Рабочая программа элективного курса "Конституция РФ"
календарно-тематическое планирование по праву (10 класс) на тему

Федорова Елена Викторовна

Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "Конституция РФ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

           «Утверждено»                                                                                                                                                                        «Согласовано»

                   Директор                                                                                                                                                           Председатель м/о

                   _____________Кругляков К.М.                                                                                                                    ___________Пантюхина О.Н.  

                                                                                                                                                                                                                     Протокол №2

                 «___»___________2016 г.                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                  «__28_»_августа____________2016г.

                                       Рабочая программа 

                учителя истории и обществознания Федоровой Елены Викторовны

                         элективного курса  «Изучение Конституции РФ» 10 класс.

                         Количество часов в неделю ___1___, в год ___34___

                       

                Учебные пособия: Конституция РФ, 1993 г.

                                                Степанько С.Н. Изучаем Конституцию. Волгоград, издательство Учитель. 2007.

      Планирование составлено на основе  Программы  

      общеобразовательных учреждений «Обществознание, экономика, право.» 9–11 классы. М.; Просвещение. 2011 г. Программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И.,

      Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И.  

                                                                                                       2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка.



Элективный курс
«Конституционное право РФ» рассчитан на учащихся 10 классов общеобразовательной школы. Основные положения курса включены в школьную программу, но в не достаточном объеме, т.е. сжатом варианте, хотя в системе юридического образования изучение данной отрасли права занимает одно из центральных мест. На современном этапе эта отрасль системы права характеризуется активным развитием. Конституционное право России как учебный курс способствует формированию основных представлений о фундаментальных ценностях конституционного строя страны, о правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей отечественного права.

Центральное внимание в элективном курсе уделено основам конституционного строя РФ, полномочиям органов власти, всем группам прав граждан РФ, в частности акцентировано внимание на избирательных правах, пути их реализации, также рассматривается порядок формирования и деятельность органов представительной власти РФ. Знание своих прав, конкретных правовых норм, определяющих основы жизнедеятельности граждан имеет важное значение для формирования гражданского правосознания и правовой культуры старшеклассников. От понимания особенностей политической системы России, происходящих политических процессов в стране, от готовности компетентно участвовать в делах государства, от правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее страны. Поэтому, существует необходимость в проведении дополнительных занятий в виде элективного курса по избирательному праву, изучив который учащиеся получат дополнительные правовые знания и смогут применить их на практике.

Основными
объектами изучения курса являются Конституция РФ, федеральное конституционное законодательство, конституции и уставы субъектов Федерации, уставы местного самоуправления. Логика кура выдержана в соответствии с логикой изложения содержания Конституции РФ. Отбор содержания материала осуществлялся на основе доступности, оптимальности объема, реальности усвоения, системности, объективности и целостности. Содержание курса предполагает аналитическую работу с документами (законами); с информацией от респондентов. Каждая тема включает в себя как индивидуальную, так и коллективную работу. Во избежание чисто информационного курса предлагаются задания и вопросы, с помощью которых можно оценить уровень сформированности знаний и умений учащихся, анализ нормативных текстов, тесты, эссе, социологический опрос.

Основной целью настоящего курса является расширение знаний о Конституционном праве РФ, субъектах правоотношений в рамках данной отрасли права, правах и обязанностях граждан РФ, об обстоятельствах, влияющих на гражданскую позицию, об особенностях конституционного устройства России и взаимодействия структур власти.

Кроме этого, можно выделить
подцели, сопровождающие основную цель:


  1. формирование устойчивой потребности в правомерном поведении;

  2. актуализация собственной позиции на основе правовых ценностей общества;

  3. формирование способности теоретического анализа правовой ситуации;

  4. развитие коммуникативных способностей;

  5. формирование активной гражданской позиции;

  6. профессиональная ориентация и самоопределение


Задачи элективного курса «Конституционное право РФ»:


  1. Знакомство с источниками конституционного права; порядком формирования представительных органов государственной власти.

  2. Развитие умения пользоваться источниками права; анализировать нормы права, получать в ходе анализа дополнительную информацию и использовать её для решения задач познавательного характера.

