Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека.
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Кутнеева Елена Николаевна

Урок изучения нового материала с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidrosfera_i_ee_esteticheskoe_vozdeys.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Открытый урок.

5 класс.(учитель Кутнеева Е.Н)

Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цели урока: 1. Дать понятия «гидросфера», «гидрология».

                       2. Показать распределение воды на планете.

     3. Дополнить представления детей о роли воды для человека, об использовании воды человеком.

                       4. Формировать знания об экологической целостности природы.

                       5. Формировать товарищескую взаимопомощь, дружбу, дисциплинированность.

                       6. Продолжить работу над выработкой умений самостоятельной работы учащихся с различными информационными источниками.

                       7. Развивать познавательный интерес, кругозор учащихся, логическое мышление, творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, воображения, восприятия, памяти, наблюдательности.

                       8. Раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся.

                       9. Воспитывать чувство любви к природе, желание охранять ее, экономно расходовать.

                       10. Прививать любовь и интерес к искусству; развивать стремление к познанию действительности посредством искусства.

                       11. Познакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства, музыки, поэзии.

Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной презентацией.

Учебно-наглядный комплекс:

физическая карта полушарий; глобус; картосхемы «Континентальное и океаническое полушария земли» и «Состав гидросферы»; красочно оформленный «Словарь гидролога»; таблички для ролевой игры «Кто на планете главный?»; выставка репродукций картин из собраний Государственной Третьяковской галереи на водную тему; выставка рисунков по теме урока . «Карта звездного неба 5 класса»; звездочки (красная, голубая, желтая на каждого ученика); видеомагнитофон; телевизор; видеофильм «Релаксация с музыкой и природой»; музыкальные фрагменты по теме: музыка для релаксации «Наедине с дождем», «Грозы таинственные звуки», «Дыхание моря», Ванесса Мэй «Шторм», Виктор Зинчук «Брошенный под дождем», Георгий Свиридов «Метель»; высказывания великих людей о воде, пословицы и поговорки; рисунки учащихся на тему «Вода»; портреты ученых. Мультимедийное оборудование (проектор и доска) для презентации по теме урока.

   

Формы проведения урока:

  беседа – проверка знаний учащихся о воде, ее роли в жизни Земли и состоянии, в котором она находится; знакомство с новыми понятиями и терминами; работа со схемами «Континентальное и океаническое полушария земли» и «Состав гидросферы»; ролевые игры; творческие задания; эксперимент; художественно – литературно - музыкальное воздействие на учащихся.

Термины и понятия: гидросфера, гидрология, эстетика.

Имена: В.И. Вернадский, Ю.М. Шокальский.

Дополнительная литература:

«Большая энциклопедия живой природы»; Г.И. Пивоварова «За страницами учебника географии»; журналы «География в школе» №3 2002 год, №6 1997 год, №7 1998 год, №2 1999 год, №3 1998 год; И.Д. Агеева «Веселая география на уроках и праздниках»; Н.А. Касаткина «Природоведение (стихи, викторины, кроссворды)»; О.В. Крылова «Интересный урок географии»; А.Х. Ахмалишева «Естествознание в таблицах и схемах»; Л.В. Дорогань «Экология для пятиклассников».

Высказывания великих:

«Цивилизация – это диалог между человеком и водой»

Индира Ганди

«Вода – краса всей природы!»

С.Т. Аксаков

«Огромный океан неведомого окружает нас. И, чем   больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа»

В.А. Обручев

«Море – это бездна проблем, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок»

Жак Пикар

«Изведав мучение жажды, я попробовал вырыть колодец, чтобы из него черпали воду и другие»

Э. Сетон – Томпсон

Послов                Пословицы и поговорки:

«Вода – мать полей, а без матери не проживешь»

(Китайская пословица)

«Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец»

(Английская пословица)

«Океан не пренебрегает и малыми речками»

(Японская пословица)

 

Ход урока

Учитель.  Ребята, наш сегодняшний урок будет немножко необычным.

 И мне очень хочется, чтобы вы показали себя на нем необычайно умными, наблюдательными, внимательными, талантливыми, дружными, дисциплинированными и воспитанными людьми.

А воспитанный человек, как вы понимаете, никогда не станет перебивать, выкрикивать, высмеивать неудачи товарища, а всегда способен поддержать друга.

