Рабочая программа по природоведению. 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Норкина Ольга Анатольевна

 

 «Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_po_prirodovedeniyu.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калининского района г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Федеральный компонент

Педсовет рассмотрел

и рекомендовал к утверждению

Протокол №_____от__________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор__________А.В.Михайлов

                                   (подпись)  

         «_____» сентября 2012 год

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по природоведению

для  5-ых

классов

на 2012-2013 учебный год

Учитель  Норкина Ольга Анатольевна

Классы

5-ые классы

часов (годовых и недельных через дробь) по программе

70/2

«Согласовано»

Руководитель ШМО____________Т.В.Кузнецова

                                                           (подпись)

« __________»___________  2012 год        

Природоведение, 5 класс

Пояснительная записка 

Рабочая программа составлена на основе

ФК ГОС I поколения (2004 г),

 Базисной и Примерной программы основного общего образования по биологии 

 Программы основного общего образования для 5 класса «Природоведение» автора А.А.Плешаков, полностью отражающей содержание

Программа рассчитан на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Всего учебных недель: 35.

Практических работ: 11.

 «Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Цели обучения:

*освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

*овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

* развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

Задачи обучения:

*воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;

*стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,

*соблюдать здоровый образ жизни;

*применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни,

*безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Учащиеся в конце курса должны

Знать:

многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы

строение живой клетки (главные части);

царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов

изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

Уметь:

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

Основное содержание

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ

Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий).

Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы: развитие восприятия природных объектов с помощью разных органов чувств, использование эмоционально-образных способов познания природы; конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов; изучение экологических проблем своей местности и путей их решения.

Освоение приемов практической деятельности по изучению природных объектов, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной деятельности:

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно и др.).

Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).

Различные физические явления (механические, тепловые, световые и др.) и их использование в повседневной жизни. Практическое изучение нескольких физических явлений.

Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов. Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов. Опыты по изучению влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян или др.). Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности; животных – к низким и высоким температурам. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

Изучение правил безопасного поведения в природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях, травмах).

Содержание практических работ

 

Практическая работа № 1

Наблюдение за звёздным небом, нахождение основных созвездий северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности луны

Практическая работа № 2

Ознакомление со свойствами горных пород и минералов

Практическая работа № 3

Работа с контурной картой. Подписать крупнейшие вершины и реки материков.

Практическая работа № 4

Работа с контурной картой. Подписать океаны и моря омывающие Россию крупнейшие реки.

Практическая работа № 5

Рассматривание ископаемых останков организмов.

Практическая работа № 6

Исследование разнообразия растений с использованием гербарного материала

Практическая работа № 7

Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.

Практическая работа № 8

Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарного материала.

Практическая работа № 9

Рассматривание морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах

Практическая работа № 10

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Практическая работа № 11

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. 5 

Календарно-тематическое планирование

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

5 класс


п\п

Дата

Тема урока

Задачи урока

Оборудование

Практические и лабораторные работы

1

Введение. Науки о природе. Методы изучения природы.

Познакомить с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения; показать роль и место человека в природе

Таблицы с изображением явлений природы, телескопа, батискафа; микроскоп, лупа;

Раздел 1. ВСЕЛЕННАЯ (15 часов)

2

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе вселенную.

Сформировать у учащихся представление о Вселенной: её строении, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности.

Глобус Земли, иллюстрации представления о Вселенной. Атлас «Мир и человек», фотографии планет и т.д.

3

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея.

Рисунки учебника на с. 6-7; фотографии и рисунки, иллюстрирующие развитие взглядов на строение Вселенной.

4

Н. Коперник, его модель Вселенной

Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие модель Вселенной по Копернику и доказательства шарообразности Земли; рисунки в учебнике, географическая карта полушарий Земли.

5

Джордано Бруно и Галилео Галилей. Развитие идей Коперника

Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем.

Схема и модель Солнечной системы; рисунки в учебнике, географическая карта полушарий Земли.

6

Солнечная система и её состав. Планеты земной группы.

Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы

Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие состав Солнечной системы; рисунки в учебнике на с. 16-17, фотографии луны, спутников планет.

7

Планеты-гиганты. Самая маленькая планета Плутон.

Продолжить формировать у школьников представлений о планетах Солнечной системы, их размерах, форме, спутниках и других особенностях.

Схема и модель Солнечной системы; рисунки, иллюстрирующие состав Солнечной системы; рисунки в учебнике на с. 22-25, фотографии луны, спутников планет.

8

Спутники планет

Познакомить учащихся со спутником Земли – Луной и спутниками других планет

Фотографии Луны в различных фазах, глобус Луны, рисунки учебника, иллюстрирующие спутники различных планет.

9

Астероиды. Кометы.

Сформировать у школьников представление об  астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.

Схема Солнечной системы; фотографии комет, астероидов; рисунки учебника на с. 28

10

Метеоры. Метеориты.

Сформировать у школьников представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.

Схема Солнечной системы; фотографии и рисунки метеоров.

11

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда

Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде.

Рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, расстояние от него до Земли; рисунки учебника с. 34-35

12

Многообразие звёзд

Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии.

