программа по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Программа по природоведению для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_5_kl_prirodovedenie.docx | 57.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по природоведению рассчитана на изучение предмета в 5 классе на базовом уровне и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12, ст.28);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства Образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 с изменениями от 31.01.2012 №69);
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312;
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.10 №189;
- Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области (приказ МО Ростовской области от 25.04.2013 №296);
- Учебного плана МБОУ Мечетинской средней общеобразовательной школы (приказ от 30.05.2013 г № 204);
- Годового календарного учебного графика МБОУ Мечетинской СОШ (приказ от 31.05.2013 №205);
8. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Естествознание. Природоведение 5 класс. Авт. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М.: Дрофа, 2010.
Согласно годовому календарному графику на изучение природоведения в 5 классе отведено 70 часов в год (2 часа в неделю), а по расписанию уроков МБОУ Мечетинской СОШ в 2013-2014 учебном году фактическое количество часов составит 69 часов.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, учету природных объектов,
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Методические аспекты преподавания курса природоведения
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
Номенклатура
Острова и полуострова:
Курильские, Японские, Филиппинские, Новая Зеландия острова, Сахалин, Гренландия, Мадагаскар, Исландия, Шри – Ланка, полуостров Камчатка, Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Аляска.
Вулканы: Ключевская сопка, Везувий и Кракатау,
Материки: Евразия, Северная и Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия.
Части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия Океания, Антарктида.
Горы и вершины: Гималаи – Джомолунгма, Килиманджаро, Анды – Аконкагуа, Кордильеры – Мак – Кинли, Водораздельный хребет - Косцюшко.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практические работы | Проверочные работы |
1. | Тема 1. Изучение природы | 6 | 1 | 1 |
2. | Тема 2. Вселенная | 11 | 1 | |
3. | Тема 3. Земля | 23 | 5 | 1 |
4. | Тема 4. Жизнь на Земле | 13 | 1 | 1 |
5. | Тема 5. Человек на Земле | 9 | 2 | 1 |
6. | Тема 6. Здоровье человека и безопасность жизни. | 6 | 1 | |
Резерв времени | 1 | |||
Итого: | 69 | 9 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела, урока. | Кол-во час | Дата проведе ния | Практичес кие работы | Требования к уровню подготовки | Использо вание ИКТ, оборудова ние | Формы конт роля | ||
Знать, понимать | Уметь | ||||||||
по плану | фактически | ||||||||
ТЕМА. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ - 6 часов | |||||||||
1. | Введение | 1 | 04.09 | ||||||
2. | Науки о природе | 1 | 05.09 | Практикум «Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам» | естественные науки (перечис лять и кратко характеризовать) семью биологи ческих наук и их характеристику. | выполнять несло жные наблюдения и практические работы, фиксиро вать их резуль таты в тетрадь пользоваться простейшим ла бораторным обо рудованием и из мерительными приборами; текстом учебника и дополнительной литературой. | |||
3. | Методы изучения природы | 1 | 11.09 | Практич. раб. №1 «Измерения» (измерение длины, температуры, массы, времени) | методы изучения природы; роль наблюдений при изучении приро ды, их использо вание в практи ческой деятель ности; суть спо собов изучения природы: экспе римента и изме рения; увеличительные и измерительные приборы, лабо раторное обору дование, испо льзуемое в практической | пользоваться све товым микроско пом, лупой; работать со спир товкой; знать правила работы с весами, колбами, штативами и дру гим лаборатор ным оборудова нием | Микроскоп, линейка, тер мометр, лупа, секундомер | ||
