тема самообразования «Воспитание правовой грамотности учащихся на уроках обществознания».
статья по праву (9 класс)
Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 241.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Воспитание правовой грамотности учащихся на уроках обществознания».
Учитель обществознания и истории: Мусина И.Ф.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в правовое обучение и воспитание учащихся на уроках обществознания.
Задачи:
-изучать нормативно-правовые документы с целью повышения своей правовой культуры;
-изучать методическую литературу и передовой опыт педагогов по правовому воспитанию подростков;
-внедрять в педагогический процесс инновационные технологии, новые методики;
-повышать свой педагогический, методический и общекультурный уровень;
-применять в работе разнообразные формы работы, особенно нетрадиционные;
-обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Ожидаемые результаты:
-повышение уровня правовых знаний воспитанников;
-разработка рабочей программы;
-разработка дидактических материалов, тестов и наглядностей
-разработка и проведение открытых занятий, обобщение опыта по исследуемой теме;
-доклады, выступления на заседаниях МО
Формы самообразования: индивидуальная – индивидуальный план,
Начало и период работы над темой: 2018 -2019 учебный год, в течение трех лет.
Основные направления образования | Задачи самообразования | Пути, средства и методы |
Профессиональное | Повышать квалификацию. | Курсы повышения квалификации. Семинары, научно-практические конференции. |
Психолого-педагогическое | Изучать общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования педагогических методов и приемов воспитания детей. | Изучение психолого-педагогической литературы. |
Методическое | Совершенствовать знания современного содержания образования и воспитания детей. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания. Организовать групповую и индивидуальную работу с детьми. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом. Проводить самоанализ профессиональной деятельности. Проводить открытые занятия. Выступать с докладами, отчетами по самообразованию. | Ознакомление с методической литературой, нормативно-правовыми документами. Изучение прогрессивного педагогического опыта по правовому воспитанию учащихся. Накопление материала по теме, создание материально-технической и дидактической базы. Разработка занятий и бесед с учащимися. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности. Обобщение собственной практической деятельности. Участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой, формулирование выводов и предложений. |
Информационно-технологическое | Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс. Осуществлять обзор информации в Интернете по правовому воспитанию детей. | Система разработок мероприятий, занятий, отчетов, материалов в печатном и электронном виде. Сбор информации для занятий через Интернет. Создание презентаций. Участие во Всероссийских и Международных конкурсах, викторинах. |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Тренинг мышечного расслабления, снятия эмоционального напряжения. Коррегирующая гимнастика. Упражнения по профилактике близорукости и сколиоза. |
Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.
Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с
собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.
На уроках обществознания и истории я стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.
Правовое воспитание направлено на достижение следующих целей:
- формирование правосознания и правовой культуры,
- социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,
- осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Правовое воспитание на уроках обществознания и истории направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников, родителей.
Правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:
1. Изучение основного закона государства – Конституции;
2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.
Несомненно, не меньшей важностью является психологический климат в семье, а также правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.
Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.
Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.
Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.
На уроках обществознания мы работаем по учебникам Л.Н. Боголюбова 6-11-х классов с использованием дополнительной литературы правовой направленности. Модуль по курсу обществознания содержит несколько изучаемых на уроках тем. В каждой теме предлагается творческое задание-эссе или практикум, в которых обучающие должны не только вспомнить изученный материал, но и проанализировать предложенные варианты ситуаций и предложить свои решения выхода из проблемы. Здесь каждому ученику предоставляется возможность проявить себя, свои творческие способности, оптимизировать воспитательные моменты, правовую ответственность и активную жизненную позицию. Каждый модуль заканчивается уроком- практикумом, где работа может быть организована в разных формах: деловая игра, диспут, социально-значимый проект и др. С первых уроков обществознания мы договариваемся, что ребята, получая оценки за ответы или деятельность, несут ответственность за свое поведение в школе, на улице, в обществе, чтобы их «дела» не расходились со знаниями норм и правил поведения в обществе. Любое чрезвычайное происшествие, нарушение Устава школы и т.п. обязательно будет рассмотрено на уроках обществознания с точки зрения правовых основ. Так на уроках идет формирование правовой культуры школьников.
Таким образом, формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"
Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...
тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии»
Содержание 1. Принципы и методы активизации познавательной деятельностиучащихся………………………………………………………….. Стр. 3 2....
тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...
Тема самообразования "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства с использованием новых информационных технологий"
Программа профессионального самообразования учителя технологии. План работы над темой...
Презентация к теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"
Презентация к теме самообразования...
Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:
Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...