Рабочая программа элективного курса 10 класса "Основы российского государства и права"
рабочая программа по праву (10 класс) на тему
Учебный курс по основам государства и права, создаёт основу длястановления социально-правовой компетентости обучающихся, в нём акцентируется внимание на проблемах реализации и применении права в различных правовых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogp_10_klass.docx | 58.47 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка. Планируемые предметные результаты.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социальногуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Учебный курс по основам государства и права, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы процессуального права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Цели
Изучение основ российского государства и права направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному
принятию правовых решений, сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Срок реализации данного курса 2 года (10 - 11 классы)
В соответствии с учебным планом гимназии на изучение курса «Основы российского государства и права» в 10 - 11 классе отведено 70 часов (из расчета 1 час в неделю при 35 учебных неделях ежегодно):
- 10 класс - 35 часов;
- 11 класс - 35 часов.
Учебники: Кутафин О.Е. Учебник: История отечественного государства и права, М.: ООО «Проспект», 2013; Исаев И.А., Кувырченков Н.С. Учебное пособие : История отечественного государства и права в схемах и таблицах, М.: «Проспект»,2013; Власенко Н.А. Учебное пособие: Теория государства и права 2-е издание М.: «Проспект» 2013; Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс - М.; Дрофа, 2011; Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Учебник: Правоведение, М.: «Проспект» 2018г.
Формы организации учебного процесса: классно-урочная, семинары, учебные экскурсии. Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися.
Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология
совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение.
Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Для учебного курса на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез,
осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
Планируемые предметные результаты:
В результате изучения курса обучающийся научится знать/понимать
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
получит возможность научиться:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно- правовые формы
- предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. История российского государства и права (6 часов).
Становление древнерусского права. Русская Правда как памятник права. Правовая политика самодержавной монархии. Государственные реформы и законодательство 18 века. Эпоха буржуазных реформ. Переход к конституционной монархии. Создание советского государства. Формирование социалистического права. Государство и право в переходный период и период государственно-партийного социализма. Государственное право в условиях кризиса социализма.
Раздел 2. Вопросы теории государства и права (13 часов).
Происхождение государства и права. Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая ,патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Понятие государства, формы государства. Основные признаки государства. Государство и гражданское общество. Правовое государство. Основные понятия о праве. Нормы права и правотворчество. Система права. Правоотношение. Законность и порядок в современном обществе.
Раздел 3. Конституционное право (16 часов).
Общая характеристика конституционного права РФ. Конституция РФ – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Конституционные права и свободы граждан. Форма правления и форма государственного устройства. Избирательная система современной России. Законодательная, исполнительная, судебная власть и механизмы их реализации.
Раздел 4. Муниципальное право (МП) – право местного самоуправления (МС). 2ч.
Общая характеристика МП: Понятие МП и МС. Экономическая и правовая основа МС. Основные принципы организации и осуществления МС.
Органы МС и должностные лица: виды органов МС. Полномочия органов МС. Ответственность органов МС и должностных лиц.
Раздел 5. Гражданское право. (5часов)
Понятие, предмет, метод и принципы ГП. Гражданское правоотношение: субъекты и объекты гражданских правоотношений. Юридические лица, как участники гражданских правоотношений. Осуществление гражданских прав: понятия и способы осуществления гражданских прав. Исполнение обязанностей.
Право собственности и другие вещные права: понятие и содержание права собственности. Основания и способы возникновения права собственности. Основания и способы прекращения права собственности. Защита прав собственности и других вещных прав.
Раздел 6. Трудовое право (13часов).
Общая характеристика ТП. Предмет, метод и принципы ТП. Источники ТП: понятие и классификация, действие трудового законодательства по кругу лиц, во времени и в пространстве. Субъекты ТП Трудовые правоотношения: понятие и структура, юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание и порядок заключение. Изменение трудового договора. Прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации работникам по трудовому праву. Дисциплина труда. Правовые основы охраны труда. Материальная ответственность сторон по трудовому договору. Защита трудовых прав и свобод. Трудовые споры.
Тема 7. Семейное право 4часа.
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Раздел 8. Административное право 3часа.
Понятие и источники административного права. Административно-правовые отношения. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Субъекты административных правонарушений: физические лица, органы исполнительной власти, общественные объединения. Ответственность по административному праву.
