Рабочая программа по природоведению. 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_prirodovedeniyu.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калининского района г. Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Федеральный компонент
Педсовет рассмотрел и рекомендовал к утверждению Протокол №_____от__________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор__________А.В.Михайлов (подпись) «_____» сентября 2012 год |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
для 5-ых
классов
на 2012-2013 учебный год
Учитель Норкина Ольга Анатольевна
Классы | 5-ые классы |
часов (годовых и недельных через дробь) по программе | 70/2 |
«Согласовано»
Руководитель ШМО____________Т.В.Кузнецова
(подпись)
« __________»___________ 2012 год
Природоведение, 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
ФК ГОС I поколения (2004 г),
Базисной и Примерной программы основного общего образования по биологии
Программы основного общего образования для 5 класса «Природоведение» автора А.А.Плешаков, полностью отражающей содержание
Программа рассчитан на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Всего учебных недель: 35.
Практических работ: 11.
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Цели обучения:
*освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
*овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
* развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
Задачи обучения:
*воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
*стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,
*соблюдать здоровый образ жизни;
*применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни,
*безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Учащиеся в конце курса должны
Знать:
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
Уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
Основное содержание
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий).
Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы: развитие восприятия природных объектов с помощью разных органов чувств, использование эмоционально-образных способов познания природы; конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов; изучение экологических проблем своей местности и путей их решения.
Освоение приемов практической деятельности по изучению природных объектов, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной деятельности:
МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно и др.).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые и др.) и их использование в повседневной жизни. Практическое изучение нескольких физических явлений.
Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов. Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов. Опыты по изучению влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян или др.). Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности; животных – к низким и высоким температурам. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Изучение правил безопасного поведения в природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях, травмах).
Содержание практических работ
Практическая работа № 1
Наблюдение за звёздным небом, нахождение основных созвездий северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности луны
Практическая работа № 2
Ознакомление со свойствами горных пород и минералов
Практическая работа № 3
Работа с контурной картой. Подписать крупнейшие вершины и реки материков.
Практическая работа № 4
Работа с контурной картой. Подписать океаны и моря омывающие Россию крупнейшие реки.
Практическая работа № 5
Рассматривание ископаемых останков организмов.
Практическая работа № 6
Исследование разнообразия растений с использованием гербарного материала
Практическая работа № 7
Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.
Практическая работа № 8
Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарного материала.
Практическая работа № 9
Рассматривание морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах
Практическая работа № 10
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Практическая работа № 11
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. 5
Календарно-тематическое планирование
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
5 класс
№ п\п | Дата | Тема урока | Задачи урока | Оборудование | Практические и лабораторные работы |
1 | Введение. Науки о природе. Методы изучения природы. | Познакомить с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения; показать роль и место человека в природе | Таблицы с изображением явлений природы, телескопа, батискафа; микроскоп, лупа; |
Раздел 1. ВСЕЛЕННАЯ (15 часов) |
2 | Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе вселенную. | Сформировать у учащихся представление о Вселенной: её строении, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности. | Глобус Земли, иллюстрации представления о Вселенной. Атлас «Мир и человек», фотографии планет и т.д. |
3 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею | Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея. | Рисунки учебника на с. 6-7; фотографии и рисунки, иллюстрирующие развитие взглядов на строение Вселенной. |
4 | Н. Коперник, его модель Вселенной | Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею | Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие модель Вселенной по Копернику и доказательства шарообразности Земли; рисунки в учебнике, географическая карта полушарий Земли. |
