Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Программа по природоведению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по природоведению для 5 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования, предложенного А.А.Плешаковым и Н.И.Сониным с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 уч.год , (протокол педсовета № 1 от 31.08.2012г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._5_klass_-_rab_progr_po_prirodovedeniyu.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г.Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5
Рассмотрено на заседании экспертно - методического совета. Протокол № 1 от 10.09.2012г. Руководитель ШМО Куликова И.М.___________ | Согласовано Заместитель директора школы Турова Л.И.__________ | Утверждено Приказом директора №_____от 11.09.2012г. Директор МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска Дюкарев А.Ф.____________ |
Рабочая программа
по природоведению
5 класс
на 2012-2013 уч. год
Учитель биологии -
Стреколовская Н.Н.
г.Саяногорск – 2012г.
I. Пояснительная записка
- Основа содержания обучения предмета.
Программа по природоведению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по природоведению для 5 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования, предложенного А.А.Плешаковым и Н.И.Сониным с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 уч.год , (протокол педсовета № 1 от 31.08.2012г.)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребёнок устремлён к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации, поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
2.Цели:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи;
3.Краткая характеристика предмета «Природоведение».
Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приёмов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
4. Место предмета в базисном учебном плане.
На основании учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 учебный год по БУП 2004 г, утверждённого приказом директора педсовета № 1 от 31.08.2012г предусмотрено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
5. Особенности преподавания предмета «Природоведение»
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, программой предусмотрено проведение практических работ, НРК, запланировано проведение уроков ИКТ.
6. УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета
УМК в 5 классе включает в себя учебник: “Природоведение” авторы: Плешаков А.А., Сонин Н.Н. Изд. ”Дрофа”-2012г., рабочая тетрадь по природоведению – для учащихся, рабочая тетрадь для учителя “Биология - природоведение” авторы: Сонин Н.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В., программа авторов - А, А, Плешакова и Н, И, Сонина. Учебник по природоведению соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 уч.год (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 2885 от 27.12. 2012г.)
Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013уч.г. рассмотрен на заседании экспертно - методического совета (Протокол № 6 от 03.05.2012г.) и утверждён приказом директора по школе № 148 от 03.05.2012г.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 ч., 2часа в неделю)
Тема 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
• Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Великие естествоиспытатели.
Тема 2. Вселенная (14часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
( Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.
Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
• Демонстрации
Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
• Практическая работа
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3. Земля (18часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюф-фон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
• Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
• Практические работы
Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (14часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление
клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
• Практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле (16 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих
ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
• Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
• Практические работы
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Диагностический инструментарий. Природоведение 5 класс
№ | Тема | Вид работы | Сроки проведения (месяц) |
1. | Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. | Практическая работа | |
2. | Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба. | Практическая работа | |
3. | Теме: «Вселенная». | Контрольная работа | |
4. | Описание минералов и горных пород, определение их свойств. | Практическая работа | |
5. | Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин. | Практическая работа | |
6. | Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек. | Практическая работа | |
7. | Тема: «Земля» | Контрольная работа | |
8. | Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах. | Практическая работа | |
9. | Исследования разнообразия растений с использованием гербарных материалов. | Практическая работа | |
10. | Теме “Жизнь на Земле”. | Контрольная работа | |
11. | Овладение способами оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, переломах, растяжении связок, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений. | Практическая работа | |
12. | Тема: «Человек на Земле». | Контрольная работа | |
7. Требования к уровню подготовки.
