РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору в 9 классе «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
рабочая программа по праву (9 класс) на тему
Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но как ни парадоксально, с трудом возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.
Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.
Предлагаемый курс направлен на:
1) осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночного общества;
2) развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы.
3) формирование собственных норм и ценностей;
4) установление конструктивных отношений с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostok_i_zakon.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Б-Кочинская СОШ»
"Утверждаю" Директор школы __________А.И.Теплоухова "_____"___________2016 г. | "Согласовано" Заместитель директора школы по УВР___________ ________________________ | Рассмотрена на заседании МО Протокол №______ от "_____" ___________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору в 9 классе
«ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
Разработал:
учитель истории
и обществознания
Гагарин В.И.
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но как ни парадоксально, с трудом возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.
Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.
Предлагаемый курс направлен на:
1) осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночного общества;
2) развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы.
3) формирование собственных норм и ценностей;
4) установление конструктивных отношений с окружающими.
Цель: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи: формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности.
Курс рассчитан на 8 часов в 9 классе.
Курс «Подросток и закон» позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность сделать осознанный выбор в жизни.
Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.
Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. ЛИЧНОСТЬ И ЗАКОН
Для чего принимаются законы. Склонность-стремление заниматься определенной деятельностью. Закон. Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление. Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление – особо важное правонарушение.
Организация правосудия в нашей стране. Если тебя задержала милиция, твои действия. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема 2. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Правонарушение. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Понятие преступления.
Тема 3. ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений.
Духовная нищета. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Попустительство по отношению к несовершеннолетним правонарушителям со стороны школы. Отношение милиции к ранним правонарушителям. Гуманность суда и повторные преступления.
Тема 4. ВИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Что такое вина. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению, за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства.
Тема 5. ГРУППОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Стремление к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.
Тема 6. КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Что такое вина. Что такое виктимология? Закон «О безопасности». Особенности виктимной личности. Виктимология – наука о жертве правонарушений. Два типа виктимности: личностная, ролевая. Виктимное поведение. Жертва преступных посягательств – центральная фигура. Типы личностей с отклоняющимся поведением. Насилие и его виды. Для чего нужны законы? Что такое провоцирующее, неосмотрительное, аморальное и преступное поведение. Группа и риск. Безопасность.
Фиксация вины обвиняемого в приговоре по уголовному делу. Понятие вины. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Презумпция невиновности.
Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению. Ответственность за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства. Отягчающие ответственность обстоятельства.
Тема 7. ЕСЛИ ТЕБЯ ЗАДЕРЖАЛА МИЛИЦИЯ
Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях.
Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление – особо важное правонарушение.
Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема 8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ»
(ролевая игра)
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем курса | Всего | В том числе | Форма | |
лекции | практич. работа | ||||
1 | Личность и закон | 1 | 1 | Тренинг | |
2 | Правонарушение и преступление | 1 | 1 | Составление схем | |
3 | Причины правонарушений | 1 | 1 | Беседа (ответы на вопросы) | |
4 | Вина и ответственность | 1 | 1 | Практич. работа | |
5 | Групповые правонарушения несовершеннолетних | 1 | 1 | Практич. работа | |
6 | Как не стать жертвой преступлений | 2 | 1 | 1 | Практич. работа |
7 | Если тебя задержала милиция | 1 | 1 | Семинар | |
8 | Ролевая игра «Трудное решение» | 1 | 1 | Проведение судебного заседания |
Ресурсный материал к темам курса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Граждановедение: приложение к «Учительской газете». – 2004. – № 17, 18, 22, 29.
2. Защита прав потребителей: учебно-практич. пособие / авт.-сост. А. С. Долбилин, Ф. Р. Шахурина, Г. Н. Цыкоза; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. П. Дашкова. – М.: Информ.-внендренческий центр «Маркетинг», 1998. – 160 с. – ISBN 5-7856-0024-2.
3. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 240 с. – ISBN 5-8393-0145-0.
4. Кишенкова, О. В. Основы гражданских знаний. 9 кл.: учеб. для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 288 с. – ISBN 5-7107-2232-4.
5. Максудов, Р., Антропов, О. Знай свои права. Ты и милиция.: пособие для подростков и их родителей. – М.: Москов. школа прав человека, 1997.
6. Никитин, А. Ф. Права человека: дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9 класс: пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 80 с. – ISBN 5-7107-1735-5.
7. Никитин, А. Ф. Основы обществознания. 8–9 кл.: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 224 с. – (Дидактические материалы.) – ISBN 5-7107-3577-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...
рабочая программа курса по выбору 9 класс
9 класс курс по выбору...
Рабочая программа курса по выбору 7 класс
Программа курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование ли...
Рабочая программа курса по выбору «Подросток и закон»
Курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства....
Рабочая программа курс по выбору 9 класс физика
Рабочая программа курса по выбору для предпрофильного физико-математического направления...
Рабочая программа курса по выбору_10 класс_Учимся писать сочинение.
Рабочая программа составлена на основе:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федерального государственного образовательного стандарта ср...