Правовой ринг для учащихся 8 класса. Тема: «Юридическая ответственность»
методическая разработка по праву (8 класс) по теме

"Зевс всемогущий, взирая с вершины Олимпа", будет наблюдать за игрой, Фемида - богиня правосудия обратится к ребятам с вопросами и проведет награждение победителей.Сказки и реальность ...играем и учимся ориентироваться в правовом пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoy_ring_dlya_uchashchihsya_8_klassa.docx42.15 КБ

Предварительный просмотр:

Правовой ринг для учащихся 8 класса.

(Из опыта работы)

Тема: «Юридическая ответственность»

Аннотация:

Наша школа работает по направлению формирование  детско-взрослой общности «Я - Волжанин», поэтому участие в мероприятии принимали разновозрастные  группы. Ученики начальной школы рисовали на бумаге большое дерево-яблоню и яркие яблочки, вырезанное  дерево прикрепили на стенд в актовом зале. На обратной стороне яблок  десятиклассники-организаторы мероприятия писали задания. Родители купили настоящие яблоки (призовой вкусный фонд) и присутствовали в роли болельщиков. Учащиеся 8х классов готовили домашнее задание к первому конкурсу, семиклассники приглашены в роли болельщиков и участников игры. В таком тесном содружестве формируется общее эмоциональное переживание, создаются условия для самореализации участников  мероприятия.

Методические рекомендации

Игровые ситуации правового ринга обеспечивают возможность заинтересовать ребят, совершенствуя их правовые знания. Материал может быть использован на повторительно - обобщающем уроке по обществознанию, праву, при проведении внеклассных мероприятий.

В игре принимают участие две команды учеников 8х классов (по 5 человек), в зале в качестве болельщиков присутствуют учащиеся 7х классов.

Конкурс «Представление команд» является домашним заданием, это небольшое десятиминутное театральное  действие.

В составе жюри учитель права и два десятиклассника.

Цель игры: развитие интереса и познавательной активности учащихся в процессе формирования правовых навыков.

Ход мероприятия

Вступительное слово  богини правосудия Фемиды

 (ученица - десятиклассница в строгом длинном платье с атрибутами богини правосудия – весами и мечом):

Зевс всемогущий, взирая с вершины Олимпа,

Юношей славных узрел средь толпы благородной,

Девы прекрасные, юным богиням подобны,

Не ускользнули от взора  великого Зевса.

Радость в душе ощутил наш владыка небесный

Видя красу вашу, разум, и жажду познанья.

Пред вами плоды просвещенья (указывает на дерево с яблоками),

Прежде, чем вкусите вы их сладость, дайте ответ (обращается к  1команде):

1.Вы узнали меня, я Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка. Я  объявляю  решения Зевса, даю благие советы.

Что означат данный атрибут (поднимает левую руку с весами)?

(Команда, посовещавшись 1 минуту, дает ответ) 

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит.

2. Что означат данный атрибут (обращается ко 2 команде), поднимает меч и опускает его.

(Команда, посовещавшись 1 минуту, дает ответ) 

Меч - символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона "правого дела". Символический смысл опущенного меча - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено.

Жюри оценивает ответы на вопросы Фемиды. Оценка 1 балл за правильный ответ.

Фемида присоединяется к членам жюри, при подведении итогов игры  выйдет для награждения победителей. Игру ведет десятиклассник-ведущий.

1 конкурс «Представление команд».

Выступление команд (10 минут). Оценивается в 5 баллов.

Каждая команда представляет свое название, девиз, демонстрирует большую и малую эмблему. Оценивается соответствие правовой тематике и оригинальность исполнения.

2 конкурс «Диалог»

Участвуют капитан и один ученик из команды, он подходит к дереву и «срывает» яблочко (на яблоке цифра 2, что означает - второй конкурс), на обратной стороне написаны 5 терминов, затем они выходят на середину сцены и садятся напротив друг друга за стол. Член команды объясняет капитану правовые термины жестами, мимикой и несколькими направляющими предложениями, но называть термин он не может. Капитан отгадывает данные термины. Время-3 минуты.

За каждый правильный ответ-1 балл. 

1 команда: (примеры правовых терминов)

1.Преступление (предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние - действие или бездействие).

2. Нотариат (система органов, на которые возложено удостоверение сделок и совершение др. действий по юридическому закреплению гражданских прав).

3.Прокурор (лицо, уполномоченное представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны).

4.Кража (преступление, выражающееся в тайном  хищении чужого имущества).

5. Истец (лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного права). 

2. команда: (примеры правовых терминов)

1.Проступок (акт противоправного поведения, влекущий дисциплинарную или административную ответственность).

2.Кодекс (свод законов, в котором объединены и систематизированы нормы права определенной области общественных отношений).

3. Апелляция (форма обжалования судебного приговора).

4. Адвокат (юридический консультант, лицо, избравшее своей профессией оказание юридической помощи).

5. Умысел (форма вины в уголовном праве - прямой и косвенный). 

