Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Цели урока
- обеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних, понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет.
- продолжить формирование навыков работы с документами, умения извлекать необходимую информацию из источника права, продолжить работу по формированию понятийного аппарата: правовой статус несовершеннолетних, эмансипация подростка, воинский учет.
- воспитывать чувство гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам других людей, умений использовать знания о своих правах и обязанностях в обычной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_pravovogo_statusa_nesovershennoletnih.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока обществознания в 8 классе
Тема: «Правовой статус личности»
«Особенности правового статуса несовершеннолетних»
Цели урока
- обеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних, понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет.
- продолжить формирование навыков работы с документами, умения извлекать необходимую информацию из источника права, продолжить работу по формированию понятийного аппарата: правовой статус несовершеннолетних, эмансипация подростка, воинский учет.
- воспитывать чувство гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам других людей, умений использовать знания о своих правах и обязанностях в обычной жизни.
Средства обучения: учебник «Обществознание. 8 класс» О.Б.Соболевой; Извлечения из ГК РФ, ТК РФ, СК РФ (презентация «Особенности правового статуса несовершеннолетнего» ; мультимедиа система.
Тип урока: комбинированный (диалоговый), мультимедиа урок.
- Ход урока
- I. Организационный момент (2 мин) Слайды 1-2
Домашнее задание: п.21, понятия, вопросы 1, 2.
Целевая установка урока: слайд 1
- на основе повторения пройденного на предыдущих уроках материала
изучить новую тему.
- II. Опрос по домашнему заданию:
- Что такое правовой статус личности?
- Какова взаимосвязь между правами и обязанностями?
- Какова связь между возрастом и характером дееспособности граждан?
Давайте перейдем к первой схеме
1) Заполните пропуски в схеме: Слайд
- Перечислите какие права ребёнка вы сейчас можете реализовать?
Но вам уже исполнилось 14 лет. Вы перешли в разряд несовершеннолетних. Что же изменяется с 14-летием? Обратимся к теме урока. Как вы её понимаете? Что будет главным в её изучении?
Ответ учащихся : МОЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС.
Мои права, обязанности и ответственность.
План урока: 1. Дееспособность несовершеннолетних от14 до 16 лет.
2. Эмансипация подростка.
Слайды 3, 4. 3. Постановка на воинский учет.
III. Изучение нового материала по плану
- Дается определение правового статуса несовершеннолетнего – это система прав и обязанностей несовершеннолетнего, закреплённая в нормах права.
В 14 лет вы получаете паспорт — основное удостоверение личности гражданина нашей страны. Тот важный документ вручается вам именно в этом возрасте не случайно. Вы вступаете в очень ответственный период жизни — время социального взросления. С процессом социального взросления закон связывает расширение ваших правовых возможностей.
- В каких источниках права, по вашему мнению, закреплены ваши права и обязанности?
Обращение к работе с документами,
ИСТОЧНИКАМИ ПРАВА:
Конституция РФ
Гражданский Кодекс РФ
Трудовой Кодекс РФ
Семейный Кодекс РФ
Уголовный Кодекс РФ
Слайд 5
2)Продолжение работы с таблицей «Права ребёнка» 14-15-летние подростки (таблица заполняется в тетради второй урок, начиная с прав, обязанностей и ответственности малолетних) Слайд 6.
возраст | права | обязанности | ответственность |
14 лет | Получить паспорт Право на согласие изменения своего гражданства Право без согласия родителей распоряжаться доходами Осуществлять права автора результата своей интелл.деят-ти Самостоятельно совершать сделки право отмены усыновления Право требовать установления отцовства в отн-ии своего ребёнка Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов Право быть принятым на работу в свободное от учебы время с согласия родителей Вносить вклады в банки и распоряжаться ими Право работать не более 24 ч/н Право на поощрение за труд Право на ежегодный оплачиваемый отпуск 31 день Право на об-ие в профсоюзы Право управлять велосипедом по дорогам, учиться вождению мотоцикла | Иметь паспорт Работать добросовестно Выполнять трудовые обязанности Соблюдать трудовую дисциплину Соблюдать устав молодежного объединения | Исключение из школы Самостоятельная имущественная ответственность по сделкам За причиненный вред За нарушение трудовой дисциплины Уголовная отв-ть за преступления предусмотренные ст.20 УК РФ |
15 лет | Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство Быть принятым на работу без согласия родителей, но с согласия профсоюза Иметь трудовые льготы 24 ч/н |
Вопросы по заполненной части таблицы:
- Какие права у вас есть с 14 лет?
