Юридическая ответственность
план-конспект урока по праву на тему
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: раскрыть понятие юридической ответственности.
Задача урока: выявить виды юридической ответственности. Выявить различие между преступлением и проступком.
Основное содержание: 1. Поведение человека в правовой сфере. Какие поступки людей мы называем правонарушениями? 2. Юридическая ответственность и ее виды.
3. О некоторых обстоятельствах, исключающих юридическую ответственность и преступность деяния.
Основные понятия: юридическая ответственность, преступления, проступки.
Средства обучения: раздаточный материал.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что такое юридическая ответственность и в каких случаях она наступает;
— характеризовать состав правонарушения, уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;
— знать основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством;
— объяснять ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность;
— разъяснять сущность принципа «презумпция невиновности».
Тема: «Юридическая ответственность».
Разъяснить учащимся основные виды юридической ответственности, показать, в каких случаях может наступать ответственность и как действует принцип презумпции невиновности.
План урока:
1. Поведение человека в правовой сфере. Какие поступки людей мы называем правонарушениями?
2. Юридическая ответственность и ее виды.
3. О некоторых обстоятельствах, исключающих юридическую ответственность и преступность деяния.
Поведение человека регулируется разными социальными нормами. Пусть ребята вспомнят об этих социальных регуляторах. Одни ученики могут называть любой поступок человека, а другие определять, какими общественными нормами человек руководствовался в своем поведении или какие нарушал.
Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.
Обратим внимание на то, что большинство поступков, совершаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Это объясняется тем, что право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.
Попытайтесь выяснить у ребят, почему они следуют в своем поведении определенным предписаниям права? Быть может, кто-то из них боится наказания, кто-то понимает, что это важно для стабильности в обществе, а кто-то не задумываясь поступает так в силу того, что так поступают другие. Варианты правомерного поведения могут быть самыми различными.
Итак, ребята самостоятельно приходят к выводу о том, что правонарушениями мы называем такие поступки человека, которые противоречат праву. На доске вывешивается известная ребятам схема:
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
преступления | проступки |
Чем отличаются преступления от проступков? (Первые указаны в Уголовном кодексе страны, они более опасны.)
Какими признаками должно обладать деяние, чтобы отнести его в разряд преступлений? Ребята вспоминают о таких понятиях, как субъект преступления, объект, субъективная и объективная сторона. При необходимости можно обратиться к материалу учебника.
Для систематизации знаний по данному вопросу можно предложить отдельным группам ребят решить некоторые задачи из юридической практики.
Группа 1
У Поликарпова кто-то по ночам воровал дрова. Чтобы пресечь действия похитителей, Поликарпов изготовил самодельную мину и спрятал ее в дровах. Ночью раздался взрыв, в результате которого был убит несовершеннолетний Скрипкин, а его брат получил серьезное ранение, приведшее к ампутации руки. При решении данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:
а) Относится ли это деяние к преступлению?
б) Выделите субъект, объект, субъективную и объективную сторону содеянного.
Решение.
Совершенное Поликарповым общественно опасное деяние подпадает под признаки убийства, то есть преступления, посягающего на жизнь человека. Его объектом выступает жизнь несовершеннолетнего Скрипкина. В соответствии с ч. 1 ст. 105 УК РФ убийство с объективной стороны выражается в противоправном лишении жизни другого человека. Поликарпов с помощью мины лишил жизни подростка, при этом действовал противоправно, так как установка взрывного устройства с целью пресечения возможного хищения принадлежащего ему имущества по смыслу ст. 37 УК не образует правомерной необходимой обороны. Действия Поликарпова представляют собой акт мести, самочинной расправы. Судя по условиям задачи, действия Поликарпова охватываются признаками преступления, содержащегося в ст. 105 УК. В ней предусмотрена ответственность за убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч. 1) и убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2).
