Рабочая программа по природоведению 5 класс
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) по теме
Рабочая программа разработана по учебнику В.М.Пакуловой и Н.В.Ивановой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_klass_.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 131»
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Т.А.Цирина Протокол № _14__ от «_28_»__июня____2013г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________Ю.С.Чернопятова «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 131 _______________ Р.Н.Губина Приказ № ______от «_____»___________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
на 2013-2014 учебный год
Класс 5 А, Б
Учитель Т.А.Цирина
Количество часов по программе 70
по учебному плану школы 70
35 учебных недель, в неделю 2 ч.
Рабочая программа
составлена в соответствии с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ (стандарт I поколения 2004 года)
Пояснительная записка
1. Нормативно-правовая база
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
2.Федеральный компонент государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
3. Региональный базисный учебный план для государственных муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год (Приказ МОН НО от 5.07.2013 г. № 1724. Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год).
4. Примерная программа основного или среднего (полного) общего образования по биологии. (Автор – составитель Г.М.Пальдяева Сборник нормативных документов: Биология. Примерные программы по биологии. К комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника. Издательство «Дрофа»,2009 год или сайт Министерства образования Российской Федерации www1.ed.gov.ru)
5. Учебный план МБОУ СОШ №131 на 2013-2014 учебный год
Программа основана на стандартах первого поколения 2004 года.
Цель:
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- Воспитание положительного эмоционального отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях/(на 2 - 3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
•измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах
Учебное и учебно-методическое обеспечение
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1.Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007.
2. Рабочая тетрадь. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- «Природоведение. Природа. Неживая и живая». 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой . – М.: Дрофа, 2007.
- «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007.
- Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост.Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Интернет-ресурсы
www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.
Оборудование:
глобус,
таблица « Внутренне строение Земли»,
карта полушарий.
диски с мультимедийным материалом для уроков;
мультимедийный проектор;
экран;
компьютер;
серия таблиц,
муляжи,
коллекции,
микроскоп, микропрепараты,
тестовый материал,
раздаточный материал.
Виды контроля
Итоговый: итоговое тестирование
промежуточный
лабораторные работы 15
тестовые работы 6
Тематическое планирование
Количество часов 70
Лабораторных опытов 15
Основные блоки и темы
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | примечание |
1. | Введение | 2 часа | |
2. | Вселенная | 6 часов | |
3. | Строение и свойства вещества | 11 часов | |
4. | Воздух | 9 часов | |
5. | Вода | 4 часа | |
6. | Горные породы | 4 часа | |
7. | Почва | 4 часа | |
8. | Организмы | 6 часов | |
9. | Растения | 7 часов | |
10. | Грибы | 2 часа | |
11. | Животные | 5 часов | |
12. | Ваши любимые растения и животные | 3 часа | |
13. | Природа едина | 3 часа | |
14. | Человек, его здоровье и безопасность жизни | 4 часа | |
Итого: | Всего: | 70 часов |
Разделы, темы, уроки. | Наглядные и практические методы | Лабораторные и практические занятия | Элементы содержания. | Планируемые результаты освоения материала. | |
Введение - 2 часа | |||||
1. | Человек и природа. | Демонстрация тел неживой и живой природы, картин, таблиц с изображением различных тел природы | Разнообразие природы, воздействие человека на природу | Знать понятия природа живая и неживая, тела природы, явления. Уметь работать с текстом учебника. | |
2. | Как изучают природу. | Наблюдения тел живой и неживой природы, явлений природы по сезонам года | Взаимосвязь живой и неживой природы | Знать понятия: метод, наблюдение, эксперимент, измерение. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции. | |
1. Вселенная - 6 часов | |||||
3. | Звёзды на небе. | Демонстрация фотографий, рисунков, карт, атласов звездного неба. | Лабораторная работа № 1. Работа с картой, звёздной картой, атласами, глобусом и т. д. | Звёзды, созвездия, Полярная звезда; Большая Медведица и Малая Медведица, яркость звёзд. | Знать понятия: тела природы, явления природы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. |
4. | Земля – наш дом. | Демонстрация глобуса, компаса; работа с картой, атласами, глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушария. | Лабораторная работа № 2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды, местных признаков. | Ось Земли, Северное полушарие, Южное полушарие, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли. | Знать понятия: Северное полушарие, Южное полушарие, орбита. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. |
