План-конспект урока по обществознанию на тему "Семейное право" 11 класс
план-конспект урока по праву (11 класс) на тему

Воробьева Екатерина Андреевна

       Тип урока: комбинированный  (по соотношению содержательных компонентов);

       Приемы деятельности учителя: постановка проблемы, изложение материала, самостоятельная работа учащихся,  беседа, рассуждение.

       Виды деятельности учащихся: воспроизводящая, творческая, работа в группах

       Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Представляемый урок состоит из следующих этапов:

Мотивация (р-та с высказываниями)

Актуализация опорных знаний (р-та с заданиями на понятие брак и семья)

Изучение нового материала (р-та в группах с источником)

Первичное закрепление материала (решение ситуативных задач, тест)

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Группа №1

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья — это основанная на ___________ (А) и/или кровном родстве малая ___________ (Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________ (Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________ (Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (Е) и лицам пожилого возраста».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) дети

2) брак

3) социализация

4) коллектив

5) обязанности

6) институт

7) отношения

8) группа

9) любовь

   В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Группа №2

Распределите соотношение левого столбца с правым, работая с понятием и примером

Типы семей

Примеры

1 Нуклеарная

А В доме Васильевых проживают дедушка и бабушка, муж и жена со своими детьми

2 Патриархальная

Б Аркадий проживает совместно со своими женами в 3-х комнатной квартире

3 Полигамная

В Валентина Сергеевна одна воспитывает своего сына Виталия

4 Неполная

Г Супружеская пара Петровых  проживают совместно с двумя детьми

Типы брака

Примеры

1 Гражданский

А Светлана и Петр провели обряд таинства венчания

2 Юридический

Б Алена и Михаил проживают совместно в съемной квартире

3 Церковный

В Вчера состоялась регистрация брака семьи Ивановых

Группа №3

Функции семьи в обществе многообразны. Перечисли только главные из них и проиллюстрируй примером.



Предварительный просмотр:

Группа №1

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА


Статья 10. Заключение брака 


1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. 


Статья 11. Порядок заключения брака 


1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них). 


Статья 12. Условия заключения брака 


1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса. 


Статья 13. Брачный возраст 


1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации. 


Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака 


Не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

- близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. 


Группа № 2

Глава 5. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА


Статья 27. Признание брака недействительным 


1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признается недействительным со дня его заключения (статья 10 настоящего Кодекса). 

Статья 28. Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным 


1. Требовать признания брака недействительным вправе:

- несовершеннолетний супруг, его родители (лица, их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста (статья 13 настоящего Кодекса). После достижения несовершеннолетним супругом возраста восемнадцати лет требовать признания брака недействительным вправе только этот супруг;

- супруг, права которого нарушены заключением брака, а также прокурор, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в силу своего состояния в момент государственной регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими;

- супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, другие лица, права которых нарушены заключением брака, произведенного с нарушением требований статьи 14 настоящего Кодекса, а также орган опеки и попечительства и прокурор;

- прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака;

- супруг, права которого нарушены, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным, к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства. 


Статья 29. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака 


1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.

2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.

4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещенной законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке (статья 14 настоящего Кодекса). 

Глава 6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ


Статья 31. Равенство супругов в семье 


1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. 

Статья 32. Право выбора супругами фамилии 


1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.
2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии. 

Группа №3

Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА


Статья 16. Основания для прекращения брака

 
1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.
2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. 


Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака 


Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. 


Статья 18. Порядок расторжения брака 


Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке. 

Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния 


1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.

2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:

- признан судом безвестно отсутствующим;

- признан судом недееспособным;

- осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

3. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

4. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. 

Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния 


Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (пункт 2 статьи 19 настоящего Кодекса), рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния. 


Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке 


1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

2. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и другое). 


Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака 


1. Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны.

2. При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.

Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака. 


Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака 


1. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, а также супругов, указанных в пункте 2 статьи 21 настоящего Кодекса, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о детях, предусмотренное пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их интересов в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса.

2. Расторжение брака производится судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака. 


Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака 


1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.

2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

- определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

- определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей;

- по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

- по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

3. В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство. 


Статья 25. Момент прекращения брака при его расторжении 


1. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них или по месту государственной регистрации заключения брака. 


Статья 26. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим 


1. В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов.

2. Брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак. 



