Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Фунтова Ирина Геннадьевна

составлена на основе   авторской программы по природоведению «Природоведение», Т.С. Сухова, В.И. Строганов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_prirodovedenie_5.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новостроевская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

на м/о естественно-математического цикла

«_____»______2012

Руководитель м/о

______Пашковская Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______Коржова Н.Д

«_____»______2012

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора

МБОУ «Новостроевская СОШ»

________Шулепова С.В.

«_____»______2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ДЛЯ 5 КЛАССОВ

НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

составлена на основе   авторской программы по природоведению  

«Природоведение», Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: - «Вентана-Граф», – 2010 г.  (представлена в сборнике «Программы. Природоведение. Биология. Экология. 5–11 кл.». М.: - «Вентана-Граф»,  2010 г.

Учебник: - «Природоведение» 5 кл. Т.С.Сухова, В.И. Строганов, М.: -  «Вентана-Граф», 2010

Разработчик программы

Учитель биологии

               Фунтова Ирина Геннадьевна

Педстаж 9 лет

2012 год

Пояснительная записка

Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).

Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т. е. единство материального мира.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).

В программу введено 5 часов практических занятий на пришкольном учебно-опытном участке (из резервного времени). Выполнение практических работ на пришкольном участке направлено формирование навыков работы с биологическими объектами. Сделано это исходя из специфики контингента учащихся (жители сельской местности). Формирование практических навыков работы на садово-огородных участках, навыков благоустройства цветников является крайне важным для детей, живущих в сельской местности. Работы запланированы в конце учебного года, в весеннее время, после прохождения основной программы отдельным блоком.

Предлагаемый курс природоведения, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволит убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого и в целом на Земле, зависит от того, как каждый из нас распорядится этими знаниями.

Программа предполагает использование учениками следующего учебного пособия: «Природоведение» 5 кл. Т.С.Сухова, В.И. Строганов, М.: -  «Вентана-Граф», 2010, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Природоведение Сухова Т.С., Строганов В. И. Природоведение Рабочая тетрадь Класс: 5).

Срок реализации программы – 1 год.

Тематический план

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Введение. Что тебя окружает

6

Явления природы: многообразие природных явлений, физические и химические явления в живой и неживой природе

14

Биологические явления. Особенности живого организма

30

Движение в сферах планеты и в космосе

9

Освоение человеком природы

3

Весенние работы по уходу за комнатными растениями и благоустройству пришкольного учебно-опытного участка

5

Задания на лето

1

Итого:

68

Содержание курса

Введение (6 ч).

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Обитатели суши, воды, воздуха.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Демонстрации.

Перемещения тел неживой природы, движения листьев к свету, плавания рыб; действия йода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе.

Опыт в домашних условиях.

Изучение испарения жидкостей.

Экскурсия.

Живая и неживая природа.

Явления природы (44 ч)

Многообразие природных явлений, физические и химические явления в живой и неживой природе (14 ч).

Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосициальное существо.

Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

Лабораторная работа.

№1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

Экскурсия.

Звуки в живой природе.

Наблюдение.

Знакомство с осенними явлениями в природе.

Биологические явления. Особенности живого организма (30 ч).

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.

Как размножаются организмы.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.

Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

Демонстрации.

Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы.

№2. Изучение устройства микроскопа.

№3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

№4. Изучение строения семени фасоли.

№5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.

№6. Рассматривание корней растений.

№7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

№8. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.

Опыты в домашних условиях.

Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста (длины тела) и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.

Экскурсии.

Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой. Живые организмы весной.

Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч).

Глобальные изменения облика Земли.

Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере.

Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

Движение в атмосфере.

Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Движение в гидросфере.

Движение вод в биосфере.

Биосфера — все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

Демонстрации.

Географические карты, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К.Брюллова); схемы круговорота веществ.

Лабораторная работа.

№9. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

Освоение человеком природы (3 ч).

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.).

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Контроль над состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Демонстрации.

Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.

Весенние работы по уходу за комнатными растениями и благоустройству пришкольного учебно-опытного участка (5 ч.)

Весенние работы на пришкольном учебно- опытном участке

Весенние работы по благоустройству цветников вокруг школы

Весенние работы по благоустройству аллей на территории пришкольного участка

Весенние работы по благоустройству альпийской горки на территории пришкольного участка

Задания на лето (1 ч).

Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.

Перечень лабораторных работ

Лабораторная работа №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».

Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом».

Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».

Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени».

Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа».

Лабораторная работа №6 «Рассматривание корней растений».

Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Лабораторная работа №8 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов».

Лабораторная работа №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

положение о том, что все в природе находится в движении: движение - форма существования материи;

относительность движения и покоя;

понятия «вещество» и «тело»;

примеры и основные признаки химических реакций;

основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;

основные процессы, происходящие в живых организмах;

примеры движений в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);

причины изменения поверхности Земли;

причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;

движение Земли (суточное, вокруг Солнца).

