Конспект урока по природоведению на тему:"Вулкан"
план-конспект занятия по природоведению (5 класс) по теме

Ермошина Любовь Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

Мастер – класс по природоведению

на тему: «Вулканы»

Корсакова Любовь Ивановна,

 учитель биологии, экологии

Ивантеевка - 2010

Урок по природоведению на тему: «Вулканы»

Цели урока: Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.

Образовательные задачи:

Изучить особенности строения вулканов; Сформировать у обучающихся  новые знания о вулканах.

Развивающие задачи:

Развивать образное логическое мышление, познавательные способности и интересы обучающихся.

Воспитательные задачи:

Воспитать  любознательность, стремление к знаниям.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
  2. По характеру деятельности учителя: проблемные.
  3. По характеру деятельности учащихся: исследовательские.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: физическая карта мира, презентация, проектор, схемы-рисунки, памятки, карточки.

Ход урока

1.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Добрый день, ребята!

       Сегодня урок у вас необычный, так как проведу у вас его я  - зовут меня Любовь Ивановна.

       

2.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Слайд № 1

       Наш урок я предлагаю начать с просмотра картины .Что вы видите на картине. Опишите  ( как называется природное явление которое изображено на картине.)

Как вы думаете, какой теме мы посвятим сегодняшний  урок. Верно.

Слайд № 2

Тема нашего урока «Вулканы». Давайте подумаем, что мы будем делать с вами на уроке.

       

3.     ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Для того чтобы выполнить план урока, необходимо вспомнить как называются все изменения, происходящие в природе.

Какие явления природы вы видели сами?

А какое явление мы можем наблюдать сегодня за окном?

Давайте сделаем вывод. Вы сказали, идет снег, дождь, замерзает вода, падают листья. Как можно это назвать одной фразой?  

А это грозные явления природы?

А как вы думаете ребята, вулкан это грозное явление или нет?

А как вы думаете, кто занимается изучением вулканов? Ребят, а каждый человек может стать ученым? Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли ученых. А для этого нам с вами нужно решить следующие научные проблемы:

Слайд № 3(проблемные вопросы)

а) что такое вулкан?

Чтобы ответить на данный  вопрос мы обратимся к алгоритму:

1. Лексическое значение слова вулкан;

2. Рождение вулкана; 

 3.Строение вулкана; 

4. Виды вулканов. 

Из какого источника мы можем узнать значение слова «вулкан». А поможет нам в этом:

Как вы думаете, как рождается вулкан?

Чтобы ответить на третий вопрос нашего алгоритма, мы обратимся к схемам лежащим у вас на столах. Посмотрите внимательно и назовите основные части вулкана. А кто хочет пойти к доске и показать это на слайде?

Так что же такое вулкан?

(Слайд № 4 - 6)

Вулкан – (от лат. Vulcanus – огонь, пламя), геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

Рождение вулкана.

Как только в земной коре образуется трещина, идущая из глубины поверхности Земли, давление под ней резко падает и глубинные вещества превращаются в огненно-жидкую массу – магму.

По трещинам она поднимается вверх, теряет часть газов и изливается на поверхность Земли, образуя – лаву.

(Слайд № 7 - 8)

Строение вулкана.

Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Жерло – канал, идущий вглубь от кратера, по нему поднимается магма.

Очаг магмы – расположен у верхней границы мантии, где давление меньше, температура высокая.

Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.

Виды вулканов.

Слайд № 9 -12

Действующие

Потухшие

Уснувшие

Вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. Их насчитывается около 800
(на Камчатке).

Об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать.

Бездействуют много тысяч лет (Крым, Забайкалье).

 

А как вы думаете, есть ли у вас ответ на столах на следующий наш вопрос?

Так какие же виды вулканов, мы можем назвать? Я ребята , зачитываю вам определение, а вы должны показать карточкой вид вулкана.

А теперь дайте определение уснувшим вулканам.

б) Так является ли вулкан грозным явлением?

Слайд № 14-19 (изображение вулканов)

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Ребята, вы сегодня были настоящими учеными, какое открытие для себя вы сегодня сделали?

5.РЕФЛЕКСИЯ.

-    Выберите из данного перечня прилагательных, то , которое характеризует наш урок.(6-7)

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен,
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан

6.ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

(слайд презентации № 20)

1)    Учебник стр.73-77.

2)    Подготовить презентацию.

7.ИТОГИ УРОКА.

Выставление оценок за урок

Урок окончен. Спасибо всем! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по природоведению в 5 классе, тема "Рождающая жизнь"

Урок  раскрывает значение воды для живых организмов, знакомит с её свойствами и поднимает проблему бережного отношения к ней. Он построен в проблемно-диалоговом ключе, способствует развитию ...

Конспект урока по природоведению Тема " «Вещества в окружающем мире»

Конспект урока по природоведению. Тема " «Вещества в окружающем мире»...

Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Конспект урока по природоведению по теме "Почва"

конспект урока по природоведению в 5 классе по учебнику трайтака. Урок построен с использованием слайдов презентации...

Конспект урока по природоведению по теме: "Труд людей зимой"

Цель:показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы;закрепить умения отвечать на вопросы полным предложением, развитие произноси...

Конспект урока по природоведению на тему "Смена дня и ночи" 5 класс, ОВЗ

Цель урока: дать обучающимся представления о назначении Солнца, наблюдать за изменениями Земли.  Задачи урока:Личностные: развивать познавательную активность детей на уроках географии.Регуля...

Конспект урока по природоведению на тему "Свойства воздуха" 5 класс ОВЗ

Цель урока: познакомить обучающихся с газообразным телом неживой природы – воздухом, его свойствами. Задачи урока:Личностные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, ...