Тема 9. Уголовное право ( 5часов).
Понятие и источники уголовного права. Преступление: понятие и виды преступлений; состав преступлений; оконченное и неоконченное преступление; соучастие в преступлении; обстоятельства, исключающий преступный характер деяния. Наказание: понятие и виды наказаний; освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания. Отдельные виды преступлений: преступление против личности; преступления в с сфере экономики; преступления против общественной безопасности; преступление против государственной власти.
Тема 10. Основные отрасли современного Российского процессуального права. 1ч
Общая характеристика гражданского процессуального права. Общая характеристика арбитражного процесса. Общая характеристика уголовного процессуального права. Общая характеристика уголовно-исполнительного права РФ.
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
10 класс
Раздел 1.История Российского государства и права (6 часов)
№ | Тема урока | Основное содержание по темам | Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий) | Кол.часов | Домашнее задание (инвариантная часть) |
1. | Становление древнерусского права. Русская Правда как памятник права | Обычай как древнейший источник права. Договора Руси с Византией. Церковные уставы.. Кормчая книга. Редакции «Русской Правды»: Краткая Правда. Пространная Правда. Упрощенная правда. Влияние правового положения социальных групп на Русскую Правду. Судебный процесс. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Уметь: - аргументировано обосновывать свою точку зрения по историко-правовой проблематике. Владеть: - обучаемыми умениями и навыками научного подхода к анализу и оценке государственно-правовых институтов, юридических норм на территории Российского государства; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности. Уметь: - аргументировано обосновывать свою точку зрения по историко-правовой проблематике; на основе осмысления информации по истории анализировать общественные события и явления, вскрывать причинно- следственные связи, определять ценностные ориентации личностного развития; выбирать средства их достижения; применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; - оперировать юридическими понятиями и категориями. Владеть: - обучаемыми умениями и навыками научного подхода к анализу и оценке государственно-правовых институтов, юридических норм на территории Российского государства. Знать: закономерности функционирования государства и права как социально- экономического явления и осознавать их проявления в развитии отечественной государственно-правовой системы; важнейшие события государственного развития России и понимать их значение; - эволюцию памятников российского права. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 1 | Знать ответы: 1. Каковы признаки Раннефеодальной монархии? 2. Чем объяснить отсутствие в Русской правде смертной казни? 3. Почему законодательство стремилось ограничить смертную казнь? 4. Чем отличалось правовое положение закупа от правового положения свободного смерда и холопа? 5.В чем состояли особенности состязательного судебного процесса по Русской Правде. |
2. | Правовая политика самодержавной монархии. | Сословный строй. Государственный строй сословно-представительной монархии. Приказно-воеводская система управления в 16 веке. Военная реформа. Стоглавый собор 1551г..Соборное Уложение. Опричнина. Развитие русского феодального права. Судебники 15-16 века | 1 | Отвечать на вопросы: 1.Чем приказно-воеводская система управления отличается от дворцово-вотчиной системы? 2.Какие положительные и какие отрицательные черты заключал в себе принцип местничества? 3.Чем розыскной процесс отличался от процесса состязательного? 4.Какие противоречия существовали между сословиями, составлявшими Земский собор? 5.Чем объяснить, что преступление против церкви были включены в светскую кодификацию – Соборное Уложение? 6.Какие новые составы преступлений появились в Соборном Уложении (в сравнении с Судебниками). | |
3. | Государственные реформы и законодательство 18 века. Эпоха буржуазных реформ. | Особенности абсолютной монархии в России. Государственные реформы. Законодательство второй половины 18 века. Государственные реформы начала 19 века. Кодификация права. Изменение в госаппарате и праве во второй половине 19 века. | 1 | Отвечать на вопросы. 1.Каким образом особенности российского абсолютизма сказались на государственном и правовом и правовом строительстве в России в 18 веке. 2.Сравнительный анализ (Сенат, коллегии) и (Боярская дума, приказы). 3. Изменения в гос. и правовой системах России при переходе от «полицейского государства к «просвещенному абсолютизму». 4. Главная роль административно- территориальных е реформ. 5.Чем министерства отличались от коллегий? 6.Чем объяснить, что вслед за крестьянской реформой 1861г. последовала череда других реформ? 7. Каковы причины создания общих и местных судов? 8.В чем состоял буржуазный характер крестьянской реформы 1861года? | |
