Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

 

Примерная рабочая программа составлена в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и Программе для общеобразовательных учреждений. Биология, издательство «Дрофа», 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                «Рассмотрено»

Директор школы Лопатина Т.В.                                                  МО естественно-научного цикла

Приказ №      от                 2013г.                                                  Приказ №    от                      2013г.

.                                                                              

                                                           

Рабочая программа по природоведению в 5   классе

Учитель I квалификационной категории Сапронова Марина Георгиевна

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района


Природоведение 5 класс (базовый уровень)

Примерная рабочая программа составлена в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и Программе для общеобразовательных учреждений. Биология, издательство «Дрофа», 2009.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

В течение года:

 

Контрольных работ: 4

Практических работ:  8

Методическое обеспечение:  

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2008г.
  2. Новые государственные стандарты школьного образования. «АСТ. Астрель», Москва, 2006г.
  3. «Природоведение»  5 класс. Авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа», 2011.
  4. Атлас с комплектом контурных карт. 5 класс. М.: Просвещение, 2010г.
  5. Методическое пособие к учебнику  «Природоведение»  5 класс. Авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа».
  6. Дидактические карточки-задания к учебнику «Природоведение»  5 класс. Авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа».
  7. Биологические лабиринты к учебнику «Природоведение»  5 класс. Авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: «Дрофа»/
  8. https://my.1september.ru/

Multimedia – поддержка предмета:

  1. Природоведение. 5 класс:: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2009. – 1 электрон. опт. Диск
  2. ЦОРы по природоведению 5 класса
  3. Презентации:
  • «Жизнь в морях и океанах»
  • «Жизнь на разных материках»
  • «Три среды обитания»

Пояснительная записка

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для

изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

        Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

           На реализацию содержания краеведческой составляющей использовано 6 часов (интегрировано с часами федерального компонента).

Цель изучения учебного предмета:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека

Задачи предмета:

  • овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
  • уметь:
  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических  явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 5 классе, обеспечивают реализацию целей обучения природоведения на данной ступени обучения, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые практические работы.

    Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: тестовый контроль, уроки обобщающего повторения, практические работы.

Тематический план.

п/п

Тема

Количество часов по разделам в программе для общеобразовательных учреждений

Количество часов  по разделам в рабочей программе

1

Введение. Изучение природы

3

4

2

Вселенная.

14

13

3

Земля.

18

18

4

Жизнь на Земле.

14

19

5

6

Человек на Земле.

Резервное время

16

5

16

ИТОГО:

70

70

Программа является модифицированной, так как в нее внесены следующие изменения:

  • количество часов на раздел «Вселенная» уменьшено на 1 час, так как нет необходимого оборудования;
  • на раздел «Жизнь на Земле» добавлено 5 часов, так как пятиклассники, в силу возрастных особенностей, не могут усвоить объемный материал в более сжатые сроки.

График прохождения контрольных работ

Раздел

№ контрольной работы

Примерные сроки

«Вселенная»

№ 1

«Планета Земля»

№ 2

«Жизнь на Земле»

№ 3

«Человек на Земле»

№ 4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)

Изучение природы (4 часа)

         Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации: 

  1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
  2. [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
  3. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
  4. Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

  • Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
  • Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

Вселенная (13 часов)

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) 

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. 

Демонстрации:

  1. Карта звездного неба.
  2. Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Пр. №1 «Определение по звездной карте созвездий Северного полушария»

Земля (18 часов)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.       

Демонстрации:

  1. Глобус.
  2. Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
  3. Опыты, демонстрирующие горение веществ.
  4. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

     Пр. №2 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств»

  • Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.
  • Наблюдение признаков химических реакций.
  • Исследование 1-2 физических явлений.

     Пр. №3 «Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин»

  • Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления скорости ветра.
  • Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Пр. №4 «Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек»

Жизнь на Земле (19 часов)

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

Практические работы

  • Изучение древних животных с использованием различных источников информации.

      Пр. №5 «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах».

Пр. № 6 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных нашей местности с использовании различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)»

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (16 часов)

Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.

Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

  1. Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
  2. Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
  3. Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Пр. №7 «Экологические проблемы с. Белоярка и возможные пути их решения».

Пр. №8 «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой помощи».

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во ч.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровня подготовки обучающегося

Лабораторные и практические работы

Примечание

Введение. Изучение природы (4 часа)

1-2

Введение. Науки о природе.

2

ИНМ

Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология.

Знать, какие бывают естественные науки, что является объектом их изучения, какова роль науки в познании природы; как можно использовать знания  о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека.

Уметь работать с текстом учебника; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать.

3

Методы изучения природы.

1

К

Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование.

Знать основные методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение); увеличительные и измерительные приборы; лабораторное оборудование, используемое для научных исследований.

Уметь выполнять несложные практические работы, фиксировать их результаты в рабочей тетради; пользовать простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Проведение наблюдений.

4

Великие естествоиспытатели.

1

К

Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Биосфера.

Знать основных ученых-естествоиспытателей, внесших наибольший вклад в изучение природы.

Уметь рассказывать о важнейших работах и открытиях ученых-естествоиспытателей.

Вселенная (13 часов)

5

Вселенная. Как древние люди представляли себе вселенную.

1

ИНМ

Вселенная, модель Вселенной, Пифагор.

Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индусы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли.

Уметь самостоятельно работать с учебником; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, использовать материалы учебника и дополнительную литературу.

6

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

1

К

Аристотель, Клавдий Птолемей.

Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель Клавдий Птолемей, в чем заключались их взгляды на строение мира.

Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; излагать материал, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них.

7

Николай Коперник, его модель Вселенной.

1

К

Николай Коперник.

Знать особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н. Коперником; в чем заключалось ее отличие от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Уметь сравнивать модель Вселенной по Н Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

8

Джордано Бруно и Галилео Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника.

1

К

Джордано Бруно и Галилео Галилей.

Знать, в чем заключались заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строение Вселенной, внесенный г. Галилеем; современные представления о строении Вселенной

Уметь самостоятельно работать с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции: сравнивать, анализировать, делать выводы.

9

Солнечная систем, ее состав. Планеты земной группы.

1

К

Солнечная система, спутники планет, планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс

Знать строение Солнечной системы, название, строение, размеры и другие характеристики планет земной группы.

Уметь дать сравнительную характеристику планет земной группы, показать на модели Солнечной системы  эти планеты и их орбиты.

10

Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Планета -  карлик – Плутон.

1

К

Планеты -  гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Плутон.

Знать планеты-гиганты и их характеристики: размеры, наличие атмосферы, поверхность, удаленность от Солнца, спутники.

Уметь сравнивать планеты-гиганты между собой, а также с планетами земной группы.

11

Спутники планет.

1

К

Луна, кольца Сатурна, спутники планет

Знать спутник Земли – Луну и ее характеристики; спутники других планет Солнечной системы.

Уметь объяснять, что собой представляет поверхность Луны; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с ее спутником, показать особенности строения спутников других планет Солнечной системы.

12

Астероиды. Кометы.

1

К

Астероиды, кометы, строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост.

Знать, что астероиды и кометы – малые небесные тела, входящие в состав Солнечной системы.

Уметь показать, в чем заключается особенность строения астероидов и комет.

13

Метеоры. Метеориты.

1

К

Метеоры, метеориты.

Знать, что представляют собой метеоры и метеориты, в чем заключается их значение для планеты Земля.

Уметь отличить метеоры от метеоритов.

14

Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

1

К

Звезды, Солнце, Солнечная система.

Знать, что такое звезды; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию.

15

Многообразие звезд. Практическая работа № 1

1

К

Звезды: гиганты, сверхгиганты, калики; созвездия

Знать, что звезды – гигантские пылающие шары, находящиеся на очень большом расстоянии от нашей планеты; многообразие звезд и их характеристика; что представляют собой созвездия – условные фигуры из ярких звезд на ночном небе.

Уметь показать на карте звездного неба наиболее яркие звезды, входящие в состав созвездий; находить на звездной карте созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведицы; Дракон, Кассиопея, Пегас, Орел, Лира и др.

