тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии. Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству я учитываю не только возраст детей, но и их способности. Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тема самообразования43 КБ

Предварительный просмотр:

    Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного

                                                     искусства

        Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от  школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.
  2. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное.
  3. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.
  4. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.
  5. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

       Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии. Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству я учитываю не только возраст детей, но и их способности. Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Систематическое освоение художественного наследия поможет учащимся осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Поэтому уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Примеры проведения уроков:

 Урок – прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Во - время прогулки/путешествия ребята могут выполнять зарисовки или наброски (в зависимости от времени отведенного на данный урок и его темы) или задание может быть выполнено на следующем уроке по воспоминаниям.

Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким примером такого урока может быть урок по теме «Пейзаж в произведениях русских художников» в 5 классе, на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «Пейзажная живопись»

Урок – викторина. На таком уроке учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки, литературы. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Один из таких уроков можно провести в 5 классе как итоговый урок « Простые жанры изобразительного искусства» целью которого является «Стимулирование положительной мотивации в изучении изобразительного искусства». В ходе урока ребята с помощью различных вопросов с удовольствием разгадывают кроссворд.

Урока - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходят уроки в 7 классе посвящённые вопросам моды. Учащиеся с удовольствием разрабатывают модели одежд для бумажных кукол.

Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после посещения детьми музея или выставки, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи. Здесь можно использовать СD –диски «Шедевры русской живописи».

 Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

 Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.

Уроки-знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, металлопластика, аппликация, аэрография, граттография, фитографика, витраж и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.

      Интересные  получаются  интегрированные  уроки.  Хочется отметить, что на интегрированных уроках, которые я провожу, дети не только получают психологическую разгрузку, они учатся творчески подходить к учебному процессу, использовать наряду с интеллектуальными - свои художественные возможности. Обращу внимание также на то, что во время интегрированных уроков каждый ребенок задействован активной, творческой работой. Он может реализовать себя во время урока несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности.

        Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным,  если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:  

  • Его использование оптимизирует деятельность учителя;
  • применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
  • он позволяет усилить познавательные интересы ученика

В своей практике я также стараюсь применять на уроках ИЗО информационные технологии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Статья о развитии познавательной активности учащихся на уроках изо , с использованием различных средств и методов обучения, формируя компетентностно -развитую личность, способную адаптироваться в совр...

Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование  и...