5. | Оболочки Земли. | Демонстрация глобуса, физической карты полушарий, фотографий Земли. | Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. | Знать понятия: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
6. | Луна – естественный спутник Земли. | Демонстрация рисунков, фотографий Луны, лунохода. | Луна – спутник Земли, кратеры, лунные фазы. | Знать понятия: спутник Земли, кратеры, лунные фазы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
7. | Солнце – вечный огонь Вселенной. Солнечная система. | Демонстрация таблицы «Планеты Солнечной системы», наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20 числах каждого месяца. | Солнце – звезда, ближайшая к Земле, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты. | Знать понятия: звезда, Солнечная система, кометы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
8. | Обобщающий урок по теме «Вселенная». | Демонстрация таблиц, рисунков с изображением небесных тел. Демонстрация глобуса, компаса, физической карты полушарий | Солнечная система, её состав; Солнце – звезда, ближайшая к Земле; Планета Земля, её расположение в Солнечной системе; смена дня и ночи; времён года на Земле. | Знать основные понятия темы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
2. Строение и свойства вещества - 11 часов | |||||
9. | Тела и вещества. | Демонстрация веществ в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Демонстрация опыта: три состояния воды. | Лабораторная работа № 3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел. | Вещества, состояния веществ. Твёрдое вещество, жидкое и газообразное. Свойства веществ. | Знать понятия: твёрдое, жидкое и газообразное вещество, свойства веществ. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. |
10. | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. | Демонстрация упругости и пластичности тел. | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Деформация, упругость, пластичность. | Знать понятия: Свойства твёрдых тел, жидкостей, газов. Деформация, упругость, пластичность. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
11. | Вещества и смеси. | Демонстрация свойств серы и железа в виде веществ и смесей. | Вещества, смеси. | Знать понятия: вещества, смеси. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
12. | Молекулы. Атомы. Элементы. | Демонстрация моделей молекул различных веществ. Демонстрация опытов, рассмотренных в учебнике. | Молекулы, свойства молекул; атомы; химические элементы и химические знаки. | Знать понятия: молекула, атом, химический элемент, химический знак. Уметь объяснить строение вещества. | |
13. | Движение частиц вещества. | Демонстрация опыта, доказывающих диффузию в газах и жидкостях. | Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах. Скорость диффузии. | Знать понятия: движение частиц, диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах. Скорость диффузии. Уметь объяснить явление диффузии. | |
14. | Взаимодействие частиц. | Демонстрация опыта взаимодействия между молекулами в жидкостях. | Сила притяжения. Условия притяжения. | Знать понятия: сила притяжения. Условия притяжения. Уметь объяснить условия притяжения. | |
15. | Разнообразие веществ. | Демонстрация моделей молекул простых и сложных веществ. Демонстрация органических и неорганических веществ. | Простые вещества. Сложные вещества. Вещества неорганические и органические. Состав клеток человеческого тела. | Знать понятия: органические и неорганические вещества. Уметь объяснить чем они отличаются друг от друга. | |
16. | Физические и химические явления. | Демонстрация опытов: физические и химические явления. | Физические и химические явления природы. | Знать понятия: физические и химические явления. Уметь объяснить чем они отличаются друг от друга. | |
17. | Горение. | Демонстрация опыта с горением трёх свечей. Демонстрация жидкого и твёрдого топлива. | Горение, его значение. Топливо: твёрдое, жидкое и газообразное. Способы тушения горящих веществ. | Знать понятия: топливо, твёрдое, жидкое и газообразное. Уметь перечислить способы тушения огня. | |
18. | Окисление. | Демонстрация тел, подверженных медленному окислению. | Окисление, медленное окисление, дыхание. | Знать понятия: окисление, медленное окисление, дыхание. Уметь объяснить , чем они отличаются. | |
19. | Строение и свойства вещества (обобщающий урок) | Демонстрация моделей молекул простых и сложных веществ, неорганических и органических веществ. | а) строение веществ: молекулы, атомы, элементы; б) разнообразие веществ: простые, сложные, органические, неорганические. в) явления природы: физические, химические. | Знать понятия: строение веществ, молекулы, атомы, элементы. Уметь объяснить разнообразие веществ. | |
3. Воздух - 9часов | |||||
20. | Воздух – смесь различных газов. | Демонстрация схемы «Состав воздуха». | Состав воздуха, примеси. | Знать понятия: состав воздуха, примеси. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
21. | Свойства воздуха. | Демонстрация опытов, показывающих свойства воздуха; модель духового ружья. | Воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком. | Знать понятия: воздух сжимаем и упруг. Уметь объяснить свойства воздуха. | |
