Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Примерная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и Программе для общеобразовательных учреждений. Биология, издательство «Дрофа», 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Рассмотрено»
Директор школы Лопатина Т.В. МО естественно-научного цикла
Приказ № от 2013г. Приказ № от 2013г.
.
Рабочая программа по природоведению в 5 классе
Учитель I квалификационной категории Сапронова Марина Георгиевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района
Природоведение 5 класс (базовый уровень)
Примерная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и Программе для общеобразовательных учреждений. Биология, издательство «Дрофа», 2009.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
В течение года:
Контрольных работ: 4
Практических работ: 8
Методическое обеспечение:
- Программа для общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2008г.
- Новые государственные стандарты школьного образования. «АСТ. Астрель», Москва, 2006г.
- «Природоведение» 5 класс. Авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа», 2011.
- Атлас с комплектом контурных карт. 5 класс. М.: Просвещение, 2010г.
- Методическое пособие к учебнику «Природоведение» 5 класс. Авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа».
- Дидактические карточки-задания к учебнику «Природоведение» 5 класс. Авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа».
- Биологические лабиринты к учебнику «Природоведение» 5 класс. Авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа»/
- https://my.1september.ru/
Multimedia – поддержка предмета:
- Природоведение. 5 класс:: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2009. – 1 электрон. опт. Диск
- ЦОРы по природоведению 5 класса
- Презентации:
- «Жизнь в морях и океанах»
- «Жизнь на разных материках»
- «Три среды обитания»
Пояснительная записка
Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для
изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
На реализацию содержания краеведческой составляющей использовано 6 часов (интегрировано с часами федерального компонента).
Цель изучения учебного предмета:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека
Задачи предмета:
- овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать:
- о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
- уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 5 классе, обеспечивают реализацию целей обучения природоведения на данной ступени обучения, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые практические работы.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: тестовый контроль, уроки обобщающего повторения, практические работы.
Тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов по разделам в программе для общеобразовательных учреждений | Количество часов по разделам в рабочей программе |
1 | Введение. Изучение природы | 3 | 4 |
2 | Вселенная. | 14 | 13 |
3 | Земля. | 18 | 18 |
4 | Жизнь на Земле. | 14 | 19 |
5 6 | Человек на Земле. Резервное время | 16 5 | 16 |
ИТОГО: | 70 | 70 |
Программа является модифицированной, так как в нее внесены следующие изменения:
- количество часов на раздел «Вселенная» уменьшено на 1 час, так как нет необходимого оборудования;
- на раздел «Жизнь на Земле» добавлено 5 часов, так как пятиклассники, в силу возрастных особенностей, не могут усвоить объемный материал в более сжатые сроки.
График прохождения контрольных работ
Раздел | № контрольной работы | Примерные сроки |
«Вселенная» | № 1 | |
«Планета Земля» | № 2 | |
«Жизнь на Земле» | № 3 | |
«Человек на Земле» | № 4 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
Изучение природы (4 часа)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
- Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
- Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
Вселенная (13 часов)
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Пр. №1 «Определение по звездной карте созвездий Северного полушария»
Земля (18 часов)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Демонстрации:
- Глобус.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
- Опыты, демонстрирующие горение веществ.
- Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Пр. №2 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств»
- Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.
- Наблюдение признаков химических реакций.
- Исследование 1-2 физических явлений.
Пр. №3 «Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин»
- Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления скорости ветра.
- Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Пр. №4 «Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек»
Жизнь на Земле (19 часов)
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы
- Изучение древних животных с использованием различных источников информации.
Пр. №5 «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах».
Пр. № 6 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных нашей местности с использовании различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)»
- Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.
Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (16 часов)
Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.
Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
- Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
- Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
- Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Пр. №7 «Экологические проблемы с. Белоярка и возможные пути их решения».
