Строение клетки
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Ипатова Наталья Владимирона

Урок соответствует учебной программе, тематическому планированию.

Основным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы (2 – 3 человека).

Урок способствует развитию мышления, умению применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами (препаровальная игла, предметное стекло и т.д.).

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная работа – строение микроскопа.
  • работа в парах - взаимопроверка правил работы с микроскопом, изготовление микропрепарата.
  • коллективная - игра “Чьи клетки?”

Методы передачи информации:

-        практический опыт;

-        метод наглядной передачи информации – демонстрация фильма «Строение клетки»;

-        метод словесной передачи информации - инструктаж по ходу выполнения практической работ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_kletki.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Строение клетки»

Цель урока:

  • создание условий для изучения строение растительной клетки и значения ее частей;
  •  развитие умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • воспитание аккуратности в работе с оптическими приборами, самостоятельности и эстетического вкуса.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением и многообразием клеток в живом организме;
  2. Вырабатывать первоначальные навыки умения готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами для изучения строения клетки;
  3.  В ходе исследовательской работы сформулировать вывод о строении растительной клетки.

Оборудование:

микроскопы, наборы лабораторного оборудования (микролаборатория), микропрепараты, компьютер, проектор.

Ход урока

«Итак, с чего же мы начнем, мистер Сайрес?

спросил Пенкрофт на следующее утро.

- С самого начала, - ответил Сайрес Смит»

Жюль Верн.

I. Организационный момент

II. Проверка пройденного материала

Началом организации любого живого организма является клетка. Начнем и мы с вами с самого начала…

  • Можем ли мы увидеть клетки невооруженным глазом?
  • Почему?
  • Какие приборы мы можем использовать?
  • Из каких частей состоит микроскоп?

«Строение микроскопа» (слайд №4 электронного учебного пособия по природоведению раздел «Живая природа», тема «Строение клетки»)

Ребята по очереди выходят к компьютеру и определяют в электронном пособии название частей микроскопа.

III. Изучение нового материала

На прошлом уроке, рассматривая препарат листа герани, вы увидели маленькие кирпичики – клетки растений. Сегодня мы узнаем строение и значение некоторых клеточных органоидов.

(слайд №1 электронного учебного пособия по природоведению раздел «Живая природа», тема «Строение клетки»)

Ребята, предлагаю вам самим приготовить микропрепарат и рассмотреть органоиды клетки в микроскоп, выполнив практическую работу. Помните, что растительные клетки очень малы и рассмотреть их внутреннее строение можно только при увеличении в 180 – 220 раз. Части клетки прозрачных объектов видны лучше, если их окрасить раствором йода.

Перед тем как начать приготовление микропрепарата, повторите правила работы с микроскопом (работа в парах).

Учащиеся делятся на группы по два человека.

Практическая работа № 4

“Строение клетки кожицы лука под микроскопом”

ХОД РАБОТЫ

Задание:

  1. Снимите с мясистой чешуи лука прозрачный кусочек кожицы и положите на чистое предметное стекло. Расправьте, чтобы не было складок и морщин.
  2. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого с одного конца микрообъекта капните йод.
  3. Рассмотрите строение растительной клетки, найдите ее основные части (оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком).
  4. Зарисуйте клетку, сделайте подписи к рисунку.
  5. Сформулируйте вывод.

ВЫВОД:

  1. Организмы состоят из клеток;
  2. Клетки разнообразны и выполняют разные функции;
  3.  Клетки имеют сложное строение. Большинство клеток имеют цитоплазму, ядро и оболочку.

I V. Закрепление пройденного материала

«Чьи это клетки?». Определите, какому организму принадлежат клетки: растению или животному.

(слайд №3 электронного учебного пособия по природоведению раздел «Живая природа», тема «Строение клетки»).

V. Домашнее задание.

Изучить статью “Большой мир маленьких клеток” стр. 100 – 101; выполнить задание на стр. 103.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"

Открытый урок  учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить  представления о ...

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория.

Здесь представлены:- разработки уроков биологии по теме "Клетка". 9 класс;-проверочная работа по теме "Строение клетки" (2 варианта);- тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по биологии. Разделы: Бота...

Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»

Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...