22. | Вес воздуха и атмосферное давление. | Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух имеет вес. Демонстрация опыта с газетой и линейкой. | Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон. | Знать понятия: вес воздуха, давление воздуха. Уметь объяснить зависимость веса воздуха от высоты. | |
23. | Изменение давления воздуха с высотой. | Демонстрация барометра, демонстрация опыта Торричелли. | Лабораторная работа № 4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой) | Изменение плотности воздуха с высотой, атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления, барометр. | Знать понятия: атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления. Уметь объяснить изменение плотности воздуха с высотой. |
24. | Нагревание воздуха. | Демонстрация теплопроводности воздуха. | Нагревание атмосферного воздуха от поверхности Земли. Воздух – плохой проводник тепла и холода. | Знать, воздух – плохой проводник тепла и холода. Уметь объяснить явление нагревания атмосферного воздуха от поверхности Земли. | |
25. | Изменения температуры воздуха с высотой. | Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами. | Изменение температуры воздуха с высотой, снеговая линия, облака, осадки и их виды. | Знать понятия: снеговая линия, облака, осадки и их виды. Уметь объяснить изменение температуры воздуха с высотой. | |
26. | Ветер. | Демонстрация модели флюгера и определение направления ветра. Демонстрация опыта, доказывающего движение воздуха (опыт со свечами) | Ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра в природе. | Знать понятия: флюгер, скорость ветра, работа ветра в природе. Уметь объяснить ветер и причины его образования. | |
27. | Погода и её предсказание. | Практические методы работы с дневниками наблюдений за погодой. | Лабораторная работа № 5. Описание погоды за месяц и сезон. | Погода, признаки погоды своей местности. Предсказание погоды. | Знать понятие: предсказание погоды. Уметь объяснить особенности погоды своей местности. |
28. | Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения. (обобщающий урок) | Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха. | Состав воздуха, свойства воздуха, погода, её предсказание, охрана воздуха. | Знать основные понятия пройденной темы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
4. Вода - 4часа | |||||
29. | Три состояния воды. | Демонстрация опыта, доказывающего, что вода плохой проводник тепла. | Жидкая вода – плохой проводник тепла. Теплопроводность, свойства твёрдой воды, туман, пар. | Знать понятия: теплопроводность, свойства твёрдой воды, туман, пар. Уметь объяснить почему жидкая вода – плохой проводник тепла. | |
30. | Тепловое расширение воды. | Демонстрация опыта, доказывающего тепловое расширение воды. | Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре 4° С. | Знать понятия: охлаждении и расширение воды. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
31. | Вода – растворитель. Работа воды в природе. | Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер. | Раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе; работа воды в природе. Значение воды и её охрана. | Знать понятия: раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе. Уметь объяснить значение воды в природе. | |
32. | Использование воды человеком. Охрана воды. | Демонстрация рисунков с изображением различных водоёмов. | Причины загрязнения воды, безотходные технологии, очистные сооружения, законы об охране природы. | Знать причины загрязнения воды. Уметь объяснить понятие безотходные технологии. | |
5. Горные породы -4часа | |||||
33. | Внутреннее строение Земли. Горные породы. | Демонстрация схемы внутреннего строения Земли. | Лабораторная работа № 6 Описание минералов и горных пород и определение их свойств. | Внутренние оболочки Земли; горные породы. Происхождение горных пород, минералы. | Знать понятие: оболочки Земли, горные породы. Уметь объяснить происхождение горных пород. |
34. | Разрушение горных пород. | Демонстрация обломочных горных пород. Демонстрация опыта, доказывающего расширение твёрдых тел при нагревании и сжатие при охлаждении. | Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных горных пород человеком. | Знать понятие: выветривание; обломочные горные породы. Уметь объяснить использование обломочных горных пород человеком. | |
35. | Полезные ископаемые. Металлы. | Практические методы. | Лабораторная работа № 7 Ознакомление с местными полезными ископаемыми. | Руда, руды чёрных и цветных металлов, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые. | Знать понятия: руда, руды чёрных и цветных металлов. Уметь объяснить свойства металлов. |
36. | Экскурсия. Изучение работы текучих вод и ветра. | Демонстрация работы ветра, продуктов выветривания. | Разрушительная и созидательная работа воды и ветра. | Знать понятия: работа воды и ветра, продукты выветривания. Уметь объяснить разрушительная и созидательная работа воды и ветра. | |
6. Почва - 4часа | |||||
37. | Образование почв и их разнообразие. | Демонстрация физической карты России, образцов различных почв. | Образование почвы, структурная почва, бесструктурная почва; горизонт, кислые почвы. | Знать понятия: структурная почва, бесструктурная почва; горизонт, кислые почвы. Уметь объяснить образование почвы. | |
