Рабочая программа по курсу "Природоведение", 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:
§ Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
§ Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
§ Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
§ Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_po_prirode_moya.doc | 661.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Природоведение»
5 класс
Составитель: учитель химии
Власова Елена Валерьевна
п.г.т. Сафоново
Мурманской обл.
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Структура программы
Программа имеет 3 содержательных раздела: Как человек изучает природу. Многообразие тел, веществ и явлений природы. Здоровье человека и безопасность жизни
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Практические работы | Проверочные работы |
Тема 1. Как человек изучает природу | 10 | 3 | 1 |
Тема 2 Многообразие тел, веществ и явлений природы | 40 + 5ч (резерв) | 12 | 5 |
Тема 3. Здоровье человека и безопасность жизни | 10 ч +3ч (резерв) | 4 | 1 |
ИТОГО | 68 | 19 | 7 |
В программу внесены следующие дополнения:
Резервное время распределено на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Методические аспекты преподавания курса природоведения
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1.Как человек изучает природу (10 час)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
- приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов;
- примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов;
- примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы;
- портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
- Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
- Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
- Конструирование простейших измерительных приборов.
- Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
Тема 2.Многообразие тел, веществ и явлений природы (40ч + 5 ч резерв)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд.
Строение Солнечной системы: Солнце и планеты.
Представление о Солнце как одной из звезд.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей,
Дж. Бруно и др.)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком.
Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ
(горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки,
облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения.
Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
- Фотографии планет Солнечной системы.
- Глобус.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
- Опыты, демонстрирующие горение веществ.
- Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
- Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
- Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].
- Работа с подвижной картой звездного неба.
- Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].
- Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
- Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].
- Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды].
- Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].
- Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков].
- Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
- Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].
Тема 3.Здоровье человека и безопасность жизни (10 час+3 ч резерв)
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
- Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
- Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
- Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
- Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
- Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
- Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].
- Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс.
В результате изучения курса природоведения ученик должен:
Знать / понимать:
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
- как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
Уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Примерные критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:
Учебно-методический комплект:
Программа:
- Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
Базовый учебник
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2009 г.
Методическое пособие для ученика
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.
Инструмент по отслеживанию результатов работы
- Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
- Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
- Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
- Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.
- Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
- Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
- Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.
- Сивоглазов В.И. и др. – Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» – М.: Дрофа, 2004.
- Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. “Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001.
Учебно-методические пособия для учителя
- Щелчкова Е.Ю. «Природоведение. 5 класс. Рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина», Издательство «Учитель», 2011.
- Захаров В.Б. и др. – Правильные ответы на вопросы учебника Природоведения, 5 класс – М.: Дрофа, 2006.
- Иванова Т.В. и др. Природоведение. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» – М.: Дрофа, 2001.
- Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2003.
- Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.
- Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.
- Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
- Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
- Сергеева Б.Ф. и др. – Рабочая тетрадь по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.
- Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
- Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
- Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
Рекомендуемые электронные издания:
- Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
- Интерактивная модель Солнечной системы
- Планета Земля: аудиэндиклопедия.
- Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)
- Хочу все знать: Земля и Вселенная
- Хочу все знать: Растительный мир
- Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
Поурочное планирование курса «Естествознание» 5 класс
Тема 1. Как человек изучает природу (10 час) | ||
Урок № 1 | Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. | Учебник стр. 6-15 |