4. | Конституционная монархия. Создание советского государства. Формирование социалистического права | Политическая эволюция самодержавия в начале 20 века. Переход к конституционной монархии. Изменение в государственном аппарате в России в годы Первой мировой войны. Февральская революция 1917г. Второй Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Конституция РСФСР 1918г. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Формирование социалистического права (1917-1919)г. | 1 | Отвечать на вопросы: 1.Почему роспуск Думы и события 3 июня 1907г. называют «государственным переворотом? 2.Почему куриальный порядок выборов сохранился? 3.С какой целью Конституция РСФСР 1918г. предоставила законодательные полномочия сразу трем высшим органам власти Съезду, ВЦИК и СНК? 4.С какой целью закреплялась многоступенчатая система выборов? | |
5. | Государство и право в переходный период и период государственно-партийного социализма. Государственное право в условиях кризиса социализма | Изменение госаппарата в условиях новой экономической политики (НЭП) в 1921-1929. Конституция СССР 1924г. Кодификация советского права. Развитие советского права 1930-1950гг. Конституция СССР 1977г. Обновление законодательства в период «перестройки». Преобразование в государственном аппарате и праве в период 1991-1993гг. Распад СССР. | 1 | Отвечать на вопросы: 1.Какие изменения произошли в системах ГК и КЗоТ по сравнению с соответствующим законодательством 1918-1919 гг? 2. Какие изменения в систему органов власти внесла Конституция 1977г? 3.Каким образом учреждение должности Президента республики изменило форму государственного правления? 4.Какую роль играл вопрос о праве собственности входе правовых преобразований 1990-х годов? | |
6. | Итоговое повторение по разделу | 1 | Контрольная работа. | ||
Раздел 2.Вопросы теории государства и права. (13 часов) | |||||
7. | Происхождение государства и права. Связь и взаимозависимость государства и права. | Понятие и система юридической науки. Власть и социальные регуляторы в первобытном обществе. Переход от присваивающей экономики к производящей. Основные формы возникновения государства. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Будет знать: признаки и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основные особенности государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений; иметь представление о месте в системе правового регулирования и предмете международного права. Будет уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы. В Владеть: юридической терминологией; базовыми знаниями, в рамках изучения таких предметов, как «История» и «Обществознание»; знаниями о закономерностях исторического развития человечества в целом; •уумениями проводить аналитические исследования с привлечением различных источников информации; знаниями об основных этапах и важнейших культурно-познавательных событиях; • | 1 | Знать об основах власти в первобытном обществе, о способах регулирования социально-значимых отношений. Стадии крупного общественного разделения труда. Как возникновение государства связано с выделением семьи из рода. |
8. | Основные теории происхождения государства и права: теологическая ,патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. | Происхождение права. Обычное право. Основные теории происхождения государства и права. | 1 | Знать основные теории происхождения государства и права. | |
9. | Понятие государства. | Методологические подходы к пониманию сущности и назначения государства: теологическое понимание государства, суннитская концепция, территориально-властный подход, социалистический подход, либеральный подход, марксистский подход. | 1 | Давать краткую характеристику методологических подходов понимания сущности и назначения государства. | |
10-11 | Основные признаки государства. Формы государства | Территория и ее границы, публичная власть, система налогов и сборов, суверенитет, символы государства, монополия на издание законов. Структура государственной власти. Монархия. Республика. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Империя. Понятие политического режима. Демократический государственный режим. Авторитарный государственный режим. Тоталитарный режим | 2 | Перечислить и дать характеристику основным признакам государства. Знать понятие государственной власти, форм государства, форм правления. Перечислить их. Давать характеристику политических режимов. | |
12. | Государство и гражданское общество. | Механизм государства. Государственные, исполнительные Судебные органы. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и политика. Государство и местное самоуправление. Государство и церковь. Государство и личность | 1 | Знать определение гражданского общества, структуру. Что такое толерантность? Знать функции политической системы. Перечислить общественно-политические движения и их роль в политической системе общества. | |
