рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Стенникова Наталья Валентиновна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirod_5.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Павловского района

Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лебяжинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор ОУ: ___________

Васильева Л.Н.                    

Приказ № ___ от __________

Рабочая учебная программа

Природоведение

5 класс

на 2013 – 2014 учебный год

(разработана на основе авторской программы основного общего образования по природоведению.

Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)

Составитель:

Стенникова Н.В.,

учитель природоведения

МБОУ «Лебяжинская сош»

с. Лебяжье  2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология.6 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2010.), составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, примерной программой основного общего образования по природоведению и региональным компонентом основного общего образования. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

        Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов  и истории познания природы  человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

        Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

Цели обучения

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Важными формами деятельности учащихся являются:

 Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

 Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

 Работа в малых группах (2-5 человек);

 Проектная работа;

 Подготовка рефератов;

 Исследовательская деятельность;

 Информационно-поисковая деятельность;

 Выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения

- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.;

- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;

- Выполнение правил безопасности при проведении практических работ;

- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Методические аспекты преподавания курса природоведения

В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Презентация творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле». С учётом индивидуальных особенностей учащихся класса изменено количество часов на изучение отдельных тем за счёт резерва времени. Первый раздел увеличен на 2 часа в связи с практической направленностью обучения. Четвёртый раздел увеличен на 3 часа в связи со сложностью и большим объёмом изучаемого материала. Остальные разделы соответствуют авторской программе.

Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:

 Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,2008

 Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2010

 Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Альбом-задачник). - М.: Дрофа, 2010

 Тесты по природоведению к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс)/ Л.Д. Парфилова.- М.: Издательство «Экзамен», 2006

 CD-диск.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Тема 1. Изучение природы

3

5

Тема 2. Вселенная

14

14

Тема 3. Земля

18

18

Тема 4. Жизнь на Земле

14

17

Тема 5. Человек на Земле

16

16

ИТОГО

65 + 5 резерв 

70

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Тема 1. Изучение природы (5  часов)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■   Практические работы

1. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

2. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

3. Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIVXVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

■        Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

■        Практические работы

4. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля  (18 часов) 

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

■        Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

■        Практические работы

5. Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

6. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (17 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

■   Практические работы

7. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей,    чучел,    гербариев    и    др.)

8. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

9. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (16 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

■   Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

■   Практические работы

10. Измерение своего роста и массы тела.

11. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Основная литература:

1.  Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,М.; Дрофа, 2008

2.  Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2010

3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Альбом-задачник). - М.: Дрофа, 2010

4. Тесты по природоведению к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс)/ Л.Д. Парфилова.- М.: Издательство «Экзамен», 2006

5.  CD-диск 

Дополнительная литература:

1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

Методическая литература:

1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.

2. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

3. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.

4. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

5. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

6. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

7. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.

8. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.

9. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.

10. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

Календарно-тематическое планирование

по природоведению

Класс 5        

Учитель Стенникова Н.В.

Количество часов:  70

Плановых контрольных уроков___4___, зачетов __-___, тестов __18;

Планирование составлено на основе авторской программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина

Используемый УМК:

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение» (Учебник, рабочая тетрадь). - М.: Дрофа

 

Табличное представление календарно-тематического планирования

№  урока


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические работы

Экскурсии

1.

Изучение природы

5

3

0+1

 

1

1.1

Изучение природы человеком. Естественные науки

2

1.2

Методы изучения природы. Наблюдение

1.Тест по теме «Науки о природе»

3

1.3

Методы изучения природы: эксперимент, измерение

Пр. р. № 1 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

4

1.4

Оборудование для научных исследований

Пр. р. № 2 Знакомство с оборудованием для научных исследований

5

1.5

Великие естествоиспытатели

Пр. р. № 3 Великие естествоиспыта-тели

2.

Вселенная

14

1

1+2

6

2.1

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли.

2.Тест по теме «Изучение природы»

7

2.2

Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

8

2.3

Система мира по Н. Копернику

9

2.4

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

10

2.5

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы

11

2.6

Планеты-гиганты. Плутон.

12

2.7

Спутники планет.

