Рабочая программа элективного курса "Государство на карте мира"
рабочая программа по географии (11 класс)
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Государства на карте мира» предназначена для учащихся -11 класса и рассчитана на 34 часов.
Основные цели курса:
- познакомить учащихся с современной политической картой мира и этапами ее формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты – государствами;
- выяснить, что относится к государственной территории и какими бывают государственные границы;
- сформировать представление о типах стран современного мира и основных международных организациях;
- познакомить учащихся с формами государственного правления и государственного устройства стран;
- вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
- познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия.
Данный курс актуален , так как дает возможность учащимся получить углубленные знания по экономической и социальной географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs._gosudarstvo_na_politicheskoy_karte_11_klass.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено Руководитель ШМО ____________/____________/ ФИО Протокол № 1 от « 31 » августа 2018г. | Согласовано Заместитель директора МБОУЯСШ №4 ______________ О.А.Казюкина ФИО от « 31 » августа 2018г. | Утверждено Приказом №140 от « 31 » августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс по географии
«Государства на карте мира»
(предмет)
11 класс
Шебунова Ирина Николаевна,
(Ф.И.О. учителя)
2018-2019учебный год.
Элективный курс по географии «Государства на карте мира»
на учебный год
Общее количество часов за год: 34 ч.
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество контрольных работ: 4 ч.
Учитель географии: Шебунова И.Н.
Составлена программа на основе: Стандарта основного общего образования по географии ( углубленный курс) «Государства на карте мира » 10 - 11 класса М «Просвещение» В. П. Максаковский., учебники».
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Государства на карте мира» предназначена для учащихся -11 класса и рассчитана на 34 часов.
Основные цели курса:
- познакомить учащихся с современной политической картой мира и этапами ее формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты – государствами;
- выяснить, что относится к государственной территории и какими бывают государственные границы;
- сформировать представление о типах стран современного мира и основных международных организациях;
- познакомить учащихся с формами государственного правления и государственного устройства стран;
- вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
- познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия.
Данный курс актуален , так как дает возможность учащимся получить углубленные знания по экономической и социальной географии.
Элективный курс может иметь существенное образовательное значение и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми (учебник, дополнительная литература); картографическими (физическими, политическими картами); схемами, таблицами, диаграммами, рисунками. Содержание каждой темы включает в себя практическую (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Программа элективного курса предусматривает 34 учебных часа ( 1 час в неделю).
Программой предусмотрено 9 практических работ.
№п/п | Наименование | Всего часов | В том числе | |||
лекция | семинар | Прак-ая работа | Формы контроля | |||
1. | Введение | 1 | 1 | Фронтальный опрос, дискуссия | ||
2. | Формирование и развитие политической карты мира | 3 | 2 | 1 | Беседа, дисскусия, участие в семинаре, выполнение практической работы | |
3. | Структура политической карты мира | 6 | 3 | 2 | 1 | Беседа, участие в семинаре, выполнение практической работы |
4. | Структура суверенного государства | 7 | 4 | 3 | Выполнение практической работы | |
5 | Основные политические характеристики государства | 4 | 3 | 1 | Выполнение практической работы, защита проектов | |
6. | Туристические макрорегионы мира | 5 | 3 | 2 | Выполнение практической работы защита проектов | |
7. | Всемирное природное и культурное наследие | 7 | 5 | 1 | 2 | Выполнение практической работы |
8. | Итоговое занятие | 1 | ||||
ИТОГО | 34 | 22 | 4 | 9 |
Содержание программы.
Организационная часть. Введение в политическую географию (1ч)
Предмет и место политической географии в системе политических и географических наук. Уровни изучения политической географии. Политическая карта – государство – регион. Задачи и методы политической географии. История политической географии и политической картографии.
Тема 1. Формирование и развитие политической карты мира (3 ч )
Изменения на политической карте мира: качественные и количественные. Формирование и развитие политической карты мира как объекта научного исследования. Этапы формирования политической карты мира. Древний этап. Древнейшие государства. Египет, Месопотамия – Шумер-Ассирия - Вавилония - Персия, Индия, Китай, Греция, Рим. Империя А. Македонского и Римская империя. Средневековый этап. Феодализм. Изменения на политической карте Европы. Начало эпохи Великих географических открытий. Новый этап. Великие географические открытия. Колониализм. Колониальные империи. Новейший этап. Первая мировая война. Вторая мировая война. Интеграция. Падение коммунизма. Распад СССР.
Работа с картами, статистическим материалом. Выведение основных качественных и количественных изменений. Определение основных факторов, повлиявших на изменение политической карты мира в XX-XXI веках .
Тема 2. Структура политической карты мира (6ч)
Типология государств мира по территории и численности населения. Лидеры и аутсайдеры. Типология стран мира по физическим принципам: по структуре суши, по выходу к морю, по рельефу, климату, почвам и т. д. «Большая восьмерка». Развитые и развивающиеся страны. Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся территории. Европа: Гибралтар, Фарерские острова, Шпицберген и др. Америка: Бермуды, Сен-Пьер и Микелон, Гвиана, Фолклендские острова. Океания. Несамоуправляющиеся территории океанов. Спорные территории.Международные организации. Структура и цели ООН. НАТО, СНГ, ОБСЕ, ОПЕК и т. д.