Урок № 2 | Опыты и измерения как методы изучения природы | Учебник стр. 16-17 |
Урок № 3 | Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов | Учебник стр. 18-20 |
Урок № 4 | Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений | Сообщения |
Урок № 5 | ПР №1 Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. | Рабочая тетрадь |
Урок № 6 | ПР №2 Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени]. Конструирование простейших измерительных приборов. | Рабочая тетрадь |
Урок № 7 | ПР№3 Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. [Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках]. | Сообщения Рабочая тетрадь |
Урок № 8-9 | Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. | Учебник стр. 21-22 |
Урок № 10 | Урок-обобщение по теме «Как человек изучает природу» | Рабочая тетрадь №4- №6 стр.26,27 тесты |
Тема 2. Многообразие тел, веществ и явлений природы (40 час+5 ч резерв) | ||
Урок № 1 | История «вытеснения» Земли из центра Вселенной | Рабочая тетрадь №1-№2 стр.27 Учебник стр. 24-25 |
Урок № 2 | Птолемей, Н. Коперник | Рабочая тетрадь №5 стр.28 Учебник стр. 26-27 |
Урок №3 | Г.Галилей, Дж. Бруно и др. | Рабочая тетрадь №1-№5 стр.29-31 Учебник стр. 28-32 |
Урок № 4 | Строение Солнечной системы | Рабочая тетрадь Тренировочные задания стр.32-33 Учебник стр. 34-35 |
Урок № 5 | Солнце и планеты | Учебник стр. 35-37, 39-42 |
Урок № 6 | Представление о Солнце как одной из звезд. | Рабочая тетрадь №1-№3 стр.34-35 Учебник стр. 34-35 |
Урок № 7 | Звездное небо: основные созвездия | Рабочая тетрадь №4-№5 стр.35-36 Учебник стр. 43-47 |
Урок № 8 | Звездное небо: основные созвездия | Рабочая тетрадь №1-№3 стр.36-37 Учебник стр. 43-47 |
Урок №9 | Суточное движение звезд. | Рабочая тетрадь №4-№5 стр.37 Учебник стр. 48-49 |
Урок № 10 | Суточное движение звезд. | Рабочая тетрадь №1-№3 стр.41 Учебник стр. 49-52 |
Урок № 11 | ПР№4 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера]. | Рабочая тетрадь №4-№5 стр.42 |
Урок № 12 | Звездное небо | Рабочая тетрадь №1-№4 стр.43-44 Учебник стр. 34-36 |
Урок № 13 | Звездное небо | Рабочая тетрадь №1-№2 стр.27-28 Учебник стр. 37-38 |
Урок № 14 | Пр №5 Работа с подвижной картой звездного неба. | Рабочая тетрадь |
Урок № 15 | Урок-обобщение по теме: «Звёздное небо». Проверочная работа | Рабочая тетрадь Тесты |
Урок № 16 | Вещества в окружающем мире | Рабочая тетрадь №1-№3 стр. Учебник стр. 64-65 |
Урок № 17 | Использование веществ человеком. | Рабочая тетрадь №4-№6 Учебник стр. 65-66 |
Урок № 18 | Простые и сложные вещества | Рабочая тетрадь №4-№5 Учебник стр. 67-70 |
Урок № 19 | Смеси. | стр.65 |
Урок № 20 | Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. | Рабочая тетрадь №1-№2 Учебник стр. 66-67 |
Урок № 21 | ПР №6 Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями | Рабочая тетрадь №3-№5 стр.39-40 |
Урок № 22 | ПР№7 Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). | Рабочая тетрадь №1,№3,№4 стр.40 |
Урок № 23 | ПР№8 Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). | Рабочая тетрадь |
Урок № 24 | ПР№9 Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки]. | Рабочая тетрадь |
Урок № 25 | Урок-обобщение по теме: Вещества в окружающем мире. Тест по теме. | Сообщения |
Урок № 26 | Погодные явления. | Рабочая тетрадь №6 Учебник стр. 84 рубрика «Подумайте» |
Урок № 27 | Характеристики погоды (температура, осадки) | Рабочая тетрадь №5, №7 Учебник стр. 86 |
Урок № 28 | Характеристики погоды (облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. | Рабочая тетрадь №1-№3 Учебник стр. 88-89 |
Урок № 29 | Особенности климата Мурманской области. | Рабочая тетрадь №5 Конспект |
Урок № 30 | ПР №10 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды]. | Рабочая тетрадь |
Урок № 31 | ПР №11 Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой]. | Рабочая тетрадь |
Урок № 32 | Урок обобщение по теме: Погодные явления Тест. | Рабочая тетрадь Повторить стр.85-89 |
Урок № 33 | Разнообразие живых организмов | Рабочая тетрадь №1,№2,№4,№5 Учебник стр. 102-105 |
Урок № 34 | Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения | Рабочая тетрадь №1-№4 Учебник стр. 106 |
Урок № 35 | Примеры приспособленности растений | Рабочая тетрадь №1-№6 стр.77-79 Учебник стр.113-117 |
Урок № 36 | Примеры приспособленности животных к жизни в разных условиях среды обитания | Рабочая тетрадь №1-№3 стр.82-83 Учебник стр. 113-114 |
Урок №37 | ПР №12 Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков]. | Рабочая тетрадь |
Урок № 38 | ПР №13 Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.); | Рабочая тетрадь По желанию - сообщения |
Урок № 39 | Животные и растения Мурманской области. | конспект |
Урок № 40 | Приспособленность организмов к среде обитания. | Рабочая тетрадь №3, №4 стр.88 |
Урок № 41 | Экологические проблемы своей местности | конспект |
Урок № 42 | Урок - обобщение по теме Разнообразие живых организмов. Тест | Рабочая тетрадь №4 стр.91 |
Урок № 43 | ПР №14 Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.) | Рабочая тетрадь №3 стр.90 |
Урок № 44 | ПР №15 Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой. | Рабочая тетрадь №5 стр.91 |
Урок № 45 | Урок-обобщение Многообразие тел, веществ и явлений природы | Рабочая тетрадь №1 стр.56 |
Тема 3.Здоровье человека и безопасность жизни (10 час+3 ч резерв) | ||
Урок № 1 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни на примерах двигательной активности | Рабочая тетрадь №1-№3стр.8-9 |
Урок № 2 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни на примерах рационального питания, закаливания и др. | Рабочая тетрадь №4 стр.9 |
Урок № 3 | Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. | Рабочая тетрадь №5-№6 стр.10 |
Урок № 4 | Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. | |
Урок № 5 | Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. | Учебник стр.155-156 |
Урок № 6 | ПР №16 Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности. | |
Урок № 7 | ПР №17 Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами | |
Урок № 8 | ПР №18 Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием]. | |
Урок № 9 | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). | Конспект |
Урок № 10 | Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). | Конспект |
Урок № 11 | Пр № 19 Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений. | |
Урок № 12 | Урок-обобщение по теме: Здоровье человека и безопасность жизни. Тест. | |
Урок № 13 | Подведение итогов. |
Проверочные работы.
