Рабочая программа по предмету Право
рабочая программа по праву на тему

Васютина Ирина Александровна

Рабочая программа по предмету Право для СПО по профессии "Повар. Кондитер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pravo.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Орловской области

БОУ ОО СПО «ГАЗУНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» Малоархангельский филиал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВО

Для профессии  19.01.17 «Повар, кондитер»

2015г.

ОДОБРЕНА

Методической комиссии общеобразовательного цикла

____________________________

Председатель ЦК

__________ /_____________/

Протокол № ___

от «___»__________2015г.

Составлена в соответствии с

требованиями стандарта среднего  общего образования по дисциплине

Зам. директора по УР и МР

______________ Л.В.Симонова

 «___»__________2015г.

Разработчик:

И.А.Васютина -  преподаватель Малоархангельского  филиала  БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

Рецензент:

С.В.Манушина – преподаватель БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

              В.С.Петухова – преподаватель БОУ ОО СПО « Покровский       техникум»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа учебной дисциплины «Право»  предназначена  для изучения права в учреждениях  среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего  общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля  право изучается как профильный  учебный предмет в объеме 114 аудиторных  часов, 171 час максимальной нагрузки.   Промежуточная аттестация в форме экзамена в пятом семестре.

    Рабочая программа разработана на основе примерной  программы ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России  для профессий среднего профессионального образования от 2008 года.

    Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты  прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

    В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.  

    Изучение учебной дисциплины «Право»  направлено на развитие у обучающихся гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания, правовой культуры, навыков правомерного поведения,  необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

    Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и  внеучебной  деятельности.

    Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на  формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.  

    Отличительными особенностями программы являются:

– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;

– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;

– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;

– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;

– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;

– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.

В результате изучения учебной дисциплины «Право» обучающийся должен:

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

Максималь.

учебная

нагр. студ.

часы

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самосто

ятельная

работа

студентов

всего

Лабораторные

занятия

Практические

занятия

Введение  

2

2

  1. Правовое регулирование общественных отношений

12

8

4

  1. Основы конституционного права Российской Федерации

21

13

8

  1. Отрасли российского права  

112

75

37

4. Международное право и его особенности

24

16

8

Итого

171

114

57

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Юриспруденция как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации.

1. Правовое регулирование общественных отношений

1.1.Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

1.2.Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика.  Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1.3.Правовые отношения и их структура.

1.4.Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Знать: основные институты и отрасли права, порядок принятия и вступления в силу законов в РФ, понятия правомерного и противоправного поведения.

Уметь: различать основные формы права, определять место права в системе социальных норм, объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм.

Самостоятельная работа обучающихся

Эссе «Может ли современное общество обойтись без государства?»

Работа с конспектом.

Работа с дополнительной литературой.

Привести пример из жизни к признакам правового государства.

2. Основы конституционного права Российской Федерации

2.1.Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

2.2.Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

2.3.Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

2.3.Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы  и процедуры избирательного процесса.

2.4.Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы  защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

2.5.Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

2.6.Права и обязанности налогоплательщика.

Знать: основные положения конституционного права РФ, особенности работы органов власти РФ, конституционные права и обязанности граждан РФ, права и обязанности налогоплательщика.

Уметь: характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, объяснять: основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом.

Эссе «В США за более чем 200 лет их существования действовала и действует одна Конституция. В СССР за 70 лет было принято семь конституций, считая Конституцию 1918 года. Почему?»

Работа с дополнительной литературой.

Подготовка к обсуждению вопроса «Что влияет на принятие или не принятие законов в Государственной Думе

Работа с Конституцией РФ.

Эссе «Верна ли характеристика России как правового государства?»

Подготовка к обсуждению вопроса «Активное и пассивное избирательное право граждан»

Эссе «Почему в странах с неблагоприятной экономикой предпочтение отдают косвенным налогам, а в богатых – прямым?»

Тема для размышлений: Акциза – «за» и «против».

3. Отрасли российского права

3.1.Гражданское право и гражданские правоотношения. 

Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц.

Гражданско-правовые договоры.

Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.

3.2.Защита прав потребителей.

3.3.Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок,  условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

3.4.Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

3.5.Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и   порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

3.6.Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях.

3.7.Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.

3.8.Основания и порядок обращения  в Конституционный Суд РФ.  Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

Знать: основные отрасли российского законодательства;  понятия физическое лицо, юридическое лицо; основные положения административного, семейного, трудового, уголовного, конституционного права.

Уметь: различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.

Самостоятельная работа обучающихся

Эссе «Чем было вызвано обновление гражданского права в России: причины, цели, сущность».

Какие  договоры страхования полезно заключить в наше время и почему? – тема для размышления.