Практические работы:
1.Составление классификаций стран мира по разным признакам.
Тема 3. Структура суверенного государства ( 7ч)
Понятие суверенитета и государства. Структурные элементы государства. Структура власти. Исполнительная, законодательная и судебная власть. Конституция. Территория. Сопредельные государства 1 и 2 порядка. Морские границы. Столица. Макростолицы и микростолицы. Макростолицы: Лондон, Париж, Мадрид, Токио, Пекин, Дели, Рим и др. Микростолицы: Вашингтон, Оттава, Канберра, Бразилиа и др.Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира. Основы политической геральдики. Валюта как символ государства. Валюты мира. Другие символы государства: девиз, животное, растение и т. д.
Практические работы: 1.Звезды на флагах мира.2.Полосатые флаги.3.Животные, растения на флагах мира.
Тема 4. Основные политические характеристики государства (4ч)
Основные политические характеристики государства. Форма правления. Монархическая форма правления. Абсолютные монархии. Саудовская Аравия. Оман, Бруней, Кувейт. Конституционные монархии. Монархии Европы. Республиканская форма правления. Президентские и парламентские республики. США, Россия, Индия. Особенности республик мира. Социалистические республики. Китай. Северная Корея. Куба. Унитарное государство. Принцип федерализма. Типы федеративного государства. Структура субъектов. Федерация. США, Канада, Германия, Россия, Индия и др.
Конфедерация. Швейцария.
Практические работы: 1.Экскурсия по карликовым государствам Европы.
Тема 5. Туристические макрорегионы мира. (5ч)
География международного туризма, виды международного туризма: рекреационный, экскурсионный, спортивный и др.Туристические макрорегионы мира: Европейский, Американский, Азиатско-Тихоокеанский, Средневосточный, Африканский, Южноазиатский. Основные туристические центры. Практические работы:1.Туристический маршрут по одной из стран мира.2.Проектная работа «Моя республика» (защита проекта).
Тема 6. Всемирное культурное и природное наследие. (7 ч)
Комитет ООН – ЮНЕСКО. Положение об охране Объектов Всемирного Наследия. Положение о внесении Объектов в Список. Объекты природные, культурные, заповедные Охраняемые территории. Природные и культурные достопримечательности мира – Объекты Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам мира. Выделение наиболее интересных и привлекательных для туристов достопримечательностей.
Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг – Бэн, аукцион тюльпанов, Трептов – парк, Собор Святого Петра, оперный театр Ла – Скала, Пизанская башня, Колизей, фонтан Треви, катание по каналам Венеции, Дворец Дождя, долина Роз, ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в Нидерландах.Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии. Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду – памятник культуры, Тадж – Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в Японии, гора Фудзияма, Замок Химедзи, Портик, Китайская стена, Храм Неба, усыпальница первого императора, Айерс – Рок (Улуру), оперный театр в Сиднее.
Америка с севера на юг. Экскурсия по достопримечательностям: Канада - памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня «Си – Эн – Тауэр», индейские тотемы. США – Статуя Свободы, мост «Золотые ворота», Долина Монументов, арка в Сент – Луисе, памятник на горе Маунт – Рашмор. Мексика – пирамида Чичен – Ица, птица кецаль, мурали Диего Ривори. Бразилия – водопад Игуасу, Храм Тернового Венца, Статуя Свободы. Эквадор – памятный знак, посвященный экватору. Перу – пустыня Наска. Африка. Встреча с прекрасным Марокко. Знаменитые мечети. Вади Сахары – историческая справка. По памятным местам Давида Ливингстона. Водопад Виктория. Пирамиды Гизе. Танзания – национальный парк в Серенгети. Деревня пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР. Объекты Всемирного Наследия в России: исторический центр Санкт – Петербурга и его окрестности, Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве, исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Троицо – Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Карелии, озеро Байкал, вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности – Объекты Всемирного Наследия. Видеофильм «Великие чудеса природы»
Практические работы:1.Составление карты «Памятники природы». 2.Путешествие по столицам и крупным городам Зарубежной Азии.
Итоговое занятие (1ч)
Просмотр видеофильма «Великие чудеса природы».Защита творческих проектов. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен иметь представление:· о различных видах достопримечательностей;· о международных экономических группировках;· о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;· об уровне жизни в различных государствах;· о традициях и обычаях населения стран мира;· о ценностях культуры данной страны.
знать:· формирование и развитие политической карты мира;· структуру политической карты мира;· структуру суверенного государства;· основные политические характеристики государства;· формы экономических отношений;· страны и столицы;· флаги стран;· виды достопримечательностей;
· основные международные организации;· туристические макрорегионы мира;· примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
уметь:· работать с различными источниками информации;· использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литературу для изучения мировой географии;· владеть приемами статистического анализа и географического исследования;· работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;· оценивать рекреационные ресурсы различных стран мира;· разбираться в вопросах определения достопримечательностей;· работать на компьютере.· ориентироваться по карте;· свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
иметь опыт:· сотрудничества, взаимопомощи;· общения в процессе учебной деятельности.