Пр. №1 «Определение по звездной карте созвездий Северного полушария»

16

Обобщающий урок

1

К

Вселенная, Солнечная система, планета, астероид, метеорит, комета, звезда, созвездие.

Знать современные представления о строении Вселенной, строении Солнечной системы и планет, входящих в нее, характеристику и отличие небесных тел, а также строение и классификацию звезд.

Уметь использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи

17

Контрольная работа №1 «Вселенная»

1

КР

Земля (18 часов)

18

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

1

ИНМ

Гипотезы о возникновении Земли И. Канта, Ж.Бюффона, П.Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса.

Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли И. Канта, Ж.Бюффона, П.Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинс; современные представления о возникновении Земли и Солнечной системы.

Уметь сравнивать гипотезы между собой, выявляя их сильные и слабые стороны по сравнению с современными представлениями о возникновении Солнечной системы

19

Внутреннее строение Земли.

1

К

Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры.

Знать о внутренних оболочках Земли, о последовательности их расположения, характеристиках и роли в процессах, происходящих на поверхности Земли.

Уметь показывать на модели Земли расположение и строение внутренних оболочек земли.

20-21

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Полезные ископаемые Новосибирской области. Практическая работа №2.

2

Пр.

Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические; минералы, полезные ископаемые.

Знать принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые», классификацию полезных ископаемых.

Уметь приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях.

Пр. №2 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств»

РК (1)

22

Вещества в окружающем мире.

1

ИНМ

Тела, чистые вещества, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие и газообразные вещества.

Знать о  многообразии тел и веществ природы и их простейших классификациях; перечислять агрегатные состояния вещества.

Уметь характеризовать и сравнивать различные тела (их форму, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, из которого оно состоит; приводить примеры тел, состоящих из разных веществ; делать выводы об агрегатном состоянии вещества.

Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

23

Явления в окружающем мире.

1

К

Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные; химические явления.

Знать о многообразии явлений в окружающем мире, в чем заключается особенность проявления физических и химических явлений, их значение в природе и жизни человека.

Уметь объяснять и приводить примеры физических и химических явлений, описывать личные наблюдения и опыты.

  • Наблюдение признаков химических реакций.
  • Исследование 1-2 физических явлений.

24

Землетрясения.

1

К

Землетрясения, эпицентр, очаг землетрясения, сейсмическая активность.

Знать, в чем заключаются причины землетрясения, что такое эпицентр и очаг землетрясения.

Уметь показать на карте ми Ра и России сейсмически активные зоны и рассказать о крупнейших землетрясениях в истории Земли.

25

Вулканы.

1

К

Вулкан, кратер, жерло, очаг магмы, лава, конический и щитовой вулкан, вулканическая бомба.

Знать причины и продукты вулканической деятельности, строение вулкана.

Уметь детально показать последовательность процессов при извержении вулкана.

26

Суша планеты.

1

ИНМ

Материк, континент, часть Света, архипелаг.

Знать общую характеристику материков.

Уметь называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки)

27

Суша планеты. Практическая работа №3.

1

Пр.

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова.

Знать правила заполнения контурной карты.

Уметь обозначать на контурной карте материки, острова, вершины.

Пр. №3 «Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин».

28

Атмосфера Земли.

1

ИНМ

Атмосфера, состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер; кислород, азот, углекислый газ.

Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.

Уметь определить по внешнему виду тип облаков.

29

Погода, климат.

1

К

Погода, климат, метеорология.

Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата и погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Уметь рассказывать об особенностях климата региона.

  • Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления скорости ветра.
  • Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

РК (2)

30

Ураганы. Смерчи.

1

К

Ураган, тайфун, торнадо, смерч.

Знать причины и последствия ураганов и смерчей, в чем заключается их влияние на природу и жизнь человека, в каких частях земного шара встречаются те или иные разновидности ураганов и смерчей.

Уметь показать отличия ураганов и смерчей между собой.

31

Гидросфера земли, ее части. Мировой океан.

1

К

Гидросфера: Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере.

