«Голосование, выборы, референдум»
материал по праву на тему
Показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования органов власти, призванного служить интересам народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Голосование, выборы, референдум»
Проблема: Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной ситуации на уроке.
Цели обучающие; показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования органов власти, призванного служить интересам народа.
Задачи: 1. Выяснить с учащимися, что такое политическое участие; голосование;
2. Какова роль и функции выборов в органы власти;
3. Каковы основные типы избирательной системы.
Цели развивающие:
- Развитие познавательных интересов;
- Развитие правовой культуры;
- Развитие творческой инициативы;
Цели воспитательные:
- Формирование чувства уважения к народу;
- Приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленных в Конституции РФ;
- Воспитание гражданской ответственности.
В соответствии с целями и задачами урока учитель формирует основные умения и навыки:
Учащиеся должны знать:
- Что такое политическое участие, виды и формы.
- Голосование.
- Типы избирательной системы.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать тексты;
- объяснять смысл понятий;
Тип урока: комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.
Эпиграф к уроку:
«Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении». К. Ясперс
Ход урока
- Организационный момент-2 минуты.
- Изучение нового материала-25 минут.
- Закрепление и обобщение - 10 минут
4. Подведение итогов и домашнее задание- 3 минуты.
План изучения нового материала
- Что такое политическое участие. Виды, формы политического участия.
- Голосование. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.
- Роль и функции выборов в органы власти.
- Основные типы ( формы) избирательной системы.
В начале урока учитель предлагает ученикам ответить на вопрос:
« Что бы вы хотели узнать об избирательной системе в нашей стране?»
Все ответы учеников записываются на доске:
- политическое участие, что это?
-голосование, как происходит?
-органы власти, их работа?
-избирательная система, какие формы бывают?
Учитель: «А теперь постараемся ответить на ваши вопросы».
1.Что такое политическое участие. Виды, формы политического участия.
Учитель. В любой политической системе индивиды и социальные группы в той или иной степени вовлечены в политический процесс. По степени политической активности граждан среди них выделяют следующие группы: аналитическая группа (не участвуют в политике); граждане, голосующие на выборах; граждане, участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций, делающие политическую карьеру; политические лидеры.
Учащимся предлагается дать краткое определение - что такое политическое участие. После обсуждения пишется определение в тетрадь.
Политическое участие- это действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.
Различают два вида политического участия: автономное и мобилизованное.
Автономное участие- это сознательная активность граждан, более или менее разбирающихся в политике. Такой вид участия имеет место в стабильных демократических странах.
Мобилизованное участие- это вынужденное действие, при котором участие в политике, например голосование на выборах, зависит от неполитических факторов (страх, подкуп и т. д.).
Это вид политического участия имеет место, прежде всего в традиционном обществе или в обществе с тоталитарным режимом.
(слайды 8-10)
Вопрос: Каковы основные формы политического участия в современном демократическом обществе?
( Ответ: участие в выборах, также и голосование).
2.Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны. Наряду с ней имеются и другие, в частности организация и участие в политических и общественных движениях, обращение в парламент и местные законодательные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного деятеля…
Активное избирательное право- право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т. д.). В Российской Федерации предоставляется всем гражданам, достигнувшим 18 лет (за исключением, предусмотренным конституционным законом).
Пассивное избирательное право- право гражданина быть избранным в представительные органы государства.
(Слайд-11)
Задание.
Работая с текстом учебника стр.217. выпишите основные элементы процедуры голосования.
Просмотр процедуры голосования на компьютере (презентация урока).
( слайды 12-19)
Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы:
- Регистрация в списке избирателей по месту жительства;
- Тайное голосование в специальной кабине;
- Использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов;
- Присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования;
- Подсчет бюллетеней специально созданной комиссией;
- Официальное опубликование результатов голосования.
Активность избирателей определяется процентной долей числа пришедших голосовать от общего числа.
3. Роль и функции выборов в органы власти.
Выборы дают возможность индивидам и социальным группам сформулировать свои требования, обеспечить поддержку тех действий политических лидеров, которые соответствуют интересам большинства населения.
Выборы - это средство легитимации политического режима.
Демократические выборы являются всеобщими, прямыми, равными, проходят при тайном голосовании.
4.Основные типы (формы) избирательной системы.
Задание. Работа с Конституцией ст. 32. Работа с текстом стр. оформление схемы.
Избирательная система – это упорядоченная совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных органов государственной власти.
( слайды 21-22)
Основы избирательной системы заложены в Конституции и конкретизуются в избирательном праве. Достижение демократии является всеобщее равное избирательное право.
Выборы бывают прямые (одноступенчатые) или косвенные (многоступенчатые). Например, в США выборы президента осуществляются через избранных народом выборщиков.
По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избирательные системы подразделяются на: пропорциональные, мажоритарные и смешанные.
В первом случае определяется процент полученных на выборах каждой (движением и т. п.) голосов и соответственно определяется число депутатов по данному списку (Италия). Во втором случае (мажоритарные) избранным путем в каждом избирательном округе является тот кандидат, который набрал относительное или абсолютное большинство голосов (Англия). Пример смешанной избирательной системы- выборы в Госдуму России. Они происходят наполовину по пропорциональному, а наполовину по мажоритарному принципу: соответственно 225 и 225 из общего числа депутатов – 450.
Еще одной формой политического участия являются референдумы и плебисциты.
Референдум (от лат. «то, что должно быть сообщено»)- всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; проводится по особо важным вопросам государственной жизни; проводится по особенно важным вопросам государственной жизни. Например, в 1991 году проводился референдум о сохранении СССР, а в декабре 1993 года – референдум о принятии Конституции РФ.
Разновидностью референдума является плебисцит ( от лат. «решение народа»)- это опрос населения путем голосования о принадлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству.
Основное различие между выборами и референдумом состоит в том, что выборы принадлежат к механизмам представительной демократии, а референдум – это институт прямой демократии. Таким образом, в демократическом обществе политическая активность граждан - это залог его развития. (слайды 23-24)
Вопрос: Мотивы участия граждан в выборах?
- Закрепление изученного- 10минут.
Работа над основными понятиями (политическое участие, автономное участие, избирательная система, мобилизованное участие, референдум…
- Что такое голосование и выборы?
- Что такое электорат и как он разбирается по своим политическим предпочтениям?
3. Тренинг « Я голосую за тебя!»
Подведение итогов:
Учитель « Ребята, на все ли вопросы мы получили ответ?» Ответы детей.
Домашнее задание (3 мин.): пар. 31. Напишите сочинение- размышление на одну из тем стр.80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина "ГОЛОСОВАНИЕ, ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМ"
Этот урок можно использовать как повторительно обобщающий по теме: "избирательный процесс". Можно использовать для учашихся как 9 так и 11 класса....
Урок "Голосование ,выборы референдум"
Данный урок по курсу обществознание в 9 классе по учебнику А.И. Кравченко....
«Голосование, выборы, референдум»
Конспект урока по обществознанию в 9 классе + тест самоконтроля по теме....
Открытый урок в 9 классе по теме "Голосование.Выборы.Референдум."
Открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему :;Голосование.Выборы.Референдум. Цель:создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствам...
урок: «Голосование, выборы, референдум»
Проблема: Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной ситуации на уроке.Цели обучающие; показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования ор...
Презентация к уроку" Голосование. выборы. референдум"
Мотивация учащихся на усвоение темы , путем создания проблемной ситуации на уроке....
Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс
Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...