3конкурс «Портрет правонарушителя»

Капитаны срывают яблоки с заданиями. Командам предлагается нарисовать портрет потенциального правонарушителя, придумать правовую ситуацию,  прокомментировать свой рисунок и правонарушение.

1 команда

Тема: «На дискотеке»

2 команда

Тема: «В супермаркете»

ИГРА с болельщиками «Юридическая ответственность в сказках»

Пока команды заняты, играем с болельщиками. Время игры 7 минут.

Десятиклассник (ведущий):

Уважаемые болельщики, вспомним Конвенцию о правах ребенка, которая определяет задачи государства в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права. Для этого отправляемся в мир сказок и попробуем определить, в каких сказках нарушаются статьи Конвенции. (За каждый правильный ответ болельщик получает яблоко и, по желанию, может положить в корзину команде или оставить себе).

1.Право на жизнь (каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь)

Варианты ответов: 

«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»; К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»,  «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»; Д. Н, Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»; Братья Гримм «Бременские музыканты»; Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»; Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей», «Слоненок»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

2.Право на охрану и укрепление здоровья  (каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья до и после рождения)

Варианты ответов:

 Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;

 К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;

 Г. Б, Остер «Зарядка для хвоста»

3.Право на имя (ребенок имеет право на имя):

Варианты ответов:

X. К. Андерсен «Дюймовочка»;

Ш. Перро «Золушка».

4.Право на имущество (ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом).

Варианты ответов:

 «Теремок»,  «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя»,

С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Три поросенка»,  К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», Дж. Родари «Чиполлино», Ш. Перро «Кот в сапогах».

Десятиклассник (ведущий):

Молодцы, ребята! А теперь я буду приводить примеры их сказок, а вы определите  нарушение  норм права.

1. Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел де царь Салтан.

Какое право было нарушено? (Главное право каждого человека – право на жизнь).

2. Сказка «Маша и медведь»

«Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

- А если уйдёшь, - говорит, - всё равно поймаю и тогда уж съем!» (право  ребенка  на  сохранение  своей  индивидуальности,  включая  имя,   семейные  связи,   недопустимо разлучение  с  бабушкой и дедушкой).

3. Сказка «Лиса и серый волк»

« В это время идёт баба с вёдрами за водой. Увидела волка и закричала:
— Волк, волк! Бейте его!
Волк — туда-сюда, не может вытащить хвост. Баба бросила вёдра и давай его бить коромыслом. Била, била, волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк».

(Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинств).

Подведение итогов 3 конкурса.

Оценки: Рисунок-5 баллов,  правовая ситуация-5 баллов.

4 конкурс. 

«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!»

Капитаны срывают яблочки, на них написано название сказки,

текст сказки с заданием выдает десятиклассник-организатор ринга.

Задание: Определите наличие правонарушения. Охарактеризуйте его.

1 команда:

Жили-были мужик да баба. Была у них собака верная. Смолоду сторожила она дом, а как пришла старость, так и лаять перестала. Надоела она мужику, он взял веревку, зацепил собаку за шею и в лес повел. Привел в глухую чащу, привязал к дереву и отправился обратно. Остался пес под деревом голодный, проклинает собачью долю…

(жестокое обращение с животными - уголовно наказуемое деяние)

2 команда:

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:  Мужик, я тебя заломаю.

  -Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. Договор в письменном виде заключили.

- Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

-Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

-Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу положил на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:

-Мужик, куда ты едешь?

-Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

-Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:  А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

(мошенничество, нарушение договора,  преступление против личности).

Жюри оценивает ответы команд. Определение наличия правонарушения – 5 баллов.

5  конкурс «Пантомима»

Команды инсценируют одно из предложенных преступлений (оценивается оригинальность и юридическая грамотность). Соперники определяют, какое преступление было показано (оценивается правильность ответа).

Примеры заданий:

1 команда

Ложный телефонный звонок в школу о том, что в одном из классов заложена бомба.

2 команда

Дача взятки должностному лицу.

Время на инсценировку-1 минута

Время на подготовку ответа-1 минута

Оценка инсценировки-1 балл

Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение.

Представление команды-победительницы правового ринга

Действующие лица:

Ведущий

Баба Яга

Кощей Бессмертный

Иван 

Врачи Скорой помощи

 Реквизиты: метла, планшет для Бабы Яги,  корзиночка и меч для Кощея, ларец, меч, игла большая (из картона) для Ивана, большой шприц и носилки для врачей

Ведущий: Когда воссияло солнце красное

                 На тое ли на небушко

                 На ясное,

                 Вышла Баба Яга в лес.

(Звучит музыка из мультфильма «Мадагаскар»)

Баба Яга с метлой работает, мусор собирает и ворчит:

-Была опушка леса чистая-пречистая, пока никто не хаживал, а как понаехали…  Вот во владениях Кикиморы у болота лес вырубили, одни пеньки торчат…несанкционированно рубили. Кикимора на другое болото переселилась. Экологическое равновесие нарушилось, ягод нет, лягушки не квакают - вот беда. А я что делаю? Мусор выметаю, бутылки, банки, пакеты. Костер вот затушила, чуть было избушку мою на курьих ножках не спалили туристы, добрые молодцы и красные девицы. Они в школе нормы права не учили, об экологическом равновесии и вовсе не ведают. А недалеко от моей избы молодцы нефть какую-то искали, перерыли все, яму оставили глубокую. Вот Леший туда и провалился. Всем миром искали, нашли, вытащили. Болел долго, а без Лешего в лесу нельзя.

