edu/Biology/ketcham/microscope/ микроскоп
- http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000335/0001825G.htm фотосинтез
- http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000335/0001827G.htm схема фотосинтеза\
- http://livingthings.narod.ru/ энциклопедия птицы
- http://whozoo.org/slideshow/NAanimalindex.html - огромный портал по биологии на английском языке с красивыми картинками
- http://luzhok.ru/encyclop/garden/annual/ - Энциклопедия растений
- http://roomplants.virtualave.net/ - справочник комнатных растений
- http://www.allbest.ru/biolog.htm - ссылки по биологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...