  3. Развитие умения работать в группах и отстаивать свою точку зрения.

  4. Повышение уровня познавательной активности и саморазвития в отношении обществоведческих наук.

  5. Способствование дальнейшей социализации учащихся.

  6. Создание условий для формирования твёрдой гражданской позиции.

  7. Профессиональная ориентация.


Элективный курс «Конституционное право РФ» рассчитан на
34 учебных часа, в рамках которых обучающиеся смогут получить минимальный объём знаний в области конституционного права, не вошедших в программу школьного и профильного обучения. Полученные знания дают ученикам возможность более качественно подготовиться к итоговой аттестации по праву и обществознанию за курс основной (полной) школы и способствуют дальнейшей профессиональной ориентации.

^ Предполагаемые результаты.


Курс дает возможность вести работу по формированию устойчивого познавательного интереса к правоведению, стремления к творчеству, также по формированию следующих
умений:


  • умения выделять основные права граждан, определять какие из них нарушены в конкретной ситуации;

  • умения сравнивать нормативные акты субъектов федерации, определять сходство, различия и противоречия федеральным актам;

  • умения давать самостоятельную оценку;

  • умения работать с основными статьями Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами;

  • умения проводить социологический опрос, анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;

  • умения анализировать нормативные акты;

  • умения определять функции органов государственной власти;

  • умения прогнозировать результат конституционных изменений;

  • умения дискутировать, отстаивать свои взгляды

  • умения использовать дополнительную литературу при подготовке к семинарам, дискуссиям, диспутам;

  • умения применять в ответе и написании творческих работ соответствующую терминологию;

  • умения ссылаться при ответе на источники права или дополнительную литературу, исторические документы, факты и современные политические события и процессы;

  • использовать для решения задач познавательного характера источники права;

  • работать в группах, распределять обязанности, выступать от имени группы, отстаивать точку зрения группы и свою собственную.


По окончании изучения курса обучающиеся должны
знать:


  • суть Конституционного права;

  • структуру основного закона страны

  • основные обязанности и права граждан РФ и способы их реализации;

  • функции и полномочия органов государственной власти РФ;

  • полномочия и особенности управления федерации и субъектов федерации;

  • последние поправки к основному закону РФ;

  • источники Конституционного права Российской Федерации;

  • основные избирательные системы, применяемые в РФ при проведении выборов;

  • порядок организации и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации;

  • порядок формирования, структуру и компетенцию Парламента РФ;

  • правовой статус и полномочия депутата Государственной Думы РФ;

  • порядок избрания и вступления в должность Президента РФ, полномочия и обязанности;

  • государственные гарантии в области защиты прав граждан РФ;

  • терминологию, соответствующую теме курса.


^ Методы и формы занятий.


Программа предоставляет возможность подробнее остановиться на рассмотрении практических ситуаций актуальных для подростков, через метод исследований и дискуссий. С этой целью в содержании программы предусмотрены лекции, семинары и практикумы с опережающими заданиями.

Ведущее место в преподавании настоящего курса отводится
методам словесным, наглядным, проблемного изложения, частично-поисковым и исследовательским. Данный выбор определяется необходимостью активизации интереса и формирования умений самостоятельной поисковой деятельности, осознания себя активным субъектом настоящих и будущих правоотношений. Формы планируемой работы: индивидуальная, парная, групповая.

Учебно-тематический план составлен так, чтобы по мере углубления в содержание курса на 1-ое место выходили такие формы занятий как практикумы (работа со статьями Конституции, Федеральных конституционных законов, итогами социологических исследований, решение проблемных задач). В зависимости от качества совместной работы учителя и учащихся итоговое занятие может проводиться как конференция, где осуществляется защита индивидуальных и коллективных работ творческого характера по выбранной проблематике, например, реферата, или как конкурс знатоков конституционного права.

Кроме вышеизложенной работы,
текущий и итоговый контроль за уровнем достижений учащихся планируется осуществлять через ранжированные по степени сложности и объектам проверки усвоенного тесты. устную и письменную защиту а также через решение правовых задач.