Знать составные части гидросферы, особенности распределения гидросферы на поверхности Земли, сущность круговорота воды в природе.

Уметь показать на карте моря и океаны, окружающие материки, объяснить роль гидросферы и круговорота воды в природе в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли.

32

Воды суши.

1

К

Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники.

Знать источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды; как используются пресные воды человеком, какие существуют проблемы в использовании воды.

Уметь логически мыслить: абстрагироваться, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

33

Гидросфера Земли. Практическая работа №4

1

Пр.

Знать правила работы с контурными картами.

Уметь правильно обозначать на к/к океаны, моря, крупные реки.

Пр. №4 «Обозначение на контурной карте океанов, , морей, омывающих Россию, крупных рек»

34

Уникальность планеты Земля.

1

К

Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли.

Знать местоположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете.

Уметь показать роль зеленых растений для поддержания постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов.

35

Контрольная работа  №2 «Планета Земля»

1

КР

Жизнь на Земле (19 часов)

36

Развитие жизни на Земле.

1

ИНМ

Эра, период, каменноугольный период, юрский период

Знать историю развития жизни на Земле; вода – колыбель жизни; древнейшие водные растения и животные; растения и животные древних лесов; происхождение земноводных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений.

Уметь работать с дополнительной литературой, устанавливать последовательность этапов развития жизни на Земле.

37

Животные прошлого. Динозавры.

1

К

Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, плезиозавр, птерозавр, тираннозавр и др.

Знать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение; доказательства развития растений и животных.

Уметь отличать различные виды динозавров.

Изучение древних животных с использованием различных источников информации.

38

Живые клетки.

1

К

Клетка, растительная и животная клетка, многообразие клеток, половые клетки.

Знать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; роль половых клеток в размножении организмов.

Уметь показать многообразие клеток организма и объяснить их функции.

39

Строение клетки.

1

К

Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоль, хлоропласт, митохондрия и др; деление клеток.

Знать строение и значение главных частей клеток (оболочки, цитоплазмы, ядра) и дополнительных частей клетки (митохондрий, вакуолей, хлоропластов, лизосом).

Уметь показать отличия животных клеток от растительных, объяснить особенности жизнедеятельности клетки.

40

Практическая работа №5

1

Пр.

Строение микроскопа

Знать разновидности клеток, их строение и жизнедеятельность; строение микроскопа и правила работы с ним.

Уметь работать с микроскопом, рассматривать готовые препараты клеток, сравнивать, делать выводы.

Пр. №5 «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах».

41

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

1

ИНМ

Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Одноклеточные организмы, Простейшие.

Знать царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Уметь работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения.

42

Многоклеточные организмы (грибы, растения)

1

К

Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Знать особенности строения и жизнедеятельности многоклеточных организмов: грибов, растений, животных; отличие грибов от растений; многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые; многообразие.

Уметь показать отличительные особенности организмов различных царств и классов.

43

Беспозвоночные и позвоночные животные.

1

К

Беспозвоночные и позвоночные.

Знать разнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; знать беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами.

Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, дополнительной литературой.

44

Практическая работа № 6

1

Пр

Фотографии, гербарии

Знать особенности внешнего строения растений и животных, основные виды, встречающиеся в области и регионе.

Уметь работать с раздаточным материалом.

Пр. № 6 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных нашей местности с использовании различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)»

РК (3)

45

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

1

ИНМ

Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

Знать многообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в ней.

Уметь объяснять приспособления животных к условиям среды обитания.

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

46

Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.

1

К

Водная среда

Знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной; водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитания в водной среде; распространение растений в водной среде на различной глубине.

Уметь объяснять особенности внешнего строения водных животных

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

47

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

1

 К

Почвенная среда.

Знать о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных; приспособленность организмов к почвенной среде.

Уметь показать особенности строения животных почвы.

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

48

Жизнь на разных материках.

1

К

Флора и фауна материков.

Знать особенности растительного и животного мира Евразии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии и Антарктиды.

Уметь показать отличительные особенности видового состава животных и растений на материках.

49-50-51

Природные зоны Земли.

3

К

Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические.

