Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Сахно Наталия Павловна

Рабочая программа по природоведению 5 класс Пакулова В.М.,Иванова Н.В "Природа.Неживая и живая".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_prirodovedenie.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса природоведения 5класса

 Рабочая программа  составлена на основе примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному  компоненту государственного стандарта основного  общего образования 2004 года и включает в себя:

-пояснительную записку;

-содержание программы;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-УМК учащегося; УМК учителя; дополнительную литературу;

-тематическое планирование курса.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа соответствует федеральному  компоненту государственного стандарта основного  общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Курс «Природоведение» интегрирует в себе элементы естественнонаучных предметов биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии. Он включает в себя три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы. Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы. Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.  Особое внимание уделяется практической деятельности учащихся и развитию умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.    

 Цели:

  • освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов)

Как человек изучает природу (3 часа)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации: 

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования; организация наблюдения за погодой.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

 [Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].

Многообразие тел, веществ и явлений природы (60 час)

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. 

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) 

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Изменение давления воздуха с высотой. Барометры. Плотность и разреженность воздуха. Величина атмосферного давления. Приборы, измеряющие давление воздуха. Нагревание воздуха. Воздух – плохой проводник тепла. Изменение давления  воздуха с высотой.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. 

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Карта звездного неба.

Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Глобус.

Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)

Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

Практические и лабораторные работы:

Определение  на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, северного и южного полушарий».

Определение на Звездной карте созвездий северного полушария»

Ориентирование на местности с помощью компаса. Ориентирование на местности по солнцу в полдень. Ориентирование на местности по солнцу и часам. Ориентирование сторон горизонта по звездам.

«Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.

Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

]Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения .

Здоровье человека и безопасность жизни (7 часов)

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. 

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

Определение показателей своего здоровья.

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • cтроение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических  явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

 Состав учебно-методического комплекта

    УМК учащегося

  1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2012.
  2. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2012.

УМК учителя

  1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2012.
  2. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2012.
  3.  Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2012 (рабочая тетрадь для учителя);
  4. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

                     

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  5. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
  6. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

Содержание учебного предмета.

 № раздела

Название раздела, темы

Количество часов

в рабочей программе

1

Как человек изучает природу

Введение(3часа)

3

2

Многообразие тел, веществ и явлений природы:

Вселенная(6часов) 

Строение и свойств веществ. (11часов)

 Воздух(9часов) Вода(4часа) Горные породы(4часа) Почва – особое тело Земли(6часов) Организмы(6часов)

Растения – посредники между небом и Землей(6часов) Грибы(3часа) Животные(5часов_)

60

3

Здоровье человека и безопасность жизни 

7

4.

Резерв учебного времени.

-

Тематическое планирование

 курса природоведения

по учебнику Пакулова В.М., Иванова Н.В Природа. Неживая и живая. 5класс

№ ур.

№ ур. в те-ме

Раздел. Тема урока.

Практические

и лабораторные

работы

№ пара-графа

Раздел 1. Как человек изучает природу(3 часа).

1.

1.

Введение. Природа. Живая и неживая.  Человек – часть природы. Для чего изучают природу. Отличие живой природы от неживой.

стр.5-9

2.

2.

 Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования; организация наблюдения за погодой.

запись в тетр.

3.

3.

Экскурсия «Природа неживая и живая». 

экскурсия

Отчет


Раздел 2. Многообразие тел, веществ и явлений природы: Глава 1. Вселенная(6часов)

4.

1.


Звезды на небе. Звезды и созвездия. Яркость звезд и движения звезд. Карты звездного неба.

 Лабораторная работа №1

Л/р.  №1 «Определение на Звездной карте созвездий северного полушария»

§1


5.

2.

Земля – наш дом. Форма и размеры Земли. История открытия. Вращение Земли.

Лабораторная работа №2

№ 2 «Определение  на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, северного и южного полушарий».

§2

6.

3.

Оболочки Земли: атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера.  

§3,

сообщ. о Луне.

7.

4.

Луна – естественный спутник Земли. История описания Луны. Лунные моря, океаны, кратеры. Лунные фазы.

§4

8.

5.

Солнечная система. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной.

§5,

повт.

 § 1 -4

9.

6.

 Обобщение по теме: «Вселенная». Практическая работа №1,2,3.

№1. Ориентирование на местности с помощью компаса. №2. Ориентирование на местности по солнцу в полдень. Ориентирование на местности по солнцу и часам. №3.Ориентирование сторон горизонта по звездам.

Повто-рить гл.

Глава 2. Строение и свойств веществ (11часов)

10.

1.

Тела и вещества. Агрегатное состояние веществ.

§6

11.

2.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.  Лабораторная работа №3.

№3.«Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

§7

12.

3.

Вещества и смеси. Свойства веществ в смесях. Определение примесей  в вод.

§8

13.

4.

Молекулы, атомы, элементы. Химические элементы. Химические знаки.

§9

14.

5.

Движение частиц вещества. Зависимость скорости движения молекул от температуры. Диффузия.

§10

15.

6.

Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах: притяжение и отталкивание.

§11

16.

7.

Разнообразие веществ. Простые и сложные вещества. Органические и неорганические вещества.

§12

17.

8.

Явления  природы. Физические явления.

Химические  явления.

§13

18.

9.

Горение.

Практическая работа №4

№4 «Работа с термометром по определению температуры тел».

§14

19.

10.

Окисление. Сравнение процессов горения и окисления. Дыхание – медленное окисление  в телах живой природы и его значение.

§15, повт. §6 - 14

20.

11.

 Обобщение по теме:«Строение и свойства веществ».

Повт. гл

Глава3. Воздух(9часов)

21.

1.

Воздух – смесь газов. Значение воздуха для живых организмов.

§16

22.

2.