3.Тест по теме «Планеты Солнечной системы»

13

2.8

Астероиды. Кометы

14

2.9

Метеоры. Метеориты.

15

2.10

Звезды. Многообразие звезд. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Пр.р.№4 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

16

2.11

Созвездия.

17

2.12

Галактики. Световой год. Многообразие галактик

18

2.13

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

19

2.14

Контрольная работа №1 по теме «Вселенная»

Контрольная работа №1 по теме «Вселенная»

3

Земля  

18

2

1+6

20

3.1

Анализ контрольной работы. Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли

21

3.2

Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

22

3.3

Внутреннее строение Земли

4.Тест по теме «Гипотезы о возникновении Земли»

23

3.4

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

24

3.5

Вещества в окружающем мире.

25

3.6

Многообразие явлений природы

Пр.р.№5  Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

26

3.7

Землетрясения

5.Тест по теме «Физические и химические явления»

27

3.8

Вулканы, гейзеры

28

3.9

Суша планеты. Материки, острова

29

3.10

Характеристика природных условий материков.

30

3.11

Атмосфера.

6.Тест по теме «Литосфера»

31

3.12

Погода

Пр.р. № 6 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей

32

3.13

Гидросфера, ее части

7.Тест по теме «Атмосфера»

33

3.14

Воды суши

34

3.15

Уникальность планеты Земля

8.Тест по теме «Гидросфера»

35

3.16

Уникальность планеты Земля

36

3.17

Обобщающий урок по теме «Земля»

9.Тест по теме "Неповторимая планета"

37

3.18

Контрольная работа №2 по теме «Земля»

Контрольная работа № 2 по теме «Земля»

4

Жизнь на Земле

17

2

1+5

38

4.1

Анализ контрольной работы. Развитие жизни на Земле

39

4.2

Животные прошлого

40

4.3

Живые клетки

41

4.4

Разнообразие клеток

42

4.5

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

10.Тест по теме «Клетка»

43

4.6

Многоклеточные организмы (грибы, растения)

44

4.7

Беспозвоночные и позвоночные животные

45

4.8

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Пр.р.№ 7. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных

46

4.9

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

47

4.10

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Пр.р.№8  Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания

48

4.11

Растения и животные разных материков (Евразия, Африка, С.Америка)

11.Тест по теме «Три среды обитания организмов»

49

4.12

Растения и животные разных материков (Ю.Америка, Австралия, Антарктида)

50

4.13

Природные зоны Земли

12.Тест по теме «Жизнь на разных материках"

51

4.14

Природные зоны Земли

52

4.15

Жизнь в морях и океанах

13.Тест по теме «Природные зоны Земли»

53

4.16

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»

14.Тест по теме «Жизнь в морях и океанах"

54

4.17

Контрольная работа №3 по теме «Жизнь на Земле»

Контрольная работа №3 по теме «Жизнь на Земле»

5

Человек на Земле

16

3

1+4

55

5.1

Анализ контрольной работы. Происхождение человека. Древние предки человека

56

5.2

Первые люди

57

5.3

Истории географических открытий. Открытие Америки

15.Тест по теме «Человек на Земле"

58

5.4

Открытие Австралии и Антарктиды.

59

5.5

Великие путешественники — первооткрыватели новых земель

60

5.6

Как человек изменил Землю

16.Тест по теме «Как человек открывал  Землю»

61

5.7

Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект

62

5.8

Жизнь под угрозой . Меры сохранения жизни на Земле

17.Тест по теме "Как человек изменил Землю"

63

5.9

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием

64

5.10

Важнейшие экологические проблемы

Пр.р.№ 9. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

18.Тест по теме «Жизнь под угрозой. опустынивание"

65

5.11

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека

Пр.р. № 10. Измерение своего роста и массы тела.

66

5.12

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

67

5.13

Пр6остейшие способы оказания первой помощи

Пр.р. № 11. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

68

5.14

Обобщающий урок по курсу природоведения

69

5.15

Итоговая контрольная работа №4

Контрольная работа №4

70

5.16

Что мы узнали за год

Итого

70

11

4 контрольных работы +18 проверочных тестов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста,  температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...