Пр. №8 «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой помощи».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во ч. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровня подготовки обучающегося | Лабораторные и практические работы | Примечание |
Введение. Изучение природы (4 часа) | |||||||
1-2 | Введение. Науки о природе. | 2 | ИНМ | Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология. | Знать, какие бывают естественные науки, что является объектом их изучения, какова роль науки в познании природы; как можно использовать знания о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека. Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать. | ||
3 | Методы изучения природы. | 1 | К | Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование. | Знать основные методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение); увеличительные и измерительные приборы; лабораторное оборудование, используемое для научных исследований. Уметь выполнять несложные практические работы, фиксировать их результаты в рабочей тетради; пользовать простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами |
| |
4 | Великие естествоиспытатели. | 1 | К | Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский. Биосфера. | Знать основных ученых-естествоиспытателей, внесших наибольший вклад в изучение природы. Уметь рассказывать о важнейших работах и открытиях ученых-естествоиспытателей. | ||
Вселенная (13 часов) | |||||||
5 | Вселенная. Как древние люди представляли себе вселенную. | 1 | ИНМ | Вселенная, модель Вселенной, Пифагор. | Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индусы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли. Уметь самостоятельно работать с учебником; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, использовать материалы учебника и дополнительную литературу. | ||
6 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | 1 | К | Аристотель, Клавдий Птолемей. | Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель Клавдий Птолемей, в чем заключались их взгляды на строение мира. Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; излагать материал, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них. | ||
7 | Николай Коперник, его модель Вселенной. | 1 | К | Николай Коперник. | Знать особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н. Коперником; в чем заключалось ее отличие от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Уметь сравнивать модель Вселенной по Н Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | ||
8 | Джордано Бруно и Галилео Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника. | 1 | К | Джордано Бруно и Галилео Галилей. | Знать, в чем заключались заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строение Вселенной, внесенный г. Галилеем; современные представления о строении Вселенной Уметь самостоятельно работать с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, делать выводы. | ||
9 | Солнечная систем, ее состав. Планеты земной группы. | 1 | К | Солнечная система, спутники планет, планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс | Знать строение Солнечной системы, название, строение, размеры и другие характеристики планет земной группы. Уметь дать сравнительную характеристику планет земной группы, показать на модели Солнечной системы эти планеты и их орбиты. | ||
10 | Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Планета - карлик – Плутон. | 1 | К | Планеты - гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон. | Знать планеты-гиганты и их характеристики: размеры, наличие атмосферы, поверхность, удаленность от Солнца, спутники. Уметь сравнивать планеты-гиганты между собой, а также с планетами земной группы. | ||
11 | Спутники планет. | 1 | К | Луна, кольца Сатурна, спутники планет | Знать спутник Земли – Луну и ее характеристики; спутники других планет Солнечной системы. Уметь объяснять, что собой представляет поверхность Луны; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с ее спутником, показать особенности строения спутников других планет Солнечной системы. | ||
12 | Астероиды. Кометы. | 1 | К | Астероиды, кометы, строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост. | Знать, что астероиды и кометы – малые небесные тела, входящие в состав Солнечной системы. Уметь показать, в чем заключается особенность строения астероидов и комет. | ||
13 | Метеоры. Метеориты. | 1 | К | Метеоры, метеориты. | Знать, что представляют собой метеоры и метеориты, в чем заключается их значение для планеты Земля. Уметь отличить метеоры от метеоритов. | ||
14 | Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. | 1 | К | Звезды, Солнце, Солнечная система. | Знать, что такое звезды; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию. | ||
15 | Многообразие звезд. Практическая работа № 1 | 1 | К | Звезды: гиганты, сверхгиганты, калики; созвездия | Знать, что звезды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень большом расстоянии от нашей планеты; многообразие звезд и их характеристика; что представляют собой созвездия – условные фигуры из ярких звезд на ночном небе. Уметь показать на карте звездного неба наиболее яркие звезды, входящие в состав созвездий; находить на звездной карте созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведицы; Дракон, Кассиопея, Пегас, Орел, Лира и др. | Пр. №1 «Определение по звездной карте созвездий Северного полушария» | |