Атласы и карты звёздного неба; рисунки учебника на с. 34-35.

13

Созвездия

Познакомить учащихся с созвездиями, как с участками звёздного неба в пределах установленных границ; научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи

Атласы и карты звёздного неба; рисунки учебника на с. 36-37;изображения фигур созвездий на старинных звёздных картах.

Практическая работа№1

рассматривание поверхности Луны в телескоп

14

Галактики. Световой год.

Дать учащимся представление о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года.

Фотографии Галактик; карты звёздного неба; рисунки учебника на с. 40-43

15

Многообразие Галактик.

Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения

Фотографии галактик; рисунки учебника на с. 40-43; схема Солнечной системы

16

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях; о галактиках.

рисунки иллюстрирующие модель системы мира по Аристотелю, Птолемею, Копернику;  современные представления о

Вселенной; схема Солнечной системы;

атласы и карты звёздного неба; фотографии галактик.

Раздел 2. ЗЕМЛЯ (18 часов)

17

Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли.

Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли.

Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы; рисунки учебника с.51-53.

18

Возникновение Земли

Развить представление о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; познакомить учащихся с гипотезой О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему.

Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение Земли, как планеты Солнечной системы;

19

Внутреннее строение Земли

Познакомить учащихся с внутренним строением Земли, особенностями земной коры.

Физическая карта полушарий, схемы, рисунки учебника, раскрывающие строение Земли.

20

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Углубить знания учащихся о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известные им из нач. классов; показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов.

Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.

Практическая работа№2

21

Землетрясения.

Сформировать у учащихся представление о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; познакомить с зонами распространения на Земле, их предсказанием.

Физическая карта полушарий, презентация «Землетрясения», рисунки учебника с. 62.

22

Вулканы

Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; познакомить учащихся с причинами и последствиями извержения вулканов, с их видами.

Физическая карта полушарий, презентация «Вулканы», рисунки, иллюстрирующие строение вулканов, формы вулканических извержений.

23

Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия

Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.

Физическая карта полушарий

24

Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида

Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.

Физическая карта полушарий

Практическая работа№3

25

Атмосфера Земли

Сформировать у учащихся представление о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях; раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества.

Таблицы и схемы «Состав атмосферы», рисунки учебника.

26

Погода. Климат.

Сформировать у учащихся представление о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле; показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека.

Презентация «Погода и её изменения»; Физическая карта полушарий

27

Ураганы. Смерчи.

Продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины.

Физическая карта полушарий, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей.

28

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

Сформировать у учащихся знания о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи;

Познакомить с крупнейшими морями и океанами планеты.

Физическая карта полушарий, таблица «Круговорот воды в природе»

Практическая работа№4

29

Воды суши.

Познакомить учащихся с основными источниками пресной воды, показать их роль в круговороте воды.

Таблицы «Круговорот воды в природе», «Подземные воды», Физическая карта полушарий Земли

30

Уникальность планеты Земля.

Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов.

31

Знакомая и незнакомая Земля

Значение Солнца для жизни на Земле, роль гидросферы и круговорота воды, роль зелёных растений

Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

32

Обобщающий урок по теме «Земля»

Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении Земли, её строении; о грозных явлениях природы; о суше, водной и воздушной оболочках Земли; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни.

Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

33

Проверочная работа по теме «Земля»

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Земля»

Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли

34

Урок – игра «Что мы знаем  о планете Земля»

Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении Земли, её строении; о грозных явлениях природы; о суше, водной и воздушной оболочках Земли; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни.

Презентация, карточки для игры

Раздел 3. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (17 часов)

35

Развитие жизни на Земле

Познакомить уч-ся с современными взглядами на развитие жизни на Земле; с древними животными, населявшими планету миллионы лет назад

Рисунки учебника с.92-95, таблицы и картины

36

Животные прошлого

Продолжить формирование представления о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле

Рисунки учебника, таблицы и картины

Практическая работа№5

37

Живые клетки

Дать представление о клеточном строении организмов, познакомить уч-ся с историей строения клетки, с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности

Таблицы «Строение растительной клетки, «строение животной клетки», «Схема строения клетки»; микроскоп, лупы; рисунки учебника с. 3998-101; презентация «Строение и жизнь растительной клетки»

38

Строение клетки  

Познакомить уч-ся с увеличительными приборами, правилами работы с ними;

Формировать умение готовить микропрепараты кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами

Микроскоп, лупы; готовые микропрепараты; кусочки чешуи репчатого лука; препаровальные иглы, пипетки пузырьки с водой и раствором йода, предметные и покрывные стёкла; динамическая модель-аппликация «Строение клетки»; таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения клетки»; памятка «Правила пользования микроскопом».

39

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы.

Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнатные растения, гербарные материалы; коллекции, влажные прпараты животных; муляжи грибов

40

Многоклеточные организмы (грибы, растения)

Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе.

Муляжи грибов; таблица «Шляпочные грибы»; таблицы по систематике растений; гербарии растений.