4. | Оборудование для научных исследований. | 1 | 12.09 | ||||||
5. | Великие естествоиспытатели | 1 | 18.09 | деятельности человека | м/м приложе ние к учебнику | ||||
6. | Обобщение по теме: «Изучение природы» | 1 | 19.09 | Тренировочные задания в рабочей тетради | |||||
ТЕМА: ВСЕЛЕННАЯ – 11 часов | |||||||||
7. | Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. | 1 | 25.09 | современное оп ределение Все ленной; как пред ставляли себе Вселенную древние индий цы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | самостоятельно работать с учебни ком; составлять рассказы, сообще ния, небольшие рефераты природо ведческого содер жания, используя материал учеб ника и дополни тельную литера туру. | ||||
8. | Взгляды на Вселенную в раннем средневековье | 1 | 26.09 | вклад в науку Аристотеля и Птолемея; особенности мо дели Вселенной, созданной поль ским астроно мом Н. Копер ником. | сравнивать моде ли Вселенной по Аристотелю и Птолемею; | ||||
9. | Роль Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника | 1 | 02.10 | заслуги Дж. Бруно в разви тии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселен ной, внесенный Г. Галилеем; современные представления о строении Вселен ной. | излагать материал составленных рас сказов, сообще ний, рефератов; самостоятельно работать с учеб ником как источ ником знаний и извлекать из него нужную информа цию; | ||||
10. | Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. | 1 | 03.10 | состав Солнеч ной системы; планеты земной группы и их характеристики. | совершать логии ческие операции; сравнивать, анали зировать, делать выводы | таблица | |||
11. | Планеты - гиганты | 1 | 09.10 | планеты – гиган ты и их харак-ки | презентация | ||||
12. | Плутон. Спутники планет. | 1 | 10.10 | самую малень кую планету Сол нечной системы – Плутон. Спутник Земли –Луну и ее харак-ку спутники дру гих планет Сол нечной системы | работать самос тоятельно с текс том учебника, из влекать из него необходимую ин формацию; совершать логи ческие операции; абстрагировать, сравнивать, обоб | ||||
13. | Астероиды. Кометы | 1 | 16.10 | что астероиды и кометы – небес ные тела, входя щие в состав Солнечной сис темы их харак-ка | щать, логически мыслить, анализи ровать, | презентация | |||
14. | Метеоры. Метеориты | 1 | 17.10 | что представля ют собой метео ры и метеориты. | |||||
15. | Солнце – ближайшая к нам звезда | 1 | 23.10 | что такое звезда; каковы размеры и природа Сол нца как центра Солнечной сис темы и ближай шей к нам звез ды. | |||||
16. | Звезды. Многообразие звёзд .Созвездия. | 1 | 24.10 | Практич. раб № 2 «Наблюдение за звездным небом, нахождение созвездий Северного полушария» | что звезды –ги гантские пылаю щие шары, нахо дящиеся на оче нь больших рас стояниях от на шей планеты, многообразие звезд и их хар-ки что представля ют собой созвез дия. | находить на звезд ном небе и звезд ной карте созвез дия Большой и Малой Медведи цы, Дракона, Це заря, Кассиопеи; самостоятельно работать с текс том. Находить на ночном небе Млечный путь; | Карта звездного неба | ||
17. | Обобщение знаний по теме «Вселенная» | 1 | 30.10 | как складывали сь представле ния о строении Вселенной на протяжении веков; как устро ена Солнечная система, что представляет собой Галактика. | Тестиро вание | ||||
ТЕМА: ЗЕМЛЯ – 23 час | |||||||||
18. | Представления о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение | 1 | 31.10 | сущность терми на– «гипотеза»; гипотезы возник новения Земли Ж.Бюффона И. Канта, Д. Джинса, | логически мысли ть, извлекать из различных источ ников (в первую очередь из учебни ка) необходимую информацию, | ||||
19. | Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. | 1 | 13.11 | О.Ю.Шмидта, П. Лапласа); современные вз гляды на возник новение Солнеч ной системы. | Основные гипо тезы о возникно вении Земли и Солнечной сис темы. | ||||
20. | Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. | 1 | 14.11 | внутреннее стро ение Земли и ее внешние оболоч ки. | работать с учеб ником, картой. | презентация, таблица | |||
21. | Различие по толщине материковой и океанической земной коры. | 1 | 20.11 | ||||||
22. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | 1 | 21.11 | Практич. раб №3 Ознакомление со свойствами горных пород и минералов | принципиальное отличие горных пород от минера лов; суть термина «полезные ископаемые». | выполнять нес ложные наблю дения и практи ческие работы; фиксировать их результаты в тетрадь. | м/м приложение к учебнику, кол лекция горных пород | ||
23. | Вещества в окружающем мире. | 1 | 27.11 | ||||||
24. | Простые и сложные вещества, смеси. | 1 | 28.11 | ||||||
25. | Многообразие явлений природы. | 1 | 04.12 | ||||||
26. | Физические и химические явления | 1 | 05.12 | использовать ма териалы учебника | |||||
27. | Природные явления: землетрясения | 1 | 11.12 | причины землетрясений | и дополнительной литературы | презентация | |||
28. | Природные явления: вулканы, извержения вулканов. | 1 | 12.12 | причины вулка нической дея тельности. | логически мысли ть, извлекать нуж ную информацию | презентация | |||
29. | Действующие и потухшие вулканы. Гейзеры | 1 | 18.12 | Практич. раб №4 Нанесение на к/к действующих вулканов | из различных ист очников знаний | презентация | |||
30. | Суша планеты. Материки, острова | 1 | 19.12 | Практич. раб №5 Работа с к/к. Подписать материки, острова, архипелаги. | показывать на кар те основные мате рики и крупные острова, архи-аги. | физическая карта полуш-й | |||
31. | Характеристика природных условий материков. | 1 | 25.12 | ||||||
32. | Атмосфера. Состав воздуха | 1 | 26.12 | состав воздуха; | самостоятельно работать с различ ными источника | Презентация, таблица | |||
33. | Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью | 1 | 15.01 | типы облаков; закономерности нагревания и ох лаждения возду ха над сушей и водной поверх ностью. | ми знаний с тек стом учебника, извлекать нуж ную информа цию; логически мыслить; | ||||
34. | Ветер. Погода. Климат. Влияние климата на состояние живых организмов, здоровье людей | 1 | 16.01 | Практич. раб. №6 Погодные явления. Ветер | содержание по нятий «погода», «климат»; влияние климата на состояние живых организ мов, здоровье людей. | оформлять резуль таты мыслитель ных операций в виде таблиц, схем и так далее анализировать, сравнивать, обоб щать. | презентация | ||
35. | Природные явления: ураганы, смерчи | 1 | 22.01 | причины и ре зультаты урага нов и смерчей. | видеофильм | Самост. работа 20 мин | |||
36. | Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. | 1 | 23.01 | составные части гидросферы; сущность круго ворота воды в природе. Источники прес ной воды, роль каждого из них в круговороте во ды, как исполь зуется пресная вода человеком. | выполнять нес ложные практи ческие работы | ||||
37. | Мировой океан, части океана. Солёность воды | 1 | 29.01 | Практич. раб. №7 Работа с к/к Подписать океаны и моря, омывающие Россию | правила работы на контурной карте; крупнейшие вер шины и реки ма териков, моря и океаны, омываю щие территорию России. | показывать на карте крупнейшие вершины и реки материков, моря и океаны, омываю щие территорию России; | м/м приложе ние к учебнику, физическая карта полуша рий | ||
38. | Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. | 1 | 30.01 | физическая карта полуша рий, таблица | |||||
39. | Планета Земля как среда обитания живых организмов. | 1 | 05.02 | местоположение Земли в Солнеч ной системе; значение Солнца для жизни на Зе мле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмос феры для сохра нения и поддер жания жизни на нашей планете; роль зеленых рас тений в поддер жании постоян ства газового со става атмосферы | |||||
40. | Обобщение знаний по теме «Земля» | 1 | 06.02 | Тестиро вание | |||||
ТЕМА: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ – 13 часов | |||||||||
41. | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | 12.02 | ||||||