16 | Обобщающий урок | 1 | К | Вселенная, Солнечная система, планета, астероид, метеорит, комета, звезда, созвездие. | Знать современные представления о строении Вселенной, строении Солнечной системы и планет, входящих в нее, характеристику и отличие небесных тел, а также строение и классификацию звезд. Уметь использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи | ||
17 | Контрольная работа №1 «Вселенная» | 1 | КР | ||||
Земля (18 часов) | |||||||
18 | Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | 1 | ИНМ | Гипотезы о возникновении Земли И. Канта, Ж.Бюффона, П.Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. | Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли И. Канта, Ж.Бюффона, П.Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинс; современные представления о возникновении Земли и Солнечной системы. Уметь сравнивать гипотезы между собой, выявляя их сильные и слабые стороны по сравнению с современными представлениями о возникновении Солнечной системы | ||
19 | Внутреннее строение Земли. | 1 | К | Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры. | Знать о внутренних оболочках Земли, о последовательности их расположения, характеристиках и роли в процессах, происходящих на поверхности Земли. Уметь показывать на модели Земли расположение и строение внутренних оболочек земли. | ||
20-21 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Полезные ископаемые Новосибирской области. Практическая работа №2. | 2 | Пр. | Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические; минералы, полезные ископаемые. | Знать принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые», классификацию полезных ископаемых. Уметь приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях. | Пр. №2 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств» | РК (1) |
22 | Вещества в окружающем мире. | 1 | ИНМ | Тела, чистые вещества, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие и газообразные вещества. | Знать о многообразии тел и веществ природы и их простейших классификациях; перечислять агрегатные состояния вещества. Уметь характеризовать и сравнивать различные тела (их форму, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, из которого оно состоит; приводить примеры тел, состоящих из разных веществ; делать выводы об агрегатном состоянии вещества. | Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. | |
23 | Явления в окружающем мире. | 1 | К | Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные; химические явления. | Знать о многообразии явлений в окружающем мире, в чем заключается особенность проявления физических и химических явлений, их значение в природе и жизни человека. Уметь объяснять и приводить примеры физических и химических явлений, описывать личные наблюдения и опыты. |
| |
24 | Землетрясения. | 1 | К | Землетрясения, эпицентр, очаг землетрясения, сейсмическая активность. | Знать, в чем заключаются причины землетрясения, что такое эпицентр и очаг землетрясения. Уметь показать на карте ми Ра и России сейсмически активные зоны и рассказать о крупнейших землетрясениях в истории Земли. | ||
25 | Вулканы. | 1 | К | Вулкан, кратер, жерло, очаг магмы, лава, конический и щитовой вулкан, вулканическая бомба. | Знать причины и продукты вулканической деятельности, строение вулкана. Уметь детально показать последовательность процессов при извержении вулкана. | ||
26 | Суша планеты. | 1 | ИНМ | Материк, континент, часть Света, архипелаг. | Знать общую характеристику материков. Уметь называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки) | ||
27 | Суша планеты. Практическая работа №3. | 1 | Пр. | Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова. | Знать правила заполнения контурной карты. Уметь обозначать на контурной карте материки, острова, вершины. | Пр. №3 «Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин». | |
28 | Атмосфера Земли. | 1 | ИНМ | Атмосфера, состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер; кислород, азот, углекислый газ. | Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью. Уметь определить по внешнему виду тип облаков. | ||
29 | Погода, климат. | 1 | К | Погода, климат, метеорология. | Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата и погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Уметь рассказывать об особенностях климата региона. |
| РК (2) |
30 | Ураганы. Смерчи. | 1 | К | Ураган, тайфун, торнадо, смерч. | Знать причины и последствия ураганов и смерчей, в чем заключается их влияние на природу и жизнь человека, в каких частях земного шара встречаются те или иные разновидности ураганов и смерчей. Уметь показать отличия ураганов и смерчей между собой. | ||
31 | Гидросфера земли, ее части. Мировой океан. | 1 | К | Гидросфера: Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере. | Знать составные части гидросферы, особенности распределения гидросферы на поверхности Земли, сущность круговорота воды в природе. Уметь показать на карте моря и океаны, окружающие материки, объяснить роль гидросферы и круговорота воды в природе в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли. | ||