5 | Джордано Бруно и Галилео Галилей. Развитие идей Коперника | Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем. | Схема и модель Солнечной системы; рисунки в учебнике, географическая карта полушарий Земли. |
6 | Солнечная система и её состав. Планеты земной группы. | Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы | Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие состав Солнечной системы; рисунки в учебнике на с. 16-17, фотографии луны, спутников планет. |
7 | Планеты-гиганты. Самая маленькая планета Плутон. | Продолжить формировать у школьников представлений о планетах Солнечной системы, их размерах, форме, спутниках и других особенностях. | Схема и модель Солнечной системы; рисунки, иллюстрирующие состав Солнечной системы; рисунки в учебнике на с. 22-25, фотографии луны, спутников планет. |
8 | Спутники планет | Познакомить учащихся со спутником Земли – Луной и спутниками других планет | Фотографии Луны в различных фазах, глобус Луны, рисунки учебника, иллюстрирующие спутники различных планет. |
9 | Астероиды. Кометы. | Сформировать у школьников представление об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы. | Схема Солнечной системы; фотографии комет, астероидов; рисунки учебника на с. 28 |
10 | Метеоры. Метеориты. | Сформировать у школьников представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. | Схема Солнечной системы; фотографии и рисунки метеоров. |
11 | Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда | Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде. | Рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, расстояние от него до Земли; рисунки учебника с. 34-35 |
12 | Многообразие звёзд | Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии. | Атласы и карты звёздного неба; рисунки учебника на с. 34-35. |
13 | Созвездия | Познакомить учащихся с созвездиями, как с участками звёздного неба в пределах установленных границ; научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи | Атласы и карты звёздного неба; рисунки учебника на с. 36-37;изображения фигур созвездий на старинных звёздных картах. | Практическая работа№1 рассматривание поверхности Луны в телескоп |
14 | Дать учащимся представление о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года. | Фотографии Галактик; карты звёздного неба; рисунки учебника на с. 40-43 |
15 | Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения | Фотографии галактик; рисунки учебника на с. 40-43; схема Солнечной системы |
16 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях; о галактиках. | рисунки иллюстрирующие модель системы мира по Аристотелю, Птолемею, Копернику; современные представления о Вселенной; схема Солнечной системы; атласы и карты звёздного неба; фотографии галактик. |
Раздел 2. ЗЕМЛЯ (18 часов) |
17 | Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли. | Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли. | Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы; рисунки учебника с.51-53. |
18 | Возникновение Земли | Развить представление о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; познакомить учащихся с гипотезой О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему. | Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение Земли, как планеты Солнечной системы; |
19 | Внутреннее строение Земли | Познакомить учащихся с внутренним строением Земли, особенностями земной коры. | Физическая карта полушарий, схемы, рисунки учебника, раскрывающие строение Земли. |
20 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | Углубить знания учащихся о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известные им из нач. классов; показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов. | Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых. | Практическая работа№2 |
21 | Землетрясения. | Сформировать у учащихся представление о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; познакомить с зонами распространения на Земле, их предсказанием. | Физическая карта полушарий, презентация «Землетрясения», рисунки учебника с. 62. |
22 | Вулканы | Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; познакомить учащихся с причинами и последствиями извержения вулканов, с их видами. | Физическая карта полушарий, презентация «Вулканы», рисунки, иллюстрирующие строение вулканов, формы вулканических извержений. |
23 | Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия | Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику. | Физическая карта полушарий |
24 | Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида | Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику. | Физическая карта полушарий | Практическая работа№3 |
25 | Атмосфера Земли | Сформировать у учащихся представление о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях; раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества. | Таблицы и схемы «Состав атмосферы», рисунки учебника. |
26 | Погода. Климат. | Сформировать у учащихся представление о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле; показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека. | Презентация «Погода и её изменения»; Физическая карта полушарий |
27 | Ураганы. Смерчи. | Продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины. | Физическая карта полушарий, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей. |
28 | Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. | Сформировать у учащихся знания о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи; Познакомить с крупнейшими морями и океанами планеты. | Физическая карта полушарий, таблица «Круговорот воды в природе» | Практическая работа№4 |