13. | Правовое государство | Определение правового государства. Принципы правового государства. Разделение властей в правовом государстве. Приоритет права. Формирование правового государства. | 1 | Знать: Каковы задачи и функции государства. Основные принципы правового государства. Принцип гласности. Понятие правосудия. Что такое законность? Модели правового государства и их различия. | |
14. | Основные понятия о праве | Принципы права. Правовые презумпции. Функции права. Право и экономика. Право и политика. Право и религия. Формы (источники права). Право в системе социального регулирования. | 1 | Знать: Что такое принципы права и перечислить Что такое функции права и перечислить. Что такое источники права и перечислить. | |
15. | Нормы права и правотворчество | Структура норм права: гипотеза, диспозиция, санкция. Норма права и статья закона. Виды правовых норм. Правотворчество: виды, принципы, стадии. | 1 | Хорошо владеть информацией по данной теме. Уметь отвечать на поставленные вопросы. | |
16. | Система права. | Понятие и признаки системы права. Отрасль права, институт права. Система права и система законодательства | 1 | Знать: Признаки права и основные критерии деления системы права. Методы правового регулирования. Структурные элементы системы права. Отрасли российского права. Публичное и частное право. Взаимосвязь системы права и системы законодательства. | |
17. | Правоотношение. | Правоотношение: понятие и признаки. Состав (структура) правоотношения. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Объекты правоотношений | 1 | Знать: Признаки и определение правоотношения. Состав правоотношения. Объект и субъект правоотношения. Субъективное право. Юридический факт и его виды. | |
18. | Законность и порядок в современном обществе | Понятия и принципы законности. Гарантии законности. Юридическая ответственность и иные государственно-правовые меры обеспечения законности. Понятие правопорядка. Дисциплина и ее виды. | 1 | Знать: Каковы формы проявления законности в современном обществе. Взаимосвязь законности и демократии. Раскрыть сущность принципа равенства всех перед законом. Принцип верховенства закона. Гарантии законности. Юридическая ответственность как гарантия законности. Понятие общественного порядка. Законность и дисциплина. | |
19. | Итоговое повторение по разделу. | 1 | Контрольная работа | ||
Раздел 3. Конституционное право РФ (16 часов) | |||||
20. | Общая характеристика Конституционного права РФ | Понятие, предмет и метод конституционного права. Источники российского конституционного права. Нормы конституционного права. Конституционные правоотношения: понятие, субъекты. |
содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Уметь: самостоятельно работать с юридическими документами - анализировать правовые документы; - выделять их основные положения; - аргументировать свой ответ, - вести дискуссию. | 1 | Знать: уровни источников КП РФ, определение норм КП РФ, понятие и субъекты правоотношений КП РФ |
21. | Конституция РФ – основной закон РФ. | Конституция РФ 1993г.: роль и назначение, принятие. Характерные черты и особенности. Структура Конституции РФ и порядок ее изменения. | 1 | Знать: Роль и назначение Конституции РФ. Структуру Конституции РФ. | |
22. | Основы конституционного строя РФ | Понятие основ конституционного строя РФ. Принципы, составляющие содержание основ конституционного строя | 1 | Владеть материалом по теме. Иметь конспект лекций. | |
23-24. | Конституционные права и свободы граждан | Отличительные особенности. Основные виды конституционных прав и свобод. | 2 | Знать: Отличительные особенности конституционных прав и свобод. Политические, социально-экономические, личные права и свободы | |
25-26. | Форма правления современной России | Президентская республика. Выборы и вступление в должность Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Ответственность Президента РФ, | 2 | Знать; Ведущую роль института президентства в государственном механизме России. Порядок выбора Президента РФ. Разнообразие полномочий Президента РФ. Неприкосновенность Президента РФ, отрешение от должности. | |
27. | Форма государственного устройства. | Правовая основа и структура РФ. Принципы построения и функционирования РФ. Конституционно-правовой статус РФ. Конституционно-правовой статус субъекта РФ. | 1 | Знать: Правовую основу РФ. Субъект Федерации, государственные образования. Принципы построения и функционирования РФ: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.власти РФ, органами гос.власи субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ. Основные черты и особенности РФ, отраженные в ее конституционно-правовом статусе. | |
28-29. | Избирательная система современной России. | Понятие и основные принципы избирательной системы. Основные стадии избирательного процесса. |
содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Уметь: самостоятельно работать с юридическими документами - анализировать правовые документы; - выделять их основные положения; - аргументировать свой ответ, - вести дискуссию. | 2 | Знать: Что такое всеобщий характер выборов, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование. Перечислять стадии избирательного процесса. |