Календарно – тематическое планирование по географии в 11 классе.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
План | Факт | Дом.зад. | |||
Введение | 1 | ||||
1 | Организационная часть. Введение в политическую географию | 1 | |||
Формирование и развитие политической карты мира | 3 | ||||
2 | Изменения на политической карте мира. | 1 | Презент. | ||
3 | Этапы формирования и развития политической карты мира. | 1 | Презент. | ||
4 | Анализ изменений на политической карте мира в XX веке. | 1 | Презент. | ||
Структура политической карты мира | 6 | ||||
5 | Различие стран мира. Типология стран мира. | 1 | Презент. | ||
6 | Практические работа: 1.Составление классификаций стран мира по разным признакам. | 1 | Таблица | ||
7 | Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся территории. | 1 | |||
8 | Международные экономические группировки. | 1 | Сообщение | ||
9 | Региональные и отраслевые группировки. | 1 | |||
10 | Международные экономические организации. | 1 | сообщение | ||
Структура суверенного государства | 7 | ||||
11 | Понятие суверенитета государства. Структура власти в суверенном государстве. | 1 | |||
12 | Структурные элементы государства. Территория и граница. | 1 | |||
13 | Столица государства. | 1 | Сообщение | ||
14 | Символы государства. | 1 | Сообщение | ||
15 | Практическая работа № 2. «Звезды на флагах мира» | 1 | к/карта | ||
16 | Практическая работа № 3. «Полосатые флаги» | 1 | к/карта | ||
17 | Практическая работа № 4. «Животные, растения на флагах мира» | 1 | к/карта | ||
Основные политические характеристики государства | 4 | ||||
18 | Формы правления. Монархия. | 1 | |||
19 | Республика. | 1 | |||
20 | Практическая работа № 5. «Экскурсия по карликовым гос-вам Европы» | 1 | к/карта | ||
21 | Форма политико-территориального устройства. Унитарное и федеративное государство. | 1 | |||
Туристические макрорегионы мира | 5 | ||||
22 | География международного туризма. | 1 | к/карта | ||
23 | Туристические макрорегионы мира: Европейский, Амер-кий, Азиатско-Тихоокеанский. | 1 | к/карта | ||
24 | Туристические макрорегионы мира: Средневосточный, Африканский, Южноаз-кий. | 1 | к/карта | ||
25 | Практическая работа № 6. «Туристический маршрут по одной из стран» | 1 | к/карта | ||
26 | Практическая работа № 7. «Путешествие по своей республике» | 1 | к/карта | ||
Всемирное культурное и природное наследие | 7 | ||||
27 | Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. | 1 | Сообщение | ||
28 | Практическая работа № 8. Составление карты «Памятники природы»» | 1 | к/карта | ||
29 | Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии. | 1 | Презентац. | ||
30 | Практическая работа № 9. « Путешествие по столицам и крупным городам Зарубежной Азии». | 1 | к/карта | ||
31 | Америка с севера на юг. | 1 | Сообщение | ||
32 | Африка. | 1 | Сообщение | ||
33 | Объекты Всемирного Наследия в России. | 1 | Презентац. | ||
Итоговое занятие | 1 | ||||
34 | Просмотр видеофильма «Великие чудеса природы». Итоговое занятие | 1 |
Использованный УМК
1.Максаковский В. П. экономическая и социальная география мира. 10 класс: Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2018.
2.Максаковский В. П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы к учеб. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.: пособ. для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2010.-287.
3. География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий/авт.-сост Н. В.Яковлева.-Волгоград:Учитель,2013
4.География.9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Яковлева.- Волгоград: Учитель, 2015.
5.Жижина Е. А.,Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2016.
Электронные издания:
1.Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
2.География. 6-11 классы. Учебное электронное издание.
Интернет-ресурсы:
www. ***** - для учителей "Я иду на урок Географии".
www. it-n-ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
www. ***** – презентации и методические разработки учителей
www. ***** - презентации к уроку
www. pedsovet. org - презентации к уроку
www. ***** - материалы к урокам
www. *****- сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
WWW. ***** – материалы к урокам географии, презентации
Развернутое тематическое планирование по географии 10 — 11 класса (элективный курс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Политическая карта мира"
Рабочая программа элективного курса "Политическая карта мира"...
Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира"
Рабочая программа элективного курса "Эволюция органического мира" адресована учащимся 11 класса...
Рабочая программа элективного курса "Политическая карта мира"
Данная программа создана для преподавания элективного курса "Политическая карта мира" в 10 классе. Программа содержит календарно-тематическе планирование курса...
Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам"
Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам" для 9 класса....
Рабочая программа элективного учебного предмета "В мире художественного слова"
Курс «В мире художественного слова» направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опира...
Рабочая программа элективного курса "Многообразие органического мира" 10кл
Рабочая программа элективного курса "Многообразие органического мира" 10кл...
Рабочая программа элективного курса по географии на тему « Познание мира по картам» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по географии на тему "Познание мира по картам" позволит подготовить учащихся к итоговой аттестации по географии за курс основной школы....