42. | Живые клетки. Строение клетки. | 1 | 13.02 | строение живой клетки (главные части) | презентация | ||||
43. | Живые клетки. Разновидности клеток. | 1 | 19.02 | ||||||
44. | Разнообразие живого. Царства живой природы. | 1 | 20.02 | царства живой природы(перечислять, приводить примеры представителей) | |||||
45. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | 26.02 | ||||||
46. | Три среды обитания. | 1 | 27.02 | Пр.р.№8 «Приспособленность растений и животных к среде обитания» | среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать), природные сообщества морей и океанов | узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, определять названия растений и животных с использованием атласа, приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям среды обитания | |||
47. | Жизнь на разных материках: Евразия, Африка, Северная Америка. | 1 | 05.03 | презентация | |||||
48. | Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида. | 1 | 06.03 | презентация | |||||
49. | Растения и животные Земли. | 1 | 12.03 | Пр.р.№9 «Определение наиболее распространенных растений и животных» | |||||
50. | Природные зоны: тундра, тайга, широколиственный лес. | 1 | 13.03 | видеофильм | |||||
51. | Природные зоны: степи, пустыни, тропический лес. | 1 | 19.03 | видеофильм | |||||
52. | Жизнь в морях и океанах. | 1 | 20.03 | презентация | |||||
53. | Обобщение по теме: «Жизнь на Земле». | 1 | 02.04 | Тестирование | |||||
ТЕМА: ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ – 9 часов | |||||||||
54. | Как человек появился на Земле. | 1 | 03.04 | ||||||
55. | Как человек открывал Землю. Открытие Америки. | 1 | 09.04 | ||||||
56. | Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | 10.04 | ||||||
57. | Десять великих путешественников | 1 | 16.04 | презентация | |||||
58. | Как человек изменил Землю. | 1 | 17.04 | изменения в природе, вызванные деятельностью человека, важнейшие экологические проблемы и пути их решения | приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека | ||||
59. | Влияние деятельности человека (озоновые дыры, кислотные дожди, «парниковый эффект»). | 1 | 23.04 | м/м диск | |||||
60. | Жизнь под угрозой. | 1 | 24.04 | ||||||
61. | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | 30.05 | ||||||
62. | Обобщение по теме: «Человек на Земле». | 1 | 07.05 | Тестирование | |||||
ТЕМА: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ -6 часов | |||||||||
63. | Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. | 1 | 08.05 | факторы здорового образа жизни | |||||
64. | Правила поведения человека в опасных ситуациях. | 1 | 14.05 | ||||||
65. | Простейшие способы оказания первой помощи. | 1 | 15.05 | ||||||
66. | Ядовитые животные. | 1 | 21.05 | ||||||
67. | Ядовитые растения. | 1 | 22.05 | ||||||
68. | Обобщение по теме: «Здоровье человека и безопасность жизни». | 1 | 28.05 | Контрольная работа | |||||
69. | Резерв времени | 1 | 29.05 |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Естествознание. Природоведение 5 класс.авт. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин М.: Дрофа, 2010.
2.Учебник.Природоведение. 5 класс:А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – 2-е изд., М: Дрофа, 2012.
3.Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. Плешаков А.А,,Сонин Н.И. – М.: Дрофа, 2012 г.
4.Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания к учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина `Природоведение` / Н. И. Сонин, К. П. Казарян
5. Природоведение. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина `Природоведение` авт. состав. Т.В.Козачек Волгоград. «Учитель» 2007.
6.Тестовые задания. Природоведение . 5 класс авт. В.С.Рохлов, И.И.Сонин. М. Дрофа 2011 г
7. Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Электронное учебное издание. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.
8. Образовательные ресурсы сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...