Статья НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Киреева Я.А.
статья по праву (5 класс)
В статье анализируется необходимость правового просвещения несовершеннолетних с 5 - го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья (право) | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Киреева Я.А.
Киреева Яна Александровна – учитель истории ГБОУ школы 596 Приморского района Санкт - Петербурга
Аннотация: в статье анализируется необходимость правового просвещения несовершеннолетних с 5- го класса.
Ключевые слова: деяние несовершеннолетних, правонарушение и преступление несовершеннолетних, возраст уголовной ответственности.
Данная тема всегда очень актуальна, особенно, если она касается кого – то лично. Я мама двоих детей, старшему 19, младшей 7 лет. Я всегда объясняю им, какие последствия могут быть за их деяния и это помогает, старший сын всегда спрашивает, что будет, если... Мой опыт работы в милиции/полиции, я расследовала уголовные дела 10 лет, а также работа в спецшколе, где очень часто фигурантами по уголовным делам были несовершеннолетние дети, дают мне возможность смотреть на детей под другим углом.
Преступность рассматривается как совокупность преступлений, совершенных в стране или определенном регионе страны за определенный период времени. Данные о преступности основываются на количестве зарегистрированных преступлений, которые отражают ее частично, поскольку не включают преступления оставшиеся не выявленными. Эти не выявленные и не зарегистрированные преступления представляют собой скрытую — латентную преступность.
Мотивация поведения человека (его действий, поступков, деятельности) представляет собой побуждение к активности, направленной на удовлетворение потребности или разрешения проблемной ситуации. Учитывая, что преступные деяния могут носить не только характер активных действий, но представлять собой бездействие — существует и мотивация воздержания от действий.
Побуждение является составной частью любого осознанного (вменяемого) поведенческого акта и имеет определенное содержание, которое отражает ради чего человек совершает поступок, что им движет.
По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысячах преступлений.
По данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД РФ в 2020 году было совершено 37771 преступление несовершеннолетними или при их соучастии. В 2019 году, по данным МВД, примерно 3,9% от всех раскрытых в стране преступлений совершены подростками либо при их участии. Всего были выявлены 37 953 несовершеннолетних преступника. Число тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних остается высоким: если в 2018 году их было 9716, то в 2019-м — 10 113, в 2020 году – 9797.
Можно сделать вывод, что в большинстве случаев, подростки совершали то или иное деяние от незнания правового поля, от свободного времени, когда за ними никто не присматривал. В школе не интересно, мама и папа на работе. Лично я, работая в школе, по своей инициативе, с одобрения администрации школы открыла два кружка "Правоведы" и кружек "Рукоделие".
Проводя кружок " Правоведы" я объясняла обучающимся "что такое хорошо, а что такое плохо", в соответствии с правовым полем в Российской Федерации, рассказывала, какие могут быть последствия от тех или иных деяний. Кружок " Рукоделие" я проводила в 5 классе, который посещали не только девочки, но и мальчики, которые не очень хорошо вели себя в школе. В это время дети увлечённо занимались, тем, что им интересно и это очень положительно сказывалось на их поведении и взглядах. Одновременно я во всех старших классах проводила лекции, на различную правовому тематику, приглашала субъекты профилактики, организовала посещение в Федеральный районный суд Приморского района Санкт-Петербурга, где старшеклассники присутствовали на реальных судебных заседаниях, оформила стенд в школе "Правовое просвещение", где были выставлены мною разработанные памятки на различные темы по правовому просвещению. И мой опыт показал, что это всё положительно сказывалось на поведение обучающихся и многие задумывались перед теми или иными действиями и когда я проводила профилактические беседы, многие мои ученики говорили мне: "да, я понимаю, что за это может быть, поэтому я не буду этого делать". Конечно, работа велась не только с детьми, но и с их родителями, которые в большинстве случаев шли на встречу, и удавалось предотвратить многие последствия для обучающихся и их родителей. Я считаю, что "Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних" необходимо ввести в школьную программу во всестороннем порядке, как со стороны учителей, так т со стороны родителей.
Самое большое количество времени обучающиеся проводят в стенах школы. Работа по правовому просвещению должна вестись с 5 - го класса, так как деяния становятся всё "моложе", и одновременно необходимо проводить работу с родителями, так как незнания родителей очень сильно влияют на совершение правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 20 УК РФ, возраст уголовной ответственности, по общему правилу наступает с 16 лет, а по отдельным статьям с 14 лет, как например кража (тайное хищение чужого имущества) или грабеж (открытое хищение чужого имущества), или заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений. На мое практике работы в дознании и в школе подростки, которые совершили правонарушение или преступление, а так же их родители объясняли свои преступные действия, после наступления последствий (административного или уголовного преследования), тем, что: «Мы не знали, что за «ЭТО» что-то будет!».
Если бы родители объясняли, своим детям, что будет, если он или она совершит то или иное деяние, я уверенна, что правонарушений и преступлений со стороны детей было бы меньше. Печально, что никто не задумывается о последствиях, однако когда в будущем сталкиваются с тем, что их не приняли в хороший ВУЗ или в колледж, а потом не выдали водительское удостоверение или не приняли на хорошую работу, никто об этом не задумывается, а такое может быть.
К примеру: встретился с друзьями, после школы и они предложили попробовать какую-то жидкость, ты, не задумываясь о последствиях попробовал, тебе стало плохо, ты пришёл домой, мама вызвала скорую, сделали анализ - запрещённые вещества! Медицинские работники обязаны сообщить об этом в правоохранительные органы. Тебя выписали, промыли желудок и поставили на учёт в полицию, в районный наркологический диспансер, а если тебе 16 лет, то возбудили административное дело за употребление наркотических средств или психотропных веществ. Итог: ты собирался поступать в Университет МВД, либо МЧС тли иную структуру, не поступаешь, так как справку необходимо будет предоставить с районного наркологического диспансера, характеристику со школы, где тебя поставят на внутришкольный контроль, и запрос сделают полицию, где ты состоишь на учёте. Так же водительское удостоверение ты можешь никогда не получить.
Подведя итог можно сделать следующий вывод: обладание правовыми знаниями, дает возможность не только предотвратить последствия за совершенное деяние, но и предотвратить совершение самого деяния.
Список литературы
- "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022)
- Егоров И. Особо опасные дети. Генпрокуратура сообщила о росте подростковой преступности в стране // Российская газета, 2020. № 86. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste- podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html/ (дата обращения: 13.02.2021).
- Пастушеня, А.Н. Криминальная психология: Учебно-методический комплекс / А.Н. Пастушеня: Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...
Правовое просвещение. Единый День правовых знаний
Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...
ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»
Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...
Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»
Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны принимать решение и нес...
Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»
Цели урокаобеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних, понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет. прод...
Проект по правовому просвещению "Страна правовых знаний"
Проект рассчитан на учащихся 1-4 классов (6,5-11 лет). Целью проекта является формирование у обучающихся определенных знаний о правах, обязанностях, ответственности и умение применять полученные знани...
Программа по правовому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Правовая Азбука"
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Актуальность правового воспитания детей и подростков на современно...