Урок в коррекционной школе.
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме
Класс 5 Дата 12.12.2011
Тема: « Зима. Растения зимой »
Цель:совершенствование знаний учащихся о зимних изменениях в живой природе через беседу о красоте природы зимой.
Задачи:
1.Закрепить знания учащихся об изменениях в жизни растений зимой.
2.Учить устанавливать логические связи через анализ стихотворений и разгадывание загадок.
3.Формировать умение составлять рассказ по картине.
4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе (деревьям) зимой.
Ход урока
1. Организационный момент (организация рабочего места, эмоциональный настрой)
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Послушайте стихотворение. О каком времени года в нём говорится?
Выпал в декабре снежок,
Нежный, мягкий как пушок.
Сшил декабрь покрывало
Для земли, чтоб не страдала.
Из тончайших ниток нежных,
Не цветных, а белоснежных.
Стала белою земля
От заботы декабря.
Учитель: - Сегодня мы подведём итог наших наблюдений за признаками зимы, изменениями в жизни растений и животных зимой.
3.Актуализация знаний:
а) Явления зимы.Давайте вспомним основные явления зимы. В этом вам помогут загадки. Отгадайте их.
- Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
- Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке. (Снежинки) - Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)
- И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)
Назовите основные признаки зимы. (Предполагаемые ответы: )
(День стал короче, ночь длиннее, солнце выглядывает редко и не греет, прилетели зимние птицы, температура воздуха понижается, дикие животные поменяли шубки, на реке вода покрыта льдом.)
Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.
Учитель читает стихи:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Фёдор Тютчев
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Александр Пушкин
Б) Зима - пора снега и льда.- Подумайте, из чего состоит снег? (Предполагаемый ответ: из снежинок)
Снежинка - одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.
- При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжёлой и падает на землю. Мы называем её снежинкой. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинка.
- Ребята, теперь вам известно как образуется снежинка.
- Что вы представляете, когда произносите слово "снежинка"?
(Предполагаемые ответы детей: снеговик, снеговой, снежная баба, крепость.Снегурочка)
- В каких сказках встречается Снегурочка? Как вы думаете, с кем в лесу дружит Снегурочка? Обоснуй свой ответ.
В) Растения зимой.
- Как зимуют растения, мы узнаем, послушав сценку.
СЦЕНКА "Заяц и Мышь-полёвка" (дети читают текст сценки, распределив роли)
Автор: Пришла суровая зима. На заснеженной лесной поляне встретились заяц и мышь-полёвка.
Заяц: - Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть - терпи до весны. А где ещё та весна - за горами да за морями.
Полёвка: - Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься:
Учитель: - Как же зимуют растения?
(Ответы детей: зимой все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки
Физкультминутка.
- К зиме растения готовятся задолго до её прихода. Вспомните, какие изменения происходят с растениями осенью? Однолетние травы завянут, многолетние запасут в корнях питательные вещества, а деревья и кустарники сбросят листья. Но некоторые растения уйдут под снег зелёными. Под снежным ковром они будут ждать прихода весны. Кто же эти храбрецы? Это озимые хлеба - рожь, пшеница, ячмень. Их посеяли в конце лета, к осени они успели прорости и, перезимовав под снегом, на следующее лето дадут ранний урожай.
Учитель: - Как же зимуют почки? (Ответы детей: у деревьев - высоко над землёй, а у травянистых растений - под снегом)
Деревья зимой находятся в глубоком покое. Но на некоторых из них остались плоды. Знакомые нам сосны и ели не потеряли своего зелёного наряда. Их листья-хвоинки не боятся мороза. Сверху хвоя покрыта веществом, похожим на воск, поэтому ей не страшен мороз. Опадают хвоинки не сразу, зелёный наряд хвойных деревьев обновляется полностью за несколько лет, поэтому зимой они стоят зелёными.
Учитель: - На столах у вас лежат веточки. Рассмотрите их. Что вы видите? (Ответы детей: почки) Каждая почка покрыта сверху плотной тёмной чешуйкой. А что же находится внутри? ( Ответы детей: листочки, цветочки) Я разрежу одну почку и покажу с помощью увеличительного стекла. (Ребята подтверждают свои предположения, о том, что в почке живут листочки и цветочки, а в дальнейшем образуются новые растения)
Учитель: - На первый взгляд все деревья и кустарники зимой кажутся похожими друг на друга. Но это не так. Разница есть. Зимой легко отличить берёзу. Опишите её (Ответы детей: белый ствол, черные штрихи на стволе, ветки, похожи на косы русской красавицы, ниспадают, березу называют символом России)
Учитель: - Посмотрите за окно, найдите глазами деревья, среди них -берёзы, сфотографируйте их, запомните их силуэты, а весной попробуйте узнать их в зелёном наряде.
- Встречайте Зиму пословицами и поговорками(предложить детям на карточках)
- Снег глубок - год хорош.
- Снегу надует - хлеба прибудет.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Волку зима за обычай.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Береги нос в сильный мороз.
- Много снега - много хлеба.
- Жаворонок - к теплу, а зяблик - к стуже.
- Январь - году начало, зиме - середина.
- Февраль придет, все пути заметет.
- Заглянем в зимний лес. Там сейчас тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес, но это только кажется. Присмотритесь хорошенько: весь снег в лесу испещрен разными следами и следочками. Но для того, чтобы уметь читать по следам, надо сперва научиться распознавать сами следы, определять, кому они принадлежат. Много интересного из жизни лесных обитателей вы сумеете прочитать в белой книге зимы.
4. Закрепление знаний Чтение текста учебника, ответы на вопросы (Анализируем вместе)
5. Подведение итогов урока:- Какие подарки готовит нам каждый год Зимушка Зима? (Ответы детей: белый снег, свежий воздух, коньки, санки, лыжи и т.д.) И в этот раз Зимушка-Зима приготовила вам подарок. Внимание на экран! 6. Домашнее задание (инструктаж о выполнении дом. задания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к уроку в коррекционной школе
Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII видаУчитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.Урок должен быть воспитывающим и развивающим.На каждом уроке должна ве...
Презентация для проведения урока в коррекционной школе тема "Что такое астрономия?"
Презентация помогает наглядно показать учащимся ,что изучает астрономия....
Урок в коррекционной школе.
Класс 6 Дата 1.11.2011 Тема: Воздух вокруг нас.Цел...
Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)
Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...
конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".
Тема: «Дорога в школу».Цель: обеспечить усвоение правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи: 1. Обобщить правила перехода улиц ...
Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.
Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....