Интегрированный урок на тему "Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_6_klasse.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 6 классе
на тему «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».
Цели урока: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся.
Оборудование: физическая карта мира, репродукции с изображением разных частей гидросферы (морей, океанов, рек и т.д.), выставка книг о гидросфере.
Эпиграф к уроку (на доске): «Вода – краса всей природы» ( С.Т. Аксаков )
Ход урока.
Учитель: « Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете». Антуан де Сент- Экзюпери.
Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Однако до 18 века ученые не знали состава воды, считали ее простым веществом. В конце 18 столетия французским ученым Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать ее химическим путем из водорода и кислорода. И с этого времени стало известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В географии пользуется термином «гидросфера».
Гидросферу изучаем,
На вопросы отвечаем.
Вода – минерал, вода – аш два о,
Вода во Вселенной превыше всего.
Позвольте вас спросить тогда:
В каких состояниях бывает вода?
Ответ учащихся (В жидком, твердом, газообразном).
Учитель: Вода в гидросфере подвижна-
То жидкость она, то лед.
Может в пар она превратиться,
Или в глубины земли просочиться.
Так что же такое круговорот?
Ответ учащихся (Мировой круговорот воды – это непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу и с суши в Океан)
Учитель: Вот как об этом писал С.Щипачев:
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном.
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
Учитель: Знаете вы четыре океана,
Я прошу их так расположить:
Начать надо с великана,
А самым маленьким завершить.
Ответ учащихся (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
Учитель: Вода не только необходима человеку для жизни. В ней заключается еще и сила эстетического воздействия на человека. Во все века и у всех народов вода являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Так, А.С.Пушкин писал:
…Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи.
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Они изображают на своих полотнах морскую стихию. (Демонстрация репродукций)
Учитель: Моря есть разные на свете,
Я хочу спросить о цвете,
Кто в них краски растирал,
Морям названия давал?
Ответы учащихся (Красное, Белое, Черное, Желтое).
Учитель: В стихотворении « К морю» А.С. Пушкина есть такие строки:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго помнить буду
Твой гул в вечерние часы.
Учитель: Сколько известных имен на карте:
Пролив Дрейка, и Берингов есть,
Море Лаптевых, море Баффина
Продолжите список. Он ведь не весь?
Ответы учащихся ( Берингово море, Баренцево море, Магелланов пролив и т.д.)
Учитель: Поэт пушкинской эпохи А.И. Полежаев так писал о море:
Я видел море, я измерил
Очами жадными его;
Я в силы духа моего
Перед лицом его поверил…
Кто, не разгаданный в веках,
Заметил первый блеск лазури,
Войну громов и ярость бури
В твоих младенческих волнах?...
Что ты? Откуда? Из чего?
Игра случайная природы
Или орудие свободы,
Воззвавшей все из ничего?
Учитель: Соленость разную имеет вода,
Постоянной она остается у дна.
А там, где в океан впадает река,
Почему соленость меньше всегда?
Ответы учащихся ( Реки несут пресные воды).
Учитель: Угадайте, об истоке какой реки идет речь?
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река!
Ответы учащихся ( О Волге)
Учитель: О великой русской реке Волге сложено немало песен и стихов. Вот что писал о ней Н.А. Некрасов:
О, Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…
Особенно много стихов поэты посвящали рекам и озерам, на берегах которых им довелось побывать. М.Ю.Лермонтов в 1839 году писал:
Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи, разбегаясь
Он лукавый принял вид,
И приветливо ласкаясь
Морю Каспию журчит.
С.Есенин проникновенно писал об озере:
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льет благодать…
Или еще:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари…
А вот строчки А.И.Полежаева:
Под надежной охраной лесов,
Под защитой гранитных хребтов
Мерно бьется о выступы скал
Сердце нашей Сибири – Байкал.
Байкал – жемчужина Сибири.
Он уникален, наш Байкал.
К нему, красивейшему в мире,
Стремятся все: и стар, и мал.
Чисты, прозрачны его воды,
По глубине им равных нет.
Такой вот памятник природа
Произвела на белый свет.
И триста речек шумных, быстрых,
Порожистых и озорных,
Несут потоки вод неистовых,
С уступов, падая, крутых.
Но лишь одна имеет право
На расточительство добра –
Берет начало из Байкала
Стремительная Ангара.