Свойства воздуха (бесцветность, прозрачность, объем, упругость, давление, теплопроводность).

§17

23.

3.

Вес воздуха и атмосферное давление.

§18

24.

4.

Изменение давления воздуха с высотой. Барометры. Плотность и разреженность воздуха. Величина атмосферного давления. Приборы, измеряющие давление воздуха.

§19

25.

5.

Нагревание воздуха. Воздух – плохой проводник тепла. Изменение температуры воздуха с высотой.  

запись в тетр.

26.

6.

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе.

запись в тетр.

27.

7.

Погода и ее предсказания. Осадки и их виды. Примеры влияния погоды на организм человека.

§20

28.

8.

Практическая работа №4

№4«Описание погоды за месяц.  Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей)».

Повт. §16 -20

29.

9.

Обобщение темы «Воздух». Охрана воздуха от загрязнения.

Глава 4. Вода(4часа)

30.

1.

Три состояния воды. Состав воды, физические свойства воды.

§21

31.

2.

Тепловое расширение воды.

Температура кипения воды и плавления льда.

§22

32.

3.

Вода – растворитель. Работа воды в природе.

§23

33.

4.

 Обобщение по теме: Вода. Охрана воды. Экономное использование воды.

Повт.

§21-23

Глава 5. Горные породы(4часа)

34.

1.

Внутреннее строение Земли. Горные породы.  

Лабораторная работа №4

№ 4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

§24

35.

2.

Разрушение горных пород под действием природных факторов. Выветривание. Использование обломочных горных пород.

§25

36.

3.

Полезные ископаемые. Металлы. Рудные и нерудные ископаемые и их признаки. Экологические последствия добычи полезных ископаемых в Тульской области и доступные пути их решения (сообщения уч-ся).

 Лабораторная работа №5

 № 5 «Ознакомление с полез-ными ископаемыми Тульской области и их физическими свойствами».

§26

37.

4.

 Экскурсия «Работа текучих вод»

Глава 6. Почва – особое тело Земли(6часов)

38.

1.

Образование почв и их разнообразие. Структура и свойства почв.


§27

39.

2.

Состав и свойства почвы. Плодородие почв

§28

40.

3.

Уход за почвой. Органические и минеральные удобрения, обработка почв.  

§29

41.

4.

Влияние растений на почву.

§30

42.

5.

Разрушение почв. Факторы, разрушающие почву.

§31

43.

6.

Охрана почв. Охранные мероприятия по сохранению плодородного слоя земли в Тульской области.

сообщения уч-ся

Глава7. Организмы(6часов)

44.

1.

Организм и ее свойства. Дыхание, питание, рост, размножение, развитие, обмен веществ.

§32

45.

2.

Где живут организмы. Среда обитания организмов. Факторы среды обитания и их влияние на организмы. Экология – наука о связях живых организмов между собой и окружающей средой.

§33

46.

3.

Экскурсия в природу «Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям  среды».

отчет по зад.№5 стр.145

47.

4.

Увеличительные  приборы. История создания увеличительных приборов.

§34

48.

5.

Строение организмов. Клетка и ее строение. Ткани и органы. Клеточные и неклеточные  организмы. Одно- и многоклеточные организмы.

§35

49.

6.

Обобщение по теме: «Организмы».

Повтор§§32-35

Глава 8. Растения – посредники между небом и Землей(6часов)

50.

1.

Признаки растений. Значение растений в природе. Фотосинтез.

§36

51.

2.

Разнообразие растительного мира. Одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые растения.

§37

52.

3.

Строение цветковых растений. Органы цветковых растений. Строение цветка. Лабораторная работа № 6, 7.

 №6 «Распознавание органов цветковых растений».

№7 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян»

§38, отчеты

53.

4.

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». Лекарственные и ядовитые растения. Лабораторная работа №8

№8. «Определение названий растений Тульской области».

§39

54.

5.

Красная книга растений. Охрана растений.

§40

55.

6.

Многообразие  культурных растений. Открытие Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений.

§41

Глава 9. Грибы(3часа)

56.

1.

Разнообразие грибов. Грибы – особая группа живых организмов.

§42

57.

2.

Одноклеточные и многоклеточные грибы. Значение грибов в природе.

запись в тетр.

58.

3.

Шляпочные грибы. Строение. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лабораторная работа №9.

№9. «Узнавание съедобных и ядовитых грибов Тульской области»

§43

Глава10. Животные – братья наши меньшие(5часов)

59.

1.

Признаки животных. Способы питания животных.

§44

60.

2.

Условия жизни и многообразие диких животных. Одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные животные

§45

61.

3.

Значение диких животных. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Лабораторная работа №10.

№10 «Узнавание животных Тульской области».

§46

62.

4.

Домашние животные. Животноводство.

Одомашнивание диких животных.

§47

63.

5.

Связи живого и неживого. Цепи питания. Пищевые связи.

§48

Раздел 3. Человек. Его здоровье и безопасность жизни(7часов)

64.

1.

 Человек и окружающая среда. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Лабораторная работа №11

№11 «Определение показателей своего здоровья».

§49

65.

2.

 Как беречь свое здоровье и жизнь. Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). Лабораторная работа №12,13,14.

№12-14.«Овладение простейшими способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах».

§50

66.

3.

 Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

§51

67.

4.

 Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.).

запись в тетр.

68.

5.

Правила  ухода за домашними животными и растениями. Практическая работа  №5.

№5«Уход за растениями и за аквариумом в классной комнате».

запись в тетр.

69.

6.

Обобщение по теме: Человек и его здоровье. Взаимосвязь здоровья и образа жизни и безопасность жизни.

повт. §49-51

70.

7.

Обобщающий урок за курс  5 класса. Правила поведения в природе. Летние задания.

запись в тетр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...