32 | Воды суши. | 1 | К | Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники. | Знать источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды; как используются пресные воды человеком, какие существуют проблемы в использовании воды. Уметь логически мыслить: абстрагироваться, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. | ||
33 | Гидросфера Земли. Практическая работа №4 | 1 | Пр. | Знать правила работы с контурными картами. Уметь правильно обозначать на к/к океаны, моря, крупные реки. | Пр. №4 «Обозначение на контурной карте океанов, , морей, омывающих Россию, крупных рек» | ||
34 | Уникальность планеты Земля. | 1 | К | Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли. | Знать местоположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете. Уметь показать роль зеленых растений для поддержания постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов. | ||
35 | Контрольная работа №2 «Планета Земля» | 1 | КР | ||||
Жизнь на Земле (19 часов) | |||||||
36 | Развитие жизни на Земле. | 1 | ИНМ | Эра, период, каменноугольный период, юрский период | Знать историю развития жизни на Земле; вода – колыбель жизни; древнейшие водные растения и животные; растения и животные древних лесов; происхождение земноводных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений. Уметь работать с дополнительной литературой, устанавливать последовательность этапов развития жизни на Земле. | ||
37 | Животные прошлого. Динозавры. | 1 | К | Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, плезиозавр, птерозавр, тираннозавр и др. | Знать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение; доказательства развития растений и животных. Уметь отличать различные виды динозавров. | Изучение древних животных с использованием различных источников информации. | |
38 | Живые клетки. | 1 | К | Клетка, растительная и животная клетка, многообразие клеток, половые клетки. | Знать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; роль половых клеток в размножении организмов. Уметь показать многообразие клеток организма и объяснить их функции. | ||
39 | Строение клетки. | 1 | К | Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоль, хлоропласт, митохондрия и др; деление клеток. | Знать строение и значение главных частей клеток (оболочки, цитоплазмы, ядра) и дополнительных частей клетки (митохондрий, вакуолей, хлоропластов, лизосом). Уметь показать отличия животных клеток от растительных, объяснить особенности жизнедеятельности клетки. | ||
40 | Практическая работа №5 | 1 | Пр. | Строение микроскопа | Знать разновидности клеток, их строение и жизнедеятельность; строение микроскопа и правила работы с ним. Уметь работать с микроскопом, рассматривать готовые препараты клеток, сравнивать, делать выводы. | Пр. №5 «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах». | |
41 | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | 1 | ИНМ | Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Одноклеточные организмы, Простейшие. | Знать царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных организмов. Уметь работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения. | ||
42 | Многоклеточные организмы (грибы, растения) | 1 | К | Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. | Знать особенности строения и жизнедеятельности многоклеточных организмов: грибов, растений, животных; отличие грибов от растений; многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые; многообразие. Уметь показать отличительные особенности организмов различных царств и классов. | ||
43 | Беспозвоночные и позвоночные животные. | 1 | К | Беспозвоночные и позвоночные. | Знать разнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; знать беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами. Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, дополнительной литературой. | ||
44 | Практическая работа № 6 | 1 | Пр | Фотографии, гербарии | Знать особенности внешнего строения растений и животных, основные виды, встречающиеся в области и регионе. Уметь работать с раздаточным материалом. | Пр. № 6 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных нашей местности с использовании различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)» | РК (3) |
45 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. | 1 | ИНМ | Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда. | Знать многообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в ней. Уметь объяснять приспособления животных к условиям среды обитания. | Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. | |
46 | Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | К | Водная среда | Знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной; водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитания в водной среде; распространение растений в водной среде на различной глубине. Уметь объяснять особенности внешнего строения водных животных | Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. | |
47 | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | К | Почвенная среда. | Знать о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных; приспособленность организмов к почвенной среде. Уметь показать особенности строения животных почвы. | Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. | |