Тема: Мир звёзд
5 класс
1 | Д | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | A | ||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | Л | ||||||||||||||
6 |
- Гигантский пылающий шар – это ….
- Фигуры из ярких звёзд – это …
- Звёзды, в десятки раз больше Солнца - ….
- Звёзды, в сотни раз больше Солнца - ….
- Звёзды, меньше по размеру Солнца - …
- Ближайшая к нам звезда - ….
- Астрономы Солнце считают:
а) желтым гигантом б) белым гигантом в) красным карликом г) желтым карликом
- Наше Солнце считается карликом: а) голубым б) желтым в) красным г) белым
- По цвету различаются звёзды:
а) черные, белые, желтые, зеленые б) зеленые, белые, голубые, красные
в) фиолетовые, черные, красные, белые г) белые, голубые, желтые, красные
- На каком расстоянии находится Земля от Солнца?
а) 1 500 000 км б) 15 000 000 км в) 150 000 000 км г) 150 000 000 000 км
- Температура внутри Солнца достигает:
а) 20 тыс.°С б) 30 млн °С в) 10 млрд°С г) 15 млн°С
- Звёзды светятся потому, что:
а) отражают свет от Солнца б) отражают свет, идущий от Земли
в) состоят из раскаленных веществ г) появляются на небе ночью
- Как называли Солнце? Найди соответствие (1- …, 2 -…, 3- …)
1. греки 2. египтяне 3. славяне
А- Ярило Б- Гелиос В - Ра
- Солнце вращается вокруг своей оси:
а) с запада на восток б) с востока на запад в) с юга на север г) с севера на юг
- В настоящее время ученые считают, что созвездие это:
а) скопление звёзд, образующих фигуру б) определенны участки звёздного неба
- Всё небо астрономами поделено на созвездия. Их количество:
а) 78 б) 68 в) 88 г) 98
- В нашей стране на небе можно увидеть созвездия в количестве:
а) 64 б) 64 в) 54 г) 44
- Звёздной ночью направление на Север можно определить по Полярной звезде, а её легче всего найти на небе, если знать, как выглядит созвездие:
а) Персей б) Пегас в) Кассиопея г) Большая Медведица
Тема: Землетрясение и вулканы.
5 класс
№1. Закончи предложения.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
3 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
7 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
- | я | - | ||||||||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
9 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Грозное природное явление, возникающее при внезапном смещении двух участков плит.
- Место наибольшего разрушения на поверхности Земли.
- Расплавленное вещество мантии.
- Гора, в верхней части которой имеется углубление, а в толще проходит канал.
- Районы, где особенно часты землетрясения.
- Вулкан, склон которого пологий.
- Канал для магмы внутри вулкана.
- Вулкан, извергающийся более или менее регулярно.
- Углубление в верхней части вулкана.
- Действующий вулкан на дне океана.
- Вулкан, извержение которого прекратились совсем.
- Вулкан, имеющий форму конуса.
-----------------------------------------------------------------------------
- Сила землетрясений измеряется в …..
- Гейзер – это ….
- Место на глубине, где происходит сдвиг и смещение г.п. - ….
- Излившаяся на поверхность магма - ….
- В нашей стране много действующих вулканов на …… и ……
- Самый крупный вулкан России - …..