(Музыка из мультфильма «Мадагаскар»)…выходит на сцену Кощей.

Кощей: Здравствуя, Яга!

Баба Яга: Здравствуй, Кощеюшка. Гуляешь? Как это ты решился покинуть свое царство?

Кощей: Случай представился… жениться решил, а Василиса Премудрая, красавица, суженая моя, клюковки захотела. Пошел я на болото, а там одни пеньки торчат.

 Баба Яга: Погубили лес, супостаты! Жениться, говоришь? Так это ты Василису умыкнул, во дворце своем запер? Ох,  Кощеюшка, не знаешь ты закона о семье и браке. Вот почитай (достает из кармана фартука планшет).

Кощей читает: «Брак основан на добровольном союзе»…

Баба Яга: добровольном, а ты, ты же похититель, какой уж тут союз, тут уголовно-наказуемое деяние

Кощей: Я по любви, обходительно, вот клюковки… (показывает корзиночку)…

Баба Яга (берет у него планшет) и продолжает читать: «Брак основан на взаимном согласии»…а Василиса согласна?

 (Звучит музыка из мультфильма «Мадагаскар»)

 Выходит Иван, в руках у него ларец.

Иван:  Вот ты где, Кощей, я думал, ты над златом чахнешь, а ты здесь. Вызываю тебя на бой праведный, по старому обычаю. Увез ты невесту мою, Василису не по доброй воле, а обманом.

Ведущий: Потемнело все вокруг, ветер зашумел, с мечом булатным бросился  Кощей на Ивана, но тот увернулся. Начался бой.

Музыка (Хачатурян А.И. - Танец с саблями), Кощей и Иван сражаются. Иван отступает, берет ларец.

Иван (достает из ларца иголку): Знаю я, силен ты и коварен, но не победить тебе мою любовь к Василисе (отламывает кончик иглы). Кощей схватился за сердце и упал.

Баба Яга (побежала в сторону, резко остановилась): Оставление в опасности, УК, ст. 125.(звонит по телефону): «Скорая! Лесная опушка у большой сосны, возраст 500 лет, остановка сердца, покушение на убийство в состоянии аффекта »…(наклоняется к Кощею).

Появляются два врача в белых халатах с большим шприцом и с носилками.

(Массаж сердца, укол и Кощей медленно поднимается).

Ведущий:

Берегите лес, и эти земли,

Даже малую былиночку любя,

Соблюдайте право,

всех в лесу, ребята, берегите,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Команда построилась.

Капитан: Название команды:

Все: ПРАВОВЕДЫ.

Капитан: Девиз

Все: «Ни шагу назад,

Ни шагу на месте,

а только вперёд и только все вместе!»

Методическая литература:

1.С.Н.Ловягин, С.И. Володина Практикум по курсу «Основы правовых знаний». Издательство» Вита-Пресс», М., 2009г.

2.Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по ОГ и П. Москва.,1996.

3.С.И.Володина, В.В.Спасская «Основы правовых знаний».

Издательский дом «Новый учебник», М.,2006г.

andreeva-nb.ruwp-content

4 ко© 2001 - 2013



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тестовое задание по праву 10 класс тема Юридическая ответственность (профильный уровень)

данные вопросы ля 10 класса профильного уровня проверка темы Юридической ответственности...

Урок обществознания 7 класс тема:Правонарушения и юридическая ответственность

урок обществознания 7 класс по теме: Правонарушения и юридическая ответственность....

Конспект урока в 9 классе (по УМК «Звёздный английский», авторы Баранова К.М., Д. Дули для 9 класса) Тема: Метапредметность: Гражданская ответственность.

Тема: Метапредметность: Гражданская ответственность.Цель урока:- Развитие навыков аудирования- Развитие лексико-грамматических навыков- Совершенствование навыков чтения и говорения- Задачи: Позна...

УРОК-ДИСКУССИЯ (для учащихся 10х классов) «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Цель: формирование навыков само регуляции, знакомство с юридической ответственностью несовершеннолетних, анализ ее моральных аспектов....

«Брейн- ринг для учащихся 7-х классов «Незнание не освобождает от ответственности…»»

laquo;Брейн- ринг для учащихся 7-х классов  «Незнание не освобождает от ответственности…»» может быть проведен и для учащихся 5-6 классов....

Правовой всеобуч для учащихся старших классов «Административная ответственность несовершеннолетних»

Данный материал рекомендуется к использованию  на групповых занятиях социального педагога с несовершеннолетними, так же может быть использован на класных и информационных часах . Носит разъясните...

Тест по обществознанию "Правонарушения. Юридическая ответственность" для учащихся 9х классов

В форме тестов можно выявить пробелы в знаниях, определить уровень усвоения нового материала, дать ученику возможность по индивидуальным показателям усвоить тот или иной материал....