Итак, успокоились, и я предлагаю послушать стихотворение

С. И. Кирсанова «Земной шар», которое прочтет  (ученица читает стихотворение на фоне музыки).

Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!

Солнце в жарких руках, наклонясь, как гончар,

Варит влажную глину, с любовью лепя,

Округляя, лаская, рождая тебя.

Керамической печью космических бурь

Обжигает бока и наводит глазурь,

Наливает в тебя голубые моря,

И где надо – закат, и где надо – заря.

И когда ты отделан и весь обожжен,

Солнце чудо свое омывает дождем.

И отходит на воздух и за облака

Посмотреть на творенье издалека.

Ни отнять, ни прибавить – такая краса!

До чего ж этот шар гончару удался!

Он, руками лучей сквозь туманы светя,

Дарит нам свое чудо: бери, мол, дитя!

Дорожи, не разбей: на гончарном кругу

Я удачи такой повторить не смогу!

Учитель.  Ребята, мы продолжаем изучать оболочки нашей родной планеты Земля!

                  Совсем недавно мы познакомились с твердой или каменной оболочкой         Земли, которая называлась…(ответы учащихся) литосфера.

                     А на сегодняшнем уроке мы приступим к изучению оболочки, название которой вы, я надеюсь, узнаете, просмотрев видеофрагменты (учитель демонстрирует видеофрагменты фильма «Релаксация с музыкой и природой»).

? Вопрос к учащимся: О какой оболочке пойдет речь на сегодняшнем уроке?

! Ожидаемый ответ учащихся:  ГИДРОСФЕРА.

? Вопрос к учащимся: А как вы думаете, ребята, можно ли за один урок изучить всю гидросферу? (Ответы учащихся).

Учитель.  Конечно же, за один урок мы не сможем познакомиться со всеми гранями этой удивительно интересной оболочки. 

                  Давайте откроем стр.239, найдем в оглавлении главу III, которая называется «Гидросфера» и выясним, в течение скольких уроков мы будем изучать данную главу и о чем узнаем на этих уроках.

                  (Дети по очереди читают названия параграфов).

                  Да, ребята, гидросфере в нашем учебнике посвящен 21 параграф, а тема нашего первого урока звучит так:

«Что такое гидросфера.

Эстетическое воздействие гидросферы на человека»

     В толковом словаре слово «эстетика» обозначает «красота, художественность чего-либо», а «эстетический», связанный с созданием и восприятием прекрасного.

                     Давайте запишем тему урока в тетради.

                 (Дети записывают тему урока. Звучит музыка для релаксации)

 

Учитель (постановка целей и задач урока).  О воде вы уже знаете много, но на сегодняшнем уроке я постараюсь расширить ваши представления о распределении воды на планете, о роли воды для человека, о ее значении в природе и эстетическом воздействии на человека.

Рассказ учителя. Вода окружает нас повсюду. Она в воздухе: пар, облака, туман, дождь, снег. Она в почве. Она на земле и под землей. Вода содержится во всех живых организмах. Жизнь на Земле зародилась именно в воде. Наличие воды – это космическая особенность только нашей планеты Земля, ни на одной другой планете водоемов не обнаружено. Вода – это чудо нашей планеты.

                  «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете» – так об этом удивительном веществе говорил Антуан де Сент-Экзюпери.

                  И эти слова я взяла эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

                  Вода – единственный на Земле минерал, который находится в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном – и легко переходит из одного состояния в другое. Вода – удивительный минерал еще потому, что она незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал.

                 

                  Все воды Земли образуют единую водную оболочку, имя которой ГИДРОСФЕРА.

                   А науку, изучающую воды Земли, называют ГИДРОЛОГИЕЙ.

                   (Учитель вывешивает оба понятия на доску, разбирает состав слов и значение).

? Вопрос к учащимся: Как вы думаете, ребята, а кто такие гидрологи?

                                         (Ответы учащихся)

Учитель (показывая красочно оформленный «Словарь Гидролога»)

                 Начиная с сегодняшнего урока и на протяжении всех последующих по теме «Гидросфера», мы будем с вами вести «Словарь Гидролога» в ваших рабочих тетрадях. В него мы будем вносить все новые термины и понятия, давать им определения, а потом их заучивать и запоминать.