- Где чаще происходят землетрясения - на а) равнинах или б) в горах? (поставь букву)
- Вулкан – это древнеримский бог:
а) огня б) высокой температуры в) высокого давления г) землетрясений
№2. Назови части вулкана.
В Д
Б
Г
А
1 | з | е | м | л | е | т | р | я | с | е | н | и | е | |||||||
2 | э | п | и | ц | е | н | т | р | ||||||||||||
3 | м | а | г | м | а | |||||||||||||||
4 | в | у | л | к | а | н | ||||||||||||||
5 | с | е | и | с | м | и | ч | е | с | к | и | е | ||||||||
6 | щ | и | т | о | в | о | й | |||||||||||||
7 | ж | е | р | л | о | |||||||||||||||
- | я | - | ||||||||||||||||||
8 | д | е | й | с | т | в | у | ю | щ | и | й | |||||||||
9 | к | р | а | т | е | р | ||||||||||||||
10 | п | о | д | в | о | д | н | ы | й | |||||||||||
11 | п | о | т | у | х | ш | и | й | ||||||||||||
12 | к | о | н | и | ч | е | с | к | и | й |
Тема: Горные породы (г.п.) и минералы.
5 класс
№1. Тесты
- Полезные ископаемые – это:
а) все горные породы б) используемые человеком твердые горные породы
в) горные породы минералы, которые использует человек
- Гранит состоит из: а) одного минерала б) двух минералов в) трёх минералов
- Гранит состоит из:
а) из кварца и слюды б) из слюды, кварца, известняка в) из полевого шпата, кварца и слюды
- Процесс разрушения ГП под воздействием внешних факторов называется:
а) землетрясением б) оползнем в) выветриванием г) рекультивацией
- Руда – это полезное ископаемое, из которого получают:
а) цемент б) металлы в) удобрения г) нефть
- Магматические горные породы образовались в результате:
а) накопления остатков растений и животных
б) застывания лавы
в) разрушения твердых пород
г) повышенного давления и высоких температур на большой глубине - Метаморфические г.п. обычно образуются за счет:
а) жизнедеятельности организмов
б) затвердения магмы
в) изменения г.п. под действием высоких температур и давления г) обломков других г.п.
- Горные породы, образовавшиеся под воздействием высоких температур и давления, - это:
а) магматические б) осадочные в) метаморфические г) метеоритные
- Горные породы, образовавшиеся из других горных пород или остатков организмов, - это:
а) магматические б) осадочные в) метаморфические г) метеоритные
- Найдите названия минералов:
а) песок б) кварц в) слюда г) глина д) гранит е) кальцит
№2. Закончи предложение:
- К рыхлым горным породам относятся …..
- К плотным горным породам относятся ….
- Горные породы состоят из ….
- Земная кора сложена из ….
№3. Определи тип горной породы,
напиши: М- магматическая, О – осадочная, М/М – метаморфическая
I вариант: песок - …, мрамор…, гранит - …, мел - … , пемза - …
II вариант: известняк - …, базальт - …, глина - …, уголь - …, гнейс - ….
№ 4. Названия каких горных пород зашифрованы в этих ребусах?
Справочно – информационный материал
Горные породы и минералы.
Способы образования и использования.
Способ образования | Пример породы | Использование |
I. Магматические 1. Глубинные | Гранит Габбро | Строительный материал Строительный и декоративный материал |
2. Излившиеся | Базальт Диабаз Пемза | Прочный строительный материал Материал, используемый для строительства мостовых Шлифующий материал |
II. Осадочные 1.Обломочные | Песчаник, песок Глинистый сланец Глина Галька, гравий | Строительный материал Строительный материал Производство посуды, кирпича, огнеупорных материалов Строительный материал |
2.Химические | Калийные соли Поваренные соли Гипс | Удобрения Пищевая, химическая и легкая промышленность Строительный материал |
3.Органические | Мел Известняк Торф Уголь | Строительный материал Строительный материал Удобрение, горючее Топливо, сырье для химической пром-ти |
III. Метаморфические | Мрамор Гнейс Кварцит | Строительный и поделочный материал Строительный материал Огнеупорный материал |
«Природоведение» I вар. 5 кл
(обобщающая работа по курсу)
1 | в | с | е | л |
|
|
|
|
| н | н | а | я | ||||||
2 | м | е | т | о | р | и | т | ы | |||||||||||
3 | к | о | п | р | н | и | к | ||||||||||||
