Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа (природоведение, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы и авторской программы Плешаков А. А., Сонин Н. И. Предназначена для изучения природоведения в 5 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
Цели: усвоение знаний о многообразии объектов и явлений природы;
связи в мире живой и неживой природы;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты измерения;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного отношения к природе;
стремление действовать в окружающей среде в соответствие с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни безопасного поведения природе.
Основное содержание.
1 Введение (4 часа)
Изучение природы. Наблюдение, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений. Ученые - естествоиспытатели.
2 Вселенная (14 часов).
Представление о Вселенной у древних индийцев, греков, вавилонян. Модели Вселенной по Аристотелю, Птолемею, Копернику. Планеты солнечной системы. Галактики.
Практическая работа; наблюдение за звездным небом.
3 Земля (17 часов).
Возникновение планеты Земля, строение Земли. Атмосфера. Вода на Земле. Суша планеты. Планета Земля как среда обитания живых организмов.
Практические работы: горные породы, суша планеты, вода на земле.
4 Жизнь на Земле (12 часов)
Как развивалась жизнь на Земле. Живые клетки. Разнообразие живого. Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.
5 Человек на Земле (14 часов)
Как человек появился на Земле. Как человек открывал Землю. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Здоровье человека и безопасность жизни.
6 Повторение (7 часов).
Перечень практических работ.
Практическая работа № 1 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования». Практическая работа № 2 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами».
Практическая работа № 3 «Наблюдение за звездным небом».
Практическая работа № 4 «Горные породы»
Практическая работа № 5 «Описание веществ».
Практическая работа № 6 «Суша планеты».
Практическая работа № 7 «Наблюдение погоды».
Практическая работа № 8 «Вода на Земле».
Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта».
Практическая работа№ 10 «Измерение своего роста и массы тела».
Практическая работа № 11 «Наблюдение за самочувствием».
Практическая работа № 12 «Овладение способами оказания первой медицинской помощи»
Практическая работа № 13 «Наблюдения признаков химической реакции и физических явлений».
Требования к уровню подготовки.
Знать: многообразие тел, веществ, явлений природы, отдельные методы изучение природы, основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы.
Уметь: узнавать распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; приводить примеры физических химических явлений; находить несколько созвездий; определять стороны горизонта с помощью компаса; оказать первую помощь; составлять сообщения на 2-3 минуты.
Здоровьесберегающие технологии.
У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
– опрос учащихся;
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– использование мультимедийных пособий.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток
г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока
– создание ситуации успеха
д) Соблюдение техники безопасности при проведении практических работ и экскурсий.
Примечание: уроки с применением здоровьесберегающих технологий отмечены значком *
Учебно-методический комплект.
1) А. А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. Москва. «Дрофа», 2011г.
2) Природоведение. Методическое пособие «Дрофа», 2009г.
№ | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уроку | Мультимедийные технологии | Вид контроля | Эл-ты доп. сод. | Д/з | Дата | |
План | Факт | |||||||||||
1 | Введение (4 часа) | *Введение. Науки о природе. | 1 | Ознакомление с новым материалом. | Науки о природе: астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология. | Уметь давать определения основным естественным наукам; уметь отвечать на вопросы, выделять главную мысль текста. | Работа с CD диском. | Предварительный. | Семья биологических наук. | С. 6-11 | ||
2 | *Методы изучения природы. | 1 | Комбинированный урок. | Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение. | Знать основные методы изучения природы. | Работа с CD диском. | Тест. Работа в тетради с. 8-9. | С. 15-17 | ||||
3 | *Практическая работа № 1 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования». Практическая работа № 2 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами». | 1 | Урок-практикум. | Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, ступка, шпатель, спиртовка. Измерительные приборы: весы, мензурка, термометр, линейка, рулетка, секундомер. | Уметь пользоваться приборами для измерения изученных физических величин. | Проверка практической работы. | С. 15-17. Приготовить сообщения. | |||||
4 | *Великие естествоиспытатели. | 1 | Урок-семинар. | Великие естествоиспытатели: карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский. | Уметь самостоятельно готовить сообщения на 2-3 минуты. | Просмотр презентаций учащихся. | Текущий. | С. 21-22. | ||||
5 | Вселенная (14 часов) | *Представление о Вселенной у древних индийцев, греков | 1 | Ознакомление с новым материалом. | Представление о Вселенной у древних индийцев, греков | Уметь характеризовать Вселенную по представлениям древних индийцев, греков. | Работа с CD диском. | Предварительный. | Представление о Вселенной у древних вавилонов. | С. 24-26 | ||
6 | *Модель Вселенной по Аристотелю и по Птолемею. | 1 | Комбинированный урок. | Система мира по Аристотелю и по Птолемею. | Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и по Птолемею. | Работа с CD диском. | Тест. | Галилео Галлией. | С. 27-28 | |||
7 | *Система мира по Копернику. | 1 | Комбинированный урок. | Учение Коперника. | Уметь делать выводы о более совершенной модели Коперника. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. Ответы на вопросы. | Джордано Бруно. | С. 29-32 | |||
8-9 | *Планеты соседи Солнца. | 2 | Урок-лекция. | Классификация планет, их характеристика. | Знать классификацию планет, их характеристики, делать выводы об общих признаках планет. | Работа с CD диском. | Фронтальный опрос. | Планета Земля. | С. 34-37 | |||
10-11 | *Планеты гиганты и маленький Плутон. | 2 | Урок-лекция. | Планеты гиганты и маленький Плутон. | Знать классификацию планет, их характеристики, делать выводы об общих признаках планет. | Работа с CD диском. | Фронтальный опрос. | С. 39-40 | ||||
12 | *Астероиды, кометы. | 1 | Ознакомление с новым материалом. | Определение астероидов, комет, метеоров, метеоритов. | Уметь характеризовать астероиды, кометы. | Работа с CD диском. | Фронтальный опрос. | Строение кометы, измерение её формы. | С. 43-44. | |||
13 | *Метеоры, метеориты. | 1 | Урок закрепление изученного. | Самый большой астероид, самая известная комета, падение Тунгусского метеорита. | Уметь распознавать признаки метеоров и метеоритов. | Работа с CD диском. | Фронтальный опрос. | С. 44-45. | ||||
14 | *Мир звезд. | 1 | Комбинированный урок. | Определение звезд. Классификация созвездий. | Знать определение звезд и классификацию созвездий. | Тест. | Классификация звезд. | С. 48-50. | ||||
15 | *Практическая работа № 3 «Наблюдение за звездным небом». | 1 | Урок-практикум. | Наблюдение за звездным небом | Уметь находить созвездия. | Проверка практической работы. | ||||||
16 | *Понятие «Вселенной». | 1 | Урок применение знаний. | Вселенная по Аристотелю и по Птолемею, по Копернику. | Уметь давать определение. | Фронтальный опрос. | С. 51-52. | |||||
17 | *Повторение и обобщение. | 1 | Урок обобщение и систематизации. | Разнообразие галактик. Понятие «Вселенной». | Уметь делать устные сообщения на 2-3 минуты. | Работа с CD диском. Просмотр презентаций учащихся. | Итоговый контроль | С. 24-51. | ||||
18 | *Урок – конкурс «Что мы узнали о Вселенной». | 1 | Урок проверки знаний. | Понятие о Вселенной. | Знать понятие о Вселенной. | Итоговый контроль | ||||||
19- 20 | *Возникнове-ние планеты Земля. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Форма и размеры Земли. Способы изображения Земли: планы, карты, глобусы. | Знать основные гипотезы о возникновении Земли. | Работа с CD диском. | Тест - подстановка. | Гипотеза Бюффона, Канта, Лапласа. | С.54- 58 | |||
Земля (17 часов) | ||||||||||||
21 | *Строение Земли. | 1 | Комбинированный урок. | Оболочки Земли. | Знать строение Земли. | Работа с CD диском. | Фронтальный опрос. | Ядро, мантия, кора. | С.60-63. | |||
22 | *Практическая работа № 4 «Горные породы» | 1 | Урок-практикум. | Примеры наиболее распространённых горных пород. | Уметь приводить примеры горных пород и минералов. | Проверка практической работы. | Горные породы и минералы. | |||||
23 | *Вещества в окружающем мире. | 1 | Урок изучения нового. | Примеры тел и веществ. | Знать примеры тел и веществ. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | С. 64-71. | ||||
24 | *Практическая работа № 5 «Описание веществ». | 1 | Урок-практикум. | Вещества в окружающем мире. | Примеры многообразия веществ. | Текущий контроль | Привести примеры простых и сложных веществ. | |||||
25 | *Многообразие явлений природы. | 1 | Урок изучения нового. | Физические явление. Химические явления. | Знать явления природы. Уметь отличать физические явления от химических. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. Работа в тетради с. 40. | |||||
26 | *Землетрясения и вулканы. | 1 | Урок изучения нового. | Землетрясения и вулканы. | Знать определения, типы вулканов и их строение. | Работа с CD диском. | С. 72-75. | |||||
27 | *Литосфера | 1 | Комбинированный урок | Твёрдая оболочка Земли - литосфера. Материки. | Уметь показывать на карте материки. | Работа с CD диском. | Фронтальный опрос. | Крупные горы и реки материков. | С.78-81. | |||
28 | *Практическая работа № 6 «Суша планеты». | 1 | Урок-практикум. | Материки и части света | Уметь показывать на карте материки | Проверка практической работы | . | |||||
29 | *Атмосфера | 1 | Комбинированный урок | Состав атмосферы. | Знать основные характеристики погоды | Работа с CD диском. | Фронтальный опрос. | Климат. | С.85-89. | |||
30 | *Практическая работа № 7 «Наблюдение погоды». | 1 | Урок-практикум | Практическая работа. Наблюдение погоды. | Знать основные характеристики погоды. | Проверка практической работы. | Оформление практической работы | |||||
31 | *Гидросфера | 1 | Комбинированный урок. | Гидросфера. | Знать основные части гидросферы. | Фронтальный опрос. | Гидросфера, и её части. | С. 91-93. | ||||
32 | *Практическая работа № 8 «Вода на Земле». | 1 | Урок-практикум. | Гидросфера. | Уметь показывать на карте океаны, объяснять причину круговорота воды. | Проверка практической работы | ||||||
33-34 | *Планета Земля как среда обитания живых организмов. | 2 | Урок применение знаний. | Особенности Земли. | Уметь узнавать растения, грибы, животных. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | С. 97-98. | ||||
35 | *Урок – конкурс «Что мы узнали о Земле. | 1 | Урок соревнование. | Планета Земля. | Знать основные понятия темы. | Итоговый контроль. | С. 100. | |||||
36-37 | Жизнь на Земле (12 часов) | *Развитие жизни на Земле. | 2 | Урок изучения нового материала. | Возникновение и развитие жизни на Земле. | Знать основные этапы развития жизни на Земле. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | Динозавры. | С. 102-103. | ||
38 | *Живые клетки. | 1 | Комбинированный урок. | Строение клетки. Основные свойства. | Знать строение клетки. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | С. 107-109. | ||||
39-40 | *Разнообразие живого. | 2 | Комбинированный урок. Урок применение знаний. | Основные царства. | Знать представителей различных царств. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | С. 113-116. | ||||
41 | *Три среды обитания. | 1 | Комбинированный урок. | Среды обитания. | Знать характеристику сред обитания, основных представителей. | Работа с CD диском. | Работа в тетради с. 66-68. | С. 118-121. | ||||
42-43 | *Жизнь на разных материках. | 2 | Комбинированный урок. Урок применение знаний. | Жизнь на разных материках. | Знать представителей флоры и фауны разных материков. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. Работа в тетради с. 69-71. | С. 123-125. Приготовить сообщения. | ||||
44-45 | *Природные зоны Земли. | 2 | Комбинированный урок. Урок применение знаний. | Природные зоны Земли: тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина, пустыня, влажный тропический лес. | Знать представителей природных зон Земли. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. Работа в тетради с. 72-74. | С. 129-130. | ||||
46 | *Жизнь в морях и океанах. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнь в морях и океанах. | Знать представителей различных морских сообществ. | Работа с CD диском | Текущий контроль. Работа в тетради с. 75-77. | С. 135-137. | ||||
47 | *Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле». | 1 | Урок проверки знаний. | Как развивалась жизнь на Земле. Живые клетки. Разнообразие живого. Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. | Знать основные этапы развития жизни на Земле. | Работа с CD диском. | Итоговый контроль. | С. 102-135. | ||||
