Рабочая программа по природоведению.5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению. 5 класс. Учебник Пакулова В.М,, Иванова Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.rar | 66.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование. Природоведение. 5 класс
№ п/п | Название раздела, кол-во часов | Дата | Тема урока | Планируемый результат | Домашнее задание, контроль |
1. 2. 3. | Введение 3 ч | Сентябрь Сентябрь Сентябрь | 1. Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. 2. Зачем и как изучают природу. Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Л/р №1. «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования» 3. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Пр/р№1. «Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. [Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках]» | знать: Отличия живой природы от неживой, Место и роль человека в природе Методы изучения природы Измерительные приборы уметь: Ориентироваться в учебнике с помощью оглавления Использовать дополнительную литературу при подготовке сообщений Работать со справочной литературой Объяснять явления живой и неживой природы, Различать измерительные приборы. | с. 3-6. Введение р/т –з.2 стр 7-10, опыт, р/т подготовить сообщение |
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | 1. Вселенная 7ч | Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь | 1. Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Л/р №2. «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария.» 2. Планета Земля. Суточное и годовое движение Земли. Л/р №3. «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий» 3. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). 4. Луна – естественный спутник Земли. 5. Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.). Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. 6. Пр/р№2-4. «Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.» 7. Обобщающий урок по теме: «Вселенная» | знать: Крупные звёзды Северного полушария, Оболочки Земли, историю развития представлений о Вселенной, Строение солнечной системы. уметь: Работать с картой, атласами, глобусом, Определять на глобусе и карте полушарий экватор, полюса, тропики, полушария, Ориентироваться на местности. | §1, р/т -9-10 §2, р/т 11-13 §3, р/т 14 §4, р/т 15, 16 §5, р/т 17-23 оформление пр/р № 2-4 Контр. работа №1 |
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. | 2. Строение и свойства вещества 11ч | Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь | 1. Тела и вещества. 2. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Л/р №4. «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел» 3.Вещества и смеси. 4. Молекулы. Атомы. Элементы. 5. Движение частиц вещества. 6. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. 7. Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества 8. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) 9. Химические явления, химические реакции. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире. Горение 10. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире. Окисление. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. 11. Строение и свойства веществ (обобщающий урок) | знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; Строение и свойства тел и веществ, Явления природы. уметь: Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; | §6, р/т 24-28 §7, р/т 29-32 §8 §9, р/т 34, 35 §10, р/т 36-38 §11, р/т 39 §12, р/т 40, 41 §13, р/т 42-47 §14, р/т 48-52 §15, р/т 53, 54 Контр. работа №2 |
22. 23. 24. 25. 26. 27. | 3. Воздух 6ч | Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь | 1. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. 2. Физические свойства воздуха (упругость, давление). 3. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. 4. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. 5. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Л/р №5. «Описание погоды за месяц». 6. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. | знать: Состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы Основные характеристики погоды; уметь: Вести фенологические наблюдения (проводить измерения Т воздуха, определять направление ветра, облачность, виды осадков, делать записи условными обозначениями ). | §16, р/т 55-57 §17, р/т 58-62 §18, р/т 63, 64 §19, р/т 65, 66 §20, р/т 67-70 повт.§16-20 |
28. 29. 30. 31. | 4. Вода 4ч | Декабрь Декабрь Декабрь Январь | 1. Три состояния воды. 2. Изменение объема воды при нагревании. 3. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. 4. Обобщение по теме: «Вода» | знать: Состав воды, её свойства и значение для живых тел природы, Меры по охране воды уметь: Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное. | Сам. р. по теме: «Воздух»§21, р/т 71, 72 §22, р/т 73, 74 §23, р/т 75-79 повт. §21-23 |