Предварительный просмотр:

Приложение №3 (ситуативные задачи)

  1. Е.Ю.Молчанов  и Т. Загорная,  находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок  - 1 месяц.

Правомерно ли это действие ЗАГСом?

  1. Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд. 

Когда будет расторгнут брак?

  1. Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванян И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано.

На основе какой статьи им было отказано?

  1. Актер Барыгин-Амурский, вступая в брак, для большей звучности, как ему казалось, просил в ЗАГСе к его прежней фамилии присоединить еще и фамилию супруги.

Удовлетворят ли просьбу молодожена?

  1. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество:

 Гражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество: Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов.В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб.

  1. Супруги Н. переехали к родителям мужа, в большую семью со своими традициями, где жены всегда не работали, а вели хозяйство и занимались воспитанием детей. Этого же потребовали и от приехавшей невестки, что вызвало ее недоумение и протест, поскольку у нее высшее образование и она не хочет терять профессиональные навыки врача.

На чьей стороне закон?

  1. Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа.

Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?



Предварительный просмотр:

 1 вариант Выберите один вариантов правильного ответа

1.Не допускается заключение брака между лицами :

А)состоящими в другом зарегистрированном браке

Б) образованным и малограмотным

В) разной национальности

Г) разного вероисповедания

2.Брачный возраст В Российской Федерации установлен:

А) в 21 год

Б) в 16 лет

В) в 18 лет

Г) любой

3.Брак может быть признан недействительным в случае, если один из супругов окажется :

А) иного вероисповедания

Б) состоящим в другом зарегистрированном браке

В) неверным своему супругу

Г) беспричинно ревнивым

4.Расторжение брака в судебном порядке производится,если:

А) супруги до обращения в суд достигли согласия расторгнуть брак

Б) один из супругов не согласен на расторжение брака

В) один из супругов находится в длительной командировке

Г) супруги пребывают в ссоре

5.Каждый из супругов:

А) обязан проживать совместно со своим супругом

Б) должен проживать со своими родителями

В) имеет право выбирать место жительства

Г) обязан следовать за своим супругом при перемене его места жительства

2 вариант Выберите несколько вариантов правильных ответов

1.Для заключение брака необходимы:

А) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины

Б) достижение ими брачного возраста

В) согласие на брак родителей жениха и невесты

Г) признание судом дееспособности вступающих в брак

2. Брачный договор:

А) может быть заключен только до заключения брака

Б) не может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов

В) может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов

Г) не может регулировать личные неимущественные отношения между супругам

3.В судебном порядке брак расторгается :

А) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака

Б) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей

В) в случае расторжения брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным

Г) если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния

4.А.Брак не может быть признан недействительным

Б.Фиктивный брак не может быть признан недействительным

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

5. А.Расторжение брака может производится только в суде

   Б) При взаимном согласии на расторжении брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах загса

1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б;4) ни А, ни Б



Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

  1. Письменно ответить  на вопрос «Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений. Как вы думаете, в чем причины, и каковы последствия кризиса семейных отношений?»
  2. На основе СК составить план развернутого ответа «Семейное право»



Предварительный просмотр:

Тема

Семейное право

Цель

дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали

Задачи

Образовательные:  актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов в семье; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные: сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений; вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.

УУД

Личностные:

1.Самостоятельно выявлять правовой прецедент, давать оценку заданной ситуации.

2.Обосновывать собственное мнение.

Регулятивные:

1. Определять задачу и цель.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные:

1.Уметь вести дискуссию, диалог.

2.Сотрудничество в учебной деятельности.

3.Выражать и обосновывать свое мнение.

Познавательные:

1. Находить достоверную информацию из источников.

2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактическую информацию.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Анализировать, обобщать, делать выводы

Основные понятия

Семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.

Форма урока

Комбинированный урок

Технология

Проблемно – дискуссионная.??

  1. Мотивация:

Из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните, выделив ключевые слова в избранной цитате.

- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и  родиной. (У.Фосколо).

- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).

- Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

Обучающиеся выделяют ключевые слова. (семья и брак)

Выполнение разного уровня сложности заданий:

На выполнение заданий 2мин.