38. | Состав и свойства почвы. Почва – кладовая Земли. | Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы. | Неорганические вещества почвы, органические вещества почвы; солончаковая почва; капилляры, органические удобрения, неорганические удобрения. | Знать понятия: неорганические вещества почвы, органические вещества почвы. Уметь объяснить понятия: солончаковая почва; капилляры, органические удобрения, неорганические удобрения. | |
39. | Влияние растений на почву. | Демонстрация таблиц елового леса, луга. | Влияние почвы на растения, влияние растений на почву. | Знать понятия: еловый лес, луга. Уметь объяснить влияние почвы на растения, влияние растений на почву. | |
40. | Разрушение почв. | Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки. | Эрозия почв, ветровая эрозия, водная эрозия, обработка почвы, растения – защитники почвы, человек – защитник почвы. | Знать понятия: Эрозия почв, ветровая эрозия, водная эрозия. Уметь объяснить способы защиты почвы. | |
7. Организмы - 6 часов | |||||
41. | Организм и его свойства. | Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности. Демонстрация опыта: пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду. | Организм, свойства живых организмов. | Знать понятия: организм. Уметь объяснить свойства живых организмов. | |
42. | Где живут организмы. | Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса. | Среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология. | Знать понятия: среда обитания, факторы среды обитания. Уметь объяснить факторы неживой и живой природы. | |
43. | Экскурсия в природу. Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды. | Наблюдение за разнообразием живых организмов в лесу и других биогеоценозах. | Разнообразие организмов, их приспособленность к среде обитания и её относительность. | Знать понятия: приспособленность к среде обитания и её относительность. Уметь объяснить разнообразие организмов. | |
44. | Увеличительные приборы. | Демонстрация лупы, микроскопа. | Лупа, микроскоп, окуляр, объектив, тубус, клетка. | Знать понятия: лупа, микроскоп, окуляр, объектив, тубус, клетка. Уметь объяснить правила обращения с приборами. | |
45. | Строение организмов. | Демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекции насекомых, муляжей грибов, микропрепарат клетки. | Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро; одноклеточные организмы, неклеточные организмы; ткань, орган, многоклеточные организмы. | Знать понятия: клетка, оболочка, цитоплазма, ядро; организмы. Уметь объяснить понятия: одноклеточные организмы, неклеточные организмы; ткань, орган, многоклеточные организмы. | |
46. | Организмы (обобщающий урок) | Демонстрация таблиц с изображением грибов, растений, животных. | Организм, его свойства, среда обитания, факторы среды, строение организмов. | Знать понятия пройденной темы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
8. Растения - 7часов | |||||
47. | Признаки растения. | Демонстрация комнатных растений и гербарных образцов. | Общие признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез. | Знать понятия: признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез. Уметь работать с гербарными образцами растений. | |
48. | Разнообразие растительного мира. | Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений. | Лабораторная работа № 9 Определение названий растений с помощью атласа - определителя. | Растения цветковые и нецветковые, цветок – орган растения. «Одомашнивание» дикорастущих растений». | Знать понятия: растения цветковые и нецветковые. Уметь работать с гербарными образцами растений. |
49. | Строение цветковых растений. | Практические методы работы. | Лабораторная работа № 8 Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. | Органы цветкового растения, функции органов цветкового растения. | Знать понятия: органы цветкового растения. Уметь объяснить функции органов цветкового растения. |
50. | Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека». | Демонстрация рисунков и гербариев дикорастущих лекарственных растений. | Многообразие дикорастущих растений, места обитания дикорастущих растений, аптекарские огороды, ядовитые растения. | Знать понятия: дикорастущие растения. Уметь объяснить многообразие дикорастущих растений. | |
51. | Красная книга растений. | Демонстрация слайдфильма «Охрана растений», Красной книги. | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. | Знать понятия: Красная книга растений. Уметь перечислить растения, находящиеся под угрозой исчезновения. | |
52. | Многообразие культурных растений. | Демонстрация образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур и их изображений. | Лабораторная работа № 10 Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений. | Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры и их разнообразие. | Знать понятия: овощные, зерновые, плодовые, технические культуры. Уметь объяснить их разнообразие. |
53. | Экскурсия. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности | Знать понятия: редкие, ядовитые, лекарственные, дикорастущие виды. Уметь наблюдать разнообразие живых организмов. | |||