^ Содержание программы.


I. Тема: «Конституционное право: ведущая отрасль права. Конституционализм» (7 ч).

Конституционное право как отрасль права. Предмет и метод конституционного права. Подотрасли и институты конституционного права.

Конституционно- - правовые нормы и отношения. Государственная власть и права человека и гражданина.

Место конституционного права в системе российского права, его влияние на другие отрасли права. Источники конституционного права. Конституция РФ – основной источник отрасли. Иерархия источников конституционного права. Соотношение федерального закона и и конституции, устава субъекта федерации.

Понятие и истоки конституционализма. Конституционное государство и правовое государство: соотношение понятий. Конституционное развитие России: дореволюционный, советский и постсоветский периоды.

Конституция РФ 1993 года: разработка и принятие. Всенародный референдум.

Обобщающее повторение по теме (1 час)

Контрольное тестирование по теме (1 час)


^ II. Тема: «Конституция РФ» (11ч.)

Понятие Конституции, основное содержание и виды. Принципы основного закона РФ. Структура Конституции РФ. Порядок пересмотра и принятие новой Конституции РФ.

Особенности реализации конституционных норм. Прямое действие Конституции. Обеспечение реализации и механизм защиты конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность: особенности и порядок осуществления. Конституционно-правовые санкции, их виды. Конституционные правонарушения.

Обобщающее повторение по теме (1 час)

^ III. Тема: «Конституционный строй РФ. Государственная власть в РФ» (15 ч.)

Основы конституционного строя. Непосредственная и представительная демократия.

Конституция и экономика. Конституция и личность: граждане, иностранцы, лица без гражданства – конституционное регулирование указанных статусов. Уполномоченный по правам человека. Гарантии прав и свобод гражданина и человека. Понятие и принципы гражданства.

Федеративное устройство РФ. Изменения в конституционном законодательстве по федеративному устройству РФ. Формы и особенности взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации. СНГ.

Выборы и народное представительство. Понятия «избирательное право» и «избирательная система». Принципы избирательного права. Понятие и этапы избирательного процесса в РФ. Особенности предвыборной агитации. Система избирательных прав граждан РФ. Законодательство о выборах.

Конституционный статус Президента РФ. Место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти. Порядок избрания Президента РФ. Акты Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Основные направления развития президентской власти в России.

Парламентаризм в России. Федеральное собрание в системе органов государственной власти. Законодательный орган РФ. Парламентский контроль. Структура Федерального Собрания РФ. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы РФ.

Понятие и стадии законодательного процесса. Понятие права законодательной инициативы. Основные стадии рассмотрения и принятия федерального закона Государственной Думой РФ. Стадия одобрения закона Советом Федерации. Федеральное Собрание и Президент РФ в законодательном процессе РФ. Президентское вето. Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных правовых актов палат Федерального Собрания.

Правительство РФ в системе органов государственной власти. Компетенция Правительства РФ. Взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти. Институт ответственности Правительства РФ.

Система органов государственной власти субъектов Федерации. Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Структура органов местного самоуправления.

Природа и место судебной власти в системе органов государственной власти. Конституционный суд РФ, Высший арбитражный СУД РФ, Верховный суд РФ. Полномочия главных судов РФ. Особенности конституционного статуса прокуратуры РФ.


IV. Итоговое занятие ( 1 ч.)

Ранжированное тестирование по всему курсу. Либо защита творческих работ по направлениям курса на конференции.


Календарно – тематическое планирование курса «История государства и права России»,  10-11 классы

№ п/п

 

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/ уметь)

Основные

виды деятельности ученика

Виды контроля, измерители

КЭС

Ким

ЕГЭ

КПУ

Ким

ЕГЭ

Домашнее

задание

Дата


                                                                                   Истоки конституционализма

1-2

Цели и задачи курса. История появления Конституции.

Понятие и юридические свойства Конституции. Свойства Конституции.

Понятия: Конституция, государство, право.

Работа с терминами, с текстами документов. «Мозгоая атака».