30-31. | Законодательная власть. Федеральное Собрание. | Осуществление законодательной власти. Палаты Федерального Собрания. Правовой статус членов российского парламента. Понятие, основы и стадии законодательного процесса. | 2 | Знать: Что такое Парламент, Совет Федерации, Государственная Дума. Дать характеристику основным стадиям законодательного процесса: законодательная инициатива, подготовка законопроекта, принятие или отклонение, рассмотрение Советом Федерации, подписание и обнародование закона Президентом РФ. | |
32-33. | Судебная власть и механизмы ее реализации в современной России. | Система судебных органов РФ | 2 | Знать: Структуру судопроизводства, принципы. Статус судья Конституционного Суда. | |
34 | Итоговое повторение по разделу | 1 | Тестирование | ||
35 | Резерв | 1 | |||
11 класс | |||||
Раздел 4. Муниципальное право России. (2 часа) | |||||
36 | Общая характеристика МП. | Понятие МП и МС. Правовая основа МС. Основные принципы организации и осуществления МС. | Знать: виды, характеристику и особенности субъектов муниципального права; формы и особенности организации и функционирования системы государства и местного самоуправления в России; механизмы защиты права на местное самоуправление; содержание отдельных государственных полномочий местного самоуправления; понятие и содержание местного самоуправления как правовой категории, основы государственной политики в сфере осуществлении местного самоуправления, понятие и виды муниципального образования, понятие и виды вопросов местного значения; Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними мунципально-правовые отношения; | 1 | Знать определения МП и МС. Давать характеристику экономической основы МС |
37. | Органы МС и должностные лица. | Виды органов МС. Полномочия органов МС. Ответственность органов МС И должностных лиц. | 1 | Давать характеристику структуре органов МС. Основания наступления ответственности органов МС | |
Раздел 5. Гражданское право (5 часов) | |||||
38 | Понятие, предмет, метод и принципы ГП. | Понятие гражданского права. Предмет ГП. Метод ГП. Понятие и виды принципов ГП | Знать: права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России. Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации. правильно употреблять основные правовые понятия и категории; характеризовать:порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; объяснять:содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом; различать:объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров; приводить примеры:правоприменительной практики. | 1 | Знать: Круг общественных отношений, определяющих предмет ГП; Определение что такое метод ГП; Определение что такое принципы ГП; Перечислять принципы ГП. |
39 | Гражданское правоотношение: субъекты и объекты гражданских правоотношений. Юридические лица, как участники гражданских правоотношений. | Понятие, содержание и особенности гражданско-правовых отношений. Субъекты гражданско-правовых отношений (физические лица). Юридические лица как участники гражданских правоотношений | 1 | Знать: Что такое субъективное право и субъективная обязанность. Правоспособность и дееспособность субъектов. Основные признаки юридического лица. | |
40 | Осуществление гражданских прав: понятия и способы осуществления гражданских прав. Исполнение обязанностей. | Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Представительство в ГП | 1 | Знать: Способы осуществления гражданских прав. Возникновение, изменение, прекращение гражданско-правовых отношений представительства. | |
41 | Право собственности и другие вещные права: понятие и содержание права собственности. Основания и способы возникновения права собственности. Основания и способы прекращения права собственности. | Понятие и содержание права собственности. Основания и способы возникновения права собственности. Основания прекращения права собственности. Способы защиты прав собственности. | 1 | Знать: Понятие право собственности в объективном и субъективном смысле. Виды прав собственности. Перечислить и дать краткую характеристику оснований, способов возникновения и прекращения права собственности. Способы защиты прав собственности. | |
42 | Защита прав собственности и других вещных прав. | 1 | |||
Раздел 6. Трудовое право (13 часов) | |||||
43. | Общая характеристика ТП. Предмет, метод и принципы ТП. Источники ТП: понятие и классификация, действие трудового законодательства по кругу лиц, во времени и в пространстве. | Предмет, метод ТП. Определение принципов ТП. Значение и содержание принципов ТП. Понятие и классификация источников ТП. Система источников ТП. Действие трудового законодательства по кругу лиц, во времени и в пространстве. | Уметь характеризовать: трудовой договор: понятие, стороны, содержание, порядок заключения и расторжения трудовых договоров, рабочее время и время отдыха, трудовые споры и порядок их рассмотрения; объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений; особенности правоотношений, регулируемых трудовым правом. | 1 | Знать: Понятие предмета ТП; общественные отношения, составляющие предмет ТП, понятие метода ТП. Виды принципов ТП. Дать понятие и классификацию источников ТП. Определить действие правовых актов по кругу лиц и во времени. |