Учащиеся должны уметь:

сравнивать различные явления, делать выводы;

проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

выявлять взаимосвязи организмов и среды;

составлять пищевые цепи;

находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

объяснять причины изменения поверхности Земли;

объяснять причины смены дня и ночи, времен года.

РАССМОТРЕНО

на м/о естественно-математического цикла

«_____»______2012

Руководитель м/о

______Пашковская Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______Коржова Н.Д

«_____»______2012

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора

МБОУ «Новостроевская СОШ»

________Шулепова С.В.

«_____»______2012

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет:                                  Природоведение                                        

Класс:                                                  5                                                

Программа составлена на основе   авторской программы по природоведению  «Природоведение», Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: - «Вентана-Граф», – 2010 г.  

(представлена в сборнике «Программы. Природоведение. Биология. Экология. 5–11 кл.». М.: - «Вентана-Граф»,  2010 г.

Учебник: - «Природоведение» 5 кл. Т.С.Сухова, В.И. Строганов, М.: -  «Вентана-Граф», 2010

Количество учебных часов в год:                     68          часов;

Количество учебных часов в неделю:                  2         часа;


Учитель:                                        Фунтова Ирина Геннадьевна                        

2012 год

Календарно - тематический план

Тема программы и количество часов

Тема урока

Дата проведения

Лабораторные работы

Экскурсии

Домашнее задание

Введение. Что тебя окружает

– 6 ч.

Живая и неживая природа.

Экскурсия №1 «Живая и неживая природа».

+

Загадки природы.

Единство живой и неживой природы.

Изменяется ли окружающий нас мир?

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

Явления природы: многообразие природных явлений, физические и химические явления в живой и неживой природе – 14 ч.

Все течет, все изменяется.

Чем различаются физические и химические явления?

Как узнать, что химическая реакция произошла?

Можно ли повлиять на химическую реакцию?

Какие условия необходимы для реакции горения?

Вещества, образуемые растениями.

Подведем итоги.

Что необходимо знать, изучая физические явления?

Магнитные и электрические явления. Лабораторная работа №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».

+

Механическое движение в живой и неживой природе.

Световые явления в живой и неживой природе.

Свет в жизни живых организмов.

Звуковые явления в живой и неживой природе. Экскурсия №2 «Звуки в живой природе»

+

Подведем итоги.

Биологические явления. Особенности живого организма – 30 ч.

Как идет жизнь на Земле.

Прибор, открывающий «невидимое». Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом».

+

+

Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».

+

Как размножаются живые организмы?

Как размножаются животные?

Как размножаются растения?

Строение семени. Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени».

+

Могут ли растения производить потомство без

помощи семян?

Как переселяются растения. Экскурсия №3 «Распространение плодов и семян».

+

Подведем итоги.

Почему всем хватает места на Земле?

+

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? Экскурсия №4 «Живые организмы зимой».

+

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?

Подведем итоги.

Как питаются разные животные?

Как питается растение?

Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа».

+

Только ли лист кормит растение?

Лабораторная работа №6 «Рассматривание корней растений».

+

Как питаются паразиты?

Подведем итоги.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Можно ли жить без воды?

+

Можно ли жить не питаясь?

Как можно добыть энергию для жизни?

+

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

Подведем итоги.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

+

Разнообразие клеток многоклеточных организмов. Лабораторная работа №8 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов».

+

Можно ли жить и не дышать?

+

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?


Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле.

Движение в сферах планеты и в космосе – 9 ч.

Изменение облика Земли и живых организмов.

Движение литосферы.

Движение атмосферы.

Движение гидросферы.

Круговорот воды в природе.


Взаимосвязь сфер Земли.

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.  Лабораторная работа №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».

+

Подведем итоги.

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.


Освоение человеком природы – 3 ч.

Роль современной науки в жизни человечества. Экскурсия №5 «Живые организмы весной»

+

Человек – часть природы.

Влияние человека на биосферу.

Весенние работы по уходу за комнатными растениями и благоустройству пришкольного учебно-опытного участка – 5 ч.

63. Весенние работы по уходу за комнатными растениями

64. Весенние работы по благоустройству пришкольного учебно-опытного участка

65. Весенние работы по благоустройству пришкольной альпийской лужайки

66. Весенние работы по благоустройству пришкольных аллей

67. . Весенние работы по благоустройству пришкольных  цветников

Задания на лето – 1 ч.

68. Задания на лето

Содержание

Стр

Пояснительная записка

3

Тематический план

5

Содержание курса

6

Перечень лабораторных работ

10

Требования к уровню подготовки учащихся

11

Календарно-тематическое планирование

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...