Приложение №1 (карточки с заданиями)

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья — это основанная на ___________ (А) и/или кровном родстве малая ___________ (Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________ (Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________ (Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (Е) и лицам пожилого возраста».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) дети

2) брак

3) социализация

4) коллектив

5) обязанности

6) институт

7) отношения

8) группа

9) любовь

   В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

  1. Распределите соотношение левого столбца с правым, работая с понятием и примером

Типы семей

Примеры

1 Нуклеарная

А В доме Васильевых проживают дедушка и бабушка, муж и жена со своими детьми

2 Патриархальная

Б Аркадий проживает совместно со своими женами в 3-х комнатной квартире

3 Полигамная

В Валентина Сергеевна одна воспитывает своего сына Виталия

4 Неполная

Г Супружеская пара Петровых  проживают совместно с двумя детьми

Типы брака

Примеры

1 Гражданский

А Светлана и Петр провели обряд таинства венчания

2 Юридический

Б Алена и Михаил проживают совместно в съемной квартире

3 Церковный

В Вчера состоялась регистрация брака семьи Ивановых

  1. Функции семьи в обществе многообразны. Перечисли только главные из них и проиллюстрируй примером.

Формулировка обучающимися определений «семья», «брак»:

Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью

Брак – это союз мужчины и женщины, заключённый в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), основанный на чувстве взаимной любви и взаимной помощи.

  1. Актуализация:

  В последнее время мы наблюдаем возросшее количество случаев, когда семейные пары проживают в церковном браке, в фактическом  браке – длительное совместное проживание мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в ЗАГСЕ. Поэтому ни церковный, ни фактический брак не порождают правовых отношений между супругами.

 

   Примером может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жён художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет её старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.

Какая проблема выявляется в данной ситуации? (нарушение системы правоотношений в семье.)

Ребята мы с вами проговорили, что такое семья и брак, а как вы думаете как  регулируются брачно-семейные правоотношения? (семейным правом)

Отраслевым нормативно-правовым актом, регулирующим семейные правоотношения, является Семейный Кодекс РФ, принятый в 1995 г.

Семейное право — одна из отраслей права. Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Семейное право регулирует определённый вид общественных отношений – семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Большая часть этих отношений носит неимущественный характер, но часто они переплетаются с имущественными отношениями. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, воспитание в семье, привязанность, доверие друг к другу, ответственность и тому подобные отношения относятся к категории неимущественных отношений. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения – появляется общее имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными. В семейных отношениях находят свою реализацию существенные интересы человека. 

Итак, давайте определим субъекты и объекты семейных правоотношений.

Субъект семейных правоотношений: муж и жена, дети, усыновители и усыновлённые,  другие родственники.

Объекты семейных отношений: действия членов семьи, вещи.

  1. Планирование деятельности.

Формирование обучающимися целей и задач на урок.

А сейчас попробуем разобраться в том, какой брак мы можем назвать действительным.

Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком? 

- Каковы условия и порядок заключения брака?

- Каковы условия прекращения брака?

- Когда брак признаётся недействительным?

На эти вопросы вы должны ответить, работая в группах с источниками.

  1. Открытие нового знания (поиск решения проблемы).

Ребята, сегодня наш урок мы построим на основе составление развернутого ответа по теме «Семейное право».  Составить план необходимо в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, которые подпункты должны быть детализированы.

Наша работа  будет основана на самостоятельной работе  в группах по источнику, т.е.  по статьям Семейного кодекса.  У вас на столе лежат листы, на которые вы будете выписать свои ответы как подпункты.

Давайте попытаемся составить главные пункты, которые должны быть изложены в плане как основные, от которых будем составлять подпункты.

Группа 1 Условия вступления в брак (Рожина, Киреев, Нурыева)

Группа 2 Недействительность брака

                 Личные права и обязанности супругов (Крюкова, Тимонина, Рожин)

Группа 3 Условия расторжения брака (Загребайлов, Романюк)

План «Семейное право»

Семейное право – отрасль права регулирующие семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

  1. Условия вступления в брак
  2. Недействительность брака
  3. Права и обязанности супругов
  4. Условия расторжения брака

Приложение №2 (ст.СК РФ )

  1. Условия вступления в брак
  1. Добровольное согласие.
  2. Достижение брачного возраста – 18 лет.
  3. Не должен состоять в зарегистрированном браке.
  4. Не допускаются браки между близкими родственниками.
  5. Обе стороны должны быть дееспособными.
  6. Не должны быть усыновителями и усыновлёнными.
  7.  Особые условия вступления в брак:
  1. Беременность.
  2. Рождение ребёнка.
  3. Непосредственная угроза жизни одной из сторон.

