Урок по обществознанию в 9 классе "Правонарушения и юридическая ответственность".
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Материал раскрывает понятия правонарушение, виды правонарушений, юридическая ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 15.87 КБ |
grazhdanskiy_kodeks.zip | 9.42 КБ |
kodeks_ob_administrativnyh_pravonarusheniyah.zip | 9.62 КБ |
pravo_pushkina_n_v.zip | 61.54 КБ |
tablica_vidy_yuridicheskoy_otvetstvennosti.zip | 12.79 КБ |
trudovoy_kodeks.zip | 9.79 КБ |
ugolovnyy_kodeks.rar | 10.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правонарушения и юридическая ответственность.
Цель: Расширить представления учащихся о нормах российского законодательства, через работу с юридическими источниками и рассмотрение правовых ситуаций.
Задачи:
1.Сформировать знания и представления о правонарушениях и видах юридической ответственности.
2.Продолжить развивать умения анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать сквозные темы урока.
3.Способствовать воспитанию у учащихся правового самосознания, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам.
Методы и приемы: Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Средства обучения: Компьютер, интерактивная доска
Универсальные учебные действия: Личностные:понимание значения знаний для человека и принятие его.
Познавательные:общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя, самостоятельное выделение и формулирование выводов,
логические- поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: принятие другого мнения, понимание того, что могут существовать другие точки зрения, вступление в коллективное учебное сотрудничество.
Этапы урока | Время (мин.) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействияна уроке |
1.Организационный момент | 1 | Эмоциональная,психологическая и мотивационная подготовка учащихся усвоению изучаемого материала | Проводит беседу по обсуждению темы и целей урока | Записывают тему в тетрадь | фронтальная |
2.Актуализация знаний | 5 | Беседа по вопросам домашнего задания | Задает вопросы -Что называется правоотношением? -Кто может быть участником правоотношений? -Что такое правоспособность и дееспособность, с какого возраста наступает? -Что значит правомерное поведение? У правомерного поведения есть свой антипод – противоправное поведение. | Отвечают на вопросы учителя | фронтальная |
3.Изучение нового материала | 25 | Работа по вопросу «Правонарушения и его признаки» Обществознание 9 кл.с.85-86.Сотавление схемы. См. приложение. | Организует объяснение темы и ее первичное закрепление во время урока. -Что такое правонарушение? -Каковы его признаки? Организует составление схемы, поясняет задание. | Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, записывают определение в тетрадь, работают с текстом учебника, составляют схему. | Индивидуальная и фронтальная |
Изучение вопроса «Виды правонарушений» Решение правовых ситуаций. См. приложение. | Организует работу детей в парах и индивидуально. Поясняет задание, выполняемое учащимися.Выслушивает ответы, комментирует. | Выполняют задание в тетради и по желанию на интерактивной доске. | Индивидуальная и в парах. |
Работа по вопросу «Юридическая ответственность и ее виды». | Обращает внимание на пословицы: -“За худые слова слетит и голова”. -“Каков грех, такова и расправа”. -“Таскал волк, потащили и волка”. Выясняет тему следующего этапа урока-неотвратимость наказания. | Анализируют, отвечают на вопросы, делают вывод, записывают определение в тетрадь. | Индивидуальная. | ||
Составление таблицы. См. приложение. | Предлагает поработать с “Кодексом об административных правонарушениях Р.Ф.” “Гражданским кодексом Р.Ф.” “Трудовым кодексом Р.Ф.” и выполнить задание. | Работают вгруппах с источниками, заполняют таблицу. | Групповая | ||
Предлагает поработать с “Уголовным кодексом Р.Ф.”, в интернете. http://www.uk-.com/glava09.html Выслушивает ответы учащихся, комментирует. | Продолжают заполнять таблицу, делают выводы, представляют результаты. | Групповая и индивидуальная | |||
4.Первычное осмысление и закрепление. | 3 | Обобщение материала урока. | Организует работу по вопросу: что нового вы узнали сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы. | Фронтальная |
5.Итоги урока. Рефлексия. | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений. | Предлагает составить сложный план по теме урока. Проверяет, комментирует. | Составляют план, представляют результаты. | Фронтальная. |
6.Домашнее задание. | 1 | Параграф 10, ответить на вопросы после параграфа, выучить определения. | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Индивидуальная. |
Предварительный просмотр:
Приложение.
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ
Статья 15. Возмещение убытков
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
……
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
Предварительный просмотр:
Приложение.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Статья 3.2. Виды административных наказаний
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4 части 1 настоящей статьи.
3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 8 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.
Подписи к слайдам:
юридической ответственности:
уголовная
гражданская
административная
дисциплинарная и материальная
Приносит вред государству, человеку, обществу
наличие вины
антиобщественный характер
причинение вреда
противоправность
Признаки правонарушения:
Юридическая ответственность-
применение мер государственного
принуждения к лицу ,
совершившему преступление
Правонарушение
-любое деяние, нарушающее какие-либо нормы
За худые слова слетит и голова.
Каков грех, такова и расправа
.
Таскал волк , потащили и волка.
п
роступок
- неопасное правонарушение
преступление
– виновно совершенное ,
общественно опасное деяние ,
запрещенное Уголовным кодексом
Виды правонарушений:
п
ерейти улицу на
красный цвет
у
гнать автомобиль
п
рогулять рабочий день
преступление
проступок
вымогать деньги
у
красть магнитофон
л
овить рыбу в
запрещенном месте
Предварительный просмотр:
№ | Виды юридической ответственности | Возраст, наступления ответственности | Виды наказаний (взысканий) |
1. | Административная ответственность. | С 16 лет. | Предупреждение, штраф, изъятие орудия совершения правонарушения, лишение специальных прав, исправительные работы, административный арест. |
2. | Гражданская ответственность. | С 18 лет, частично с 14 лет. | Возмещение убытков, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав. |
3. | Дисциплинарная и материальная ответственность. | С 16 лет. | Замечание, выговор, увольнение, исключение, возмещение ущерба. |
4. | Уголовная ответственность. | С 16 лет, частично с 14 лет. | Штраф, обязательные работы, исправительные работы, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы (смертная казнь). |
Приложение.
Виды юридической ответственности.
Предварительный просмотр:
Приложение.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 192. Дисциплинарные взыскания
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Предварительный просмотр:
Приложение.
Уголовный кодекс РФ
Раздел III. Наказание
Глава 9. Понятие и цели наказания. Виды наказаний
Статья 43. Понятие и цели наказания
- Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
- Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Статья 44. Виды наказаний
Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу;
з) ограничение свободы;
и) принудительные работы;
к) арест;
л) содержание в дисциплинарной воинской части;
м) лишение свободы на определенный срок;
н) пожизненное лишение свободы;
о) смертная казнь.
http://www.uk-rf.com/glava09.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность"
дает представление учащимся о правонарушении как юридическом понятии...
Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"
Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"...
Урок обществознания в 9 классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"
Применение современной образовательной технологии - "Технология развития критического мышления"...
Урок обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность".
При проведении урока используется метапредметность "задача". Работая в группах ученики учатся решать проблемные и ситуативные задачи, знакомятся с отдельными статьями Уголовного Кодекса. Использование...
Урок по обществознанию в 9 классе "Юридическая ответственность"
В данном уроке представлены основные аспекты юридисеской ответственности. Сформировать у у чащихся знания и представления о правонарушениях и видах юридической ответственности...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
УРОК-ДИСКУССИЯ (для учащихся 10х классов) «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»
Цель: формирование навыков само регуляции, знакомство с юридической ответственностью несовершеннолетних, анализ ее моральных аспектов....