В результате изучения курса природоведения ученик должен
знать/понимать
• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
• строение живой клетки (главные части);
• царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
• среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
• природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
• изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
• важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
• основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
• узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
• приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
• указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
• находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
• описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
. • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
• пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
• измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
• определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
• составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
• оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по природоведению
Дата | Тема | Всего часов | ИКТ | Выполнение практической части | ||||||
к/р | пр/р | л/р | р/р | вн/ч | экс. | нрк | ||||
1. Изучение природы. 1.Науки о природе. 2.Методы изучения природы. 3.Великие естествоиспытатели. | 3 | 1 | 1 | |||||||
2.Вселенная. 1.Как древние люди представляли себе Вселенную. 2.Взгляды Пифагора, Аристотеля , Птолемея. 3.От Коперника до наших дней. 4.Солнечная система, её состав. 5.Планеты земной группы. 6.Планеты – гиганты. 7.Плутон. 8.Спутники планет. 9.Астероиды, кометы. 10.Метеоры, метеориты. 11.Звёзды, многообразие звёзд. 12.Солнце как ближайшая к нам звезда. 13.Созвездия. 14.Контрольная работа по теме: ”Вселенная”. | 14 | 1 | 1 | 1 | ||||||
3.Земля. 1.Гипотезы о возникновении Земли. 2.Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. 3.Внутреннее строение Земли. 4.Горные породы, минералы (в Хакасии) 5. Полезные ископаемые (в Хакасии) 6.Вещества и их использование. 7.Простые и сложные вещества, смеси. 8.Мноообразие явлений природы. 9.Землетрясения. 10.Вулканы. 11.Суша планеты. Материки, острова. 12.Характеристика природных условий материков ( в Хакасии) 13.Атмосфера. 14.Ураганы, смерчи. 15.Гидросфера. Воды суши. Подземные воды. (В Хакасии) 16Ледники. Айсберги. 17.Неповторимая планета. 18.Контр. работа по теме: ‘’Земля”. | 18 | 1 | 1 | 1 1 1 | 1 1 1 1 | |||||
4.Жизнь на Земле. 1.Как развивалась жизнь на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода 2.Расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. 3.Клеточное строение организмов. 4.Разнообразие клеток. 5.Органоиды клетки. 6. Царства живой природы; одноклеточные и многоклеточные организмы. 7.Пр. Исследования разнообразия растений с использованием гербарных материалов. 8.Беспозвоночные и позвоночные животные (в РХ). 9.Среды обитания организмов: наземно-воздушная. 10.Водная и почвенная среда обитания. 11.Жизнь на разных материках: Евразия,Африка 12.Америка, Австралия, Антарктида. 13.Природные зоны Земли. 14.Жизнь в морях и океанах. 15. Контрольная работа по теме: “Жизнь на Земле”. | 15 | 1 | 1 | 1 1 | 1 | |||||
5.Человек на Земле. 1.Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. 2.Человек прямоходящий. Человек разумный. 3. Как человек открывал Землю: открытие Америки. 4.Открытие Австралии, Антарктиды. 5.Великие путешественники. 6.Изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( в РХ) 7.Озоновые дыры, Кислотные дожди, парниковый зффект (в РХ) 8.Биологическое разнообразие, его обеднение (в РХ) 9.Охрана животных и растений (в РХ) 10.Опустынивание, его причины и борьба с опустыниванием. 11.Здоровье человека и безопасность жизни. 12.Взаимосвязь здоровья и образа жизни. 13.Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. 14.Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. 15.Ядовитые растения, опасные животные в РХ. 16.Человек на Земле. Охрана животных и растений (в РХ) 17.Контрольная работа. Резервное время – 3 часа. | 17 3 | 1 | 1 | 1 1 1 1 1 1 | ||||||
Итого: | 70 | 4 | 4 | 8 | 11 |
Литература:
Для учителя:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
2.Примерные программы по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263)
3. Учебник ‘’Природоведение’’ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. 5 класс.(из федерального пе речня).2012г.
4..А.А.Плешаков, В.И.Сивоглазов. Природа и человек. (дидактический материал) М.: Просвещение.
5..Н.И.Сонин, К.П.Казарин .Природоведение.( Задания). М.: Дрофа.
6.Атлас РХ под ред. Балахчиной Н.П. МО РХ.
7.В.И.Сивоглазов, Т.С.Сухова, т.а.Козлова.Экология России. (Книга для учителя). М.: МДС .
8.Н.И.Сонин, Г.С.Калинова, Т.В.Иванова. Природоведение.(рабочая тетрадь для учителя) М.: Дрофа.
Для учащихся:
1.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение.5 класс. Изд.: Дрофа, 2012г.Учебник.
2. Акимушкин И. Мир животных. М.: Мысль, 1993.
3. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
4. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1985.
5.Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988..
6. Шпинар З.В. История жизни на Земле. (Прага: Атрия, 1977.
7. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984
8. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
9. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...