Группа 2
Дубов предложил Воронову принять участие в ограблении магазина, от чего последний категорически отказался. Во время ссоры, вызванной этим отказом, Дубов, используя финский нож, убил Воронова. После чего Дубов позвал своего брата Анатолия и с его помощью сбросил труп Воронова в реку.
а) Можно ли говорить о том, что Дубов совершил преступление?
б) Выделите субъект, объект, субъективную и объективную сторону поступка противоправного характера.
Группа 3
Оператор отделения почтовой связи Вагина за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву.
Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.
а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?
б) Выделите признаки преступления.
Группа 4
Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.
а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?
б) Выделите признаки преступного деяния.
Группа 5
Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.
а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?
б) Определите состав преступления.
Группа 6
Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 тонн забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.
а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?
б) Определите состав преступления.
Решая данные задачи, учащиеся обращают внимание на то, что они различны по объекту посягательства. Действительно, в науке и уголовном законе выделяют различные виды преступлений. На с. 24 учебника указаны некоторые из них. Пусть ребята пояснят, о каких преступлениях шла речь в их задачах (преступления против жизни и здоровья, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности, экологические преступления). На данном этапе урока ребятам целесообразно познакомиться с УК РФ и при решении
задач пользоваться им. Признаки преступления можно показать по схеме (см. с. 40).
2 Рассмотрение вопроса о юридической ответственности можно начать с известного принципа юриспруденции «неотвратимости ответственности». Пусть учащиеся подумают, что означает этот принцип? Существует очень много определений юридической ответственности, но следует договориться, что мы будем рассматривать ее в ретроспективном плане (как ответственность за содеянное) в виде неблагоприятных последствий, которые претерпевает нарушитель права.
В основе юридической ответственности лежат важные принципы. Например, принцип законности предполагает, что к ответственности могут привлекаться субъекты только на основании закона уполномоченными на то органами. В соответствии с принципом справедливости нельзя назначать уголовные наказания за проступки, а за одно нарушение следует лишь одно наказание. Никто не может нести наказание за мысли; вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения. Ответственность виновный несет самостоятельно. Этот принцип не всегда соблюдался в истории нашей страны. Так, по ранее действующему закону к ответственности могли привлекать на основе связи с виновным.
Учитель может поставить перед ребятами проблемную задачу: может ли наступить ответственность без вины? С одной стороны, ребята должны усвоить, что, если лицо невиновно, его нельзя привлекать к ответственности. Однако исключение есть в области гражданского права. Так, в ст. 1079 ГК РФ отмечается, что владелец источника повышенной опасности обязан в любом случае возместить ущерб, причиненный этим источником, даже если лицо не виновно в причинении ущерба.
Ученики должны обратить внимание на известные презумпции (предположения). Так, в соответствии с презумпцией невиновности лицо предполагается невиновным, пока не будет доказано обратное. Его вину доказывает государственный орган. В гражданском праве действует другая презумпция — виновности, в соответствии с которой лицо предполагается виновным, пока не будет доказано обратное.
Пользуясь материалом параграфа, ученики заполняют таблицу:
Основные виды юридической ответственности.
Вид ответст- | За что | Кто | В каких |
венности | наступает | возлагает | формах |
реализуется | |||
Уголовная | За преступ- | Суд | Меры наказа- |
ления | ния указаны в | ||
ст. 44 УК РФ | |||
(лишение сво- | |||
боды, испра- | |||
вительные ра- | |||
боты, конфис- | |||
кация имуще- | |||
ства и т. д.). | |||
Администра- | За админи- | Администра- | Преду- |
тивная | стративные | тивные ко- | преждение, |
проступки | миссии, су- | штраф, лише- | |
ды, органы | ние специаль- | ||
внутренних | ного права, | ||
дел, тамо- | администра- | ||
женные орга- | тивный арест. | ||
ны и т. д. | |||
Гражданско- | За наруше- | Суд, админи- | Полное воз- |
правовая | ние договор- | стративный | мещение вре- |
ных обяза- | орган | да, штраф. | |
тельств иму- | |||
щественного | |||
характера, | |||
причинение | |||
имуществен- | |||
ного внедого- | |||
ворного вреда | |||
Дисципли- | За дисципли- | Уполномо- | Выговор, |
нарная | нарные про- | ченное на то | увольнение. |
ступки | лицо |
Для закрепления темы ребятам предлагается подумать над высказыванием К. Маркса:
«Помимо своих действий я совершенно не существую для закона» (ПСС. Т. 1.С. 14).
