урок "Живые клетки"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме
изучение темы "живые клетки" в 5 классе (природоведение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyi_urok_v_5_klasse_zhivye_kletki.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе ”Живые клетки”
Оборудование: Рисунки ”Строение растительных и животных клеток”, увеличительные приборы (лупа, микроскоп), рисунки учебника на стр.
Вид урока: изучение нового материала
Методы работы: фронтальная беседа, иллюстративный метод.
Здравствуйте, ребята!!
На прошлом уроке, мы закончили изучение темы «Развитие жизни на Земле. Животные прошлого». Сегодня мы будем изучать «Живые клетки».
Но прежде чем мы приступим, проверим, как вы выполнили домашнее задание
I Проверка знаний.
Опрос учащихся с дополнениями учителя.
- Когда и где началось развитие жизни на Земле?
- Какие живые существа обитали в древнем океане?
- Что представляли собой леса каменноугольного периода?
- Какие вымершие пресмыкающиеся вам известны?
- Когда на Земле появились разнообразные цветковые растения, птицы и млекопитающие?
II Изучение нового материала (Рассказ учителя с элементами беседы)
- Организационный момент
Итак, сегодня мы будем изучать «Живые клетки».
Цели:
- Выяснить, кто и когда впервые дал понятие клетки.
- Выяснить строение клетки.
- Определить у всех ли клеток одно и тоже строение.
- Определить живые клетки или нет.
- Выяснить жизнедеятельность клеток.
- Выявить разнообразие клеток.
Задачи: Умение работать с учебником, развитие памяти, внимания,
- Актуализация знаний:
Вы когда-нибудь задумывались, из чего состоят листья окружающих нас растений? А из чего состоит ваша кожа и кожа животных? Хотелось ли вам заглянуть в этот мир? Хотелось ли вам, увидеть из чего состоят чешуйки репчатого лука? Теперь у вас есть такая возможность
- Проблемная ситуация
В течение урока я попрошу вас ответить на вопрос: «Является ли клетка структурной единицей растений, животных и человека».
4) Изучение нового материала (Рассказ учителя с элементами беседы)
~Более 300лет назад, английский ученый Роберт Гук рассматривал под микроскопом срез бутылочной пробки
Вот как в 1665 г. известный естествоиспытатель описывал открытие клеток. «Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами. Они были не слишком глубоки, а состояли из очень многих маленьких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками...»Эти ячейки и были названы Робертом Гуком – КЛЕТКИ.
Вскоре было установлено, что и другие части растений состоит из клеток. Более того, было обнаружено, что из клеток построены тела животных и человека
Рассмотреть клетки можно с помощью увеличительных приборов.
Демонстрация микроскопа и лупы
Беседа на основе демонстрации рисунков учебника, таблиц.
1.Клеточки очень сложно устроены (рисунок на странице 102 и 104)
Каждая клетка состоит из трех главных частей: оболочки, которая одевает клетку, цитоплазмы - полужидкой массы, которая составляет основное содержание клетки и ядро - небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. Всё, что я вам перечислила – это органоиды. Они как и органы выполняют определённые функции в клетке.
2. Любая клетка дышит, растёт, питается, размножается. Рассмотрим с Вами рисунок на странице 102– размножение клеток. Что происходит с клеткой. Благодаря делению клеток растет и весь организм.
3. В организме человека много клеток, они отличаются по форме, размерам и строению (стр.103) Как эти клетки называются? (нервные, клетки крови, кожи, кости, половые) Например, в растительной клетке есть органоид зелёного цвета – хлоропласт. Откройте учебник на стр. 105 и посмотрите.
Именно половые клетки в свое время и послужили фундаментом для развития вашего организма – половые. Мужские клетки-сперматозоиды; женские – яйцеклетки, дают начало новой жизни. Этот процесс слияния называется – оплодотворением. Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, и из нее развивается зародыш. ( рисунок на стр.103)
Итак, является ли клетка структурной единицей всего живого? Мы с вами доказали это? (ответы учащихся – да)
III Закрепление знаний.
Беседа по вопросам.
- Кем и как были открыты клетки?
- Назовите главные части живой клетки.
- Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?
- Какие клетки дают начало новому организму? Что такое оплодотворение?
1V Домашнее задание.
Изучить текст на стр.102 – 103, выучить определения.
Творческое задание – на кусочке картона вылепить из пластилина объёмную схему строения клетки (по желанию)
Страница из тетради ученика:
Тема ”Живые клетки”
- Клетку открыл Роберт Гук
- Строение клетки
(зарисовывают и делают обозначения) Затем в словарь записывают, что такое оболочка, ядро и цитоплазма.
- Многообразие клеток
Половые клетки: - женские – яйцеклетки
- мужские – сперматозоиды
В словарь слово оплодотворение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"
Открытый урок учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить представления о ...
«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»
Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки, колонии к...
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Контрольный тест по теме: «Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез».
Проверочная работа в 10 классе по типу ЕГЭ, со спецификацией...
Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."
Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...
Тест 4 по теме "Клетка – генетическая единица живого. Деление клетки".
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ....