Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа (природоведение, 5 класс) по теме

Рабочая программа по природоведению 5 класс  (Сонин Н. И.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы и авторской программы Плешаков А. А., Сонин Н. И. Предназначена для изучения природоведения в 5 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Цели: усвоение знаний  о многообразии объектов и явлений природы;

связи в мире живой и неживой природы;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты измерения;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного отношения к природе;

стремление действовать в окружающей среде в соответствие с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни безопасного поведения природе.  

Основное содержание.

1 Введение (4 часа)

Изучение природы. Наблюдение, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений. Ученые - естествоиспытатели.

2 Вселенная (14 часов).

Представление о Вселенной у древних индийцев, греков, вавилонян. Модели Вселенной по Аристотелю, Птолемею, Копернику. Планеты солнечной системы. Галактики.

Практическая работа; наблюдение за звездным небом.

3 Земля (17 часов).

Возникновение планеты Земля, строение Земли. Атмосфера. Вода на Земле. Суша планеты. Планета Земля как среда обитания живых организмов.

Практические работы: горные породы, суша планеты, вода на земле.  

4 Жизнь на Земле (12 часов)

Как развивалась жизнь на Земле. Живые клетки. Разнообразие живого. Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.

5 Человек на Земле (14 часов)

Как человек появился на Земле. Как человек открывал Землю. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой.  Здоровье человека и безопасность жизни.

6 Повторение (7 часов).

Перечень практических работ.

Практическая работа № 1 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования». Практическая работа № 2 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами».

Практическая работа № 3  «Наблюдение за звездным небом».

Практическая работа № 4   «Горные породы»

Практическая работа № 5 «Описание веществ».

Практическая работа № 6  «Суша планеты».

Практическая работа № 7 «Наблюдение погоды».

Практическая работа № 8  «Вода на Земле».

Практическая работа № 9  «Определение сторон горизонта».

Практическая работа№ 10   «Измерение своего роста и массы тела».

Практическая работа № 11  «Наблюдение за самочувствием».

Практическая работа № 12  «Овладение способами оказания первой медицинской помощи»

Практическая работа № 13 «Наблюдения признаков химической реакции и физических явлений».

Требования к уровню подготовки.

Знать: многообразие тел, веществ, явлений природы, отдельные методы изучение природы, основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы.

Уметь: узнавать распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; приводить примеры физических химических явлений; находить несколько созвездий; определять стороны горизонта с помощью компаса; оказать первую помощь; составлять сообщения на 2-3 минуты.

Здоровьесберегающие технологии.

У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) Чередование различных видов учебной деятельности:

– опрос учащихся;
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– использование мультимедийных пособий.

б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).

Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) Проведение физкультурных минуток

г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

– эмоциональная мотивация в начале урока

– создание ситуации успеха

д) Соблюдение техники безопасности при проведении практических работ и экскурсий.

Примечание: уроки с применением здоровьесберегающих технологий отмечены значком *

Учебно-методический комплект.

1) А. А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. Москва. «Дрофа», 2011г.

2) Природоведение. Методическое пособие «Дрофа», 2009г.

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уроку

Мультимедийные технологии

Вид контроля

Эл-ты доп. сод.

Д/з

Дата

План

Факт

1

Введение

(4 часа)

*Введение. Науки о природе.

1

Ознакомление с новым материалом.

Науки о природе: астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология.

Уметь давать определения основным естественным наукам; уметь отвечать на вопросы, выделять главную мысль текста.

Работа с CD диском.

Предварительный.

Семья биологических наук.

С. 6-11

2

*Методы изучения природы.

1

Комбинированный урок.

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

Знать основные методы изучения природы.

Работа с CD диском.

Тест. Работа в тетради с. 8-9.

С. 15-17

3

*Практическая работа № 1 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования». Практическая работа № 2 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами».

1

Урок-практикум.

Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, ступка, шпатель, спиртовка. Измерительные приборы: весы, мензурка, термометр, линейка, рулетка, секундомер.

Уметь пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.

Проверка практической работы.

С. 15-17. Приготовить сообщения.

4

*Великие естествоиспытатели.

1

Урок-семинар.

Великие естествоиспытатели: карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский.

Уметь самостоятельно готовить сообщения на 2-3 минуты.

Просмотр презентаций учащихся.

Текущий.

С. 21-22.

5

Вселенная

(14 часов)

*Представление о Вселенной у древних индийцев, греков

1

Ознакомление с новым материалом.

Представление о Вселенной у древних индийцев, греков

Уметь характеризовать Вселенную по представлениям древних индийцев, греков.

Работа с CD диском.

Предварительный.

Представление о Вселенной у древних вавилонов.

С. 24-26

6

*Модель Вселенной по Аристотелю и по Птолемею.

1

Комбинированный урок.

Система мира по Аристотелю и по Птолемею.

Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и по Птолемею.

Работа с CD диском.

Тест.

Галилео Галлией.

С. 27-28

7

*Система мира по Копернику.

1

Комбинированный урок.

Учение Коперника.

Уметь делать выводы о более совершенной модели Коперника.

Работа с CD диском.

Текущий контроль. Ответы на вопросы.

Джордано Бруно.

С. 29-32

8-9

*Планеты соседи Солнца.

2

Урок-лекция.

Классификация планет, их характеристика.

Знать классификацию планет, их характеристики, делать выводы об общих признаках планет.

Работа с CD диском.

Фронтальный опрос.

Планета Земля.

С. 34-37

10-11

*Планеты гиганты и маленький Плутон.

2

Урок-лекция.

Планеты гиганты и маленький Плутон.

Знать классификацию планет, их характеристики, делать выводы об общих признаках планет.

Работа с CD диском.

Фронтальный опрос.

С. 39-40

12

*Астероиды, кометы.

1

Ознакомление с новым материалом.

Определение астероидов, комет, метеоров, метеоритов.

Уметь характеризовать астероиды,

кометы.

Работа с CD диском.

Фронтальный опрос.

Строение кометы, измерение её формы.

С. 43-44.

13

*Метеоры, метеориты.

1

Урок закрепление изученного.

Самый большой астероид, самая известная комета, падение Тунгусского метеорита.

Уметь распознавать признаки метеоров и метеоритов.

Работа с CD диском.

Фронтальный опрос.

С. 44-45.

14

*Мир звезд.

1

Комбинированный урок.

Определение звезд. Классификация созвездий.

Знать определение звезд и классификацию созвездий.

Тест.

Классификация звезд.

С. 48-50.

15

*Практическая работа № 3  «Наблюдение за звездным небом».

1

Урок-практикум.

Наблюдение за звездным небом

Уметь находить созвездия.

Проверка практической работы.

16

*Понятие «Вселенной».

1

Урок применение знаний.

Вселенная  по Аристотелю и по Птолемею, по Копернику.

Уметь давать определение.

Фронтальный опрос.

С. 51-52.

17

*Повторение и обобщение.

1

Урок обобщение и систематизации.

Разнообразие галактик. Понятие «Вселенной».

Уметь делать устные сообщения на 2-3 минуты.

Работа с CD диском.

Просмотр презентаций учащихся.

Итоговый контроль

С. 24-51.

18

*Урок – конкурс «Что мы узнали о Вселенной».

1

Урок проверки знаний.

Понятие о Вселенной.

Знать понятие о Вселенной.

Итоговый контроль

19-

20

*Возникнове-ние планеты Земля.

2

Урок

ознакомления с новым материалом.

Форма и размеры

Земли. Способы изображения Земли: планы, карты, глобусы.

Знать основные гипотезы о возникновении Земли.

Работа с

CD диском.

Тест -

подстановка.

Гипотеза

Бюффона, Канта, Лапласа.

С.54-

58

Земля

(17 часов)

21

*Строение Земли.

1

Комбинированный урок.

Оболочки Земли.

Знать строение Земли.

Работа с CD диском.

Фронтальный опрос.

Ядро, мантия, кора.

С.60-63.

22

*Практическая работа № 4   «Горные породы»

1

Урок-практикум.

Примеры наиболее распространённых горных пород.

Уметь приводить примеры горных пород и минералов.

Проверка практической работы.

Горные породы и минералы.

23

*Вещества в окружающем мире.

1

Урок изучения нового.

Примеры тел и  веществ.

Знать примеры тел и веществ.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

С. 64-71.

24

 *Практическая работа № 5 «Описание веществ».

1

Урок-практикум.

Вещества в окружающем мире.

Примеры многообразия  веществ.

Текущий контроль

Привести примеры простых и сложных веществ.

25

*Многообразие явлений природы.

1

Урок изучения нового.

Физические явление. Химические явления.

Знать явления природы. Уметь отличать физические явления от химических.

Работа с CD диском.

Текущий контроль. Работа в тетради с. 40.

26

*Землетрясения и вулканы.

1

Урок изучения нового.

Землетрясения и вулканы.

Знать определения, типы вулканов и их строение.

Работа с CD диском.

С. 72-75.

27

*Литосфера

1

Комбинированный урок

Твёрдая оболочка Земли - литосфера. Материки.

Уметь показывать на карте материки.

Работа с CD диском.

Фронтальный опрос.

Крупные горы и реки материков.

С.78-81.

28

*Практическая работа № 6  «Суша планеты».

1

Урок-практикум.

Материки и части света

Уметь показывать на карте материки

Проверка практической работы

.

29

*Атмосфера

1

Комбинированный урок

Состав атмосферы.

Знать основные характеристики погоды

Работа с CD диском.

Фронтальный опрос.

Климат.

С.85-89.

30

*Практическая работа № 7 «Наблюдение погоды».

1

Урок-практикум

Практическая работа.

Наблюдение погоды.

Знать основные характеристики погоды.

 Проверка  практической работы.

Оформление практической работы

31

*Гидросфера

1

Комбинированный урок.

Гидросфера.

Знать основные части гидросферы.

Фронтальный опрос.

Гидросфера, и её части.

С. 91-93.

32

*Практическая работа № 8  «Вода на Земле».

1

Урок-практикум.

Гидросфера.

Уметь показывать на карте океаны, объяснять причину круговорота воды.

Проверка практической работы

33-34

*Планета Земля как среда обитания живых организмов.

2

Урок применение знаний.

Особенности Земли.

Уметь узнавать растения, грибы, животных.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

С. 97-98.

35

*Урок – конкурс «Что мы узнали о Земле.

1

Урок соревнование.

Планета Земля.

Знать основные понятия темы.

Итоговый контроль.

С. 100.

36-37

Жизнь на Земле

(12 часов)

*Развитие жизни на Земле.

2

Урок изучения нового материала.

Возникновение  и развитие жизни на Земле.

Знать основные этапы развития жизни на Земле.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

Динозавры.

С. 102-103.

38

*Живые клетки.

1

Комбинированный урок.

Строение клетки. Основные свойства.

Знать строение клетки.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

С. 107-109.

39-40

*Разнообразие живого.

2

Комбинированный урок. Урок применение знаний.

Основные царства.

Знать представителей различных царств.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

С. 113-116.

41

*Три среды обитания.

1

Комбинированный урок.

Среды обитания.

Знать характеристику сред обитания, основных представителей.

Работа с CD диском.

Работа в тетради с. 66-68.

С. 118-121.

42-43

*Жизнь на разных материках.

2

Комбинированный урок. Урок применение знаний.

Жизнь на разных материках.

Знать представителей флоры и фауны разных материков.

Работа с CD диском.

Текущий контроль. Работа в тетради с. 69-71.

С. 123-125. Приготовить сообщения.

44-45

*Природные зоны Земли.

2

Комбинированный урок. Урок применение знаний.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина, пустыня, влажный тропический лес.

Знать представителей природных зон Земли.

Работа с CD диском.

Текущий контроль. Работа в тетради с. 72-74.

С. 129-130.

46

*Жизнь в морях и океанах.

1

Комбинированный урок.

Жизнь в морях и океанах.

Знать представителей различных морских сообществ.

Работа с CD диском

Текущий контроль. Работа в тетради с. 75-77.

С. 135-137.

47

*Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».

1

Урок проверки знаний.

Как развивалась жизнь на Земле. Живые клетки. Разнообразие живого. Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.

Знать основные этапы развития жизни на Земле.

Работа с CD диском.

Итоговый контроль.

С. 102-135.

48-49

Человек на Земле

 (14 часов)

*Появление человека на Земле

2

Комбинированный урок. Урок применения знаний

Основные этапы возникновения человека.

Знать основные стадии развития человека.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

С. 142-148.

50

*Открытие Земли человеком.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Открытие Америки, Австралии, Антарктиды.

Знать основные этапы открытия материков.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

Десять великих путешественников.

С. 149-154.

51

*Влияние человека на Землю.

1

Комбинированный урок.

Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.

Знать основные экологические проблемы и пути их решения.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

С. 155-159

52

*Жизнь под угрозой.

1

Комбинированный урок.

Редкие и исчезающие животные и растения.

Знать основные экологические проблемы и пути их решения.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

С. 160-162.

53

*Опустынивание.

1

Комбинированный урок.

Причины опустынивания.

Знать основные экологические проблемы и пути их решения.

Работа с CD диском.

Текущий контроль.

С. 163-165.

54

*Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

Уметь использовать приобретённые знания практической деятельности.

Текущий контроль

Комфортные экологические условия.

Читать конспект.

55

*Простейшие способы оказания первой помощи.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Первая помощь при капиллярном кровотечении и травмах.

Научится оказывать первую помощь при травмах и кровотечениях.

Текущий контроль

56

*Практическая работа № 9  «Определение сторон горизонта».

1

Урок-практикум

Определение сторон горизонта.

Уметь использовать приобретённые знания для определения сторон горизонта.

Проверка практической работы.

Оформление ПР.

57

*Практическая работа№ 10   «Измерение своего роста и массы тела».

1

Урок-практикум

Измерение своего роста и массы тела.

Уметь использовать приобретённые знания для измерения своего роста и массы тела.

Проверка практической работы.

Оформление ПР.

58

*Практическая работа № 11  «Наблюдение за самочувствием».

1

Урок-практикум

Наблюдение за самочувствием.

Уметь использовать приобретённые знания при наблюдении за самочувствием.

Проверка практической работы.

Оформление ПР.

59

*Практическая работа № 12  «Овладение способами оказания первой медицинской помощи»

1

Урок-практикум

Овладение способами оказания первой медицинской помощи.

Уметь использовать приобретённые знания для оказание первой медицинской помощи.

Проверка практической работы.

Оформление ПР.

60

*Ядовитые животные и растения.

1

Урок изучения нового материала.

Ядовитые животные и растения: тарантул, каракурт, скорпион. гадюка, багульник болотный, паслен,  

Знать ядовитых животных и ядовитые растения.

Работа с CD диском.

Текущий контроль. Работа в тетради с. 97.

С. 170-172.

61

*Обобщение знаний по теме «Человек на Земле»

1

Урок обобщение и систематизации знаний.

Здоровье человека.

Знать основные правила сохранения здоровья.

Итоговый контроль

Составить режим дня.

62

Повторение

(7 часов)

*Строение Солнечной системы.

2

Урок обобщение и систематизации знаний

Солнечная система. Планеты гиганты, планеты земной группы.

Знать положение Солнца и Земли в Солнечной системе, классификацию планет.    

Работа с CD диском.

Итоговый контроль

С 11-20.

63

*Оболочки Земли.

2

Урок обобщение и систематизации знаний

Оболочки Земли:

атмосфера, гидросфера, литосфера.

Знать оболочки Земли.

Работа с CD диском.

Итоговый контроль

С 68-75

64

*Практическая работа № 13 «Наблюдения признаков химической реакции и физических явлений».

1

Урок обобщение и систематизации  знаний

Вещества, тела, явления.

Знать многообразие тел, веществ, явлений природы.

Итоговый контроль.

С 108-110

65-66

*Растения и животные.

2

Урок обобщение и систематизации знаний.

Растения и животные.

Узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности.

Итоговый контроль

Подготовка к экскурсии.

67-68

*Экскурсия в природу.

2

Урок экскурсия

Тела, вещества, растения, животные родного края.

Знать многообразие тел, веществ, явлений природы, растений и животных.

Проверка отчёта об экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...