  1. Недействительность брака. Права и обязанности супругов 

Брак недействителен

Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни

Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие другого брака

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Личные права супругов                        

Обязанности супругов

Выбор фамилии

Выбор места жительства

Выбор профессии

На гражданство

На воспитание и образование детей

На отцовство и материнство

  1. Условия расторжения брака

Через органы ЗАГС

В судебном порядке

Нет общих несовершеннолетних детей

Один из супругов не хочет расторгать брак

Обоюдное согласие

Один из супругов уклоняется от расторжения брака (например не приходит в ЗАГС, ссылаясь на занятость)

Один из супругов признан безвестно отсутствующим более 3 лет

В семье есть несовершеннолетние дети

Один из супругов приговорен к лишению свободы на срок свыше трех лет

В случаи смерти супруга

Ограничение права на развод:

Мужу запрещается без согласия жены возбуждать дело в суде и обращаться за расторжением брака в органы ЗАГСа во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

  1. Физкультминутка (видео – зарядка для глаз)

  1. Первичное закрепление:

На основе проделанной работе с Семейным кодексом, скажите какой брак мы можем назвать действительным?

На территории России согласно ст. 10 СК РФ признается только брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния, которыми являются органы местного самоуправления, муниципалитеты.

Обучающимся предлагается решить ситуативные задачи по семейному праву  и  проанализировать их при использовании Семейного кодекса РФ.

Приложение №3 (ситуативные задачи)

  1. Е.Ю.Молчанов  и Т. Загорная,  находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок  - 1 месяц.  Правомерно ли это действие ЗАГСом?
  2. Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд.  Когда будет расторгнут брак?
  3. Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванян И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано. На основе какой статьи им было отказано?
  4. Актер Барыгин-Амурский, вступая в брак, для большей звучности, как ему казалось, просил в ЗАГСе к его прежней фамилии присоединить еще и фамилию супруги. Удовлетворят ли просьбу молодожена?.
  5. Супруги Н. переехали к родителям мужа, в большую семью со своими традициями, где жены всегда не работали, а вели хозяйство и занимались воспитанием детей. Этого же потребовали и от приехавшей невестки, что вызвало ее недоумение и протест, поскольку у нее высшее образование и она не хочет терять профессиональные навыки врача. На чьей стороне закон?

  1. Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа.

Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

  1. Выполнение тестовых заданий:

Приложение №4 (тест «Семейное право»)

*Тест рассчитан на разный уровень сложности:

для обучающихся на оценку «3» -  с выбором одного варианта правильного ответа;

для обучающихся на оценку «4-5» – с выбором несколько вариантов ответа)

Выберите один вариантов правильного ответа

1.Не допускается заключение брака между лицами :

А)состоящими в другом зарегистрированном браке

Б) образованным и малограмотным

В) разной национальности

Г) разного вероисповедания

2.Брачный возраст В Российской Федерации установлен:

А) в 21 год

Б) в 16 лет

В) в 18 лет

Г) любой

3.Брак может быть признан недействительным в случае, если один из супругов окажется :

А) иного вероисповедания

Б) состоящим в другом зарегистрированном браке

В) неверным своему супругу

Г) беспричинно ревнивым

4.Расторжение брака в судебном порядке производится,если:

А) супруги до обращения в суд достигли согласия расторгнуть брак

Б) один из супругов не согласен на расторжение брака

В) один из супругов находится в длительной командировке

Г) супруги пребывают в ссоре

5.Каждый из супругов:

А) обязан проживать совместно со своим супругом

Б) должен проживать со своими родителями

В) имеет право выбирать место жительства

Г) обязан следовать за своим супругом при перемене его места жительства

Выберите несколько вариантов правильных ответов

1.Для заключение брака необходимы:

А) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины

Б) достижение ими брачного возраста

В) согласие на брак родителей жениха и невесты

Г) признание судом дееспособности вступающих в брак

2. Брачный договор:

А) может быть заключен только до заключения брака

Б) не может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов

В) может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов

Г) не может регулировать личные неимущественные отношения между супругам

3.В судебном порядке брак расторгается :

А) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака

Б) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей

В) в случае расторжения брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным

Г) если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния

4.А.Брак не может быть признан недействительным

Б.Фиктивный брак не может быть признан недействительным

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

5. А.Расторжение брака может производится только в суде

   Б) При взаимном согласии на расторжении брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах загса

1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б;4) ни А, ни Б

  1. Вывод по теме (формулируют обучающиеся):

 Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Семейное законодательство регулирует:

1.Условия и порядок вступления в брак;

2.Условия и порядок прекращения брака, и признание его недействительным;

3.Личные неимущественные и имущественные отношения в семье;

4.Определяет формы и порядок устройства в семью детей оставшихся без попечения родителей;

8.  Рефлексия:

 Ребята, как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Каждый из обучающихся самостоятельно оценивает свою работу на уроке.

И закончить я хочу урок  словами Ильи Резника

Семья – источник изначальный

Небесным ангелом хранимый,

И грусть, и радость, и печали

Одни на всех, неразделимы!

Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни, Господь, очаг семейный,

Любовь любимых охрани!

Домашнее задание:

  1. Письменно ответить  на вопрос «Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений. Как вы думаете, в чем причины, и каковы последствия кризиса семейных отношений?»
  2. На основе СК составить план развернутого ответа «Семейное право»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. ( А.Шопенгауэр ). Коли семья вместе, то и душа на месте. ( Русская пословица ). Природа , создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной. ( У.Фосколо ). Семья – это кристалл общества. ( В.Гюго ). Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. ( А.Моруа ).

Слайд 3

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ 1. Работа по тексту: А Б В Г Д Е 2 8 5 6 3 1 2. ТИПЫ СЕМЕЙ: ГАБВ ТИПЫ БРАКА: БВА

Слайд 4

П. Пикассо, Ф. Жило с детьми

Слайд 5

Семейное право - отрасль права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения граждан, возникающие из брака, родства, усыновления, опеки и попечительства над несовершеннолетними, принятия детей в семью на воспитание.

Слайд 6

Какой брак мы можем назвать действительным? Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком?

Слайд 7

П лан - Каковы условия и порядок заключения брака? - Каковы условия прекращения брака? - Когда брак признаётся недействительным ?

Слайд 8

Группа 1 Условия вступления в брак. Группа 2 Недействительность брака. Личные права и обязанности супругов . Группа 3 Условия расторжения брака . С оставление раз­вер­ну­того ответа по теме «Семейное право».

Слайд 9

План «Семейное право» Условия вступления в брак Недействительность брака Права и обязанности супругов Условия расторжения брака

Слайд 11

Ситуативные задачи Е.Ю.Молчанов и Т. Загорная , находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок - 1 месяц. Правомерно ли это действие ЗАГСом ? Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд. Когда будет расторгнут брак? Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванян И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа . Им было отказано. На основе какой статьи им было отказано? Актер Барыгин -Амурский, вступая в брак, для большей звучности, как ему казалось, просил в ЗАГСе к его прежней фамилии присоединить еще и фамилию супруги. Удовлетворят ли просьбу молодожена? Супруги Н. переехали к родителям мужа, в большую семью со своими традициями, где жены всегда не работали, а вели хозяйство и занимались воспитанием детей. Этого же потребовали и от приехавшей невестки, что вызвало ее недоумение и протест, поскольку у нее высшее образование и она не хочет терять профессиональные навыки врача. На чьей стороне закон? Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

Слайд 12

Какой брак мы можем назвать действительным? Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком?

Слайд 13

На территории России согласно ст. 10 СК РФ признается только брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния.

Слайд 14

Ответы на тест I вариант II вариант 1. а 1. абг 2. в 2. абв 3. б 3. абг 4. б 4. 2 5. в 5. 2

Слайд 15

Семья – источник изначальный Небесным ангелом хранимый, И грусть, и радость, и печали Одни на всех, неразделимы! Пусть повторятся в поколеньях Благословенной жизни дни. Храни, Господь, очаг семейный, Любовь любимых охрани!

Слайд 16

1 . Письменно ответить на вопрос « Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений. Как вы думаете, в чем причины, и каковы последствия кризиса семейных отношений? » 2. На основе СК РФ составить план развернутого ответа «Семейное право»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...

План-конспект интегрированного урока по обществознанию и математике в шестом классе

Конспект содержит информацию об основных этапах урока, тип урока, цель, задачи и планируемые результаты....