32. 33. 34. 35. 36. | 5. Горные породы. 5ч | Январь Январь Январь Январь Январь | 1. Внутреннее строение Земли. Горные породы. 2. Горные породы и минералы. Л/р №6 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств». 3. Разрушение горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. 4. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Л/р№7. «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» 5. Горные породы (обобщающий урок) | знать: Внутреннее строение Земли, Основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование в производственной деятельности человека, Причины разрушения горных пород. уметь: Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное, находить ответы на вопросы. | §24, р/т 80-82 §24 стр 101-103 §25, р/т 83-86 §26, р/т 87-90 Конт. р.№3 |
37. 38. 39. 40. 41. | 6. Почва 5ч | Январь Февраль Февраль Февраль Февраль | 1. Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. 2. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. 3. Плодородие почвы. Обработка почвы. 4. Почва и растения. 5. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. | знать: Основные виды почв, Свойства почв, Меры по охране почв уметь: Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное, находить ответы на вопросы. | §27, р/т 92, 93 §28, р/т 94-96 §29, р/т 97, 98 §30 §31, р/т 100-102 |
42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. | 7. Организмы 7ч | Февраль Февраль Февраль Март Февраль Март Март | 1. Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). 2. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Л/р №8 «Изучение влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян)» 3. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности; животных – к низким и высоким температурам. Экскурсия «Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям окружающей среды». 4. Знакомство с увеличительными приборами. 5. Клеточное строение организмов. Клетка. 6. Разнообразие живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов. 7. Обобщение знаний по теме «Организмы» | знать: Многообразие живых организмов, Условия и местообитание организмов, Строение клетки, Приборы для изучения организмов. уметь: Ориентироваться в параграфе учебника, работать с текстом и рисунками, выделять главное, находить ответы на вопросы. | §32, р/т 103-106 §33, р/т 107-111 отчет по экскурсии §34 §35(с141-142) §35(с142-144) Тест |
49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. | 8. Растения 7ч | Март Март Март Апрель Апрель Апрель Апрель | 1. Характерные признаки растений. 2. Растения цветковые и нецветковые. Дикорастущие и культурные растения. 3. Цветковые растения, их органы 4. Л/р №9. «Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах. Определение названий растений с помощью атласа-определителя» 5. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. 6. Охрана растений, растения Красной книги. 7. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. | знать: Многообразие растений. Признаки растений. Строение цветковых растений уметь: Распознавать органы цветкового растения Различать распространённые в нашей местности виды растений, в т.ч. лекарственные и ядовитые Проводить опыты с растениями. | §36 §37, р/т 118 §38, р/т 119-125 повт.§38 сообщение «Лекарственные растения», р/т 126-130 §39, сообщение «Красная книга растений» §40 §41, р/т 131, 132 |
56. 57. 58. | 9. Грибы. 3ч | Апрель Апрель Апрель | 1. Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. 2. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. 3. Л/р № 10. «Узнавание съедобных и ядовитых грибов» | знать: Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы нашего края уметь: Распознавать съедобные и несъедобные грибы нашего края. | тематический тест «Растения», §42 §43, р/т 134-136 повт.§ 42, 43 |
59. 60. 61. 62. 63. | 10. Животные 5ч | Апрель Май Май Май Май | 1. Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. 2. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных. 3. Значение диких животных в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Л/р № 11. «Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей». 4. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. 5. Обобщение знаний по теме: «Животные – братья наши меньшие» | знать: Сходства и различия между животными и растениями, Значение животных в природе, Меры охраны диких животных уметь: Распознавать диких животных своего края. Составлять пищевые цепи | §44, р/т 137, 138 §45, р/т 139-141 §46, р/т 142, 143 доп м-л о жив-х §47, р/т 144 сообщения учащихся |
64. | 11. Природа едина 1 час | Май | 1. Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. | знать: Связи живого и неживого Правила поведения в природе уметь: Составлять пищевые цепи | §48 |
65. 66. 67. 68. | 12. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. 4 ч | Май Май Май Май | 1. Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. 2. Л/р № 12. «Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормам» 3. Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (при сильном ветре, во время грозы, ливней, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Л/р №13. «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах» 4. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). | знать: Средние показатели развития организма своего возраста, О вредных привычках и их предупреждении уметь: Оказывать первую помощь при ушибах, кровотечении, растяжении связок | §49, р/т 146, 147 §50, р/т 148-151 §51, р/т 152, 153 |
69. 70. | Обобщение знаний по курсу «Природоведение. Природа. Неживая и живая» Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...