                  Итак, давайте выпишем в ваши словарики следующие понятия:

                  ГИДРОСФЕРА – водная оболочка Земли.

                  ГИДРОЛОГИЯ – наука, изучающая воды Земли.

                  ГИДРОЛОГ – (определение записать дома самостоятельно).

 Учитель (показывая на глобус и карту полушарий, демонстрируя космические снимки)

                  Посмотрите на глобус и карту полушарий. Большая часть поверхности    нашей планеты покрыта водной оболочкой – гидросферой. На космических снимках нашей планеты тоже преобладает голубой цвет. Может, правильнее было бы назвать нашу планету Вода, а не Земля? Обратимся за разъяснением к специалисту-гидрологу.

                  Уважаемый гидролог, учащиеся нашей школы обратились к Вам с вопросом. С Вашего позволения, я его озвучу:

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего 1/3,

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться Вода?    

(Выступление специалиста-гидролога)

Специалист-гидролог. Рассматривая глобус или карту континентального и океанического полушарий Земли (показывает), нетрудно заметить, что большую часть поверхности нашей планеты занимают океаны и моря, образующие непрерывную водную оболочку, которую знаменитый русский географ и океанограф Юлий Михайлович Шокальский назвал Мировым океаном. Поэтому иногда говорят, что нашу планету правильнее было бы назвать не Землей, а Океаном. Может быть, это действительно так? Не будем спорить и гадать, а обратимся к расчетам.

                               (Озвучивает и записывает расчеты на доске) при огромной площади Мирового океана, занимающей 70,8% всей поверхности Земли (361 млн. км ), объем его вод (1370 млн. км ) составляет лишь 1/800 объема Земли. Масса вод Мирового океана составляет около 96, 5% всей массы гидросферы. Масса же всей гидросферы – это всего лишь 1/4000 доля массы всей Земли.

                                          Итак, данное нашей планете название справедливо!

Расчеты на доске:      Sм.о. = 71% = 361 млн. км

                                       Vм.о. = 1/800 Vз.

                                       т м.о. = 96,5% т г.

                                        т г. =1/4000 т з.

                                       

Учитель. Вода создает «внешность» планеты. Но воды Земли сосредоточены не только в Мировом океане.

? Вопрос к учащимся: Где еще находится вода в природе?

! Ожидаемые ответы учащихся:  в реках, озерах, ледниках, прудах, водохранилищах, подземных водах и т.д.

Учитель. Все это составные части гидросферы, которые мы отразим на схеме.

                  Я рисую на доске, а вы в тетрадях.

ГИДРОСФЕРА

     

                                       Мировой             Воды             Вода в

                                         Океан                суши           атмосфере

                                      98%                                2%

                                       соленая                          пресная  

         

Учитель. А сейчас мы выполним задание-игру «Вода и ее родственники».

                 Я буду читать стихотворение, а вы должны выписать в тетрадь через запятую слова, которые входят в состав гидросферы.

                 (Учитель читает стихотворение, а ученики выписывают слова: моря, снега лавины, вода, лед, облака, океаны…)

О простом и сложном, об истинном и ложном,

 о камне и пушинке, о ракете и травинке.

Моря и пустыни. Земля и Луна.

Свет Солнца и снега лавины…

Природа сложна, но Природа одна.

Законы Природы – едины.

Но камень в воде не плывет как бревно,

И камнем бревно не уходит на дно.

В чем сущность явлений?..

Что? Почему? Зачем? И где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот первый раз огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно под солнцем проросло.

(Зачем растению тепло?)

Дым легкий, а скала тверда.

Что значит «лед», а что «вода»?..

Что все это роднит: облака и гранит,

Человека, и звезды, и птиц?..

Сложен мир.

Сложен мир из мельчайших частиц.

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла Водорода,

Прибавила атом один Кислорода,

И получилась частица Воды.

Море воды, Океаны и Льды…

Стал Кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал Кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения.

Жизнь появилась: дыханье, горенье…

Первые птицы и первые звери.

Первые люди, что жили в пещере…

Прошу мне ответить без всякой заминки:

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажете сразу: ракета сложнее.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

Е. Ефимовский

Учитель. А теперь я предлагаю вам ролевую игру «Кто на планете главный?».

                  К доске выйдут 5 человек, которые будут представлять части природы

                 (в соответствии с этим ученики получают карточки «воздух», «вода», «почва», «растения», «животные». 1.Учитель предлагает детям выстроиться в одну линию так, чтобы первое место занял тот ученик, который изображает самую важную «часть природы». Так как на этот вопрос нет однозначного ответа, то на первое место может встать любой из учеников /все обсуждается/

                 2. Игру можно видоизменить, исключив из цепочки какую-нибудь «часть природы» и, проанализировав последствия таких событий на планете.)В выполнение задания включаются все ученики, распределяясь по «частям природы», которые они считают главными.

                   ***Совсем недавно многие из вас посмотрели по телевидению документальный фильм «Тайны воды». Мы уже обсуждали с вами содержание этого фильма. Но мне бы сейчас еще раз хотелось, чтобы вы ответили на мой вопрос. Какова же одна из главных мыслей фильма?

Ответы учащихся.

                   Вывод: вода обладает памятью. Человек с положительными эмоциями: заботы, любви, нежности - повышает энергетику воды, а зависть, злость, стресс вода принимает на себя и становится «мертвой».

                  ***Проведем небольшой «эксперимент»: на нашем столе стоит графин с водой, который в течение всего нашего урока будет заряжаться нашими положительными эмоциями. А в конце урока мы отведаем этой «живительной влаги».

Учитель. Вода не только необходима человеку для самой жизни. В ней   заключается еще и сила эстетического воздействия на человека.

                  У нас здесь присутствуют литераторы, им слово.

Выступление литераторов.

1 ученик: Вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Так А.С. Пушкин писал: …Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи,

Храни меня, мой талисман.

2 ученик: В стихотворении «К морю» А.С. Пушкина есть такие строки:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

                  Русский поэт В.А. Жуковский писал:

…Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей…

1 ученик: Поэт  пушкинской эпохи А.И. Полежаев так написал о море:

Я видел море, я измерил

Очами жадными его;

Я силы духа моего

Перед лицом его поверил…

Кто, не разгаданный в веках,

Заметил первый блеск лазури,

Войну громов и ярость бури

В твоих младенческих волнах?..

Что ты? Откуда? Из чего?

Игра случайная природы

Или орудие свободы,

Воззвавшей все из ничего?

3 ученик: Особенно много стихов поэты посвящали рекам и озерам, на берегах  которых им довелось побывать. М.Ю. Лермонтов в 1839 г. написал:

Терек воет, дик и злобен

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

                  Еще раньше, в 1829 г., о Тереке писал А.С. Пушкин:

Меж горных рек несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал…

Оба поэта дают точные характеристики горной реки. Совсем по-иному описывают равнинные реки. Например, С. Есенин писал:

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны…

                  О великой русской реке Волге сложено немало песен и стихов

 О, Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке…-

   писал Н.А. Некрасов в 1860 г.

Учитель. Давайте откроем стр. 100 учебника и прочтем последний абзац параграфа        33 (дети читают вслух, после чего учитель демонстрирует портрет В.И. Вернадского).

                  Обратите внимание на эти высказывания знаменитых людей и пословицы, сложенные разными народами, о воде. Давайте их прочтем.                

                ***(Пословицы и высказывания вывешены на стене у доски. Дети читают их вслух, а затем наиболее понравившуюся выписывают в тетрадь).

Учитель. А теперь послушаем искусствоведа в области музыки.

Ученица: Вода – источник вдохновения для музыкантов. Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека.

                  Воздействие вод некоторые люди воспринимают даже как музыку, чувствуют их ритмы. Е. Симонов так описывает озеро Селигер: «На озере чудесница природа с присущим ей одной, почти композиторским чувством меры и ритма сумела создать редкостное сочетание воды, леса, песка, травы, солнца». Н. Ладейщиков пишет о Байкале: «Байкалу свойственен спокойный, величавый ритм…»

                  Многих музыкантов вода вдохновила на написание ярких музыкальных произведений. Я предлагаю вам прослушать фрагмент произведения «Шторм» знаменитой скрипачки Ванессы Мей (звучит фрагмент произведения).

                  А сейчас вы прослушаете фрагмент произведения «Брошенный под дождем» в исполнении известного гитариста Виктора Зинчука (звучит фрагмент произведения).

                  Эти произведения очень разные по звучанию, но очень хорошо передающие воздействие водной стихии на музыканта.