Тестирование

5.1

5.4

1.7

2.1

2.2

Записи в тетради

1-5.09

08-12-09

3-4

Истоки конституционализма.

Что такое

конституционализм?

Каково

происхождение

слова

«конституция»?

Великая хартия

вольностей и

Декларация

независимости

Понятия: Декларация, хартия, конституционализм.

«Мозговой

штурм» (слова

ассоциации),

анализ текстов

документов.

Беседа.

5.2

5.4

1.7

2.1

2.2

2.8

Подготовка сообщений.

15-19.09

22-26.09

5-6

Конституции

зарубежных стран

Конституции

Великобритании,

Франции, Германии,

Италии

Уметь выделять основные признаки Конституций, выделять общее и особенное.

Практическое

занятие (изучение

документов, их

анализ,

подготовка

сообщения,

заполнение

таблицы)

Презентации, сообщения

5.1

1.7

2.1

2.2

2.8

Подготовка сообщений, презентаций.

29.09 -03.10

06.-10.10

                                                     Конституционный вопрос в России.

7-8

История становления

и развития

Конституции РФ

Первые попытки

введения

конституции.

Советские

Конституции.

Знать хронологию событий, условия принятия конституций, особенности.

Практическое

занятие (изучение

документов, их

анализ,

подготовка

сообщения,

заполнение

таблицы).

Беседа. Таблица.

5.1

5.2

5.4

1.7

2.1

2.2

2.5

Заполнить таблицу.

13-17.10

20-24.10

9

Конституция РФ.

Причины принятия

Конституции РФ.

Достоинства и

недостатки.

Основные черты

Знать основные черты Конституции РФ, причины принятия Конституции.

Анализ статей и

заполнение

сводной таблицы

Беседа.

5.4

1.7

2.1

2.2

2.5

Ознакомиться с

основными

положениями

Конституции РФ

27-31.10

Основы конституционного строя РФ (ст.1-16).

10-11

Конституционный строй РФ.

Понятие

конституционного

строя. Закрепление

конституционного

строя в

Конституции РФ.

Понимать, что Конституционный

строй

-

это         

определённый способ

организации

государства, который

закреплён в его

Конституции.

«Мозговой

штурм» (слова

ассоциации),

работа в группах и

анализ статей.

Беседа, графические схемы.

5.4

4.14

1.7

2.1

2.2

2.5

2.7

Знакомство с 1-й главой Конституции РФ.

10-14.11

17-21.11

                                                             Основные права и свободы человека и гражданина (ст .17-64)

12-13

Основы правового статуса личности.

Что составляет

правовой статус

человека. Принципы

правового статуса

личности. Права и

свободы человека и

гражданина.

Понятия: правовой статус личности, права и свободы человека.

Анализ статей

Формулировка

выводов,

конспектирование,

работа с

терминами,

графическими

схемами,

текстами статей

Конституции

Конспектирование, анализ статей, заслушивание сообщений.

5.4

5.8

1.7

2.1

2.2

2.5

2.8

Подготовить сообщения о правах человека.

24.-28.11

01-05.12

14-15

Гражданство РФ

Понятие

гражданства.

Развитие

законодательства о

гражданстве.

Принципы

гражданства РФ.

Основания и

порядок

приобретения

гражданства РФ.

Прекращение

гражданства.

Порядок изменения

гражданства детей.

Порядок решения

дел о гражданстве.

Понятие: гражданство. Знать: основания приобретения гражданства, прекращение гражданства.

«Мозговой

штурм»,

работы

с

терминами,

текстами статей

Конституции.

Заслушивание сообщений, графические схемы.

5.4

5.17

1.7

2.1

2.2

2.5

2.8

2.9

Подобрать

материал из СМИ

о гражданах

других стран,

проживающих в

России.

08-12.12

15-19.12

16

Конституционные права и свободы.

Понятие и

классификация

конституционных

прав и свобод.

Личные права и

свободы.

Политические права

и свободы.

Социально

экономические

права и свободы.

Основные

обязанности.

Понятие: конституционные права и свободы, виды прав, основные обязанности.

