Программа внеурочной деятельности «Основы права»
рабочая программа по праву (8 класс)
Актуальность изучения правовых дисциплин обусловлена рядом причин: необходимостью формирования правовой культуры молодого гражданина, коренными изменениями, сопутствующими становлению гражданского общества и формированию правового государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_prava.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании педагогического совета | приказом директора |
Протокол № 1 | МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина» |
от «_____» августа 2019 г. | Приказ от «_____» августа 2019 г. № ________-од |
Рабочая программа
Наименование факультативного курса: Основы права
Классы: 8 «Б»
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Шупегин Андрей Александрович
Срок реализации программы, учебный год: 2019/2020
Количество часов по учебному плану: 1 ч; I п/г – 16 часов, II п/г – 18 часов; всего за год – 34 часа
Составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочую программу составил: ___________________ Шупегин А.А.
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность по основным направлениям развития личности. Целью внеурочной деятельности является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей. Основные задачи образования сегодня не просто вооружить ученика набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать сообща. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность учащихся. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной целью становится развитие способности ученика умения учиться. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию должно прослеживаться на всех учебных занятиях.
Актуальность изучения правовых дисциплин обусловлена рядом причин: необходимостью формирования правовой культуры молодого гражданина, коренными изменениями, сопутствующими становлению гражданского общества и формированию правового государства.
В условиях построения в России правового государства стремительно возрастает роль права - главного регулятора общественных и гражданских отношений.
В современных условиях правовая подготовка становится обязательной и принципиально значимой составной частью общей образовательной подготовки школьников.
Целями изучения данного факультативного курса «Основы права» являются: формирование правовой культуры гражданина; овладение системой знаний по основам важнейших отраслей права, формирование умений разрешать проблемы, возникающие в повседневной жизни, с правовой точки зрения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы),
Метапредметные результаты:
- способность организовывать и регулировать свою деятельность (учебную, общественную),
- владение умением работать с учебной и внешкольной информацией,
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в форме презентации, реферата, сообщения;
- готовность к коллективной работе.
Предметные результаты:
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников;
- способность применять исторические знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности прошлого и настоящего.
В ходе внеурочной деятельности у учащихся развиваются компетентности:
- гражданственная,
- познавательная,
- информационно-технологическая
- коммуникативная.
Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Выпускник научится:
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Описание места курса в учебном плане
Предлагаемый объем – 34 часа в год, 1 час в неделю (теоретические занятия + творческие практикумы). Каждая тема рассчитана на 2 часа.
Содержание курса
Тема 1.Теория государства и права (2 ч)
Раскрываются понятия «право» и «государство». Характеризуются цели и задачи права, его функции в современном обществе. Анализируются источники права. Раскрываются признаки государства, его функции. Рассматриваются признаки правового государства.
Тема 2. Теория происхождения государства и права (2 ч)
Анализируются следующие теории происхождения государства и права:теологическая, патриархальная, теория общественного договора, историческая школа права, психологическая, органическая, марксистская, нормативистская, теория естественного права.
Тема 3. Конституционное право (2 ч)
Раскрывается понятие «конституция». Анализируются функции конституции. Рассматриваются виды конституций. Анализируются принципы конституционного строя РФ.
Тема 4. Государственное управление в РФ (2 ч)
Рассматривается деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ, их полномочия и компетенция. Характеризуется институт президентства в РФ.
Тема 5. Права и свободы граждан в РФ (2 ч)
Раскрываются основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ. На основе текста конституции РФ анализируются личные, политические, экономические, трудовые, социальные права, права в области образования и культуры, в области правосудия.
Тема 6. Гражданское право (2 ч)
Раскрывается цель и задачи гражданского законодательства, его основные принципы. Анализируются объекты гражданского права: вещи, деньги, ценные бумаги, информация, нематериальные блага. Характеризуются субъекты гражданского права: физические и юридические лица. Раскрываются понятия «правоспособность» и «дееспособность», виды дееспособности. Приводится классификация юридических лиц.
Тема 7. Право собственности (2 ч)
Характеризуются основные компоненты права собственности: владение, пользование и распоряжение. Раскрываются условия возникновения права собственности, его реализации и прекращения. Анализируются права и обязанности собственника.
Тема 8. Семейное право (2 ч)
Раскрываются понятия «семья» и «брак». Характеризуется брачный контракт. Условия вступления в брак и его расторжения. Анализируются права и обязанности родителей и детей.
Тема 9. Правовое регулирование трудовых отношений (2 ч)
Характеризуются цели, задачи и принципы трудового законодательства. Анализируется Трудовой кодекс РФ. Раскрываются права и обязанности работников и работодателей.
Тема 10.Трудовой контракт (2 ч)
Раскрывается понятие «трудовой контракт». Характеризуются виды контрактов. Анализируется порядок приема на работу и порядок увольнения.
Тема 11.Охрана труда молодежи (2 ч)
Характеризуются права несовершеннолетних работников. Раскрываются льготы, предоставляемые работникам, совмещающим работу с обучением.
Тема 12.Уголовное право (2 ч)
Характеризуются цели, задачи и принципы уголовного законодательства. Раскрываются понятия «преступление» и «уголовная ответственность». Анализируются виды и категории преступлений, виды уголовной ответственности. Характеризуются обстоятельства, отягчающие, смягчающие и исключающие уголовную ответственность.
Тема 13. Уголовная ответственность (2 ч)
Раскрываются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, обстоятельства смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответственность.
Тема 14. Административное право (2 ч)
Характеризуются цели, задачи и принципы административного законодательства. Раскрываются виды административных правонарушений и административной ответственности.
Тема 15.Основы экологического права (2 ч)
Характеризуются цели и задачи экологического права. Раскрываются принципы экологического права. Анализируются права граждан в области экологии и ответственность за экологические правонарушения.
Тема 16.Образовательное право (2 ч)
Характеризуются цели, задачи и принципы образовательного законодательства. Раскрываются особенности управленческих, финансовых, трудовых отношений в сфере образования.
Тема 17. Право и мы (2 ч)
Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу.
Планируемые результаты изучения курса
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний: 9 кл. – М.
- Морозова Л.А. Основы государства и права. М.
- Никитин А.Ф. Граждановедение: Мораль и право: 8 кл. – М.
- Никитин А.Ф. Право и политика: 9 кл. – М.
- Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – М.
- Шилобод М.И. и др. Политика и право. 10 – 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
- Конституция РФ.
- Кодекс законов о труде Российской федерации.
- Гражданский кодекс РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
- Хорошенкова А.В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. – Волгоград: Издательство «Панорама».
- Элективный курс «Основы правоведения». 9 кл./ Сост. Н.И. Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей».
- Никитин А.Ф. Рабочая тетрадь по праву: пособие для 8 – 11 классов.
- Право в школе. Научно-методический журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"
Рабочая программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....
Программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» для 5 класса
В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе.Программа курса «Основы экологии» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей дете...
Программа внеурочной деятельности: "Основы проектной и исследовательской деятельности"
Программа внеурочной деятельности: "Основы проектной и исследовательской деятельности" 5 класс....
Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности"
Методологической основой данной Программы является личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. Применение современных образовательных технологий позволяет опреде...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс
Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 класса (17 часов)
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется вып...