Практическая работа№6

41

Беспозвоночные животные

Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными

Таблицы, картины с изображением беспозвоночных животных различных групп, коллекции, влажные препараты; рисунки учебника на с. 110

42

Позвоночные животные

Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными

Таблицы, картины с изображением позвоночных животных различных групп, коллекции, влажные препараты; рисунки учебника

43

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней.

Презентация «Многообразие видов растений и животных, их приспособленность к среде обитания»

44

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Познакомить уч-ся с особенностями водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде.

Таблицы и картины с изображением водных животных, презентация «Многообразие видов растений и животных, их приспособленность к среде обитания»

45

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности растений и животных к почвенной среде обитания

Таблицы и картины с изображением организмов, живущих в почве; презентация «Многообразие видов растений и животных, их приспособленность к среде обитания»

 Практическая работа№7

46

Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия

Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия)

Географическая карта полушарий

47

Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида

Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия)

Географическая карта полушарий

48

Природные зоны Земли

Познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше

Таблицы о растительном и животном мире различных природных зон» гербарии; картины с изображением животных; географическая карта «Природные зоны России»

 Практическая работа№8

49

Жизнь в морях и океанах

Сообщества поверхности и толщи воды

Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении;

Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Таблицы и картины с изображением морских водорослей, животных поверхности и толщи воды

50

Жизнь в морях и океанах

Донное и глубоководное сообщества. Сообщество кораллового рифа

Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении;

Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Таблицы и картины с изображением морских водорослей, животных донного и глубоководного сообществ.

Практическая работа№9 

53

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»

Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле; об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении; о средах обитания организмов и их приспособляемости к ним; о распределении растений и животных на материках и в океанах, в природных зонах Земли.

Физическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Жизнь на Земле»

51

Урок-игра «Жизнь на Земле»

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Жизнь на Земле»

Презентация, карточки для игры «Жизнь на Земле»

                                                   Раздел 4. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (19 часов)

52

Происхождение человека. Древние предки человека.

Познакомить уч-ся с предками человека, их средой обитания и образом жизни

Таблицы и картины «Происхождение человека», рисунки учебника с. 132-133

53

Первые люди

 

Дать представление о первых людях на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития

Таблицы и картины с изображением древних людей, рисунки на с. 134-135

54

Науки о природе

Познакомить уч-ся с естественными науками, объектами их изучения, значением в познании природы

Схема «Естественные науки»; рисунки учебника с. 140-141

55

Методы изучения природы. Наблюдение

Развить знания уч-ся о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах; углубить знания о роли наблюдения при изучении природы, их использовании в практической деятельности

Приборы и инструменты для изучения природных тел, процессов и явлений; таблицы и картины с изображением космической ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др.

56

Эксперимент, измерение – методы познания природы

Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении

Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении

Практическая работа №11

57

Оборудование для научных исследований

Познакомить уч-ся с увеличительными и измерительными приборами, лабораторным оборудованием

Микроскоп, лупы; препаровальные иглы, пипетки, предметные и покрывные стёкла;  памятка «Правила пользования микроскопом»; таблицы и картины с изображением космической ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др.

Практическая       работа №10

58

История географических открытий. Открытие Америки

Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты

Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты

59

Открытие Австралии и Антарктиды

Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с первооткрывателями Австралии и Антарктиды

Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков

60

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель

Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с путешественниками, внесшими большой вклад в открытие новых земель и доказательства шарообразности Земли

Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков

61

Как человек изменил Землю

Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Презентация «Влияние человека на природу»; рисунки, иллюстрирующие последствия деятельности человека на живую природу; географическая карта полушарий Земли

62

О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.

Сформировать представление о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы.

Рисунки, иллюстрирующие последствия загрязнения окружающей среды.

63

Жизнь под угрозой

Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; привести конкретные примеры негативной деятельности человека

Таблицы, картины с изображением исчезающих видов животных и растений, интерактивная версия «Красной книги»

64

Меры сохранения жизни на Земле

Познакомить уч-ся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ

Презентация «Охрана растений», «Заповедники мира», картины с изображением исчезающих видов животных и растений, интерактивная версия «Красной книги»

65

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания

Сформировать у уч-ся понятие «опустынивание»; познакомить их с причинами и мерами его остановки, а также защиты Земли от этого процесса

 

Таблицы и картины с изображением пустынь

66-67

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Систематизировать и обобщить знания уч-ся о происхождении человека, постепенном освоении им новых земель, влияние деятельности человека на окружающую среду; сформировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды

Географическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Человек на Земле»

68-69

Урок-игра «Человек на Земле»

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Жизнь на Земле»

Презентация, карточки для игры «Человек на Земле»

70

Обобщающий урок

Материально – техническое  обеспечение

1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

2. Учебные материалы иллюстративного характера.

3. Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.

4.Информационно-коммуникативные средства: мультимедийные программы, электронные приложения, электронные библиотеки

Список литературы

Природоведение: 5 класс/ Учебник для общеобразовательных учреждений/ Плешаков А.А., Сонин Н.И. Издательство ДРОФА, 2010г.

Природоведение: 5 класс/ Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. Издательство ДРОФА, 2010г.

Природоведение. Твои открытия. Альбом – задачник. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Издательство ДРОФА, 2010г.

 Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина / авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.;

 Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...