Учитель: Морская вода горька, солона.
Ею напиться нельзя никогда.
В детстве мучит всех вопрос:
А кто же соль в моря принес?
Ответы учащихся (из разломов земной коры, вулканы)
Учитель: Как движется вода в океане:
Приливы, течения, волны, цунами?
Ответить вы сейчас должны –
Как образуются они?
Ответы учащихся
Учитель: Вот что писал И.А Бунин о приливах:
В кипящей пене валуны
Волна, блистая заходила
Ее уж тянет, тянет сила,
Всходящей за морем луны.
В Мурманск, где не замерзает океан,
Ведет корабль наш капитан.
Мурманск на севере, Архангельск южнее,
Но в Мурманске почему то теплее?
Ответы учащихся ( Теплое Северо-Атлантическое течение)
Учитель: В книге рекордов Гиннеса
Рекорды морские есть:
Самое большое море – Филиппинское,
Других морских аномалий не счесть.
Давайте мы с вами рекорды побьем
И самое…самое…сейчас назовем.
Ответы учащихся ( самое большое озеро-Каспийское, самое глубокое озеро – Байкал, самое соленое море –Мертвое ,самый высокий вдп.- Анхель, самая длинная река – Нил, самое мощное теплое течение – Гольфстрим, самая многоводная река – Амазонка и т.д.)
Учитель: Многие прозаики посвящают водам свои произведения, описывают те разнообразные чувства, которые воды в них вызывают. Космонавты, наблюдая нашу планету из космоса, видят ее голубой и прекрасной.
Люди воду считают живительной влагой, приписывают ей удивительный вкус, называют ее освежающей, прохладной, целительной. Мы испытываем разнообразные, в основном приятные чувства, соприкасаясь с водой. Любим купаться, плескаться, касаться воды. Все, кто плыл на лодке, бессознательно тут же опускают за борт руку, чтобы почувствовать прикосновение воды.
Воды гидросферы действуют и на подсознание человека. Вспоминая особо живописный водоем, люди невольно испытывают сладкую тоску по чистым и холодным его просторам, желание вернуться, увидеть его еще раз. В водах есть какая-то притягательная сила: тысячи людей едут, идут к ним, чтобы полюбоваться истинной, самобытной красотой.
Воды гидросферы имеют и воспитательное значение. Оставаясь один на один с водной стихией, человек учится мужеству, стойкости, готовности оказать помощь ближнему. Значение гидросферы в жизни человека огромно. Мировой океан – это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы, биоресурсы, полезные ископаемые, аккумулятор энергии, главный ассенизатор планеты и др. Воды гидросферы всегда были и остаются местом, рядом с которым селится большая часть населения. Воду не зря называют матерью урожая. Народная поговорка гласит: «Была бы водица, а зелень зародится». Водные берега – это любимые места отдыха и туризма. Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.
Инсценирование сказки «Золотая рыбка»
Автор: Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу. Раз закинул он в море невод, пришел невод с пластиковой бутылкой. Другой раз закинул он невод, пришел невод с рваным ботинком. Третий раз закинул он невод. Пришел невод с золотою рыбкой. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Не отпускай ты, старче, меня в море. Лучше пусти в аквариум с чистой водою…»
Грустная сказка.
Учитель: Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна,
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж былых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
Дополнительные задания.
Карточка №1
Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с оставшимся мусором?
а) выбросите в реку;
б) оставите на берегу;
в) поступите как-то иначе.
Карточка №2
После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать – пусть природа сама разберется;
б) наловлю и сварю уху;
в) наловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
Карточка №3
Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, заросшим лесом, что вы сделаете:
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии и около 300м. от воды, но без красивого вида на речку.
в) поступите как-то иначе.
Карточка №4
На какой лодке вы предпочтете кататься на малой реке – на моторной или весельной?
Учитель: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку, любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека. Обобщение темы «Гидросфера».»
Задачи: «Обобщить знания уч-ся о водах Земли, закрепить знания и умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и други...
Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"
Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...
Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека.
Урок изучения нового материала с презентацией....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ: "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека."
В данной разработке представлен конспект урока, который проводится совместно учителями физики и биологии. Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка. Учащиеся заранее готовя...
Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...
Разработка урока по ОБЖ Стресс и его воздействие на человека
Разработка урока по ОБЖ 7 класс...