Знать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зона планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распределения растений и животных на суше.

Уметь показывать на карте основные природные зоны Земли.

52-53

Жизнь в морях и океанах.

2

К

Сообщества живых организмов: поверхности воды, толщи воды, донное, глубоководное (планктон, нектон, бентос)

Знать разнообразие растений и животных морей и океанов; о распространении их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; о взаимосвязях  приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Уметь показать особенности жизни в разных сообществах живых организмов.

54

Контрольная работа №3 «Жизнь на Земле»

1

КР

.

Человек на Земле (16 часов)

55

Происхождение человека.

1

ИНМ

Дриопитеки, австралопитеки.

Знать предков человека, среду их обитания и образ жизни.

Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами), извлекать из них нужную информацию.

56

Первые люди.

1

К

Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец)

Знать о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.

Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

57

История географических открытий. Открытие Америки.

1

К

Христофор Колумб.

Знать историю открытия Америки, маршруты Х. Колумба.

Уметь показать значение открытия Америки в мировой истории.

58

Открытие Австралии и Антарктиды.

1

К

Виллем Янсзон, Джеймс Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Знать первооткрывателей Австралии и Антарктиды, время открытия этих материков.

Уметь кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.

59

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

1

К

Марко Поло, Фернан Магеллан, Васко де Гама, Афанасий Никитин, Витус Беренг и др.

Знать, как люди открывали новые земли, причины и особенности сухопутных и морских маршрутов путешественников – первооткрывателей.

Уметь назвать  имена 3-5 великих путешественников – первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги

60

Как человек изменил Землю.

1

ИНМ

Экологические проблемы. Загрязнение почвы (свалки), воды и воздуха (промышленные и радиоактивные отходы)

Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе.

Уметь логические мыслить и оформлять результаты своей деятельности в виде таблиц, схем, выводов

61

Три «подарка» человека своей планете.

1

ИНМ

Загрязнение атмосферы, парниковые газы.

Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы; причины, вызывающие разрушение озонового слоя и парниковый эффект, меры их предотвращения.

Уметь объяснять причины возникновения кислотных дождей, их последствия и меры предотвращения; последствия и влияние озоновых дыр на живые организмы.

62

Жизнь под угрозой.

1

К

Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, национальные парки, ботанические сады; Красная книга, Красная книга области.

Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека.

Уметь рассказывать о мерах, предпринимаемых человеком для сохранения биологического разнообразия.

РК (4)

63-

64

Опустынивание и его причины. Защита земель от опустынивания. Практическая работа № 7

2

К

Опустынивание, распашка земель.

Знать сущность понятия «опустынивание», причины опустынивания и меры его остановки и защиты земель от этого процесса.

Уметь показать на физической карте крупнейшие пустыни мира.

Пр. №7 «Экологические проблемы с. Белоярка и возможные пути их решения».

РК (5)

65-

66

Здоровье человека и безопасность жизни.

Практическая работа № 8

2

ИНМ

ОБЖ человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь.

Знать, что входит в понятие «здоровый образ жизни», что такое вредные привычки, их разновидности и воздействие на организм человека; какие еще опасные факторы влияют на здоровье, что такое закаливание, рациональное питание, польза физических упражнений.

Уметь организовать свой образ жизни с минимальным воздействием негативных факторов на здоровье.

Пр. №8 «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой помощи».

67

Человек на земле.

1

К

Влияние человека на природу.

Знать о взаимосвязях в природе, о правилах поведения в природе.

Уметь доказывать взаимосвязи в природе между живыми и неживыми компонентами, оказывать посильную помощи в деле охраны природы, вести наблюдение за жизнью природы.

68-

69

Ядовитые растения и опасные животные. Ядовитые растения и опасные животные Новосибирской области

2

К

Гадюка; вех ядовитый, аконит, дурман, белена черная, ядовитые грибы

Знать ядовитые растения и грибы, животных Новосибирской области.

Уметь отличать ядовитые грибы от съедобных, ядовитые растения; ужа от гадюки

РК (6)

70

Контрольная работа № 4 «Человек на Земле».

1

КР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...