9. Грибы - 2часа | |||||
54. | Разнообразие грибов. | Демонстрация белой плесени на продуктах, демонстрация зелёной плесени. | Лабораторная работа № 11 Узнавание наиболее распространённых в данной местности съедобных и ядовитых грибов. | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов. | Знать понятия: грибы одноклеточные и многоклеточные. Уметь объяснить питание грибов и их значение. |
55. | Шляпочные грибы. | Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. | Шляпочные грибы, строение шляпочных грибов. Грибы- двойники. | Знать понятия: шляпочные грибы. Уметь объяснить строение шляпочных грибов. | |
10. Животные - 5часов | |||||
56. | Признаки животных. | Демонстрация животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов. | Многообразие животных по способу питания. Клетчатка. | Знать понятия: клетчатка. Уметь объяснить многообразие диких животных. | |
57. | Условия жизни и многообразие диких животных. | Демонстрация коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных. | Условия жизни и многообразие диких животных; животные одноклеточные и многоклеточные; позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных. | Знать понятия: условия жизни диких животных. Уметь объяснить многообразие диких животных. | |
58. | Значение диких животных и их охрана. | Демонстрация Красной книги кинофильма о животных. | Значение животных в природе. Значение животных для человека. | Знать понятия: Красная книга животных. Уметь объяснить значение животных в природе и для человека. | |
59. | Животные своей местности. | Лабораторная работа № 12 Узнавание различных видов животных своей местности с использованием коллекций, рисунков и муляжей. | Многообразие животных своей местности. | Знать понятия: животные своей местности. Уметь объяснить значение животных в природе и для человека. | |
60. | Домашние животные. | Демонстрация таблиц, изображающих домашних животных. | Сельскохозяйственные животные. Животноводство. | Знать понятия: сельскохозяйственные животные. Уметь объяснить значение животных для человека. | |
11. Ваши любимые растения и животные - 3часа | |||||
61. | Растения в вашем доме. | Демонстрация разнообразия комнатных растений. | Лабораторная работа № 13 Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями. | Значение комнатных растений. Разнообразие комнатных растений. Экологические группы растений. Уход за комнатными растениями. | Знать понятия: экологические группы растений. Уметь объяснить правила ухода за комнатными растениями. |
62. | Животные в вашем доме. | Демонстрация книг и таблиц с изображением различных пород собак и кошек. | Лабораторная работа № 14 Составление рекомендаций по уходу за домашними животными. | Домашние животные. Породы собак: служебные, декоративные. | Знать понятия: породы собак: служебные, декоративные. Уметь объяснить правила ухода за домашними животными. |
63. | Ваш аквариум. | Демонстрация аквариума, аквариумных растений и животных. | Устройство аквариума. Растительный и животный мир аквариума. | Знать понятия: аквариумные растения и животные. Уметь объяснить правила ухода за обитателями аквариума. | |
12. Природа едина -3 часа | |||||
64. | Связи живого и неживого. | Демонстрация таблиц с изображением цепей питания живых организмов. | Пищевые связи – цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое. | Знать понятия: пищевые связи – цепи питания. Уметь объяснить, что такое пищевые сети. | |
65. | Мы в ответе за природу. | Демонстрация рисунков, отражающих правила поведения в природе. | Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе. | Знать понятия: взаимосвязь в природе. Уметь объяснить правила поведения в природе. | |
66. | Любите природу и помогайте ей. (обобщающий урок) | Демонстрация таблиц и рисунков по охране природы. | Человек и окружающая среда. | Знать понятия пройденной тем. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. | |
13. Человек, его здоровье и безопасность жизни – 4 часа. | |||||
67. | Человек и окружающая среда. | Демонстрация таблиц и рисунков по способам оказания первой помощи при травмах. | Лабораторная работа № 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. | Система органов, физические, химические, биологические факторы природы. Солнечные, тепловые удары, травмы. | Знать понятия: солнечные, тепловые удары, травмы. Уметь объяснить правила оказания первой помощи при травмах. |
68. | Как сберечь своё здоровье и жизнь. | Демонстрация таблиц и рисунков по правилам поведения в природе. | Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и т. д.) | Знать понятия: опасные природные ситуации. Уметь объяснить правила поведения человека в опасных природных ситуациях. | |
69. | Вредные привычки и их предупреждение. | Демонстрация таблиц и рисунков по вредным привычкам человека. | Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков, никотин, алкоголь, наркомания. | Знать понятия: вредные привычки. Уметь объяснить вредных привычек для здоровья человека. | |
70. | Итоговое занятие. | Демонстрация фильма о здоровом образе жизни. | Здоровый образ жизни. | Знать понятия пройденной тем. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать и обобщать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...