4 | п | л | а | н | т | а | |||||||||||||
5 | р | е | л | ь | ф | ||||||||||||||
6 | г | р | н | л | а | н | д | и | я | ||||||||||
7 | в | е | т | р | |||||||||||||||
8 | п | р | о | с | т | й | ш | и | е | ||||||||||
9 | з | м | л | я | |||||||||||||||
10 | м | р | к | у | р | и | й | ||||||||||||
11 | ж | и | в | о | т | н | ы |
|
|
|
|
|
1.Космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль
2.Космические тела, упавшие на Землю
3.Великий польский астроном, создавший новую систему мира, согласно которой центром мира является Солнце, а вокруг вращается Земля и другие планеты
4.Холодное небесное тело
5.Неровности земной поверхности
6.Крупнейший остров на нашей планете
7.Движение воздуха вдоль поверхности земли
8.Одноклеточные организмы
9.Только эта планета обладает огромными запасами воды
10.Самая маленькая планета Земной группы
11.Одно из пяти царств живой природы
«Природоведение» II вар. 5 кл
(обобщающая работа по курсу)
1 | г | а | л |
|
|
|
|
| л | е | й | ||||||||
2 | а | с | т | е | р | о |
| д | ы | ||||||||||
3 | г | а | л | а | к | т |
| к | а | ||||||||||
4 | м | а | н | т |
| я | |||||||||||||
5 | а | ф | р |
| к | а | |||||||||||||
6 | а | р | х |
| п | е | л | а | г | ||||||||||
7 | к | л |
| м | а | т | |||||||||||||
8 | з | о | о | л | о | г |
| и | я | ||||||||||
9 | ц | и | т | о | л | о | г |
| я | ||||||||||
10 | т | р | о | п | и | ч | е | с | к |
| й | ||||||||
11 | м | и | к | о | л | о | г |
|
|
|
|
| я |
1.Ученый, первый использовавший телескоп при исследовании небесных тел
2.Общее название малых планет
3.Огромное скопление звёзд
4.В переводе с латинского языка, это слово означает «покрывало».
5.Самый жаркий материк
6.Группа островов
7.Многолетний режим погоды, характерный для данной местности
8.Наука, изучающая животных
9.Наука, изучающая строение и функции клетки
10.Лес, один из самых богатых видами природное сообщество
11.Наука, изучающая грибы
«Природоведение» III вар. 5 кл
(обобщающая работа по курсу)
1 | б |
|
|
|
|
| т | а | н | и | к | а | ||||
2 | с | е | к | в | й | я | ||||||||||
3 | к | р | а | |||||||||||||
4 | г | и | п | т | е | з | ы | |||||||||
5 | а | т | м | с | ф | е | р | а | ||||||||
6 | с | л | н | ц | е | |||||||||||
7 | к | м | е | т | ы | |||||||||||
8 | с | в | е | т | в | о | й | |||||||||
9 | м | е | т | е | р | ы | ||||||||||
10 | я | д | р |
| ||||||||||||
11 | с |
|
|
|
|
| з | в | е | з | д | и | я |
1.Наука, изучающая растения
2.Дерево-гигант, растущее в Северной Америке
3.Твердая верхняя оболочка Земли
4.Научные предположения
5.Воздушная оболочка Земли
6.Ближайшая к нам звезда – центр Солнечной системы
7.Небольшие небесные тела, движущиеся вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам
8.Расстояние, которое свет проходит за один год
9.Вспышки света, возникающие при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли
10.Одна из главных частей клетки
11.Участки звёздного неба
«Природоведение» IV вар. 5 кл
(обобщающая работа по курсу)
1 | м |
|
|
|
|
| р | с | ||||||||||||
2 | с | т | у | р | н | |||||||||||||||
3 | з | в | е | з | д |
| ||||||||||||||
4 | е | в | р | з | и | я | ||||||||||||||
5 | а | н | т | р | к | т | и | д | а | |||||||||||
6 | б | а | й | к | л | |||||||||||||||
7 | о | к | е | н | е | |||||||||||||||
8 | д | и | н | о | з | в | р | ы | ||||||||||||
9 | о | п | у | с | т | ы | н | и | в | н | и | е | ||||||||
10 | г | и | м | а | л | и | ||||||||||||||
11 | а | в | с | т | р |
|
|
|
|
| л | и | я |
1.Самая дальняя от Солнца планета земной группы
2.Планета-гигант
3.Гиганский пылающий шар, расположенный очень далеко от нашей планеты
4.Самый большой материк
5.Самый холодный материк
6.Самое глубокое озеро на Земле
7.Жизнь возникла в …
8.Одна из групп древних пресмыкающихся
9.Постепенное превращение засушливых земель в пустыню
10.Высочайшие горы планеты
11.Самый маленький материк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...