43 | Субъекты ТП Трудовые правоотношения: понятие и структура, юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. | Понятие и классификация субъектов ТП. Работники и работодатели – основные субъекты трудового права. Понятие и структура трудового правоотношения. Юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. | 1 | Знать: Отличия трудового правоотношения от других правоотношений. Перечислить основания возникновения, изменения, прекращение трудовых правоотношений. Что такое правовой статус работника и работодателя. | |
44. | Трудовой договор: понятие, стороны, содержание и порядок заключение. | Понятие, стороны и содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Испытательный срок. | 1 | Рассказать о роли и функции трудового договора. Какие стороны участвуют в заключении трудового договора. Каков порядок заключения трудового договора. | |
45-46 | Изменение трудового договора. Прекращение трудового договора. | Перевод на другую работу и перемещение на другое рабочее место. Временный перевод и отстранение от работы. Общие основания прекращения трудового договора. Прекращение трудового договора по инициативе работника, работодателя, и не зависящим от воли сторон причинам. | 2 | Отвечать на вопросы: 1.Сформулировать понятие перевода на другую работу. 2.Чем отличается перевод от перемещения. 3.Каковы основания прекращения трудового договора. 4.Каковы юридические гарантии охраны прав некоторых категорий работников. 4.Каков порядок оформления увольнения. | |
47. | Рабочее время и время отдыха | Понятие рабочего времени. Нормирование и виды рабочего времени. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Режим труда и учет рабочего времени. | 1 | Знать: Понятие и виды рабочего времени. Понятие и виды режимов рабочего времени. Виды учета рабочего времени. | |
48. | Оплата и нормирование труда. | Заработная плата. Нормирование труда. | 1 | Знать: Определение заработной платы. Системы оплаты труда. Принципы оплаты труда. | |
49. | Гарантии и компенсации работникам по трудовому праву. | Понятий гарантий и компенсаций работникам. Виды гарантий и компенсаций. | 1 | Знать какова роль и сущность гарантий и компенсаций, а также их виды. | |
50. | Дисциплина труда. | Правовое регулирование дисциплины труда и трудового распорядка. Поощрения за труд. Дисциплинарные взыскания. | 1 | Уметь сформулировать понятие трудовой дисциплины. Знать, что включает в себя правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Какие существуют меры поощрения за труд. Что такое дисциплинарная ответственность. Каковы основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. | |
51. | Правовые основы охраны труда. | Понятие, правовое регулирование и организация охраны труда. Обеспечение прав работников на охрану труда. | 1 | Знать: Что такое охрана труда. Какова сфера ее деятельности. В чем отличие централизованного и локального регулирования охраны труда? | |
52. | Материальная ответственность сторон по трудовому договору | Понятия и условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора. Материальная ответственность работодателя перед работником. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. | 1 | Знать: Понятие материальной ответственности сторон трудового договора. Случаи ответственности сторон трудового договора. | |
53. | Защита трудовых прав и свобод. Трудовые споры. | Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Понятие и способы защиты трудовых прав и свобод. Самозащита работниками трудовых прав. Понятия и виды трудовых споров. Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров. | 1 | Знать: В чем состоят особенности регулирования труда несовершеннолетних. Знать о системе органов контроля и надзора. Какая установлена ответственность работника и работодателя за нарушение трудового законодательства. Что такое самозащита прав работника. | |
54. Повторение по разделу. | 1 | Тестирование. | |||
Раздел 7. Семейное право (4 часа). | |||||
55. | Понятие и источники семейного права. Принципы СП. | Понятие и предмет СП. Источники и принципы СП. | Уметь характеризовать: порядок рассмотрения семейных споров; порядок заключения и расторжения брака; объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (супругов); приводить примеры: правоприменительной практики. | 1 | Знать: Определения. Перечислять принципы СП, |
56. | Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. | Права и обязанности супругов. Личные права. Брачный договор. Прекращение брака | 1 | Знать: Правила заключения и расторжения брака. Что такое брачный договор. | |
57. | Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. | Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Общая характеристика алиментных обязательств. | 1 | Знать: Права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних детей. | |