48-49 | Человек на Земле (14 часов) | *Появление человека на Земле | 2 | Комбинированный урок. Урок применения знаний | Основные этапы возникновения человека. | Знать основные стадии развития человека. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | С. 142-148. | |||
50 | *Открытие Земли человеком. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. | Знать основные этапы открытия материков. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | Десять великих путешественников. | С. 149-154. | |||
51 | *Влияние человека на Землю. | 1 | Комбинированный урок. | Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект. | Знать основные экологические проблемы и пути их решения. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | С. 155-159 | ||||
52 | *Жизнь под угрозой. | 1 | Комбинированный урок. | Редкие и исчезающие животные и растения. | Знать основные экологические проблемы и пути их решения. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | С. 160-162. | ||||
53 | *Опустынивание. | 1 | Комбинированный урок. | Причины опустынивания. | Знать основные экологические проблемы и пути их решения. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. | С. 163-165. | ||||
54 | *Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | Уметь использовать приобретённые знания практической деятельности. | Текущий контроль | Комфортные экологические условия. | Читать конспект. | ||||
55 | *Простейшие способы оказания первой помощи. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Первая помощь при капиллярном кровотечении и травмах. | Научится оказывать первую помощь при травмах и кровотечениях. | Текущий контроль | ||||||
56 | *Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта». | 1 | Урок-практикум | Определение сторон горизонта. | Уметь использовать приобретённые знания для определения сторон горизонта. | Проверка практической работы. | Оформление ПР. | |||||
57 | *Практическая работа№ 10 «Измерение своего роста и массы тела». | 1 | Урок-практикум | Измерение своего роста и массы тела. | Уметь использовать приобретённые знания для измерения своего роста и массы тела. | Проверка практической работы. | Оформление ПР. | |||||
58 | *Практическая работа № 11 «Наблюдение за самочувствием». | 1 | Урок-практикум | Наблюдение за самочувствием. | Уметь использовать приобретённые знания при наблюдении за самочувствием. | Проверка практической работы. | Оформление ПР. | |||||
59 | *Практическая работа № 12 «Овладение способами оказания первой медицинской помощи» | 1 | Урок-практикум | Овладение способами оказания первой медицинской помощи. | Уметь использовать приобретённые знания для оказание первой медицинской помощи. | Проверка практической работы. | Оформление ПР. | |||||
60 | *Ядовитые животные и растения. | 1 | Урок изучения нового материала. | Ядовитые животные и растения: тарантул, каракурт, скорпион. гадюка, багульник болотный, паслен, | Знать ядовитых животных и ядовитые растения. | Работа с CD диском. | Текущий контроль. Работа в тетради с. 97. | С. 170-172. | ||||
61 | *Обобщение знаний по теме «Человек на Земле» | 1 | Урок обобщение и систематизации знаний. | Здоровье человека. | Знать основные правила сохранения здоровья. | Итоговый контроль | Составить режим дня. | |||||
62 | Повторение (7 часов) | *Строение Солнечной системы. | 2 | Урок обобщение и систематизации знаний | Солнечная система. Планеты гиганты, планеты земной группы. | Знать положение Солнца и Земли в Солнечной системе, классификацию планет. | Работа с CD диском. | Итоговый контроль | С 11-20. | |||
63 | *Оболочки Земли. | 2 | Урок обобщение и систематизации знаний | Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. | Знать оболочки Земли. | Работа с CD диском. | Итоговый контроль | С 68-75 | ||||
64 | *Практическая работа № 13 «Наблюдения признаков химической реакции и физических явлений». | 1 | Урок обобщение и систематизации знаний | Вещества, тела, явления. | Знать многообразие тел, веществ, явлений природы. | Итоговый контроль. | С 108-110 | |||||
65-66 | *Растения и животные. | 2 | Урок обобщение и систематизации знаний. | Растения и животные. | Узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности. | Итоговый контроль | Подготовка к экскурсии. | |||||
67-68 | *Экскурсия в природу. | 2 | Урок экскурсия | Тела, вещества, растения, животные родного края. | Знать многообразие тел, веществ, явлений природы, растений и животных. | Проверка отчёта об экскурсии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...