Экологическое воспитание в условиях школы-интерната
материал по природоведению по теме

Медведева Любовь Яковлевна

Выступление на психолого-педагогическом семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в условиях школы-интерната

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько изменил свою среду существования, что все чаще ставятся вопросы о существовании самого человека. Последние годы, принесшие глубокие изменения социальных и экономических условий в нашей стране, обратили внимание на глубокую взаимосвязь всех происходящих процессов не только в нашей стране, но и на всей планете Земля. Именно сейчас глубоко осознаются слова поэта: «Тронь цветок, и закачается звезда». Кем станет сегодняшний ученик школы по отношению к окружающему нас миру завтра: творцом или разрушителем?

Для преодоления экономического кризиса необходимо формирование нового экоцентрического сознания. Работа по экологическому воспитанию проводится в виде мероприятий экологического содержания, имеет эпизодический характер и страдает однообразием форм: сообщения, беседы, праздники, ведение дневников наблюдений за природой. Ориентированы они главным образом на преподнесение школьникам готовых знаний об окружающей среде. Чувственное природы, ее эмоциональный аспект, от которых зависит формирование бережного отношения к природе, ответственности за нее у школьников, часто остаются на заднем плане.

Экологические вопросы переведены нашей современной бурной экономической деятельностью в глобальные проблемы человечества, следует поэтому реализовать в процессе образования и воспитания основные идеи глобального образования. Вот некоторые из них.

Идея осознания ответственности выбора. Эта идея должна формироваться уже в сознании младшего школьника. Необходимо учить детей прогнозировать возможные результаты того или иного решения. Если ребенок берет на воспитание щенка, то задача взрослого – показать ему все трудности, которые последуют за этим решением, всю ответственность за живой организм, взятую им на себя.

Идея сопричастности и сопереживания. Она выражается в развитии у учеников, эмпатии, в принятии природы на чувственной основе, которая явилась бы мотивом к конкретному действию. У младших школьников это может выразиться в желании полить цветы, посадить дерево, накормить животное, выпустить бабочку, попавшую за окно, и.д.

Идея осознания неоднородности восприятия мира. Необходимо учить школьников видеть мир глазами разных людей, учитывая, что другому человеку необязательно будет нравиться то, что тебе. Внедрение этой идеи ведет к воспитанию терпимости к другим вкусам, привычкам, взглядам. Это поможет ученикам в общении с другими людьми. Эта идея и объясняет идею «глубокой экологии» норвежского философа Арне Наесс. «Идея  «глубокой экологии» не выделяет человека из природного окружения, она мыслит мир как переплетение взаимосвязанных феноменов». Все живые существа самоценны, а люди – только одни из этих существ.

Одна из черт экологического мышления – это способность воспринимать мир не столько как склад природных ресурсов, сколько как дом. Сегодня 15% территории России по данным ООН – зона экологического бедствия и неблагополучия. Среди причин можно назвать низкий уровень экологической культуры, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования. Показателем экологического образования может служить реальная экологическая деятельность учащихся, направленная на улучшение окружающей среды своей местности.

Эколого-патриотическое воспитание является одним из факторов становления личности и сохранения исторического и природного наследия России.

Два года назад воспитанниками школы-интерната начато обустройство, выражаясь более научным словом, реконструкция, пришкольного участка возле столярной мастерской. За 20-летнее бездействие здесь создан своеобразный естественный ландшафт в виде свалки в центре поселка Нартас. Разнообразие кустарников, мусора на фоне высокого «дикого леса» вызывает сожаление и глубокий вздох со стороны многочисленных гостей нашего поселка. Внешне вроде даже красиво, везде деревья, поселок расположен в зоне лесного массива. Но человеку, знающему каждое деревце и тропинку, небезразлична судьба поселка. Известно, что Нартасский техникум объявлен памятником истории. За последние два года на том участке вырублено много т.н. лишних деревьев. В качестве топлива они были использованы на учебной ферме школы-интерната.

В прошедшем учебном году весной силами воспитанников 5 «А» вычищена от  мусора часть этого участка. Вывезены две тележки мусора. Эта работа была организована на уровне прямого обращения к завхозу школы: «Если мусор вытащим, вы поставите тележку?». Итак, работа начата. Как заметил Ж.Ж. Руссо: «Почти во всех делах самое трудное – начало».

В этом учебном году воспитанниками 5 «А» класса собран мусор в виде бумаг, разных пакетов и бутылок на этом же участке (мусор накопился за летний период), убран мусор по аллее вдоль учебного опытного участка, по улице Почтовой, за остановкой автобуса, на плантации черноплодной рябины. Работа продолжается, хотя не такими темпами, какими была запланирована первоначально эта работа.

Люди во всем мире ищут выход из создавшейся ситуации: как избежать экологическую катастрофу? Нам простым жителям гражданам нашей страны так просто: сохрани свой дом в порядке и в чистоте.

Литература:

Лобанова Г.А. Формирование экоцентрического сознания у младших школьников.//Классный руководитель. 1999, № 6.

Ситова Н.Г. Формирование экологического мышления во внеклассной работе.//Классный руководитель. 1999, № 6.

Конюшева З.Р. Эколого-патриотическое образование как фактор становления личности и сохранения природного наследия России.//Воспитание школьников. 2009, № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната

1.Актуальность темы2.цели и задачи3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"4.приоритетные деятельностные направления...

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида".   Выпускная работа в  КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью в условиях школы- интерната.

Данный материал предназначен для обмена опытом по проблемам экологического воспитания....

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...

Доклад на тему: «Учёт индивидуальных особенностей, обучающихся в процессе обучения и воспитания в условиях школы-интерната».

Индивидуальный подход является одним из видов организации работы воспитателя. Это вид работы, при котором учитываются индивидуальные особенности учеников с целью вовлечения их в процесс обучения...