Перечисленные виды юридической ответственности не исчерпывают их видовое разнообразие (так, юристы выделяют процессуальную ответственность, конституционную, налоговую и проч.). Социальная значимость объектов, охраняемых уголовным законом, адекватно осознается с 16 лет, а в некоторых случаях в связи с их ценностью с 14 лет.
Гражданское законодательство устанавливает ответственность с 18 лет, частично с 14 лет, административное — с 16 лет.
Рассматривая юридическую ответственность, необходимо заострить внимание детей на основных видах наказания, которые применяются в нашей стране за совершение тех или иных преступлений. Все они перечислены в ст. 44 УК РФ. По-прежнему острые споры вызывает проблема смертной казни. В этой связи можно провести небольшую дискуссию в классе по проблеме «Смертная казнь: за и против». Целесообразно разделить класс ребят на две большие группы. Первая готовит несколько сильных аргументов в защиту этой высшей меры наказания, а вторая, напротив, сильные контраргументы о необходимости ее отмены.
3. Рассмотрение последнего вопроса темы можно организовать с использованием наглядных материалов. На доске вычерчиваются схемы.
Истекли сроки (2 года — после преступления небольшой тяжести, 6 лет — средней тяжести, 10 лет — после тяжкого, 15 лет — особо тяжкого) | Изменилась обстановка, лицо и деяние перестали быть опасными |
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Если лицо явилось с повинной добровольно, возместило ущерб, способствовало раскрытию преступления, совершило впервые преступление небольшой тяжести | Если лицо примирилось с потерпевшим, совершило впервые преступление, загладило причиненный вред |
К схеме можно добавить, что течение сроков исковой давности приостанавливается, если лицо уклоняется от следствия и суда. Если совершены преступления против мира, безопасности человечества, сроки вообще не применяются.
Физическое или психическое принуждение | Обоснованный риск | Причинение вреда при задержании лица |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Крайняя необходимость | Исполнение приказа | Необходимая оборона |
Целесообразно при рассмотрении схем приводить конкретные примеры (некоторые из них даны в учебнике).
Итоги. (Юридическая ответственность — это претерпевание неблагоприятных последствий содеянного, она наступает за совершение человеком определенных противоправных поступков.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юридическая ответственность
МОУ «Кунашакская СОШ» Урок обществознания с использованием ИКТ. Бакиева Лариса Еганшевна . 2 Урока в 9 классе ...
Презентация к уроку "Виды юридической ответственности"
Презентация предлагается в качестве проведения урока закрепления по праву (профильный уровень)....
Подростковая преступность и юридическая ответственность
Презентация для классного часа, посвященного профилактике подростковой преступности и правонарушений, на тему "Подростковая преступность и юридическая ответственность"....
Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды"
Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды" предназначена для проведения урока по праву в 11 классе....
Урок по обществознанию в 9 классе "Правонарушения и юридическая ответственность".
Материал раскрывает понятия правонарушение, виды правонарушений, юридическая ответственность....
"Юридическая ответственность", презентация по обществознанию для 9 класса
Презентация предназначена для уроков обществознания и классных часов в 9 - 11 классах, доступно раскрывает виды юридической ответственности и формы наказания за правонарушения....
Правовой ринг для учащихся 8 класса. Тема: «Юридическая ответственность»
quot;Зевс всемогущий, взирая с вершины Олимпа", будет наблюдать за игрой, Фемида - богиня правосудия обратится к ребятам с вопросами и проведет награждение победителей.Сказки и реальность ...игр...