29 | Воды суши. | Познакомить учащихся с основными источниками пресной воды, показать их роль в круговороте воды. | Таблицы «Круговорот воды в природе», «Подземные воды», Физическая карта полушарий Земли |
30 | Уникальность планеты Земля. | Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов. |
31 | Знакомая и незнакомая Земля | Значение Солнца для жизни на Земле, роль гидросферы и круговорота воды, роль зелёных растений | Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли |
32 | Обобщающий урок по теме «Земля» | Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении Земли, её строении; о грозных явлениях природы; о суше, водной и воздушной оболочках Земли; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни. | Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли |
33 | Проверочная работа по теме «Земля» | Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Земля» | Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли |
34 | Урок – игра «Что мы знаем о планете Земля» | Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении Земли, её строении; о грозных явлениях природы; о суше, водной и воздушной оболочках Земли; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни. | Презентация, карточки для игры |
Раздел 3. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (17 часов) |
35 | Развитие жизни на Земле | Познакомить уч-ся с современными взглядами на развитие жизни на Земле; с древними животными, населявшими планету миллионы лет назад | Рисунки учебника с.92-95, таблицы и картины |
36 | Животные прошлого | Продолжить формирование представления о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле | Рисунки учебника, таблицы и картины | Практическая работа№5 |
37 | Живые клетки | Дать представление о клеточном строении организмов, познакомить уч-ся с историей строения клетки, с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности | Таблицы «Строение растительной клетки, «строение животной клетки», «Схема строения клетки»; микроскоп, лупы; рисунки учебника с. 3998-101; презентация «Строение и жизнь растительной клетки» |
38 | Строение клетки | Познакомить уч-ся с увеличительными приборами, правилами работы с ними; Формировать умение готовить микропрепараты кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами | Микроскоп, лупы; готовые микропрепараты; кусочки чешуи репчатого лука; препаровальные иглы, пипетки пузырьки с водой и раствором йода, предметные и покрывные стёкла; динамическая модель-аппликация «Строение клетки»; таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения клетки»; памятка «Правила пользования микроскопом». |
39 | Царства живой природы. Одноклеточные организмы | Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы. | Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнатные растения, гербарные материалы; коллекции, влажные прпараты животных; муляжи грибов |
40 | Многоклеточные организмы (грибы, растения) | Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе. | Муляжи грибов; таблица «Шляпочные грибы»; таблицы по систематике растений; гербарии растений. | Практическая работа№6 |
41 | Беспозвоночные животные | Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными | Таблицы, картины с изображением беспозвоночных животных различных групп, коллекции, влажные препараты; рисунки учебника на с. 110 |
42 | Позвоночные животные | Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными | Таблицы, картины с изображением позвоночных животных различных групп, коллекции, влажные препараты; рисунки учебника |
43 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней. | Презентация «Многообразие видов растений и животных, их приспособленность к среде обитания» |
44 | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | Познакомить уч-ся с особенностями водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде. | Таблицы и картины с изображением водных животных, презентация «Многообразие видов растений и животных, их приспособленность к среде обитания» |
45 | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности растений и животных к почвенной среде обитания | Таблицы и картины с изображением организмов, живущих в почве; презентация «Многообразие видов растений и животных, их приспособленность к среде обитания» | Практическая работа№7 |
46 | Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия | Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия) | Географическая карта полушарий |
47 | Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида | Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия) | Географическая карта полушарий |
48 | Природные зоны Земли | Познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше | Таблицы о растительном и животном мире различных природных зон» гербарии; картины с изображением животных; географическая карта «Природные зоны России» | Практическая работа№8 |
49 | Жизнь в морях и океанах Сообщества поверхности и толщи воды | Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении; Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. | Таблицы и картины с изображением морских водорослей, животных поверхности и толщи воды |
50 | Жизнь в морях и океанах Донное и глубоководное сообщества. Сообщество кораллового рифа | Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении; Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. | Таблицы и картины с изображением морских водорослей, животных донного и глубоководного сообществ. | Практическая работа№9 |