Учитель. ***А сейчас я предлагаю всем прослушать еще одно музыкальное произведение. Это «Вальс» из оперы Георгия Свиридова «Метель». Но прежде все закройте глаза и, слушая музыку, попробуйте мысленно нарисовать картину на тему «Вода». По окончании мелодии мы обсудим ваши «шедевры» (звучит фрагмент произведения).

Обсуждение.

Учитель. Настало время послушать искусствоведа в области живописи.

Ученица (рассказывает на фоне красивой музыки): Вода - источник вдохновения для художников. Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Выдающийся русский живописец, крупнейший мастер морского пейзажа Иван Константинович Айвазовский все свое творчество посвятил водной стихии. Сами названия его картин говорят за себя: «Облака над морем», «Штиль», «Буря на Черном море», «Тихое море», «Прибой у крымских берегов», «Ледяные горы», «Морской берег» и знаменитый «Девятый вал».

                      Перед вами выставка репродукций из собраний Государственной Третьяковской Галереи знаменитых художников на водную тему (показывает, называет).

                   

                      Да, цвет вод – это огромная палитра красок, которая пробуждает в нас самые разнообразные чувства.

                       И закончить свое выступление мне хотелось бы словами русского писателя Аксакова, автора сказки «Аленький цветочек», который однажды сказал: «Вода – краса всей природы».

Учитель. ***Продолжая тему «Вода и живопись», я прошу всем дома выполнить творческое задание – рисунок на тему «Вода», по впечатлению от увиденного и услышанного на уроке (посмотрите, как это задание выполняли до вас. Учитель показывает на вывешенные заранее рисунки учеников других классов).

                     

Ученица (рассказывает на фоне демонстрации картин природы и музыки для релаксации): Люди испытывают разнообразные, в основном приятные, чувства, соприкасаясь с водой. Любят купаться, плескаться, касаться воды, свесить ноги с мостков и поболтать ими в воде. Все, кто плыл на лодке, бессознательно тут же опускают за борт руку, чтобы почувствовать прикосновение воды.

                        Воды гидросферы действуют и на подсознание человека. Вспоминая особо живописный водоем, люди невольно испытывают сладкую тоску по чистым и холодным его просторам, желание вернуться, увидеть его еще раз. В водах есть какая-то притягательная сила: тысячи людей едут, идут к ним, чтобы полюбоваться истинной, самобытной красотой.

                         Воды гидросферы имеют и воспитательное значение. Оставаясь один на один с водной стихией, человек учится мужеству, стойкости, готовности оказать помощь ближнему.

Учитель. Подвести итог урока мне хочется словами выдающегося политического деятеля Индии Индира Ганди, которая сказала «Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.

                   *** Благодарю всех за работу, а теперь давайте послушаем стихотворение, которое прочтет Ефименко Татьяна:

Вода – чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

Картины нашей жизни красит

В своих трех важных ипостасях.

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется.

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой.

То обретает легкость пара:

Была – и вдруг ее не стало.

Великий труженик водица,

Ну, как же ей не восхититься!

Она плывет к нам облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает, и наносит,

И так заботы нашей просит.

Учитель. Вот мы и перевернули одну из страниц большой книги под названием «Гидросфера». Я благодарю всех за работу. И, традиционно предлагаю вам оценить, на сколько вы усвоили материал сегодняшнего урока на ***«Карте звездного неба 5 класса» (голубые звезды – «5» отлично; оранжевые, желтые –«4» хорошо и красные – «3» удовлетворительно).

                     Спасибо всем за работу!

                      ***А теперь я предлагаю всем отведать нашей заряженной положительными эмоциями водичкой (все дети выпивают по полстакана водички).

                    Желаю всем вам доброго здоровья!

                     Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

«Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека. Обобщение темы «Гидросфера».»

Задачи: «Обобщить знания уч-ся о водах Земли, закрепить знания и умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и други...

Интегрированный урок на тему "Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека"

Обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидрос...

Как музыка воздействует на человека

Урок -углубление в тему "Преобразующая сила музыки" был дан в рамках конкурса "Учитель года 2013"...

Пластика пианистических движений как фактор эстетического воздействия на учащихся.

Задача данной работы - рассмотреть значение пластической стороны исполнения и ее роль в эстетическом воздействии на учащихся....

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...