Работа с текстом

статей

конституции.

Анализ статей.

Беседа. Заслушивание сообщений.

5.4

5.8

5.18

5.19

1.7

2.1

2.2

2.5

2.8

2.9

Подобрать

статьи

из СМИ о

реальном

закреплении и

реализации прав

человека

22-26.12

Федеративное устройство (ст. 65 – 79)

17-18

Конституционно

правовой статус

Российской

Федерации.

Становление и

развитие РФ.

Конституционно

правовой статус РФ

Знания  о

становлении и

развитии РФ и её

конституционно

правового статуса.

Работа  с

терминами,

 работа со

статьями

конституции, их

анализ, конспектирование

Беседа, конспект.

4.15

5.4

2.1

2.2

2.5

2.8

Изучить статью 71

29-31.12

12-16.01

19

Субъекты Федерации.

Разновидности

субъектов Ф.

Конституционно

правовой статус

субъектов Федерации.

Особенности

различных субъектов

Федерации.

Организация

работы

с

терминами.

Конспектирование

Творческие работы. Решение познавательных заданий.

5.4

4.15

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

Написать текст

листовки от имени

Кандидата на пост

Мэра, главы

Администрации.

19-23.01

20

Разделение властей и условия их взаимодействия.

Почему необходимо

разделение властей.

Принципы

разделения властей.

Знать принципы

разделения властей и

проблемы,

возникающие при

реализации их.

Работа с

терминами, со

статьями

Конституции.

Анализ статей

Заслушивание сообщений.

5.4

4.14

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

Подготовить

сообщения о 3

ветвях власти.

26-30.01

21

Органы власти РФ.

Понятие

государственного

органа РФ. Система органов государственной власти РФ.

Понятия: государственный орган, система органов государственной власти.

Анализ статей конституции, конспектирование, составление графических схем.

Беседа, графические схемы.

5.4

4.14

2.1

2.2

2.4

2.5

Изучение статей Конституции.

02-06.02

22-23

Избирательная система РФ.

Избирательная

система. Принципы

избирательного

права. Виды

избирательных

систем.

Избирательный

процесс.

Представления  о выборах

как демократическом

способе формирования

государственных

органов и органов

местного

самоуправления

Работа с текстом

Конституции, заполнение сводной таблицы.

Беседа, заслушивание сообщений.

5.4

4.10

5.5

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

2.9

Подготовить

сообщение «Из

истории

избирательного

права»

09-13.02

16-20.02

24

Уполномоченный по правам человека.

Из истории

появления

омбудсменов.

Правовой статус

уполномоченного.

Правомочия

Уполномоченного.

Знать: уполномоченный по

правам человека в РФ

призван обеспечить

гарантии прав и свобод

человека и гражданина.

Чтение, анализ

текста и

составление

опорного

конспекта

Выполнение творческих заданий.

5.4

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

2.9

Написать жалобу

уполномоченному

по правам

человека или

подобрать

материал из СМИ

о нарушениях

прав человека

02-06.03

Президент РФ (ст.80-93).

25-26

Президент РФ.

Становление

института

Президента в РФ.

Порядок выборов и

вступление в

должность.

Правовой статус

президента.

Полномочия

Президента.

Правовые акты

Президента.

Основания

досрочного прекращения

полномочий

Президента.

Роль

президента в

государстве. Способы

его избрания и

полномочия, составить

представление о

функциях и роли

Президента РФ в

структуре государственной. власти.

Работа в тетради.

Анализ

и

составление

графической

схемы

«Полномочия

Президента»

Работа со статьями Конституции.

Ответы на вопросы. Эссе.

5.4

4.14

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

Написать

сочинение эссе

«Если бы я был

президентом»

09-13.03

16-20.03

Федеральное собрание – парламент РФ (ст. 94-109).

27

Федеральное собрание РФ.

Федеральное

Собрание и его

место в системе

органов государства.

Представление  о составе,

порядке формирования

российского

парламента

-

законодательного

органа.

Конспектирование

основных

положений.

«Мозговой штурм»

Заслушивание сообщений.