48 | Жизнь на разных материках. | 1 | К | Флора и фауна материков. | Знать особенности растительного и животного мира Евразии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии и Антарктиды. Уметь показать отличительные особенности видового состава животных и растений на материках. | ||
49-50-51 | Природные зоны Земли. | 3 | К | Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. | Знать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зона планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распределения растений и животных на суше. Уметь показывать на карте основные природные зоны Земли. | ||
52-53 | Жизнь в морях и океанах. | 2 | К | Сообщества живых организмов: поверхности воды, толщи воды, донное, глубоководное (планктон, нектон, бентос) | Знать разнообразие растений и животных морей и океанов; о распространении их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; о взаимосвязях приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. Уметь показать особенности жизни в разных сообществах живых организмов. | ||
54 | Контрольная работа №3 «Жизнь на Земле» | 1 | КР | . | |||
Человек на Земле (16 часов) | |||||||
55 | Происхождение человека. | 1 | ИНМ | Дриопитеки, австралопитеки. | Знать предков человека, среду их обитания и образ жизни. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами), извлекать из них нужную информацию. | ||
56 | Первые люди. | 1 | К | Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец) | Знать о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития. Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно. | ||
57 | История географических открытий. Открытие Америки. | 1 | К | Христофор Колумб. | Знать историю открытия Америки, маршруты Х. Колумба. Уметь показать значение открытия Америки в мировой истории. | ||
58 | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | К | Виллем Янсзон, Джеймс Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. | Знать первооткрывателей Австралии и Антарктиды, время открытия этих материков. Уметь кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков. | ||
59 | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | 1 | К | Марко Поло, Фернан Магеллан, Васко де Гама, Афанасий Никитин, Витус Беренг и др. | Знать, как люди открывали новые земли, причины и особенности сухопутных и морских маршрутов путешественников – первооткрывателей. Уметь назвать имена 3-5 великих путешественников – первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги | ||
60 | Как человек изменил Землю. | 1 | ИНМ | Экологические проблемы. Загрязнение почвы (свалки), воды и воздуха (промышленные и радиоактивные отходы) | Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе. Уметь логические мыслить и оформлять результаты своей деятельности в виде таблиц, схем, выводов | ||
61 | Три «подарка» человека своей планете. | 1 | ИНМ | Загрязнение атмосферы, парниковые газы. | Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы; причины, вызывающие разрушение озонового слоя и парниковый эффект, меры их предотвращения. Уметь объяснять причины возникновения кислотных дождей, их последствия и меры предотвращения; последствия и влияние озоновых дыр на живые организмы. | ||
62 | Жизнь под угрозой. | 1 | К | Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, национальные парки, ботанические сады; Красная книга, Красная книга области. | Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека. Уметь рассказывать о мерах, предпринимаемых человеком для сохранения биологического разнообразия. | РК (4) | |
63- 64 | Опустынивание и его причины. Защита земель от опустынивания. Практическая работа № 7 | 2 | К | Опустынивание, распашка земель. | Знать сущность понятия «опустынивание», причины опустынивания и меры его остановки и защиты земель от этого процесса. Уметь показать на физической карте крупнейшие пустыни мира. | Пр. №7 «Экологические проблемы с. Белоярка и возможные пути их решения». | РК (5) |
65- 66 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 8 | 2 | ИНМ | ОБЖ человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. | Знать, что входит в понятие «здоровый образ жизни», что такое вредные привычки, их разновидности и воздействие на организм человека; какие еще опасные факторы влияют на здоровье, что такое закаливание, рациональное питание, польза физических упражнений. Уметь организовать свой образ жизни с минимальным воздействием негативных факторов на здоровье. | Пр. №8 «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой помощи». | |
67 | Человек на земле. | 1 | К | Влияние человека на природу. | Знать о взаимосвязях в природе, о правилах поведения в природе. Уметь доказывать взаимосвязи в природе между живыми и неживыми компонентами, оказывать посильную помощи в деле охраны природы, вести наблюдение за жизнью природы. | ||
68- 69 | Ядовитые растения и опасные животные. Ядовитые растения и опасные животные Новосибирской области | 2 | К | Гадюка; вех ядовитый, аконит, дурман, белена черная, ядовитые грибы | Знать ядовитые растения и грибы, животных Новосибирской области. Уметь отличать ядовитые грибы от съедобных, ядовитые растения; ужа от гадюки | РК (6) | |
70 | Контрольная работа № 4 «Человек на Земле». | 1 | КР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...