Гражданин и собственность – подготовка к обсуждению.

Правовой статус несовершеннолетнего предпринимателя – подготовка материалов.

Работа с Семейным кодексом.

Почему закон не разрешает вступать в брак слишком молодым? – подготовить аргументацию к ответу.

Эссе «Развод и дети»

Тема для размышлений «Как защитить интересы детей?»

Уважение к труду: зависит ли оно от формы собственности? – тема для размышления.

Эссе «зачем заключается коллективный договор?»

«Мы делаем вид, что мы работаем, а государство делает вид, что платит нам зарплату»  Кому это выгодно? – Эссе.

Работа с административным кодексом.

Эссе «Чем опасны нарушения правил дорожного движения?»

Подготовка сообщения по теме: «Порча вагонов электричек: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты».

Работа с уголовным кодексом РФ.

Подготовка сообщения по одному из видов преступления.

Какие преступления особенно опасны сегодня? – тема для размышления.

Подготовка сообщения по теме «Почему компьютерная информация поставлена под защиту уголовного кодекса?»

Нужна ли смертная казнь в России? – подготовка к обсуждению.

Решение задач по уголовному кодексу.

Подготовка сообщения: «Как и почему становятся преступниками несовершеннолетние?»

4. Международное право и его особенности

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Знать: понятия международное право, международное гуманитарное право, порядок международной защиты прав человека в условиях мирного и военного времени.

Уметь: правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); ориентироваться в особенностях международного права в мирное и военное время.

Самостоятельная работа обучающихся

Эссе по одной из тем

  - Какое место в российской правовой системе занимают постановления Европейского суда по правам человека.

 - Проблема ответственности физических лиц за международные преступления.

  - Проблема применимости положений международных актов о правах человека в отношениях между частными лицами.

  - Смертная казнь в международном и европейском праве.

  - Поощрение и защита прав человека в условиях борьбы с терроризмом.

 -  Взаимодействие Европейского Суда по правам человека и национальных судов.

Перечень литературы, информационных источников и средств обучения

Основные источники.

  1.      Никитин А.Ф. Право профильный уровень. – М.,Дрофа 2008.
  2. Сборник кодексов РФ.— М., 2008.

        

Дополнительные источники

  1. Никитин А. Ф. Обществознание:  10—11 кл.— М., 2003.
  2. Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.— М., 2002.
  3. Человек  и   общество.   Обществознание:   11   кл./Под  ред.   Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,— Ч. 2.— М., 2006.

        Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2005.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. -№ 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 – ФЗ (в ред. от 25.11.2006 N 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ  ПО  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

http://www.gov.ru - Органы государственной власти Российской Федерации

http://www.duma.ru/ - Государственная Дума

http://www.akdi.ru/sf/ - Совет Федерации РФ

http://www.cityline.ru/politika/prav/pravbook.html - Правительство России и федеральные органы исполнительной власти

http://www.scrf.gov.ru - Совет Безопасности

http://law.edu.ru/magazine/pravoved - сайт журнала «Правоведение»

http://lesson-history.narod.ru/pravo.htm - Основы государства и права (10-11 классы) –Иллюстрации, схемы, таблицы

http://www.echr.ru/coe/activity/index.htm - Деятельность Совета Европы/Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика  

http://www.humanrights.coe.int - Страница общей информации по правам человека:

http://www.echr.coe.int - Европейский Суд по правам человека

http://www.rubicon.ru - Электронные версии энциклопедий и словарей

http://www.wwlia.org/diction.htm - Юридический словарь

http://www.Panorama.org/ks/ - Конституционный Суд России

http://www.legaldocs.com/~usalaw/misc-s.htm - Юридические документы в режиме online.

http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41175/tlg16.pdf- Занимательное граждановедение

http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html- Права и дети в Интернете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета ПРАВО

Рабочая программа учебного предмета ПРАВО...

рабочая программа по предмету право для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету "Право" для 10-11 класса расчитана на 17 часов в 10 и 17 часов в 11 классе...

Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Право»  для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...

Рабочая программа по предмету «Право» для 10- 11 класса (профильный уровень)

Рабочая программа по предмету «Право»  для 10- 11 класса (профильный уровень)...

рабочая программа по предмету "Право" 10-11 класс ФГОС

программа на 2 часа в неделю ( 2 учебных года) ФГОС...

Рабочая программа учебного предмета Право 7-9 класс

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (требований федерального компонента образовательного стандарта)...

Рабочая программа по предмету "Право" (профильный уровень)

Рабочая программа по предмету "Право" (профильный уровень) разработана на основе учебника и программы ао праву Никитина А.Ф. Задачей программы является определеление основных направлений в и...