5.4

4.14

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

2.3

Подготовить

сообщение о

Федеральном

Собрании.

23-27.03

28

Совет Федерации РФ.

Состав и порядок

формирования СФ.

Полномочия СФ.

Знать: роль Совета

Федерации и порядок

его формирования.

Работа с текстом Конституции (гл. 5). Анализ статей и

выполнение

лабораторной

работы

Заслушивание сообщений.

5.4

4.14

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

2.3

Подготовка

сообщения о

компетенции СФ

30.03-03.04

29

Государственная Дума.

Компетенция ГД.

Законодательный

процесс.

Представления о

деятельности и

порядке

формирования палат

ФС.

Работа с текстом

Конституции.

Анализ

статей,

обсуждение по

вопросам, запись

главного в тетрадь

Беседа. Составление схемы.

5.4

4.14

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

2.3

Составить схему

«Законы,

рассматриваемые

СФ в

обязательном

порядке»,

начертить схему и

заполнить

пропуски (стр.145

-

146)

13-17.04

Правительство РФ – исполнительная ветвь власти РФ (ст.110-117).

30

Правительство РФ.

Правительство РФ

-

исполнит. Орган

гос. власти. Состав и порядок

формирования.

Полномочия.

Организация

деятельности. Акты

Правительства РФ.

Знать: роль и полномочия Правительства РФ.

Групповая работа с текстом,

озвучивание

ответов и

записывание

основных

положений.

Беседа. Заслушивание сообщений.

5.4

4.14

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

Подготовить сообщения о Правительстве РФ.

20-24.04

Судебная власть в РФ (ст. 118-129).

31.

Судебная власть в РФ.

Конституционные

принципы

осуществления

судебной власти в РФ.

Знать: какие суды

входят в судебную

систему РФ и каковы

условия их

деятельности.

Анализ статей конституции РФ и включение в беседу.

Выполнение письменных заданий.

5.4

4.14

5.20

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

1.7

Выписать

положения,

касающиеся

правового статуса

судей.

27-30.04

32.

Конституционный суд РФ.

Порядок

образования.

Полномочия.

Деятельность.

Знать: компетенции и

роль

Конституционного суда

в системе судебной

власти

РФ.

Работа с текстом

Конституции.

Беседа. Схема.

5.4

5.20

4.14

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

1.7

Составить схему

«Структура и

полномочия

Конституционного

суда РФ».

05-08.05

Местное самоуправление (ст.130-132).

33.

Местное самоуправление.

Понятие местного

самоуправления.

Функции.

Принципы. Органы.

Основы

деятельности.

Предметы ведения.

Конституционные

гарантии.

Знать: органы местного

самоуправления и

направления их

работы.

Работа с

термином

«местное

самоуправление».

Организация

работы с

графическими

схемами

Мозговой штурм.

Заслушивание сообщений.

Беседа.

5.4

2.1

2.2

2.4

2.5

2.8

2.9

Подготовить

сообщение об

органах местного

самоуправления.

11-15.05

34   Зачет по курсу.                                                                                                                                                                                                                           18-22.05

Литература:


  1. Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Конституционное право России (схемы), Питер.,2006.

  2. Головистикова А.Н., Грудцина Н.А. Конституционное право России: учебник, М., 2006

  3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право. Учебник для 10-11 классов. М.: «Вита -Пресс», 2008

  4. Мазаев В.Д., Васильева С.В., В.А. Виноградова. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций.М.: «АЙРИС - ПРЕСС», 2006

  5. Мазаев В.Д., Васильева С.В., В.А. Виноградова. Конституционное право Российской Федерации. Практикум. М.: «АЙРИС - ПРЕСС», 2006

  6. Никитин А.Ф. Правоведение: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2005.

  7. Никитин А.Ф. Основы государства и права: пособие для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2005.

  8. Юридический словарь. М.: «ОЛМА –ПРЕСС Инвест»2009



Нормативно - правовые акты:


  1. Конституция РФ с комментариями.

  2. ФКЗ от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации».

  3. ФЗ от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  4. ФЗ от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

  5. ФЗ от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

  6. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...