- Какие новые обязанности есть у вас с 14 лет?
- Как изменяется ваша ответственность с 14 лет?
- Приведите примеры из своей жизни, когда вы поступали согласно своему правовому статусу?
3)Эмансипация подростка.
В тот день, когда вам исполнится 16 лет, в вашем правовом статусе появится новый рубеж. Он связан с возможностью вашей эмансипации. Что же это такое?Обратимся к Гражданскому Кодексу РФ ст.27.
Учащиеся дают определение Эмансипации и выделяют её условия. Слайд 7.
Дается определение: Эмансипация подростка – это объявление его полностью дееспособным до достижения возраста совершеннолетия посредством решения органа опеки и попечительства либо суда.
Раскрывается третье условие эмансипации несовершеннолетнего в российском гражданском праве в результате работы с учебником с.118.
- Работа по трудовому договору
- Занятие предпринимательской деятельностью
- Вступление в брак
Даже при отсутствии эмансипации в 16 лет объем ваших прав, обязанностей и ответственности существенно расширяется. Обратимся к учебнику с.118.
Учащиеся самостоятельно делают выводы об изменениях в правовом статусе несовершеннолетнего и продолжают записи в таблице (16 лет)
16 лет | Право на эмансипацию Право самостоятельного заключения трудового договора Право быть членом кооператива и держателем акций Право вступать в брак Право самостоятельно осуществлять родительские право Право работать не более 36 ч/н Право управлять мопедом на дорогах Право обучению вождению автомобиля в сопровождении инструктора | Полная уголовная ответственность за любые преступления Административная ответственность |
- Какие права при достижении 16 лет вы будете реализовывать?
Учащиеся: «Я буду иметь право на...» ответы по таблице.
- Какие обязанности будут возложены на вас?
- Какую ответственность вы должны быть готовы нести?
- Постановка на воинский учет. Слайд 8.
Дается определение:Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан РФ. Обязанность юношей встать на воинский учет подразумевает под собой пройти комиссию и получить приписное свидетельство.
Приписное свидетельство – это удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Ст.9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». В год, когда вам, юноши, исполнится 17 лет, с 1 января по 31 марта будет осуществлена первоначальная постановка вас на воинский учет. При этом производится медицинское освидетельствование вашего состояния. Будет определяться ваша годность к военной службе по состоянию здоровья. Если вы хотите облегчить себе задачу при призыве, когда вам исполнится 18 лет, то уже при первоначальной постановке необходимо разобраться с годностью к военной службе по состоянию здоровья. Для этого хранить медкарту дома!!! С 15 лет!!!
Ученики делают последнюю запись в таблице.
17 лет | Юношам – встать на воинский учет |
Если вы без уважительных причин не являетесь на призывную комиссию, это влечет за собой административную и уголовную ответственность.
Для женщин – призыв на военную службу после получения военно-учетной специальности.
- V. Закрепление изученного на уроке. Слайд 9-10
Решение тестовых вопросов, проверка. Выставление оценок за работу на уроке.
Объяснение Д/з: с.120 в. 1 Какие права вы можете реализовать с 14, 16 лет. Какие из них вы бы хотели реализовать, а какие нет?
в.2 Объясните, почему человеку необходимо знать свои права7
Результат: Ребята, оцените проведенный урок и полученные знания. Слайд 11
- 1 -Я ознакомлен со своими правами и обязанностями
- 2 -Я признаю свои права и обязанности
- 3 -Я поступаю согласно своим правам и обязанностям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Правовое просвещение. Единый День правовых знаний
Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...
Правовые аспекты профессионального выбора и становления несовершеннолетних.
В даннойпубликации изложена выжемка из основных нормативно-правовых документов РФ, которая касается вопросов профессионального опредления, становления и организации труда несовершеннолетних граждан....
Изучение понятия правовой нормы на уроках правовых знаний
В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы....
ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»
Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...
Программа по правовому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Правовая Азбука"
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Актуальность правового воспитания детей и подростков на современно...
Памятка «Правовой статус, права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
Памятка для педагогов и родителей«Правовой статус, права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»...