58 | Повторение по разделу | 1 | |||
Раздел 8. Административное право (3 часа). | |||||
59. | Понятие и источники административного права. Административно-правовые отношения. | Предмет и метод административного права. Особенности административно-правовых отношений. | Уметь характеризовать: административные правоотношения, административные правонарушения, административная ответственность, ее основания, производство по делам об административных правонарушениях, органы и способы рассмотрения административных споров; объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений, особенности правоотношений, регулируемых административным правом; приводить примеры: правоприменительной практики. | 1 | Знать: В чем заключается особенность администативно-правовых отношений. |
60. | Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. | Дисциплинарные и административные проступки. Бездействие | 1 | ||
61. | Субъекты административных правонарушений. Ответственность по административному праву. | Физические лица, органы исполнительной власти, общественные объединения как субъекты административных правоотношений. | 1 | Знать: Что такое административная правоспособность и дееспособность. Перечислить органы исполнительной власти , являющиеся субъектами административно-правовых отношений Виды административной ответственности. | |
Раздел 9. Уголовное право (5 часов) | |||||
62-63 | Понятие и источники уголовного права. Преступление: | Понятие УП. Источники УП. понятие и виды преступлений; состав преступлений; оконченное и неоконченное преступление; соучастие в преступлении; обстоятельства, исключающий преступный характер деяния. | Уметь характеризовать: понятие преступления, действие уголовного закона, понятие уголовной ответственности, её основания, ответственность несовершеннолетних, защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе; объяснять:содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений, особенности правоотношений, регулируемых уголовным правом; приводить примеры: правоприменительной практики. | 2 | Знать: Что такое преступление. Виды преступлений (преступление небольшой тяжести, средней тяжести, особо тяжкие преступления, рецидив). Что такое оконченное и неоконченное преступление. Что такое соучастие в преступлении. Кто такой исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Перечислять обстоятельства, исключающие преступный характер деяния. |
64. | Наказание. | Понятие и виды наказаний; освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания | 1 | Знать: Признаки уголовного наказания. Причины освобождения от уголовной ответственности и от наказания. | |
65-66. | Отдельные виды преступлений | Преступление против личности; преступления в с сфере экономики; преступления против общественной безопасности; преступление против государственной власти. | 2 | Перечислять преступления, относящиеся к каждой из групп. | |
67. | Повторительно-обобщающий урок. | Тестирование | |||
Раздел 10. Основные отрасли современного Российского процессуального права. 3ч | |||||
68 | Основные отрасли современного Российского процессуального права. | Общая характеристика гражданского процессуального права. Общая характеристика арбитражного процесса. Общая характеристика уголовного процессуального права. Общая характеристика уголовно-исполнительного права РФ. | 1 | ||
69-70 | Повторительно-обобщающий урок по всему курсу. | 2 | Тестирование. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по теме: «Проблема нарушения прав ребенка в Российской Федерации ».
Цели и задачи данного элективного курса1. Создание ориентационной базы для выбора обучающимися профильного обучения.2. Создание условий для пробы возможностей обучающегося в элективном курсе3. Знакомс...
Рабочая программа элективного курса «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОРУЖИЯ» для 10 КЛАССА
- Формирование нравственных ценностей через искусственное конструирование в подростковом коллективе микросреды, ориентированной на ценностные приоритеты традиционного общества и кадетских корпус...
Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год. Данная программа является продолжением элективного курса за 10 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Государство и гражданин» 9 класс
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов и является вариантом элективного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознан...
Рабочая программа элективного курса ФК ГОС «По ступенькам правил здорового питания» 9 класс
Рабочая программа элективного курса ФК ГОС " По ступенькам правил здорового питания" 9 класс...
Рабочая программа элективного курса История государства и права России
Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "История государства и права России"....
Рабочая программа элективного курса "Государство на карте мира"
Пояснительная записка.Программа элективного курса «Государства на карте мира» предназначена для учащихся -11 класса и рассчитана на 34 часов.Основные цели курса:- познакомить учащихся с со...