53 | Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» | Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле; об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении; о средах обитания организмов и их приспособляемости к ним; о распределении растений и животных на материках и в океанах, в природных зонах Земли. | Физическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Жизнь на Земле» |
51 | Урок-игра «Жизнь на Земле» | Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Жизнь на Земле» | Презентация, карточки для игры «Жизнь на Земле» |
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (19 часов) |
52 | Происхождение человека. Древние предки человека. | Познакомить уч-ся с предками человека, их средой обитания и образом жизни | Таблицы и картины «Происхождение человека», рисунки учебника с. 132-133 |
53 | Первые люди
| Дать представление о первых людях на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития | Таблицы и картины с изображением древних людей, рисунки на с. 134-135 |
54 | Науки о природе | Познакомить уч-ся с естественными науками, объектами их изучения, значением в познании природы | Схема «Естественные науки»; рисунки учебника с. 140-141 |
55 | Методы изучения природы. Наблюдение | Развить знания уч-ся о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах; углубить знания о роли наблюдения при изучении природы, их использовании в практической деятельности | Приборы и инструменты для изучения природных тел, процессов и явлений; таблицы и картины с изображением космической ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др. |
56 | Эксперимент, измерение – методы познания природы | Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении | Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении | Практическая работа №11 |
57 | Оборудование для научных исследований | Познакомить уч-ся с увеличительными и измерительными приборами, лабораторным оборудованием | Микроскоп, лупы; препаровальные иглы, пипетки, предметные и покрывные стёкла; памятка «Правила пользования микроскопом»; таблицы и картины с изображением космической ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др. | Практическая работа №10 |
58 | История географических открытий. Открытие Америки | Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты | Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты |
59 | Открытие Австралии и Антарктиды | Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с первооткрывателями Австралии и Антарктиды | Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков |
60 | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель | Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с путешественниками, внесшими большой вклад в открытие новых земель и доказательства шарообразности Земли | Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков |
61 | Как человек изменил Землю | Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. | Презентация «Влияние человека на природу»; рисунки, иллюстрирующие последствия деятельности человека на живую природу; географическая карта полушарий Земли |
62 | О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте. | Сформировать представление о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы. | Рисунки, иллюстрирующие последствия загрязнения окружающей среды. |
63 | Жизнь под угрозой | Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; привести конкретные примеры негативной деятельности человека | Таблицы, картины с изображением исчезающих видов животных и растений, интерактивная версия «Красной книги» |
64 | Меры сохранения жизни на Земле | Познакомить уч-ся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ | Презентация «Охрана растений», «Заповедники мира», картины с изображением исчезающих видов животных и растений, интерактивная версия «Красной книги» |
65 | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания | Сформировать у уч-ся понятие «опустынивание»; познакомить их с причинами и мерами его остановки, а также защиты Земли от этого процесса
| Таблицы и картины с изображением пустынь |
66-67 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» | Систематизировать и обобщить знания уч-ся о происхождении человека, постепенном освоении им новых земель, влияние деятельности человека на окружающую среду; сформировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды | Географическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Человек на Земле» |
68-69 | Урок-игра «Человек на Земле» | Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Жизнь на Земле» | Презентация, карточки для игры «Человек на Земле» |
70 | Обобщающий урок |
Материально – техническое обеспечение
1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
2. Учебные материалы иллюстративного характера.
3. Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
4.Информационно-коммуникативные средства: мультимедийные программы, электронные приложения, электронные библиотеки
Список литературы
Природоведение: 5 класс/ Учебник для общеобразовательных учреждений/ Плешаков А.А., Сонин Н.И. Издательство ДРОФА, 2010г.
Природоведение: 5 класс/ Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. Издательство ДРОФА, 2010г.
Природоведение. Твои открытия. Альбом – задачник. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Издательство ДРОФА, 2010г.
Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина / авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.;
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...